Проблема развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в курсе преподавания экономики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:38, дипломная работа

Описание

Республика Башкортостан является крупным регионом развитого сельскохозяйственного производства. По объему валовой продукции сельского хозяйства по многолетним показателям она занимает первое место в округе и четвертое – в Российской Федерации. Так, при удельном весе около 3,7% сельскохозяйственных угодий республики в общероссийском показателе, производство валовой продукции составляет от 4 до 5 %.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Переходный период и особенности реформирования агропромышленного комплекса РБ 7

1.1 Понятие переходной экономики 7

1.2 Основные черты экономических реформ в Республике Башкортостан 14

1.3 Место и роль сельскохозяйственной отрасли в экономике Республики Башкортостан и проблемы реформирования АПК РБ 19

Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса РБ в курсе преподавания экономики в школе". 32

2.1 Программа школьного экономического образования. Место "Агропромышленного комплекса" в программе. 32

2.2 Методика преподавания темы "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан" на примере урока в 11 классе средней школы 50

Заключение 59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа на тему.docx

— 75.12 Кб (Скачать документ)

 

В 5-8-ых классах можно ввести курсы по семейной экономике, грамотного потребителя и т.п.

 

В 9-10-ых – курс "Основы экономической теории", который  можно давать в двух вариантах  – для обычной школы и для  школы с углубленным изучением  экономики.

 

В 11-ом классе желательно предлагать ученикам на выбор адаптированные к  уровню их подготовки курсы прикладной экономики.

 

На уроках экономики необходимо формировать экономическое мышление у всех учащихся (каждому из них  придется жить во взрослом мире решений), а следовательно, они должны изучить  основные концепции экономической  науки. Когда учащиеся будут иметь  целостное представление об экономической  науке, они смогут сознательно сделать  выбор своей будущей профессиональной ориентации в области экономики. Поэтому экономическое образование  в лицее охватывает все образовательные  уровни от начальной школы до специализированных старших классов. Оно осуществляется через урочную учебную деятельность, факультативную учебную деятельность, внеурочную и внеклассную деятельность.

 

Отбор содержания и методов  экономического образования происходит на основе социально – психологических  особенностей каждого возраста.

 

Образовательные технологии адекватны содержанию экономического образования. В настоящее время  в школах Республики Башкортостан предпочтение отдается развивающим технологиям, в том числе активным формам обучения, таким, как тренинги, тесты, деловые  игры. В тоже время актуальными  остаются и лекционные формы занятий, а также комбинированные уроки, на которых важное место занимает диалог, анализ экономических статей, статистических данных, сообщение (доклады) отдельных учащихся. Современное  состояние экономической литературы для школьников позволяет организовать работу с учебным текстом разной сложности практически на всех ступенях обучения, что позволяет формировать  навыки работы с экономическим текстом  и облегчает процесс самообразования. В целом же методика преподавания экономического учебного курса базируется на общих принципах дидактики: научности  и объективности, системности и  последовательности изложения, активности обучения и прочности усвоения учебного материала, сочетании абстрактности курса с наглядностью и доступностью изложения.

 

В условиях современных постоянно  изменяющихся требований, нескончаемых реформ образования главная задача учителя – сделать так, чтобы  ученик был вовлечен в рабочий  процесс и был открыт к усвоению новой информации. Преподавание экономики  целесообразно проводить параллельно  с практическими занятиями, которые  помогают получить полезные навыки. Например, создать воображаемую школьную компанию, в которой ученики приобретут навыки предпринимательской деятельности. Контакт ученика и учителя  – вот основа успеха.

 

Включение предмета "экономика" в учебный план школы должно сопровождаться изучением учебно-методического  комплекса и требованиями стандарта  на базовом и профильном уровнях.

 

Стандарты базового и профильного  обучения направлены на достижения целей, выражаемых в приобретении определенных знаний и умений. Они отражают содержание экономического образования на базовом  и профильном уровнях обучения в  средней школе (Таблица 2).

 

Таблица 2. Содержание экономического образования в школе

Цели 

Базовый уровень 

Профильный уровень

 

1. Освоение системы знаний 

Об экономической деятельности людей, экономике России 

Об экономической деятельности человека, организации/фирмы, государства, об экономике России, необходимых  для дальнейшего изучения экономических  дисциплин в системе профобразования  или самообразования

 

2. Овладение умениями 

Подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической  точки зрения, используя различные  источники информации 

Находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических данных, выносить аргументированные суждения по экономически м вопросам с привлечением элементов  научного анализа

 

3. Развития экономического  мышления, 

Потребности в получении  экономических знаний 

Способности критически осмысливать  полученную информацию об экономике, государственной  экономической политике, вырабатывать собственное аргументированное  мнение; способности применять знания для определения экономически рационального  поведения в конкретных ситуациях

 

4. Воспитание ответственности  за экономические решения, уважения  к труду и предпринимательской  деятельности

 

5. Формирование готовности  использовать полученные знания  по вопросам: 

Функционирования рынка  труда, сферы малого предпринимательства  и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии  и дальнейшего образования 

Решения типичных экономических  задач

 

Знания, умения, навыки 

Базовый уровень 

Профильный уровень

 

Знать/понимать 

Функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста 

Смысл основных положений  экономической науки;

 

Основные экономические  принципы функционирования семьи, фирмы, рынка, государства, международных  экономических отношений

 

Уметь:

 

Приводить примеры 

Факторов производства и  доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных  форм, глобальных экономических проблем 

Взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли

 

Описывать: 

Действие рыночного механизма, основные формы зарплаты и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики 

Предмет и метод экономической  науки, факторы производства цели фирмы, виды налогов, банковскую систему, рынок  труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы

 

Объяснять: 

Взаимовыгодность добровольного  обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной  торговли 

Экономические явления с  помощью альтернативной стоимости, выгоды обмена, закон спроса, причины  неравенства доходов, роль минимальной  оплаты труда, последствия инфляции

 

Сравнивать 

Спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и  незанятых, акции и облигации, организационно-правовые формы предприятия

 

Вычислять на условных примерах: 

Величину рыночного спроса и предложения и их изменение  в зависимости от изменения факторов; равновесную цену и объем продаж, экономические и бухгалтерские  издержки и прибыль, смету/бюджет доходов  и расходов, реальный и номинальный  ВВП, темп инфляции, уровень безработицы.

 

Применять для экономического анализа: 

Кривые спроса и предложения, графики изменения рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары

 

Использовать знания и  умения для: 

Получения и оценки экономической  информации; составления семейного  бюджета; оценки собственных экономических  действий в качестве потребителя, члена  семьи и гражданина 

Исполнения типичных экономических  ролей; решения практических задач  в повседневной жизни; совершенствование  собственной познавательной деятельности; оценки событий с экономической  точки зрения; осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования  экономической информации

 

 

При ознакомлении с учебниками, необходимо обратить внимание на следующие  их особенности. Цикл учебников В.С. Автономова "Экономика" для 9,10,11 классов  представляет собой популярно изложенный курс экономической теории. Он достаточно сложен для учащихся. Поэтому рекомендуется  ставить акцент на практическом значении изучаемых понятий, на дополнение материала  примерами из реальной жизни.

 

Для подготовки к занятиям учителю предлагается использовать методическое пособие Л.Б. Азимова, содержащее дополнительные материалы  для проведения занятий по темам  соответствующих глав, внедрения  активных форм обучения.

 

Особенность учебника "Экономика" для 10-11 классов (автор – И.В. Липсиц) – в продолжении системы непрерывного экономического образования, начинаемого  в 5-6 классах, и еще раньше на факультативах  в 1-3 классе. В то же время этот учебник  можно изучать без опоры на ранее полученные знания по экономике, т.к. материал повторяется на более  высоком содержательном уровне. Изложение  учебного материала позволяет использовать собственный иллюстративный материал по теме (региональные экономические  сведения), проводить экономические  игры для активизации усвоения новых  понятий и связей между ними.

 

Учебники для 10-11 классов  Иванова С.И. и др. "Основы экономической  теории", Линькова А.Я. "Экономика" ориентированы на социально-экономический  и гуманитарный профили. В первом случае предусматривается ознакомление учащихся с основами микро-, макро- и  мировой экономики.

 

Гуманитарная направленность второго учебника позволила сделать  акцент на освещении исторических и  правовых аспектов экономических проблем.

 

Введение курса экономики  на различных ступенях общеобразовательной  школы связано с использованием уже разработанных учебно-методических комплексов для различных классов. В приложении указан перечень учебных  пособий по экономике для школы  издательства "Вита-Пресс". Несомненно, изучение экономики можно вести  и по другим учебным пособиям, рекомендованным  Министерством образования России.

 

В настоящее время разработано  большое количество методик преподавания экономики в школе. На наш взгляд, одной из самых интересных и прогрессивных  является метод преподавания экономики  в школе при помощи кейсов, или  так называемый "Кейс-метод в  преподавании экономики в школе".

 

При традиционном образовании  упор в учебном процессе делается на содержание (конкретные "правильные" знания), при этом, как правило, не учитывается то, как происходит процесс  передачи содержания. А ведь качество коммуникации в процессе обучения и  ее организация имеют важнейшее  значение, потому что именно это  и определяет отношение обучаемого к предмету, знаниям, самому себе, своему ближайшему будущему, своей роли и  своей ответственности перед  этим будущим.

 

Такое различие в подходах к процессу обучения в определенной мере связано с тем, что в традиционном образовании происходит обучение именно "правильным" знаниям и действиям. Важнейшим принципом в данном случае является априорное представление  о том, что преподаватель излагает абсолютно верные знания, что в  них дается правильный ответ на все  те вопросы, которые может поставить  жизнь. В случае использования "кейс-стади" обучаемые учатся выявлять и устранять  проблемы, которые всегда непредсказуемы и конкретны. Хотя при этом наличие  у человека определенных знаний, безусловно, необходимо, но в то же время в  гораздо большей мере требуются  проницательность, способность к  диагностике проблем, умение идентифицировать проблему и, что очень важно, понять ее специфику, особенности, ее отличие  от других проблем.

 

Это принципиальное различие проявляется, в частности, в том, что при обучении "правильным" знаниям и действиям отклонение от них является ошибкой, а ошибка наказуема. Причем очень часто на заятиях такая ошибка наказывается публично при всей группе обучающихся. В случае, когда обучающиеся самостоятельно выявляют и устраняют проблему, ошибка выступает основой обучения, то есть на своих ошибках они учатся. Поэтому  одним из важнейших методических отличий "кейс-стади" является то, что в нем не считается важным выявить ошибку, как это происходит в традиционном образовании. Главное  – дать школьнику реальную возможность  самому понять, что он сделал ошибку, предоставить ему возможность исправить  эту ошибку и поощрить его за ее исправление. Следовательно, речь идет о том, как правильно применять  получаемые знания и опыт в дальнейшем, с опорой на уже имеющийся собственный  опыт, а не только на опыт, о котором  рассказывал учитель или было написано в учебном пособии.

 

Эта важнейшая, с точки  зрения воспитания самостоятельности  и ответственности, особенность "кейс-стади" делает данный метод весьма перспективным  для будущей российской школы, которая  еще только приступает к освоению этого интерактивного метода общения  взрослого (учителя, воспитателя) и  ребенка (ученика, воспитанника) на уроках экономики.

 

Некоторые специалисты (Г.Л.Багиев, В.Н.Наумов) выделяют пять ключевых критериев, по которым можно отличить кейс от другого учебного материала:

 

1. Источником создания  любого кейса являются люди, которые  вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения. Причем это,  как привило, ситуации, которые  не являются чем-то абстрактным  или нейтральным для учебной  аудитории.

 

2. Процесс отбора. При отборе  информации для кейса необходимо  ориентироваться на учебные цели. Не существует единых подходов  к содержанию данных, но они  должны быть реальными для  сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет смысл, так  как будет казаться нереальным.

 

3. Содержание кейса должно  отражать учебные цели. Кейс может  быть коротким или длинным,  может излагаться конкретно или  обобщенно. Что касается цифрового  материала, то его должно быть  достаточно для выполнения необходимых  расчетов. Следует избегать чрезмерно  насыщенной информации или информации, напрямую не относящейся к  рассматриваемой теме. В целом  кейс должен содержать дозированную  информацию, которая позволила бы  обучающемуся быстро войти в  проблему и иметь все необходимые  данные для ее решения.

Информация о работе Проблема развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в курсе преподавания экономики в школе