Проблема развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в курсе преподавания экономики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:38, дипломная работа

Описание

Республика Башкортостан является крупным регионом развитого сельскохозяйственного производства. По объему валовой продукции сельского хозяйства по многолетним показателям она занимает первое место в округе и четвертое – в Российской Федерации. Так, при удельном весе около 3,7% сельскохозяйственных угодий республики в общероссийском показателе, производство валовой продукции составляет от 4 до 5 %.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Переходный период и особенности реформирования агропромышленного комплекса РБ 7

1.1 Понятие переходной экономики 7

1.2 Основные черты экономических реформ в Республике Башкортостан 14

1.3 Место и роль сельскохозяйственной отрасли в экономике Республики Башкортостан и проблемы реформирования АПК РБ 19

Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса РБ в курсе преподавания экономики в школе". 32

2.1 Программа школьного экономического образования. Место "Агропромышленного комплекса" в программе. 32

2.2 Методика преподавания темы "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан" на примере урока в 11 классе средней школы 50

Заключение 59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа на тему.docx

— 75.12 Кб (Скачать документ)

 

4. Проверка в классе  – это апробация нового кейса  непосредственно в учебном процессе  или оценка реакции новой аудитории  на кейс, который раньше рассматривался, но для других групп школьников (для иного образовательного учреждения, иного профиля обучения, иного  возраста). Изучение реакции на  кейс необходимо для получения  максимального учебного результата.

 

5. Процесс устаревания.  Большинство кейсов постепенно  устаревает, поскольку новая ситуация  требует новых подходов. Кейсы,  основанные на истории, хорошо  воспринимаются, но работа с ними  происходит неактивно, поскольку  "это было давно". Проблемы, рассмотренные в кейсе, должны  быть актуальными для сегодняшнего  дня.

 

Рассматривая сущность кейс-метода, В.Я.Платов выделяет следующие признаки, позволяющие отличить анализ ситуаций от других методов обучения:

 

1. Наличие модели социально-экономической  системы, состояние которой рассматривается  в некоторый дискретный момент  времени.

 

2. Коллективная выработка  решений.

 

3. Многоальтернативность  решений. Наблюдается принципиальное  отсутствие единственного решения.  Приходится иметь дело со спектром  оптимальных решений.

 

4. Единая цель при выработке  решений.

 

5. Наличие системы группового  оценивания деятельности.

 

6. Наличие управляемого  эмоционального напряжения обучаемых.  Кейс-метод, таким образом, наиболее  близок к игровым методам –  деловой, ролевой и имитационной  играм. Однако игра не ограничивается  общей моделью системы. Она  предполагает выработку соответствующих  ей элементов: стратегий поведения,  системы ролей, стимулов и т.д.  Можно согласиться с В.Я.Платовым  в том, что игра представляет  собой динамическое явление, а  кейс-метод может осуществляться  по отношению к статическим  ситуациям, лишенным выраженной  временной динамики.

 

В настоящее время очень  эффективны является использование  деловых игр на уроках экономики  в школе. Деловые игры создавались  для оказания помощи руководителям  в принятии наиболее рациональных решений  на производстве. В игре имитируется  рабочая обстановка, приближенная к  действительности, при этом ставится проблемная ситуация. В ходе игры среди  участников распределяются роли. Различие ролевых целей и наличие общей  задачи игрового коллектива помогает создавать атмосферу реальных отношений  между коллегами и ту обстановку, в которой предстоит принимать  решения настоящим работникам.

 

На данном этапе деловые  игры получили очень широкое распространение  в обучении учащихся в школе, так  как являются педагогическим средством  и активной формой обучения, которая  интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и даёт возможность их анализировать  и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении деловых  игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение  изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у  учащихся к содержанию учебного предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки. Широкое применение в практике преподавания экономики  деловых игр направлено на решение  комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных

 

умений, дают возможность  учащимся понять и изучить учебный  материал с различных позиций.

 

Деловая игра как форма  деятельности в условных ситуациях  направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального  опыта, она помогает осваивать социально-значимые (социально-коммуникативные) способности  личности: способность сотрудничества и взаимодействия; умение работать в малой группе; способность эффективно разрешать конфликты. Поэтому деловую  игру на уроках экономики следует  выбирать для реализации следующих  педагогических задач:

 

1. приобретение как предметно-профессионального,  так и социального опыта, в  том числе принятия индивидуальных  и совместных решений;

 

2. развитие экономического, теоретического и практического  мышления;

 

3. создание познавательной  мотивации.

 

При организации деловой  игры на уроках экономики я обязательно  придерживаюсь следующих положений:

 

1. правила игры должны  быть простыми и хорошо отработанными;

 

2. формулировка заданий  в игре предельно доступна  пониманию учащихся;

 

3. действует принцип "играют  все";

 

4. учёт результатов игры  должен быть открытым;

 

5. игра заканчивается на  уроке с обязательным получением  результатов.

 

Желательно, чтобы учитель  прошел специальную курсовую подготовку, что значительно облегчило бы ему работу.

 

В современных условиях развития государства немаловажную роль играет агропромышленный комплекс. Его развитие и перспективы являются одними из самых обсуждаемых в рамках современного реформирования страны.

 

Руководители Республики Башкортостан считают, что АПК должно развиваться. Так, по словам вице-премьера правительства Башкортостана, министра сельского хозяйства Эрнста Исаева: "Наши села должны развиваться, и  агропромышленный комплекс республики будет играть здесь основную роль. Агропромышленный комплекс должен обеспечить достойной работой и оплатой 1 млн. 700 тысяч человек". По словам политика "Башкортостан занимает очень  высокую долю в объеме производимой сельхозпродукции на территории России. Мы занимаем первое место по численности  крупного рогатого скота, в числе  лидеров по производству молока, выращиваем большое количество зерна".

 

Однако на селе еще не мало проблем, среди которых остро  стоит проблема низких зарплат и  нехватки высококвалифицированных  специалистов. Современному АПК республики Башкортостан нужны молодые специалисты.

 

Для того, чтобы обеспечить сферу АПК республики профессиональными  кадрами необходимо готовить квалифицированных  специалистов со школьной скамьи. Именно поэтому очень важно, чтобы в  школах преподавался курс экономики. В  рамках школьной программы по экономике  необходимо много внимания уделять  проблемам АПК и возможным  методам их преодоления. К сожалению, большинство современных школьных программ по курсу экономики в  Республики Башкортостан не уделяют  должного внимания проблемам АПК. В  программах отсутствую проработанные  задания при помощи которых школьник сможет увидеть не только экономические  проблемы села, но и сможет продумать  самостоятельно варианты их преодоления.

 

В настоящее время необходимо увеличить количество часов на изучение структуры, особенностей и проблем  АПК в России, в мире и в Республике Башкортостан в курсе экономики. Современные школьники должны проникнуться проблемами села, чтобы в будущем  у ряда из них возникло жжение поступать  в сельскохозяйственные ВУЗы и идти работать управленцем в сферу  АПК.

 

В современных программах по экономике в старших классах  общеобразовательных школ отсутствует  серьезное изучение особенностей АПК  на примере региона, где находится  школа. Однако необходимо внедрение  серии уроков о состоянии агропромышленного  комплекса в каждом регионе страны. В нашем случае необходимо внедрить в программу по изучению экономики  темы "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан" в школах Республики Башкортостан". Для изучения данной темы в рамках школьного курса экономики необходимо провести дополнительное повышение квалификации учителей. Так как данная тема является проблемной и в РФ действует ряд государственных программ по поддержке села, педагог должен быть в курсе последних инноваций в сфере преподавания экономики и в сфере развития сельского хозяйства. Недопустимо использование на уроках устаревшей информации о состоянии АПК в РФ и в республике Башкортостан.

 

В настоящее время необходимо давать школьникам максимально достоверное  представление о функционировании АПК в республике. Только реалистичная подача информации о состоянии АПК  в Республике Башкортостан сможет пробудить  интерес у школьника к судьбе сельского хозяйства региона. Использование  новейших педагогических технологий позволит учащимся активно использовать полученные знания для того, чтобы самостоятельно решать сложные задачи по экономике  АПК и предлагать не только стандартные  решения, но и инновационные решения.

 

Привлечение интереса школьников к проблемам сельского хозяйства  области позволит прогнозировать приток специалистов в АПК. Именно при помощи внедрения в курс экономики темы "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан" в 11 классе стимулируется  интерес к сельскохозяйственным специальностям.

2.2 Методика преподавания  темы "Агропромышленный комплекс  Республики Башкортостан" на примере  урока в 11 классе средней школы

 

Учебно-методический план урока  по дисциплине Экономика

 

Тема: "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан"

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Метод ведения: словесно-практический с элементами беседы и самостоятельной  работы с использованием эвристического метода.

 

Мотивация темы и формы  проведения занятия: тема выбрана в  соответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно-тематическим планом. Для достижения наилучшего результата учебного занятия применяются  активные формы обучения, способствующие одновременно активизации интереса обучающихся и закреплению изученного материала.

 

Цели урока:

 

Образовательная: проверка знаний учащихся фактического материала, формирование умений учащихся самостоятельно применять  знания в практических ситуациях, умений раскрывать содержание составляющих элементов  успеха предприятия.

 

Развивающая: Развитие умения использовать пройденный материал в  различных ситуациях, формировать  умения экономически грамотно излагать мысли делать выводы.

 

Воспитательная: Содействовать  воспитанию чувства ответственности  за порученное дело, исполнительности, самостоятельности.

 

Межпредметные связи: Основы менеджмента и маркетинга, география.

 

Материальное обеспечение  занятия: Листы плакатной бумаги, маркеры, проектор, слайды – презентации  калькуляторы.

 

Ход урока

 

1 Организационный момент

 

2. Основная часть

 

a) лекция по теме урока  в сопровождении показа слайдов.

 

б) обсуждением проблем  АПК Республики Башкортостан

 

в) деловая игра

 

г) самостоятельная работа по теме

 

3.Подвеление итогов урока

 

4. Домашнее задание.

 

Урок:

Этап урока

 

Продолжительность 

Ход урока

 

1. Организационный момент

 

(2 мин) 

Учитель: Добрый день ребята.

 

Кто сегодня отсутствует?

 

Кто на дежурстве сегодня?

 

сегодня проводится урок на тему "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан"

 

Целью нашего урока является ознакомление с современным состоянием АПК в родной республике, и рассмотреть  проблемы, которые мешают адекватному  развитию сельского хозяйства.

 

Сегодня мы начнем с небольшого обзора состояния АПК 5 этапов.

 

Сегодня ребята Вы должны очень  внимательно слушать мою лекцию. В ней будут ответы к самостоятельной  работе.

 

2. Основная часть

 

a) Лекция про АПК в  республике Башкортостан

 

(7 мин)

 

Вопросы учителя для обсуждения лекции

 

(8мин)

 

Деловая игра

 

(15 мин)

 

Самостоятельная работа по вариантам

 

(5мин) 

Лекция "АПК в Республике Башкортостан"

 

(Слайд 1)

 

Национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" имеет  огромное значение для Российской Федерации, и особенно для Башкортостана  – одного из ведущих производителей сельскохозяйственной продукции в  стране. Более 40% населения республики Башкортостан задействованы в АПК.

 

За последние годы в  агропромышленном комплексе республики появились новые птицеводческие комплексы, цеха по переработке мяса, молочно-товарные фермы, обновлялось  поголовье скота. Благодаря работе МТС все полевые работы проводятся с использованием лучших мировых  образцов специализированных машин  и технологий.

 

Регион обладает высоким  инвестиционным рейтингом и относится  к субъектам страны с наименьшим инвестиционным риском. Башкортостан имеет долгосрочные международные  кредитные рейтинги на уровне "Ba1" с прогнозом "Стабильный" и "ВВ+" и прогнозом "Стабильный".

 

 

Башкортостан поддерживает внешнеэкономические связи с 90 странами мира. Крупнейшими торговыми партнерами традиционно являются Чехия, Великобритания, Казахстан, Нидерланды, Китай, Лихтенштейн, Италия, Германия, Финляндия, Украина  и другие страны.

 

(Слайд 2)

 

Республика Башкортостан является лидером среди регионов Российской Федерации по производству молока, меда и численности крупного рогатого скота. По объему производства валовой продукции сельского  хозяйства Республика Башкортостан занимает 4-е место в Российской Федерации. Устойчивое функционирование и развитие аграрного сектора  является приоритетным в государственной  политике. В республике успешно реализуются  федеральные и республиканские  программы развития села. В числе  приоритетных направлений – развитие свиноводства.

Информация о работе Проблема развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в курсе преподавания экономики в школе