Проблема развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в курсе преподавания экономики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:38, дипломная работа

Описание

Республика Башкортостан является крупным регионом развитого сельскохозяйственного производства. По объему валовой продукции сельского хозяйства по многолетним показателям она занимает первое место в округе и четвертое – в Российской Федерации. Так, при удельном весе около 3,7% сельскохозяйственных угодий республики в общероссийском показателе, производство валовой продукции составляет от 4 до 5 %.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Переходный период и особенности реформирования агропромышленного комплекса РБ 7

1.1 Понятие переходной экономики 7

1.2 Основные черты экономических реформ в Республике Башкортостан 14

1.3 Место и роль сельскохозяйственной отрасли в экономике Республики Башкортостан и проблемы реформирования АПК РБ 19

Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса РБ в курсе преподавания экономики в школе". 32

2.1 Программа школьного экономического образования. Место "Агропромышленного комплекса" в программе. 32

2.2 Методика преподавания темы "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан" на примере урока в 11 классе средней школы 50

Заключение 59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа на тему.docx

— 75.12 Кб (Скачать документ)

 

В поддержке малых форм хозяйствования особо преуспела  республика Татарстан. Одно из новых  и перспективных направлений  ‒ это строительство семейных ферм. В 2010 году Правительством Республики Татарстан утверждена республиканская  программа "Развитие семейных ферм в Республике Татарстан на 2010-2012 годы". Целевые показатели программы  ‒ создание 415 новых высокомеханизированных семейных ферм и 8 цехов по переработке  молока с дальнейшим их тиражированием до 1000 семейных ферм.

 

В качестве поддержки этого  стратегически важного направления  для животноводства республики используются следующие пути: выделение льготных кредитов, субсидирование покупки поголовья  скота, выделение технологического оборудования по программе 50/50, строительство  подъездных дорог. Данным проектам оказывается  и дополнительная финансовая поддержка  из бюджета республики (из расчета 1,0 млн. руб. на молочную ферму, до 500 тыс. руб. на ферму по откорму КРС, содержанию свиней, овец и коз) при условии  софинансирования строительства самим  участником и поддержки со стороны  муниципальных районов.

 

В Башкирии в проекте государственной  программы развития сельского хозяйства  на 2013-2020 годы предусмотрена подпрограмма – "Развитие малых форм хозяйствования". Основными программными мероприятиями  являются:

 

1. "Поддержка начинающих  фермеров"

 

2. "Развитие семейных  животноводческих ферм на базе  К(Ф)Х"

 

3. "Субсидирование процентной  ставки по краткосрочным и  инвестиционным кредитам (займам) малым  формам хозяйствования"

 

4. "Государственная поддержка  сельскохозяйственных потребительских  кооперативов, в том числе кредитных"

 

5. "Помощь в оформлении  земельных участков в собственность  крестьянскими (фермерскими) хозяйствами".

 

По поручению президента РБ Рустема Хамитова разрабатывается  программа по развитию ЛПХ.

 

Решающее значение для  АПК приобретает эффективная  инвестиционная политика, формирование благоприятных условий для привлечения  ресурсов в точки роста отрасли, государственная поддержка инвесторов на федеральном и региональном уровнях.

 

Сейчас в регионах реализуются  свыше 150 крупных инвестпроектов общим  объемом более 170 млрд рублей. Основной источник их финансирования – кредитные  ресурсы (55%). Собственные средства инвесторов составляют 31%. На данный момент, нынешний уровень государственно-частного партнерства  не обеспечивает устойчивого притока  инвестиций в агропромышленный сектор. А в региональных бюджетах не хватает  средств для оказания поддержки  крупным инвесторам, например, в  части создания инженерной инфраструктуры.

 

Одной из острых проблем в  республике является обеспечение рентабельности сельскохозяйственных предприятий. Как  отметил президент РБ Рустем Хамитов, совокупный уровень рентабельности с учетом субсидий из бюджетов всех уровней по итогам 2011года вырос с 3% до 7,8%. Однако без учета субсидий сельское хозяйство продолжает оставаться убыточным. В 2011 году убыток составил более 6%.

 

В связи вступлением РФ во Всемирную Торговую Организацию, все большее внимание уделяется  конкурентоспособности Российского  АПК. По исследованиям немецких экспертов, только 6% Российских компаний готовы к  вступлению в ВТО. Российское сельское хозяйство в настоящее время  в 5 раз более энергоемко, в 4 раза более металлоемко и в 8-10 раз  ниже по производительности труда, чем  в США, Канаде и странах ЕС. Инновационная  активность, отражающая долю предприятий  и организаций, осуществляющих разработку и использование нововведений, снизилась  с 20% в начале 1990-х годов до менее 4% в 1999-2000 гг. и последующие годы.

 

Необходимым условием повышения  конкурентоспособности отечественного производителя является научно обоснованная аграрная политика.

 

В сфере сельского хозяйства  выделяются, как известно, по меньшей  мере четыре основных направления инноваций: селекционно-генетические, производственно-технологические, организационно-управленческие, экономико-социоэкологические, которые все более конкретно выступают как факторы, реально воздействующие на развитие агропродовольственных систем и отражающие их объективно существующую многофункциональность. При этом в настоящее время всевозрастающее значение в методологическом плане приобретает разработка способов встраивания научно-технических факторов в общую стратегию развития АПК, выявление и оценка инновационных рисков при разработке и реализации аграрных проектов и программ.

 

Необходимо так же учитывать, что модернизация АПК приведет к  высвобождению рабочей силы, поэтому  следует уделить большое внимание созданию рабочих мест, переквалификации персонала, альтернативным вариантам  деятельности в сельской местности  и принятию комплекса мер по поддержке  работников образования и здравоохранения.

 

Таким образом, несмотря на существующие проблемы, потенциал АПК республики весьма высок. На поддержку малых  форм хозяйств, развитие и внедрение  инноваций, привлечение инвестиций и должна быть направлена современная  аграрная экономическая политика.

Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики  в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса  РБ в курсе преподавания экономики  в школе".

2.1 Программа школьного  экономического образования. Место  "Агропромышленного комплекса"  в программе.

 

В настоящее время на этапе  становления рынка продолжается ухудшение экономической ситуации в аграрной сфере во многих регионах страны, в том числе и в республики Башкортостан. Происходят падение объемов  производства, дестабилизация продовольственного рынка, прогнозируется дальнейший рост безработицы. Появляются тревожные  симптомы угрозы продовольственной  безопасности отдельных регионов.

 

Общеобразовательная школа  играет важнейшую роль в формировании знаний и умений организационно-хозяйственной  деятельности, лежащих в основе предприимчивости, готовности к самостоятельному принятию решений в рыночных условиях.

 

За прошедшее десятилетие  в российском экономическом образовании  преодолен дефицит учебной литературы, появилось достаточное количество программ и учебных пособий по экономике как отдельному предмету общеобразовательной школы. Широко известны школьные учебники В.С.Автономова, Л.Л. Любимова, И.В. Липсица, А.А. Мицкевича, Б.А. Райзберга, Е.В.Савицкой и других авторов. Эти книги уже можно  назвать учебниками первого поколения, и они выполнили свою задачу –  познакомили учителей и целое  поколение учащихся со вновь открытым миром рыночных отношений, с принципами рационального поведения, с общими закономерностями экономического развития общества.

 

Очевидно, при решении  вопросов экономического воспитания учащихся, в целом, овладение принципами рационального  экономического мышления, основами домашней экономики, как составной части  экономики страны, имеет важное значение. Но, не менее важными в таком  случае оказываются практика формирования социально-экономических коммуникаций в локальном сообществе и изучение традиций данного сообщества и национальных традиций при "вхождении в рынок", национального менталитета.

 

Экономические знания нужны  всем детям, не зависимо от того какую  профессию они выберут в будущем. Не смотря на это, не все школы могут  позволить себе введение данного  предмета.

 

До сих пор нет еще  четкой концепции экономического образования  в школе. Преподаватели используют разные программы, стараясь, чтобы знания школьников позволяли им ориентироваться  в бизнес среде. Не достаточно методических материалов – рабочих тетрадей, пособий для учителей, задачников. Существующие учебники дают ученику  абстрактное представление об экономике  как науке.

 

Нет единого мнения о том, с какого возраста ребенок готов  к обучению. В любом случае нужно  начинать с азов, постепенно возвращаясь  к изученным вопросам, расширяя и  углубляя их. Метод обучения, доступность  и качество изложения материала  – вот основы успешности курса. Активное участие школьника во время обучения и деловые игры повышают интерес  к предмету, позволяют пережить экономическую  ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым  получить отличные знания. Актуальной остается вопрос подготовки кадров. Среди  школьных учителей экономики не более 30% получили экономическое образование. Экономику преподают учителя  истории, обществознания и географии, что естественно не лучшим образом  сказывается на знаниях школьников.

 

К сожалению, иногда школе  приходится решать вопрос о введении экономики самостоятельно, в соответствии со своими возможностями. Не всегда это  легко сделать. Но основные моменты, на которые нужно обратить внимание следующие:

 

1. Если нет возможности  организовать преподавание нового  курса, то лучше вообще не  включать экономику в учебный  план.

 

2. Основы экономических  знаний можно дать ученикам  в рамках других предметов:  географии, истории, обществознания.

 

3. В преподавании экономики  лучше всего делать упор на  практику, а не на заучивание  терминов.

 

4. Курс должен реально  обучать экономической культуре  и грамотности, а не являться  просто модным нововведением.

 

В настоящее время в  российских школах реализуется четыре концепции преподавания экономики:

 

1. традиционная, ориентированная  на "нормативное преподавание", описание идеальных моделей экономики;

 

2. академическая, в соответствии  с которой школьное экономическое  образование рассматривается как  упрощённое высшее;

 

3. бизнес – ориентированная,  в рамках которой сведения  об экономике подаются в виде  системы практических советов  и которая направлена на выработку  навыков поведения в хозяйственной  жизни;

 

4. культурно-функциональная, нацеленная на формирование общих  представлений о мире экономики,  соответствующих ценностей, а  на их базе – навыков поведения  в экономике.

 

По нашему мнению, наиболее приемлемым является культурно-функциональный подход. Он помогает выработать у школьников адекватные представления о сути экономических явлений. Принято  считать, что профессиональная деятельность экономиста связана с анализом конкретного  фактического материала, цифр и т. п. Внешне, конечно, это так. Но если заглянуть  глубже, то станет ясно, что профессионал – экономист должен видеть за анализируемой  информацией людей, их взаимоотношения, конкретные события и действия. Если этого не происходит, то, по большому счету, экономист не состоялся. В  силу этого проблемы эффективности  экономического образования без  активного включения "человека" решить не- возможно.

 

Таким образом, цель экономического образования школьников – формирование современного экономического мышления, представляющего сплав познаний устройства экономической действительности, осознания своего места в ней, усвоения норм цивилизованного экономического поведения, экономической культуры, выработка навыков соответствующей  экономической деятельности. Цель экономического образования определяет его основные задачи:

 

1. в сфере обучения –  освоение учащимися основ знаний  о современной экономике, принципах  и закономерностях ее функционирования  и развития, умений экономической  деятельности;

 

2. в сфере самосознания  – осмысление своего индивидуального  экономического потенциала, формирование  осознанного гражданского экономического  поведения;

 

3. в сфере мотивации  – развитие интереса к проблемам  экономики, постоянной потребности  в экономическом знании, стремления  к цивилизованному предпринимательству,  что должно стать средством  социальной защиты, облегчить решение  проблемы занятости молодых людей,  их адоптации к рынку.

 

В сложившихся условиях целесообразно  принять к сведению ряд пожелании  по поводу методики преподавания экономики. Экономическое образование должно быть непрерывным. Мировая практика обучения уже дала систему экономического образования с первого по одиннадцатый класс. Более раннее изучение экономики  позволяет избежать ряда ошибок и, благодаря  концентрическому построению программ, высвободить в старших классах  время для разъяснения более  сложных концепций, решения задач, ситуаций и разбор сложных деловых  игр. Это особенно важно, когда мы имеем ввиду не специализированные, профильные классы с отобранными  и мотивированными учащимися, а  обычные классы, где встречаются  дети с различными способностями, склонностями и установками. Но экономическое  мышление необходимо формировать у  всех учащихся, ведь каждому из них  придется жить во взрослом мире решений.

 

Уже в начальных классах  школьников можно ознакомить с фундаментальными экономическими понятиями, такими как, например, "ресурсы" и "потребности". Для детей начальной школы  акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой  форме.

 

Особенности формирования экономического мышления учащихся средних классов  связано с расширением границ изучаемых понятий, с выявлением их свойств, функций, факторов, экономических  суждений. В этом возрасте учащиеся относятся к экономическим курсам как к органичной части их современного общего образования.

 

Социально – психологические  особенности старшеклассников дают возможность интеллектуального  обучения с освоением обобщённого  теоретического и практического  знания, необходимого для конструктивного  решения хозяйственных задач  и принятия экономических решений. В это время оформляется экономическое  мировоззрение, познавательный интерес  к принципам функционирования и развития экономических систем, универсальным законам природы и общества, обобщению разрозненных знаний фактов, информации. Продолжают формироваться практические навыки и умения. В то же время старшеклассники относятся к экономическим курсам зачастую прагматично, рассматривая их как возможность получить преимущество при поступлении в экономические вузы или сразу включиться в самостоятельную деятельность. Поэтому их больше интересуют прикладные вопросы курса.

Информация о работе Проблема развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в курсе преподавания экономики в школе