Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:38, дипломная работа
Республика Башкортостан является крупным регионом развитого сельскохозяйственного производства. По объему валовой продукции сельского хозяйства по многолетним показателям она занимает первое место в округе и четвертое – в Российской Федерации. Так, при удельном весе около 3,7% сельскохозяйственных угодий республики в общероссийском показателе, производство валовой продукции составляет от 4 до 5 %.
Введение 3
Глава 1. Переходный период и особенности реформирования агропромышленного комплекса РБ 7
1.1 Понятие переходной экономики 7
1.2 Основные черты экономических реформ в Республике Башкортостан 14
1.3 Место и роль сельскохозяйственной отрасли в экономике Республики Башкортостан и проблемы реформирования АПК РБ 19
Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса РБ в курсе преподавания экономики в школе". 32
2.1 Программа школьного экономического образования. Место "Агропромышленного комплекса" в программе. 32
2.2 Методика преподавания темы "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан" на примере урока в 11 классе средней школы 50
Заключение 59
В поддержке малых форм хозяйствования особо преуспела республика Татарстан. Одно из новых и перспективных направлений ‒ это строительство семейных ферм. В 2010 году Правительством Республики Татарстан утверждена республиканская программа "Развитие семейных ферм в Республике Татарстан на 2010-2012 годы". Целевые показатели программы ‒ создание 415 новых высокомеханизированных семейных ферм и 8 цехов по переработке молока с дальнейшим их тиражированием до 1000 семейных ферм.
В качестве поддержки этого
стратегически важного
В Башкирии в проекте государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы предусмотрена подпрограмма – "Развитие малых форм хозяйствования". Основными программными мероприятиями являются:
1. "Поддержка начинающих фермеров"
2. "Развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х"
3. "Субсидирование процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) малым формам хозяйствования"
4. "Государственная поддержка
сельскохозяйственных
5. "Помощь в оформлении
земельных участков в
По поручению президента РБ Рустема Хамитова разрабатывается программа по развитию ЛПХ.
Решающее значение для
АПК приобретает эффективная
инвестиционная политика, формирование
благоприятных условий для
Сейчас в регионах реализуются
свыше 150 крупных инвестпроектов общим
объемом более 170 млрд рублей. Основной
источник их финансирования – кредитные
ресурсы (55%). Собственные средства инвесторов
составляют 31%. На данный момент, нынешний
уровень государственно-
Одной из острых проблем в республике является обеспечение рентабельности сельскохозяйственных предприятий. Как отметил президент РБ Рустем Хамитов, совокупный уровень рентабельности с учетом субсидий из бюджетов всех уровней по итогам 2011года вырос с 3% до 7,8%. Однако без учета субсидий сельское хозяйство продолжает оставаться убыточным. В 2011 году убыток составил более 6%.
В связи вступлением РФ
во Всемирную Торговую Организацию,
все большее внимание уделяется
конкурентоспособности
Необходимым условием повышения
конкурентоспособности
В сфере сельского хозяйства
выделяются, как известно, по меньшей
мере четыре основных направления инноваций:
селекционно-генетические, производственно-
Необходимо так же учитывать,
что модернизация АПК приведет к
высвобождению рабочей силы, поэтому
следует уделить большое
Таким образом, несмотря на существующие проблемы, потенциал АПК республики весьма высок. На поддержку малых форм хозяйств, развитие и внедрение инноваций, привлечение инвестиций и должна быть направлена современная аграрная экономическая политика.
Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса РБ в курсе преподавания экономики в школе".
2.1 Программа школьного
экономического образования.
В настоящее время на этапе
становления рынка продолжается
ухудшение экономической
Общеобразовательная школа играет важнейшую роль в формировании знаний и умений организационно-хозяйственной деятельности, лежащих в основе предприимчивости, готовности к самостоятельному принятию решений в рыночных условиях.
За прошедшее десятилетие
в российском экономическом образовании
преодолен дефицит учебной
Очевидно, при решении
вопросов экономического воспитания учащихся,
в целом, овладение принципами рационального
экономического мышления, основами домашней
экономики, как составной части
экономики страны, имеет важное значение.
Но, не менее важными в таком
случае оказываются практика формирования
социально-экономических
Экономические знания нужны
всем детям, не зависимо от того какую
профессию они выберут в
До сих пор нет еще четкой концепции экономического образования в школе. Преподаватели используют разные программы, стараясь, чтобы знания школьников позволяли им ориентироваться в бизнес среде. Не достаточно методических материалов – рабочих тетрадей, пособий для учителей, задачников. Существующие учебники дают ученику абстрактное представление об экономике как науке.
Нет единого мнения о том, с какого возраста ребенок готов к обучению. В любом случае нужно начинать с азов, постепенно возвращаясь к изученным вопросам, расширяя и углубляя их. Метод обучения, доступность и качество изложения материала – вот основы успешности курса. Активное участие школьника во время обучения и деловые игры повышают интерес к предмету, позволяют пережить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить отличные знания. Актуальной остается вопрос подготовки кадров. Среди школьных учителей экономики не более 30% получили экономическое образование. Экономику преподают учителя истории, обществознания и географии, что естественно не лучшим образом сказывается на знаниях школьников.
К сожалению, иногда школе приходится решать вопрос о введении экономики самостоятельно, в соответствии со своими возможностями. Не всегда это легко сделать. Но основные моменты, на которые нужно обратить внимание следующие:
1. Если нет возможности
организовать преподавание
2. Основы экономических
знаний можно дать ученикам
в рамках других предметов:
географии, истории,
3. В преподавании экономики лучше всего делать упор на практику, а не на заучивание терминов.
4. Курс должен реально
обучать экономической
В настоящее время в российских школах реализуется четыре концепции преподавания экономики:
1. традиционная, ориентированная
на "нормативное преподавание",
описание идеальных моделей
2. академическая, в соответствии
с которой школьное
3. бизнес – ориентированная,
в рамках которой сведения
об экономике подаются в виде
системы практических советов
и которая направлена на
4. культурно-функциональная,
нацеленная на формирование
По нашему мнению, наиболее приемлемым является культурно-функциональный подход. Он помогает выработать у школьников адекватные представления о сути экономических явлений. Принято считать, что профессиональная деятельность экономиста связана с анализом конкретного фактического материала, цифр и т. п. Внешне, конечно, это так. Но если заглянуть глубже, то станет ясно, что профессионал – экономист должен видеть за анализируемой информацией людей, их взаимоотношения, конкретные события и действия. Если этого не происходит, то, по большому счету, экономист не состоялся. В силу этого проблемы эффективности экономического образования без активного включения "человека" решить не- возможно.
Таким образом, цель экономического
образования школьников – формирование
современного экономического мышления,
представляющего сплав познаний
устройства экономической
1. в сфере обучения –
освоение учащимися основ
2. в сфере самосознания
– осмысление своего
3. в сфере мотивации
– развитие интереса к
В сложившихся условиях целесообразно
принять к сведению ряд пожелании
по поводу методики преподавания экономики.
Экономическое образование
Уже в начальных классах школьников можно ознакомить с фундаментальными экономическими понятиями, такими как, например, "ресурсы" и "потребности". Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме.
Особенности формирования экономического
мышления учащихся средних классов
связано с расширением границ
изучаемых понятий, с выявлением
их свойств, функций, факторов, экономических
суждений. В этом возрасте учащиеся
относятся к экономическим
Социально – психологические
особенности старшеклассников дают
возможность интеллектуального
обучения с освоением обобщённого
теоретического и практического
знания, необходимого для конструктивного
решения хозяйственных задач
и принятия экономических решений.
В это время оформляется