Проблемы асимметрии информации, неопределенности и риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 00:33, контрольная работа

Описание

Важнейшее значение для поведения экономических агентов имеет наличие или отсутствие информации о последствиях принимаемых решений. Принятие решений в условиях неопределенности, оценка и минимизация рисков, возникающих при этом, являются новыми принципиально важными проблемами, с которыми сталкивается современная экономика.
В экономике асимметричная информация имеет место, когда одна сторона сделки обладает большей информацией, чем другая (английский термин - asymmetric(al) information, в русской литературе также называется несовершенная информация, неполная информация).

Работа состоит из  1 файл

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ1.doc

— 102.97 Кб (Скачать документ)

 

 

Министерство образования и науки РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

 

МАГАДАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 

Факультет Менеджмента, экономики и сервиса

Кафедра Экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: Институциональная экономика

                      

Тема: «Проблемы асимметрии информации, неопределенности и риска. Характеристики и значение прав собственности в неоклассической экономической теории. Концепция остаточного контроля и остаточного дохода. Классическая фирма Алчиана и Демсетца».

                                                    

                                                                                        

                                                                              Выполнил:

                                                                               студент III-II курса

                                                                              группы 8-29731

                                                                               ФИО

                                                                              Громова Т.С.

 

                                                                              Проверил                                                                           

                                                                               преподаватель:

                                                                      Солопан И.Э.

                                                                     

                                    

 

 

                                    МАГАДАН

 

                                                   2013

 

Содержание

 

 

Введение

Важнейшее значение для поведения экономических агентов имеет наличие или отсутствие информации о последствиях принимаемых решений. Принятие решений в условиях неопределенности, оценка и минимизация рисков, возникающих при этом, являются новыми принципиально важными проблемами, с которыми сталкивается современная экономика.

В экономике асимметричная информация имеет место, когда одна сторона сделки обладает большей информацией, чем другая (английский термин - asymmetric(al) information, в русской литературе также называется несовершенная информация, неполная информация).

 

Алчиан и Демсец сформулировали очень простое правило эффективности прав собственности: при прочих равных условиях экономическая эффективность (или оптимальное распределение ресурсов) достигается тогда, когда лица, принимающие решения, полностью отвечают как за позитивные, так и за негативные последствия своих решений. Это в первую очередь и отличает хозяина. То, что описали в качестве простейшей модели Алчиан и Демсец, называется «классической фирмой». Классическая фирма - это фирма, в которой собственник не отделен от менеджера.

 

  1. Проблемы асимметрии информации, неопределенности и риска.

Следует отметить, что наличие точной информации не гарантирует успеха рынка, но значительно облегчает его достижение, способствуя повышению эффективности координации, оптимальному распределению имеющихся ресурсов. Однако реальная действительность далека от этой идеальной картины. Мы сталкиваемся с асимметричностью информации каждый день, видя играющих в азартные игры людей, отправляясь за покупками в магазины или на рынки, а также предлагая свои услуги. Организаторы игрового бизнеса знают о его тонкостях гораздо больше, чем рядовые участники; продавцы товара осведомлены о его качестве лучше, чем покупатели; страхующиеся располагают большей информацией об объектах страхования, чем страховые компании. Потенциальные продавцы (как и потенциальные покупатели) нередко скрывают истинные цели своего поведения и используют различные способы для получения односторонних преимуществ. Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты (асимметрии) информации.[1, с. 393-394].

В экономике асимметричная информация имеет место, когда одна сторона сделки обладает большей информацией, чем другая (английский термин - asymmetric(al) information, в русской литературе также называется несовершенная информация, неполная информация).

Экономическую информацию принято определять как информацию о процессах производства, распределения, обмена, потребления материальных благ. Экономическая информация как объект изучения является сложным комплексным явлением. Это обусловлено широким спектром сфер ее применения и возможностей использования. Многовариантность использования экономической информации обуславливает большое количество ее свойств (табл.1). Первые девять из них характеризуют информацию как товар. Свойства асимметрии и неопределенности являются специфическими свойствами информации и во многом определяют возможность реализации остальных ее свойств для субъектов рынка. Учет свойств экономической информации и понимание последствий их проявления на каждом из этапов общественного воспроизводства позволит эффективно использовать и усиливать возникающие положительные эффекты и минимизировать, либо избегать негативных последствий от отрицательных эффектов. Представим соотношение понятий «асимметричность информации» и «неопределенность информации» для субъекта рынка на рис.1. Как видно из представленного рисунка, асимметрия информации является условием для возникновения неопределенности, из которой в последствии развивается риск. Рассмотрим категорию неопределенности информации более подробно.

 

Рис.1 Влияние факторов асимметрии информации, неопределенности информации

на процесс достижения цели субъектом рынка

Несмотря на полувековую историю исследования вопроса, многие проблемы связанные с неопределенностью информации (иррациональное поведение субъектов, неэффективное использование ресурсов и т.д.), остались нерешенными и приобрели особую важность в условиях информационного общества. Переизбыток информации и широкое распространение информационных технологий являются факторами повышения неопределенности информации.

В силу асимметричности информации возникает целый ряд явлений, рассматриваемых институциональной экономикой.

Это ситуация моральной угрозы (moral hazard), когда человек формально исполняет контракт, но ему известно, что контракт этот неполный, что в нем есть лакуна, которая позволит ему реально противодействовать его выполнению, хотя формально с него взятки гладки. Любое формальное исполнение контракта есть некая ситуация моральной угрозы. Чаще всего такая ситуация возникает при страховании, когда неизлечимо больные люди, явно зная о состоянии своего здоровья, но сохраняя эту информацию в секрете при составлении контракта, страхуют себя на очень большую сумму.

Это ситуация т. н. неблагоприятного отбора (adverse selection), впервые описанная Джорджем А. Акерлофом (George A. Akerlof) применительно к рынку «лимонов», т. е. очень плохих подержанных автомобилей. Идея Акерлофа состояла в том, что в условиях асимметрии информации между продавцом и покупателем всегда еще и при стремлении покупателя максимально снизить свои издержки при покупке подержанного автомобиля, хорошие автомобили полностью или почти полностью уходят с массового рынка, и там остаются лишь плохие.

Действительно, данный факт эмпирически установлен. Например, в США существует огромный рынок подержанных автомобилей – через Интернет торгуется сразу порядка двух миллионов единиц. Однако отбор производится по ограниченному числу параметров (модель, пробег и т. д.). И хотя эти параметры гарантированы (в США, скажем, никто не скручивает спидометры,поэтому вы можете точно определить пробег заинтересовавшего вас автомобиля), но есть целый ряд параметров, не определяемых стандартными требованиями. Например, в США много автомобилей-«утопленников», которые во время наводнения пробыли какое-то время под водой. Их потом просушили, с виду они, как новые, но если вы такой автомобиль купите, он, то и дело будет останавливаться из-за окисления в электрических цепях, и вам придется их перебрать.

Классическая ситуация неблагоприятного отбора - отбор людей на работу. Если ваша фирма решит брать на работу только выпускников ВШЭ и МГУ, она закономерно получит худшую их часть. Ведь другие фирмы будут выбирать сотрудников по другим качественным параметрам (производительность труда, предыдущий опыт работы и т. д.), а на долю вашей фирмы останутся люди, отвергнутые ими по этим параметрам, - вы же ограничили ваш отбор лишь одним или двумя параметрами.

 

  1. Характеристики и значение прав собственности в неоклассической экономической теории.

В начале XX в. произошел синтез классической экономической теории и маржинализма, появилась неоклассическая экономическая теория, которая к середине ХХ в. стала доминирующим течением экономической мысли.

Под системой прав собственности в неоинституциональной теории  понимается все множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Такие нормы могут устанавливаться и защищаться не только государством, но и другими социальными механизмами - обычаями, моральными установками, религиозными заповедями. Согласно имеющимся определениям, права собственности охватывают как физические объекты, так и объекты бестелесные (скажем, результаты интеллектуальной деятельности).

С точки зрения общества права собственности выступают как «правила игры», которые упорядочивают отношения между отдельными агентами. С точки зрения индивидуальных агентов они предстают как «пучки правомочий» на принятие решений по поводу того или иного ресурса. Каждый такой «пучок» может расщепляться, так что одна часть правомочий начинает принадлежать  одному человеку, другая - другому и т.д.

В 1961 году британский юрист Артур Оноре предложил пучок неразложимых и непересекающихся прав собственности. Институционалисты рассматривают любой обмен благами как обмен правами собственности на них.

Согласно концепции известного философа и историка науки И. Лакатоша, теоретические допущения любой научного школы состоят из неизменного жесткого ядра и изменяемого защитного пояса (рис. 2.)

Рис. 2. Фокус исследований неоклассической теории.

Допущения жесткого ядра образуют основную суть научной школы, и отказ от них означает переход к иной школе. Защитный пояс состоит из допущений, которые используются в экономическом анализе в зависимости от развития научной дискуссии и хода экономической истории.

Твердое ядро неоклассической экономической теории образуют фундаментальные предпосылки, характеризующие поведение экономических агентов: совершенная рациональность, индивидуализм, экзогенность и стабильность предпочтений, а также концепция невидимой руки рынка. Защитный же пояс данной теории составляют предпосылки, характеризующие среду, в которой действуют агенты: совершенная информация, однородность товара, полная спецификация прав собственности. 

Характеристики агентов

  1. Совершенная рациональность. Совершенная рациональность подразумевает в наших действиях логику, которая основана на идеально выполненных, хотя и затратных для нас расчетах. На практике любой человек, оперируя на рынке, в какой-то момент прекращает вычисления и оценки, ибо не может подсчитывать и удерживать в памяти все - его способности ограничены.

Например, мы обычно покупаем хлеб в одних и тех же магазинах, которые зарекомендовали себя ранее приемлемыми ценами и хорошим качеством. И в обыденном смысле такое поведение вполне рационально: если бы мы каждый раз обходили все магазины в округе, то, вероятно, нашли бы и более дешевый хлеб того же качества, но затраченное на поиски время стоило бы нам дороже, чем сэкономленная за счет этих поисков сумма. Повторяющееся действие формирует стереотип поведения. Мы уже выработали свой стереотип (или свою модель) поведения применительно к покупке хлеба. Один раз следование ей оказалось успешным, и мы продолжаем придерживаться той же линии поведения, пока не сталкивается с тем, что качество покупаемого хлеба уже не такое, как раньше. И тогда мы начинаем обход всех магазинов подряд.

    1. Индивидуализм

История показывает, что в своем поведении человек руководствуется не только индивидуалистическими целями (забота о семье, об общине и пр.), но и целями альтруистическими (помощь путнику в беде, гостеприимство в отношении даже постороннего, столь характерное, например, для народов Кавказа). Порой он даже жертвует жизнью ради семьи, или общины, или своего сеньора, или своего города. Все эти случаи в истории не являются аномальными, они регулярно воспроизводятся. Община существует десятки тысяч лет, феодальные отношения - многие сотни лет, самурайская верность -- полторы тысячи лет. Видно, что это очень устойчивые стереотипы поведения.

Однако наличие у человека альтруистических мотивов не отменяет принципа методологического индивидуализма. В его рамках альтруистическое поведение можно объяснить тем, что функция полезности индивида включает в себя как переменную полезность других индивидов - членов семьи, группы и пр. Человек может заботиться не о максимизации благосостояния, измеряемого в деньгах или материальных благах, а о повышении собственного социального статуса, престижа в глазах окружающих.

    1. Экзогенность и стабильность предпочтений.

Безусловно, ценности и установки нынешнего и прежнего поколений могут отличаться (отсюда знаменитый конфликт отцов и детей). Наше поколение волнует совсем не то, что волновало людей в прошлом, и совсем по-другому мы оцениваем те или иные вещи. Однако изменение предпочтений носит эволюционный характер, в краткосрочной и среднесрочной перспективе они практически постоянны. Сказанное относится именно к базовым ценностям и установкам, которые задают вектор деятельности человека.

Характеристики среды

    1. Совершенная информация.

Информация о работе Проблемы асимметрии информации, неопределенности и риска