Проблемы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение закономерностей и механизмов включения стран в интеграционные процессы в области международной торговли, анализ позитивных и негативных сторон вступления Казахстана в ВТО .
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследование принципов и направлений деятельности Всемирной Торговой Организации в рамках современных понятий и методологических подходов, более полно раскрыть содержание, экономическую природу;
- анализа современного состояния экономики РК и перспективы вступления в ВТО;
- определение преимущества торговой системы РК в условиях создания таможенного союза: Казахстан, Россия, Белоруссия.

Содержание

Введение
1.Принципы и направления деятельности Всемирной Торговой Организации
2. Современное состояние экономики РК в преддверии вступления в ВТО
3. Вступление в ВТО: экономические перспективы и риски Казахстана
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

работа 1.doc

— 437.50 Кб (Скачать документ)

оставаться два секторальных исключения из принципа недискриминации  (HP)  и из РНБ соответственно в области сельского хозяйства и текстиля.  В  области прав интеллектуальной собственности ВТО придётся обратить  самое  серьёзное внимание на некоторые аспекты  общего  характера.  Среди  них:  минимальные стандарты  защиты  прав  интеллектуальной  собственности,  которые   должны обеспечиваться    национальным    законодательством,    правоприменительная практика, разрешение споров в этой области.

    Появление феномена информационной революции, который привёл к  снижению затрат в области связи и компьютерного обеспечения,  может  в  значительной степени повлиять на ситуацию в мировой экономике. Наличие этого фактора  не только  подчёркивает  значение   соглашений   ВТО   по   телекоммуникациям, финансовым услугам, информационным технологиям и  соглашения  ТРИПС,  но  и ставит новые вопросы.

   В настоящее время  ВТО  также  выполняет  и  функции  многостороннего   торгового договора  для  участвующих  в  ней  стран,  и  заменяет  собой  систему  из нескольких тысяч двусторонних договоров  и  соглашений,  что  дает  немалые преимущества своим членам.  Кроме  того,  она  является  тем  форумом,  где формируются торговые  отношения  между  странами  в  процессе  коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий. Происходит  размывание  границ  между  международными   и внутренними правилами товарообмена, что приводит к  более  тесной  стыковки национальных экономических систем в той части, в которой  они  воздействуют на внешнеторговую деятельность. А это означает  важный  шаг  в  направлении создания единого правового и административного пространства, сфера которого охватывает многие страны и многие формы международных  торговых  отношений.        Тем  самым  облегчаются  международные  торговые  связи  членов   ВТО,   но усложняется внешнеэкономическая деятельность государств  не  участвующих  в деятельности этой организации.

Важное значение приобрел вопрос о новых методах регулирования внешнеэкономической деятельности на многосторонней основе. К ним, в частности, относятся:

-увязывание в дальнейшем условий торговли и торговых режимов с принятыми в западных странах трудовыми и экологическими стандартами, основываясь на том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные нерыночные преимущества за счет низких издержек производства; в случае признания ВТО такой нормы, т.е. использования этих стандартов в протекционистских целях, в худшем положении могут оказаться развивающиеся страны, где производство трудо- и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе;

- принятие мер по обеспечению прозрачности государственных закупок, поскольку государственные закупки, распределенные по фирмам (странам) фаворитам, нарушают принцип справедливой конкуренции;

- определение принципов «открытого регионализма», подкрепленных твердыми обязательствами, которые предотвратили бы превращение региональных группировок в центробежные силы разрушения многосторонней системы. Вопрос о регионализме стал особо актуальным в связи с тем, что соглашения о тесном экономическом сотрудничестве или экономическом союзе отдельных стран, а также соглашения по типу зон свободной торговли, 'таможенных союзов стали существенным фактором международных экономических отношений. Число таких региональных группировок превысило 100. В настоящее время почти все страны-члены ВТО являются участницами одного или нескольких региональных соглашений.

На основе анализа принципов ВТО и практики его функционирования можно выделить его основные преимущества:

1. Система способствует сохранению мира.

Мир – это отчасти результат двух или более фундаментальных принципов торговой системы: содействие беспрепятственному проведению торговли и предоставление странам конструктивного и справедливого решения при рассмотрении споров по торговым вопросам. Это также результат международного доверия и сотрудничества, которые создает и укрепляет данная система.

2. Система позволяет конструктивно вести споры.

Возможно существование другой точки зрения на либерализацию и расширение торговли. Чем больше расширяется торговля, тем больше возникает предпосылок для возникновения споров. Сами по себе эти споры могли бы привести к серьезному конфликту. Но в реальности, в большинстве случаев, напряжение в международной торговле снижается благодаря тому, что страны могут обратиться в организации, в частности в ВТО, с просьбой разрешить их торговые споры.

3. Система, основанная на правилах,  а не на силе, облегчающая жизнь всем.

Соглашения ВТО распространяются на все страны-члены. Независимо от того, богатая это страна или бедная, действия стран-членов ВТО могут быть оспорены, если они нарушили какое-либо из соглашений, и у них есть равное право для опровержения действий других стран-членов посредством механизма ВТО по урегулированию споров.

В результате малым странам предоставляется больше возможностей заключать договора. Без многостороннего режима, такого как система ВТО, более могущественные страны имели бы большую свободу навязывать свою волю более мелким торговым партнерам в одностороннем порядке. И наоборот, малым странам пришлось бы вести переговоры с каждой из крупных экономических держав, и им было бы гораздо труднее противостоять их желаемому давлению.

4. Более свободная торговля сокращает жизненные затраты населения.

Протекционизм стоит дорого: при этом повышаются цены. Всемирная система ВТО снижает барьеры в торговле посредством переговоров и применяет принцип не дискриминации. Результатом является сокращение затрат на производство (благодаря тому, что импорт, используемый для производства, стоит дешевле) и снижение цен на готовые товары и услуги и, что, в конечном счете, приводит к более низкому прожиточному минимуму.

5. Предлагается больший выбор товаров и более разнообразного качества.

6. Благодаря торговле увеличиваются доходы. Факт наличия дополнительного дохода означает, что правительства имеют ресурсы для перераспределения.

7. Тщательная разработка политики усиливает потенциал более свободной торговли в создании рабочих мест. Торговля стимулирует экономический рост, что может способствовать занятости населения.

8. Основные принципы делают систему более эффективной в экономическом плане, и они сокращают затраты.

9. Правила снижают возможность коррупции. Система ВТО поддерживает хорошее управление [4, С 23-29].

 

 

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ    КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

     

Переговоры по присоединению Казахстана к ВТО приближаются к завершающей стадии. Вступление страны в эту организацию коснется не только внешнеэкономических и торговых связей - оно отразится на всех отраслях промышленности и экономике в целом, причем последствия будут весьма разными для разных секторов и видов деятельности. Сейчас, когда вопрос уже перешел из политической плоскости в практическую, главное состоит в максимизации выгод и минимизации потерь. И здесь важны не сроки выполнения задачи, а получение положительного сбалансированного результата.

Казахстан с момента обретения своей независимости последовательно расширяет свое участие во многих программах глобального уровня, переосмысливая и осваивая мировой опыт. Теперь предстоит вступление в члены ВТО. Такой акт является не менее судьбоносным и решающим, чем трансформация от командной экономики к рыночной, поскольку воздействие норм и правил ВТО на сектора и отрасли, в целом на наше национальное экономическое пространство, будет весьма серьезным [17, С 2].

        Цели и задачи присоединения  Республики Казахстан во Всемирную Торговую Организацию  заключаются прежде всего в:

-  выходе в унифицированное международное торговое пространство;

-  возможности свободного и прогнозируемого доступа на иностранные рынки товаров и услуг;

-              защите от дискриминационных мер других стран;

- возможности     привлечения     в     страну     новых     технологий     и дополнительных инвестиций, прежде всего в обрабатывающий сектор;

- дополнительном   импульсе   к   структурной   перестройке   экономики вследствие     отмирания     под     воздействием     иностранной     конкуренции нерентабельных, технологически отсталых предприятий и производств.

Все это очевидные преимущества для любой из стран, являющихся членами ВТО. Для Казахстана вопрос о вхождения в ВТО не стоит. Весь вопрос в том, когда и как входить в ВТО. Казахстан добился сегодня устойчивого роста во всех секторах экономики: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Построение конкурентоспособной экономики тесно связано   с   интеграцией   в   мировую   экономику.   В   этой   связи   становится актуальным вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, на которую приходится 95% всей мировой торговли [18,19,20].

Вступление во Всемирную Торговую Организацию – последовательный шаг на пути интеграции Казахстана в мировую экономику, подкрепленный всем ходом экономических реформ в стране. Для повышения конкурентоспособности казахстанской экономики отечественный бизнес должен не только выдержать конкуренцию внутри страны, но также находить новые рынки для сбыта своей продукции и услуг за пределами страны. Членство в ВТО - это объективный этап в процессе дальнейшей интеграции страны в мировую торговую систему. Это также признание огромной работы, которая проводится в Казахстане для обеспечения устойчивого экономического роста и роста благосостояния народа Казахстана. Можно выделить ряд важных факторов, обуславливающих необходимость вступления Казахстана в ВТО:

Во-первых, приведение казахстанского законодательства в соответствие с ключевыми соглашениями ВТО должно в перспективе привести к улучшению конкурентоспособности отечественных производителей.

Во-вторых, после вступления Казахстана в ВТО будут также отменены существующие, и не будут вводиться новые торговые барьеры в отношении казахстанской продукции со стороны стран-членов ВТО [21, С.22-29].

В-третьих, обязательства, принимаемые Казахстаном по доступу на рынок услуг, предполагают дальнейшую либерализацию таких ключевых секторов экономики, как финансовый, телекоммуникационный и транспортный секторы, что также способствует углублению рыночных реформ. Развитие конкуренции в вышеуказанных секторах должно привести к улучшению качества и снижению стоимости данных услуг для потребителей в целом, что призвано увеличить эффективность производства казахстанских товаров и услуг и улучшить их конкурентоспособность.

В-четвертых, приведение внешнеторгового режима в соответствие с нормами ВТО должно усилить транспарентность процедур и сократить возможности для коррупции.

Вступление Казахстана в ВТО не является самоцелью, при этом, что это, несомненно, будет способствовать дальнейшему укреплению благоприятного инвестиционного климата в стране и обеспечит необратимость проводимых рыночных реформ.

Экономические успехи, достигнутые Казахстаном за годы независимости и обусловленные, прежде всего, стабильным ростом нефтегазового производства и крупных инвестиций в этот сектор, необходимо подкрепить интеграцией в мировые рынки. Вступление в ВТО - это одно из наиболее эффективных способов дальнейшего развития свободной торговли, привлечения прямых иностранных инвестиций в не добывающие секторы экономики, и дальнейшего улучшения инвестиционного климата в стране. Вступление в ВТО поможет Казахстану продолжить диверсификацию экономики. Казахстану нужно приложить максимум усилий и вступить в ВТО как можно скорее. Важным для Казахстана становится развитие внешней торговли, доля которой в ВВП республики выросла. При этом особенно актуальным является расширение торговли со странами, не входящими в состав СНГ [23, С. 35-56].

Большая часть этих стран являются членами ВТО и становятся важными рынками для экспорта казахстанских товаров. Так, вступление в ВТО обеспечит доступ Казахстана на глобальные рынки промышленных товаров, что является чрезвычайно важным для дальнейшей диверсификации экономики республики.

Выводы многочисленных исследований не подтверждают опасения о том, что режим свободной торговли приведет к потоку дешевой продукции на рынки Казахстана, что, в свою очередь, подорвет отечественное производство, а наоборот, говорят об обратном - усиление конкуренции станет стимулом для более эффективного распределения ресурсов, привлечения новых технологий и повышения уровня конкурентоспособности товаров на мировом рынке. Как свидетельствует мировой опыт, применение на первоначальном этапе мер поддержки/защиты, которые будут направлены на развитие новых отраслей, ориентированных на производство товаров с высокой добавленной стоимостью и на обеспечение условий для развития их конкурентоспособности на мировом рынке, не является оправданным и снижает темпы и потенциалы их роста.

Отмечая лидерство Казахстана среди стран СНГ по привлечению прямых иностранных инвестиций на душу населения (за период независимости привлечено более 40 млрд. долларов США), вступление в ВТО поможет увеличить объемы привлекаемых инвестиций и улучшить инвестиционный имидж Казахстана, благодаря таким факторам, как укрепление доверия к политике    правительства,    внедрение   системы   международных   стандартов, правил   и   обязательств,   а   также   обеспечение   большей   предсказуемости, безопасности и прозрачности доступа на внешние и внутренние рынки [23, С. 35-56]..

Информация о работе Проблемы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию