Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение закономерностей и механизмов включения стран в интеграционные процессы в области международной торговли, анализ позитивных и негативных сторон вступления Казахстана в ВТО .
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследование принципов и направлений деятельности Всемирной Торговой Организации в рамках современных понятий и методологических подходов, более полно раскрыть содержание, экономическую природу;
- анализа современного состояния экономики РК и перспективы вступления в ВТО;
- определение преимущества торговой системы РК в условиях создания таможенного союза: Казахстан, Россия, Белоруссия.
Введение
1.Принципы и направления деятельности Всемирной Торговой Организации
2. Современное состояние экономики РК в преддверии вступления в ВТО
3. Вступление в ВТО: экономические перспективы и риски Казахстана
Заключение
Список использованных источников
Членство в ВТО даст Казахстану возможность отстаивать свои интересы в стратегическом партнерстве с другими мировыми странами и поможет дальнейшей эффективной интеграции республики в глобальную экономику. Казахстан на сегодня подписал Протокол о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг с Султанатом Оман, Пакистаном, Турцией, Китаем, Грузией, Кыргызстаном, Республикой Кореей и Японией. Из 38 стран-членов Рабочей группы переговоры по доступу на рынок товаров все еще ведутся с 11 странами, и из них с 6 странами по доступу на рынок услуг. Двусторонние переговоры с Кубой, Мексикой и Норвегией приближены к завершению и достигнут заметный прогресс с ЕС в рамках последних двусторонних переговоров, состоявшихся на прошлой неделе в Брюсселе, процесс вступления Казахстана в ВТО предполагает проведение всесторонних экономических реформ, направленных на проведение устойчивой рыночной политики и построение рыночных институтов в стране. Одним из главных вопросов, который Казахстану предстоит согласовать в рамках проводимых многосторонних переговоров со странами-членами ВТО, является, как достичь баланса между эффективной реализацией приоритетных задач в экономике, в частности, задачи по дальнейшей диверсификации экономики и развития отечественных обрабатывающих предприятий, с обязательствами Казахстана, принимаемыми при вступлении в ВТО [24,С 118-124].
Иностранная сторона считает, что вступление в ВТО принесет ощутимую выгоду Казахстану - через большую интеграцию с мировой торговой системой и привлечение прямых иностранных инвестиций, не только в нефтегазовый сектор, но и в производство и сервисные услуги.
По мере устранения торговых барьеров, экономические факторы станут основными определяющими выбора инвестором страны размещения инвестиций. Либерализация торговли влечет за собой большие объемы инвестиции на основе сравнительных преимуществ. Это может также внести значительный вклад в реализацию стратегии диверсификации, проводимой Правительством страны.
Принятие решения о вступлении Казахстана в ВТО должно основываться на оценке баланса положительных и отрицательных последствий этого шага, который определяется конкретными условиями присоединения. Присоединение к ВТО предполагает получение не только преимуществ, но и принятие на себя обязательств. С одной стороны, создаются равные условия для казахстанского бизнеса на рынках иностранных государств, появляются инструменты устранения дискриминационных ограничений в отношении экспорта казахстанских товаров и услуг. А с другой стороны, казахстанское государство гарантирует соблюдение правил и норм ВТО, предусматривающих открытие отечественного рынка для зарубежных компаний и существенное ограничение возможностей государственной поддержки отечественных товаропроизводителей.
Последствия присоединения Казахстана к ВТО коснутся не только внешнеэкономической и торговой сфер; они отразятся на дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в целом. Для разных отраслей и видов деятельности они будут разными. Одни отрасли, способные успешно развиваться без государственной поддержки и защиты внутреннего рынка (например, металлургия и топливно-энергетический комплекс), получат дополнительные возможности продвижения своей продукции на внешний рынок. Другие, зависимые от государственной поддержки и нуждающиеся в защите от иностранных конкурентов (например, машиностроение), могут столкнуться с ухудшением условий функционирования вследствие снижения государственной поддержки и защищенности внутреннего рынка. Из этого следует, что оценку баланса отрицательных и положительных последствий присоединения Казахстана к ВТО следует проводить дифференцированно по каждой отрасли в зависимости от соотношения выгод и уступок, приобретаемых отечественными товаропроизводителями по планируемым условиям присоединения.
Вступление в ВТО предполагает изменение законодательства нашей страны, которое должно соответствовать обязательным для всех государств-членов правилам и нормам. По оценкам экспертов, эти изменения касаются более 1000 законодательных и нормативных актов. И хотя, в основном, казахстанское законодательство приводится в соответствие с нормами ВТО, остаётся значительная зона неопределённости.
Наиболее широко обсуждаемым требованием ВТО к Казахстану является снижение ставок импортных пошлин до уровня, существующего в развитых странах. В настоящее время средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины по всей товарной номенклатуре оценивается от 10-20% % по сравнению с 3—5% по странам — членам ВТО. По оценке ряда экспертов, в результате перехода на единый таможенный тариф средневзвешенная ставка на импорт в России снижается в среднем на 1%, в Казахстане повышается на 2%, в Белоруссии существенно не изменяется [23, С. 35-56].
Казахстанская экономика обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ. Прежде всего это:
— наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий, практическое приложение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка;
— квалифицированные кадры и высокий образовательный потенциал трудовых ресурсов;
— значительные масштабы свободных производственных мощностей, позволяющие быстро увеличить производство пользующейся спросом продукции с относительно незначительными издержками;
— богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях;
— огромная территория и емкий внутренний рынок;
— большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно существенно поднять уровень инвестиционной активности [23, С. 35-56].
Для активизации этих конкурентных преимуществ могут быть использованы различные инструменты и методы государственной экономической политики. Вступление Казахстана в ВТО существенно ограничивает возможности использования мер торговой и бюджетной политики, предусматривающих применение таможенных тарифов, количественных ограничений импорта, субсидий, государственных стандартов и закупок. Вместе с тем у государства остается почти полная свобода применения мер денежно-кредитной, антимонопольной, налоговой, институциональной и структурной политики .
Для развития отечественной промышленности особенно важно обеспечение благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций, включая:
— снижение процентных ставок и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, приведение денежного предложения в соответствие со спросом на деньги со стороны производственной сферы;
— снижение налогов на производственную деятельность и заработную плату, освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, проведение НИОКР и освоение новых технологий с замещением выпадающих бюджетных доходов за счет введения дополнительного налогообложения рентных доходов от эксплуатации принадлежащих государству природных ресурсов;
— поддержание обменного курса тенге и таможенных тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность отечественной промышленности;
— регулирование цен на услуги естественных монополий и продукцию высокомонополизированных отраслей экономики в целях предотвращения инфляции издержек, пресечения злоупотреблений монопольным положением на рынке и обеспечения благоприятных ценовых пропорций для обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства.
Наряду с формированием благоприятных макроэкономических условий для успешного развития отечественной промышленности требуется многократное повышение инвестиционной и инновационной активности, структурная перестройка российской экономики на основе широкого распространения современных технологий. Для этого необходимо:
— всемерное стимулирование научно-технического прогресса, включая наращивание бюджетного финансирования научных исследований, освобождение расходов предприятий на НИОКР от налогообложения, использование целевых научно-технических программ, предусматривающих государственную поддержку инновационной активности на перспективных направлениях развития экономики;
— принятие действенных мер по пресечению нелегального вывоза капитала;
— создание современной информационной инфраструктуры научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;
— обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, поддержка импорта новых технологий и защита российской интеллектуальной собственности за рубежом [25,26,27].
Все перечисленные выше методы государственной поддержки развития отечественной промышленности, за исключением финансируемых из бюджета ассигнований на НИОКР и целевые программы, полностью соответствуют требованиям ВТО. В отношении государственных субсидий на НИОКР и целевых программ следует соблюдать принцип неспецифичности.
Наконец, для развития отечественной промышленности должен полностью использоваться весь предусмотренный ВТО арсенал методов защиты национальных интересов во внешней торговле:
— введена защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа посредством антидемпинговых и компенсационных пошлин;
— проведено снижение импортного тарифа на сырьевые товары, комплектующие, не производимые в Казахстане и вместе с тем критически важные для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей виды технологического оборудования;
— прекращена практика предоставления правительством льгот по уплате импортных пошлин, в том числе с ввозимых летательных аппаратов, других видов производимой в Казахстане техники, подакцизных товаров;
— организовано стимулирование экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, в том числе за счет резкого расширения практики предоставления гарантий под экспортные кредиты;
— ужесточен контроль над качеством импортируемых товаров, устранена практика делегирования функций государственного контроля качества иностранным организациям, недопущение каких-либо льгот импортерам в данной области;
— проведена активная работа по устранению дискриминационных для российских товаропроизводителей барьеров в отношении экспорта отечественных товаров на основе принятых в ВТО процедур разрешения международных торговых споров.
Присоединение Казахстана к ВТО затрагивает практически все наиболее актуальные вопросы экономической политики государства, определяющие развитие страны на обозримую перспективу. В зависимости от условий присоединения Казахстана к ВТО будут определены параметры экономической политики государства по вопросам стимулирования экономического роста, инвестиционной и инновационной активности, защиты внутреннего рынка, поддержки экспорта и других направлений повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
В настоящее время вопрос о целесообразности присоединения Казахстана к ВТО перешел из политической плоскости в русло практических переговоров. Главная проблема в этом вопросе состоит в необходимости максимизации выгод и минимизации потерь. Здесь важны не сроки выполнения поставленной задачи, а получение положительного сбалансированного результата [28, С.345-564].
Таблица 2 - Основные макроэкономические показатели в Республике Казахстан
| 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Валовой внутренний продукт | 91,8 | 100,5 | 101,7 | 98,1 | 102,7 | 109,8 | 113,5 | 109,8 | 109,3 | 109,6 | 109,7 | 110,7 | 108,9 | 103,3 | 101,2 |
108,0 |
Продукция промышленности | 92 | 100,3 | 104 | 98 | 103 | 116 | 114 | 110 | 109 | 110 | 105 | 107 | 105 | 102 | 101,7 | 111,0 |
Продукция сельского хозяйства | 76 | 95 | 99,2 | 81 | 128 | 96 | 117 | 103 | 101 | 99,5 | 107 | 106 | 109 | 94 | 113,8 | 102,4 |
Инвестиции в основной капитал | 57 | 60 | 112 | 142 | 133 | 149 | 145 | 111 | 117 | 123 | 134 | 111 | 114 | 105 | 102,1 | 95,2 |
Перевозки грузов | 73 | 104 | 105 | 98 | 101 | 145 | 113 | 113 | 109 | 109 | 104 | 106 | 105 | 103 | 97,2 | 118,1 |
Розничный товарооборот1) | 103 | 133 | 129 | 119 | 102 | 107 | 116 | 108 | 110 | 118 | 114 | 115 | 111 | 103 | 96,1 | 113,1 |
Индексы цен производителей промышленной продукции | 240 | 124 | 116 | 100,8 | 119 | 138 | 100,3 | 100,3 | 109 | 117 | 124 | 118 | 112 | 137 | 78,0 | 139,0 |
Индексы потребительских цен | 276 | 139 | 117 | 107 | 108 | 113 | 108 | 106 | 106 | 107 | 108 | 109 | 111 | 117 | 107,3 | 107,1 |
Экспорт в страны Содружества | 154 | 110 | 94 | 71 | 72 | 155 | 113 | 83 | 136 | 137 | 99,3 | 137 | 143 | 139 | 61,49 | 130,8 |
Экспорт в другие страны | 174 | 115 | 129 | 92 | 135 | 148 | 93 | 125 | 133 | 161 | 149 | 137 | 122 | 151 | 60,53 | 183,6 |
Импорт из стран Содружества | 122 | 111 | 79 | 88 | 78 | 170 | 121 | 92 | 129 | 156 | 133 | 136 | 132 | 120 | 69,04 | 108,8 |
Импорт из других стран | 83 | 112 | 152 | 115 | 91 | 113 | 136 | 113 | 126 | 149 | 138 | 137 | 144 | 112 | 80,06 | 85,7
|
Использованные источники Содержание отчета "Статистический бюллетень Республики за 2010 год» |
Информация о работе Проблемы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию