Проблемы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение закономерностей и механизмов включения стран в интеграционные процессы в области международной торговли, анализ позитивных и негативных сторон вступления Казахстана в ВТО .
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследование принципов и направлений деятельности Всемирной Торговой Организации в рамках современных понятий и методологических подходов, более полно раскрыть содержание, экономическую природу;
- анализа современного состояния экономики РК и перспективы вступления в ВТО;
- определение преимущества торговой системы РК в условиях создания таможенного союза: Казахстан, Россия, Белоруссия.

Содержание

Введение
1.Принципы и направления деятельности Всемирной Торговой Организации
2. Современное состояние экономики РК в преддверии вступления в ВТО
3. Вступление в ВТО: экономические перспективы и риски Казахстана
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

работа 1.doc

— 437.50 Кб (Скачать документ)

 

Проведенные прогнозные расчеты позволили сделать основ­ной вывод: казахстанские предприятия пока не в полной мере готовы к вступлению в ВТО.

Низким остается уровень конкурентоспособности готовой продукции.

Важное стратегическое значение имеет привлечение в про­мышленность Казахстана иностранных и отечественных инвес­тиций, что будет способствовать внедрению на предприятиях новых технологий, обновлению и модернизации производств, развитию инфраструктуры, улучшению эффективности менедж­мента, росту производительности труда, снижению ресурсозатратности производства.

Следовательно, в процессе переговоров по присоединению Казахстана к секторальным инициативам необходимо достичь договоренности о предоставлении республике определенного переходного периода сроком не менее 5 лет для постепенного сни­жения импортных таможенных пошлин, что даст возможность для принятия эффективных мер по развитию промышленности в республике, повышению уровня ее конкурентоспособности, укреплению позиций отечественных товаропроизводителей.

Безусловно, при принятии важного решения о вступлении в ВТО необходимо оценивать все положительные и нега­тивные последствия, могущие оказать влияние на развитие экономики Казахстана.

Необходимо помнить, что, интегрируясь в международную систему на основе равноправных отношений с другими государствами, практически невозможно получать выгоды, не имея потерь. Вопрос - только в том, чтобы выгоды как можно больше превышали потери, и чтобы последние не ущемляли националь­ные интересы и не оказывали негативного влияния на государст­венную безопасность страны.

Основные возможные положительные и негативные послед­ствия вступления республики в ВТО состоят в следующем.

Положительные последствия:

1.Повышение конкурентоспособности

Конкурентное давление со стороны иностранных товаропро­изводителей после вступления Казахстана в ВТО может оживить внутреннюю конкурентную среду и заставить отечественных товаропроизводителей реструктурировать, обновлять и дивер­сифицировать производства, снижать цены и улучшать качество продукции, более полно учитывать спрос покупателей. Кто не сумеет этого сделать, естественным образом исчезнет с рынка, в итоге в выигрыше окажутся потребители, которые получат более качественную продукцию.

Безусловно, если в результате вступления в ВТО усилится конкуренция, одни предприятия, возможно, даже отдельные отрасли могут исчезнуть, другие будут процветать, быстро развиваясь и успешно вытесняя с рынка иностранные товары в конкурентной борьбе [60].

2.Инвестиционная привлекательность

Перспективы инвестиционной среды в связи со вступлением

Казахстана в ВТО ожидаются положительными: можно ожидать притока иностранных инвестиций в экономику страны - в силу таких факторов, как общее улучшение имиджа страны, откры­тость экономики Казахстана, улучшение законодательной базы, повышение прозрачности инвестиционных процедур, облегчение доступа на внутренний рынок зарубежных финансовых институ­тов, развитие фондового рынка. В то же время, членство в ВТО повлечет за собой необходимость соблюдения ряда обязательств, существенно ограничивающих возможности национального регулирования в части поддержки отечественного бизнеса - в плане его участия в проектах с иностранным капиталом.

3.Развитие внутреннего рынка

Либерализация внутреннего рынка вследствие вступления республики в ВТО приведет к его развитию. К примеру, казахстан­ский рынок услуг, который еще находится на этапе становления, испытывает нехватку собственных средств. Приход иностранных компаний и усиление конкуренции на рынках финансовых услуг обеспечат более полный учет запросов потребителей, снижение цен и приток качественных услуг, облегчат потребителям доступ к более дешевым кредитным ресурсам, увеличат инвестиции в реальный сектор экономики.

Ведущие банки и страховые компании, потребители услуг объективно заинтересованы в расширении иностранного при­сутствия в этом секторе, что повлечет приток инвестиций, знаний, опыта, обеспечит рост научно-технического уровня. Присоеди­нение страны к ВТО может активизировать этот процесс. Кроме того, лучшие казахстанские банки и страховые компании уже способны конкурировать с иностранными компаниями и будут стремиться к улучшению качества своих услуг, снижению кредит­ных ставок. Развитие внутреннего рынка приведет к повышению качества жизни населения [61].

4.Улучшение экспортных позиций

Помимо того, что Казахстан будет интегрирован в мировое хозяйство, в отношениях со всеми членами ВТО он получит нор­мальный и полный режим наибольшего благоприятствования, что важно, прежде всего, для тех случаев, когда такой режим нельзя получить на двусторонней основе.

Также Казахстан будет иметь открытые пути транзита для своих товаров. Все это, в конечном счете, будет содействовать развитию и повышению уровня внешней торговли. По данным исследований экспертов Всемирного банка и Колумбийского университета, транспортные расходы стран, не имеющих выхода к морю, на 50% больше, чем у стран с наличием морских путей. Объем торговли страны, не имеющей выхода к морю, составляет всего 30% объема торговли страны с наличием морских путей. Поэтому в данной ситуации менее дискриминационный доступ казахстанских экспортеров к услугам железнодорожного транспорта в соседних странах также будет стимулом для увеличения объема торговли.

Импорт оборудования и обновление основных фондов об­рабатывающей промышленности высокотехнологичной про­дукцией приведут к улучшению товарной структуры экспорта. Это особенно важно для развития внешней торговли Казахстана отечественными товарами обрабатывающей промышленности, повышения их качества.

Большое значение для Казахстана может представлять режим ВТО, касающийся торговых споров, особенно при антидемпин­говых разбирательствах, применяемых в отношении экспортных товаров Казахстана. Членство в ВТО позволит решать торговополитические споры в рамках предусмотренных строгих процедур на более справедливой основе [62].

5. Укрепление международного имиджа

Членство в ВТО усилит положение Казахстана на мировой арене, даст возможность стране быть причастной к мировым хозяйственным делам, вносить свою лепту в решение между­народных экономических проблем и находиться в русле сов­ременного цивилизационного развития человечества, иметь доступ к достижениям в политической, экономической и других важнейших сферах деятельности. Важным моментом является интеграция Казахстана в мировую экономику и обретение права голоса в создании принципов торговли XXI века.

Кроме этого, учитывая геополитическое расположение на стыке Азии и Европы, экономические и военно-политические интересы, а также существующий потенциал республики, можно предполо­жить, что активизация Казахстана в международных экономических отношениях еще более укрепит его место в системе современных международных отношений как срединной региональной державы, играющей ключевую роль в регионе Центральной Азии.

            Негативными последствиями от вступления в ВТО для республики являются следующие:

1. Статус сырьевой экономики

В сегодняшней структуре казахстанских экспортных потоков, как было изложено выше, доминирующее положение занимают углеводородное топливо, черные и цветные металлы и прочие виды сырья. Несмотря на то, что данные категории товаров составляют значительную часть мирового товарооборота, эти специализированные рынки не подпадают под действие осново­полагающих документов ВТО. В настоящий момент Казахстан в основном обслуживает сырьевые потребности более успешных экономик, в обмен на продукцию отраслей глубокой переработки и с высокой добавленной стоимостью.

Проблемы ожидаются в секторе обрабатывающей промыш­ленности. Главная из них - низкая конкурентоспособность большинства его отраслей и предприятий.

При текущей товарной номенклатуре экспорта Казахстану будет весьма затруднительно реализовать возможные экономи­ческие выгоды от вступления в ВТО. Осуществление этого шага без проведения комплексных структурных реформ, направленных на смещение вектора экономического развития от стратегии экс­портно-сырьевой экспансии к стратегии экономического развития на основе отраслей с высокой долей добавленной стоимости и глубокой переработки, грозит закрепить за Казахстаном статус сырьевой экономики, находящейся в постоянной зависимости от ценовой конъюнктуры мировых сырьевых рынков.

2.Ограничение государственной поддержки отраслей экономики

Обязательства ВТО создают определенные ограничения в процессе государственного стимулирования развития отечест­венного производства и местного бизнеса, в том числе методами, которыми оно осуществляется в настоящее время. Так, государс­твенного субсидирования лишатся многие финансируемые из бюджета сельскохозяйственные программы, программы подде­ржки малого бизнеса.

3.Сельское хозяйство

Вступление Казахстана в ВТО может создать угрозу сельскому хозяйству и продовольственной безопасности. Для Казахстана сельское хозяйство традиционно было и остается одной из экономико-образующих отраслей страны. Его доля в ВВП составляет 8,5-9%; с функционированием и развитием сельского хозяйства связаны повседневная деятельность и жизненный уклад, благополучие и нужды 44% населения страны.

Современная тарифная политика, применяющаяся в Рес­публике Казахстан, слабо защищает отечественных сельхоз­производителей, что ведет к неуклонному росту доли импорта сельскохозяйственной продукции. В результате снижается продовольственная безопасность страны, тормозится развитие отечественного сельского хозяйства.

В силу ускоренного вступления государства в ВТО Казахстану уже сейчас необходимо проводить усиленную политику подде­ржки сельского хозяйства, уровень развития которого остается низким, несмотря на ежегодные государственные субсидии.

4. Окружающая среда

Негативными последствиями для окружающей среды Казах­стана, которые могут быть вызваны либерализацией торговли при вступлении в ВТО, являются: истощение природных ресурсов; чрезмерная эксплуатация местных биологических видов; рост технологических загрязнений и накопление большого количества промышленных отходов; реструктуризация экономики в пользу ресурсодобывающих отраслей; негативные последствия индус­триализации, усугубленные, в частности, переносом «грязных технологий» из развитых стран.

При росте объемов извлечения и транспорта нефти ожидается расширение масштабов техногенного загрязнения акватории Каспия и почв в районах нефтедобычи - в результате эксплу­атации разведочных и эксплуатационных скважин, порывов нефтепроводов и др.

Предотвратить или максимально снизить отрицательные для природной среды эффекты можно с помощью развернутой системы правовых норм, действующих в трех самостоятельных областях: в рамках Многосторонних Природоохранных Соглаше­ний, национального природоохранного законодательства и ВТО. В ходе переговорного процесса о вступлении Казахстана в ВТО необходимо определить национальные приоритеты и принципы принятия решений, исходя из сохранения окружающей среды в государстве.

5. Социальные последствия

Реальной угрозой, могущей спровоцировать социальные про­блемы, является ограничение размеров экспортных пошлин. Пос­тупления от этих пошлин составляют не менее 10% бюджетных доходов, их ставки на продукцию производственно-технического назначения (исключая черные металлы и необработанный алю­миний) существенно выше 5%. Сокращение же доходной части бюджета снизит расходы на социальные нужды.

Оценка социальных последствий присоединения, как правило, не является объектом переговоров. Однако, некоторая предсказу­емость их обострения очевидна- в связи с тем, что обязательства при вхождении стран в ВТО включают фактически безальтерна­тивно вменяемые (вытекающие из требований многосторонних соглашений) и односторонне значимые уступки ее членам со стороны новых участников. В ходе переговоров, носящих все бо­лее жесткий характер, социальные аспекты должны получать не только отражение, но и возможности разрешения. Их обострение для многих стран связано с растущей конкурентоспособностью мирового хозяйства, вытеснением с рынка отдельных националь­ных фирм, а значит, сокращением занятости.

Негативные тенденции в ВТО, в конечном счете, представ­ляют собой проявления противоречий глобализации экономики. Несмотря на возможные проигрыши и потери от вступления республики в ВТО в настоящем, необходимо рассчитывать на преимущества, которые Казахстан может извлечь в долгосрочной перспективе, по мере расширения и изменения структуры своего экспорта в сторону увеличения в нем доли товаров с высокой добавленной стоимостью.

Следует отметить, что переговорный процесс по вступлению республики в ВТО идет полным ходом. Значительная часть национальной законодательной базы приведена в соответствие с нормами ВТО, многие законопроекты находятся на стадии обсуждения в Парламенте республики.

Важное значение при формировании правовой базы вступле­ния Казахстана в ВТО имеет внесение изменений и дополнений в действующее законодательство - в части создания благоприятных условий для нормальной и эффективной работы малого и среднего бизнеса, активного привлечения иностранных и внутренних инвестиций в реальный сектор экономики респуб­лики, развития перерабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства и перехода к сервисно-технологической экономике, ускоренной ее модернизации. Тогда стратегические выгоды от вступления республики в ВТО перевесят комплекс отрицательных последствий.

Рекомендации по повышению конкурентоспособности промышленного производства в Казахстане и успешному вступлению республики в ВТО

Анализ тенденций экономического роста Казахстана позволя­ет сделать вывод о сохраняющейся в настоящее время сырьевой ориентации экономики республики и низком уровне конкуренто­способности ее перерабатывающего сектора, что было отмечено в предыдущих разделах.

Информация о работе Проблемы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию