Проблемы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение закономерностей и механизмов включения стран в интеграционные процессы в области международной торговли, анализ позитивных и негативных сторон вступления Казахстана в ВТО .
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследование принципов и направлений деятельности Всемирной Торговой Организации в рамках современных понятий и методологических подходов, более полно раскрыть содержание, экономическую природу;
- анализа современного состояния экономики РК и перспективы вступления в ВТО;
- определение преимущества торговой системы РК в условиях создания таможенного союза: Казахстан, Россия, Белоруссия.

Содержание

Введение
1.Принципы и направления деятельности Всемирной Торговой Организации
2. Современное состояние экономики РК в преддверии вступления в ВТО
3. Вступление в ВТО: экономические перспективы и риски Казахстана
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

работа 1.doc

— 437.50 Кб (Скачать документ)

На сегодняшний день международная торговля представляет собой наиболее развитую форму современных международных экономических отношений. Включение любой страны в миро­вую экономику происходит через международную торговлю. На долю мировой торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений. Ни одна страна не может себе позволить оставаться в стороне от международной торговой системы, не рискуя оказаться в стороне и отстать от мирового экономического развития.

На фоне членства крупных соседей Казахстана в ВТО, его вступление в ряды членов этой организации становится все более естественным. Если Казахстан не урегулирует правила своей внешней торговли с основными торговыми партнерами сейчас, в будущем это может быть чревато огромными финансовыми потерями. Для республики большое значение будет иметь усло­вие ведения торговли между участниками ВТО на недискрими­национной основе, в связи с большой вовлеченностью нашей республики в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов, природ­ного газа, электроэнергии и угля. Вступление в ВТО обеспечит Казахстану режим наибольшего благоприятствования со 135 странами-участницами и даст ряд преимуществ в области лицен­зирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства.

Процесс вступления Казахстана в ВТО - необратим. Однако для того, чтобы плюсов от вступления в эту международную организацию было больше, чем минусов, необходимо, прежде всего, принять эффективные меры по ускоренной модерниза­ции и диверсификации экономики республики, повышению ее конкурентоспособности, развитию обрабатывающей промыш­ленности, что станет важным фактором успешной интеграции нашей страны в мировое сообщество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Казахстан добился сегодня устойчивого роста во всех секторах экономики: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Объем инвестиций увеличился. Еще в 2008 году в сравнении с 2000 годом удвоился объем ВВП республики, и эффективно были выполнены социальные обязательства государства. Построение конкурентоспособной экономики тесно связано с интеграцией в мировую экономику. В этой связи становится актуальным вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, на которую приходится 95% всей мировой торговли.

Вступление во Всемирную Торговую Организацию — последовательный
шаг на пути интеграции Казахстана в мировую экономику, подкрепленный всем ходом экономических реформ в стране. Для повышения конкурентоспособности казахстанская экономика находить новые рынки для сбыта своей продукции и услуг за пределами страны. Членство в ВТО – это объективный этап в процессе дальнейшей интеграции страны в мировую торговую систему. Признание важности данного аспекта является необходимым для обеспечения устойчивого экономического роста и роста благосостояния народа Казахстана, что подтверждается выводами, сделанными в процессе изучения данной проблемы;

1. Проведенные научные исследования позволяют сделать вывод о
необходимости реформировании внешнеторговой деятельности Казахстана, поскольку         достижение    достойного    места    Казахстаном    в    мировом экономическом      пространстве      возможно      только      при      поддержании внешнеторговой     стратегии,     ориентированной     на     инновационный    тип экономического развития страны.

2. ВТО в настоящее время является одной из наиболее авторитетных организаций, специализирующихся на проблемах регулирования современной международной торговли, поэтому прежде чем понять стоит или не стоит государству вступать в эту организацию, комплексно были рассмотрены деятельность, сущность, структура, а также основные преимущества Всемирной торговой организации.

3. При рассмотрении процесса вступления Казахстана в ВТО, мною были рассмотрены негативные и позитивные аспекты, результаты и последствия вступления Кыргызстана. В диссертации анализируется также опыт вступления и участия в работе ВТО других стран «первой волны» - Грузии, Молдавии и Армении. В целом системно оценить эффект от присоединения и членства в ВТО четырех указанных стран достаточно сложно, поскольку все они представляют собой небольшие и относительно бедные страны с недостаточно емкими внутренними рынками, которые не располагают значительным экспортным потенциалом. Это обстоятельство объединяет их, и позволило рассмотреть проблемы вступления и участия стран в ВТО в рамках одной группы. Их опыт показывает, что нужно внимательнее и более всестороннее относиться к переговорному процессу, а после вступления в ВТО занимать более активную позицию, участвуя в дальнейшей разработке правил международной   торговли   и   отстаивая   свои   национальные   стратегические экономические интересы. Кроме, того, опыт четырех стран показывает, что нужно учиться пользоваться теми преимуществами, которые вытекают из членства в ВТО, самым тщательным образом работая над всей системой соглашений Всемирной торговой организации.

4.    Прежде чем ответить на вопрос: как членство в ВТО повлияет на
механизм формирования национальной экономической политики, на развитие экономики   страны   в   целом   и   ее   отдельных   секторов,   в   том   числе   и жизнеобеспечивающих, как это может ограничить полномочия национального правительства      был      проведен      комплексный      анализ      экономических возможностей   вступления  республики  в   ВТО,   были   рассмотрены   сферы, которые могли бы конкурировать на мировых рынках.

5.    Основным   инструментом   торговой   политики   и государственного регулирования  внутреннего  рынка товаров Республики Казахстан является таможенный    тариф.    Таким    образом,    основная    задача    Казахстана    на сегодняшний день добиться наилучших условий присоединения Казахстана к ВТО, то есть наиболее  выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

6.    Проведенный в диссертации анализ позволяет критически оценить и современную ситуацию со вступлением в ВТО Казахстана.

Казахстану необходимо самым тщательным образом изучать и учитывать позитивный и негативный опыт присоединения и участия в ВТО других стран СНГ. Необходимо более тщательно изучить те процессы (в значительной мере негативные), которые происходят (а в условиях кризиса становятся весьма опасными) не только во внешнеэкономической сфере, но и в области внутреннего экономического развития нашей страны. Анализ проблем присоединения к ВТО других стран СНГ, проведенный в диссертации, показал, что взаимосвязь между ними в значительной мере не учитывалась, и нередко политические соображения превалировали над нормальной логикой становления рыночной экономики без ущерба национальным экономическим интересам, интересам значительной части отечественного бизнеса и широких слоев населения этих стран.

После продолжительного периода переговоров по вступлению в ВТО, последний этап которых сопровождался необходимой информационной открытостью, Казахстана к середине 2008 г. по существу завершила согласование основой части вопросов со странами-участницами ВТО. В целом, оценивая переговорный процесс по присоединению Казахстана к ВТО, как с позиций собственного опыта, так и опыта других стран СНГ, ранее вступивших в ВТО, в диссертации отмечается, что если на ранних стадиях переговоров в казахстанском руководстве тех лет присутствовало стремление вступить в эту международную организацию как можно быстрее, то затем в подходах к этой проблеме произошла вполне определенная эволюция, заслуживающая положительной оценки. Казахстанское руководство и непосредственные участники переговорного процесса с казахстанской стороны стали более взвешенно  и ответственно подходить к каждому из  аспектов предстоящего вступления, учитывая интересы различных отраслей экономики и регионов нашей страны, а также широких слоев населения Казахстана.

Все или многие из отмеченных обстоятельств актуальны не только для Казахстана, но и для ряда других стран СНГ, более развитых в экономическом отношении, чем их партнеры по Содружеству, решающих в настоящее время проблемы вступления в ВТО (Белоруссии и России). Общность стоящих перед ними проблем должна была рано или поздно проявиться в поиске согласованных или совместных решений в данной области. Такого рода решение на практике может быть связано с возможностью вступления Казахстана в ВТО согласованно совместно со странами СНГ, вошедшими в состав Таможенного союза (Белоруссией и Россией), о чем руководством Республики Казахстан было объявлено в июне 2009 г., и подтверждено при подписании соглашения трех указанных стран по Таможенному союзу в ноябре 2009 г.

В современных условиях происходит весьма противоречивое «наложение» двух чрезвычайно важных процессов - формирования в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза Казахстана, Белоруссии и России, с одной стороны, и вступления указанных государств во Всемирную торговую организацию. При этом действует широкий комплекс объективных и субъективных факторов, как способствующих одновременному решению указанных проблем, так и противодействующих этому.

В связи с этим чрезвычайно важно избрать хорошо обоснованный и просчитанный алгоритм движения к ВТО с параллельным решением задач формирования на деле Таможенного союза. Речь в данном случае идет о действительном согласовании позиций Казахстана, России и Белоруссии и по данному вопросу и согласованной выработке общих подходов к вступлению в ВТО. Эффективное решение данной проблемы стало бы важнейшим фактором как укрепления позиций указанных стран на мировой экономической и политической арене, так и более тесного их взаимодействия на постсоветском экономическом и политическом пространстве и возможного присоединения к Таможенному союзу новых стран-участниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.     Самсон И., Дайкер Д. Анализ экономических последствий вступления Казахстана в ВТО – Евразийская экономическая интеграция  № 1 (2), 2009, с.49-66

1.                  Быков О.Н. “Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес”, Многотомник, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, М.:Республика. -2008г. - 336 стр.

2.                  Магомедова А.И., Хасанова Е.З. “ГАТТ: правовая природа и структура”, Редколлегия журнала ‘Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета’, Серия: Философия и социально-экономические науки, СПб. - 2008г. - 48 с.

3.                  Чернышев С.В. “Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ”, Сборник научных трудов, Всесоюзный Научно-исследовательский Конъюнктурный Институт,  М. - 2008 г. – с.71

4.                  Васильев Ю.А. “Роль ГАТТ в международно экономической интеграции”,Экономика и коммерция, М. - 2008 г. №3, с. 95-106.

5.                  Дюмулен И. “Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы и правила”, Внешняя торговля, М. - 1993 г. №7/8, с. 34-44.

6.                  Купалов И.В. “Многостороннее регулирование торговли и инвестиций в рамках ГАТТ”, Московский журнал международного права, М. - 2010 г. №1, с. 85-99.

7.                  Куттнер Р. “Единому рынку - общие правила”, Бизнес уик, М. - 2009 г. №12, с. 2-5.

8.                  Тайгунов А. “Как вступают в ГАТТ”, Внешняя торговля, М. - 2007г. №6, с. 23-29.

9.            Темиргалиев Б.Б.        Основы    внешнеэкономической   деятельности   РК. Алматы 2007, 235с.

10.   Долгова С.И. - Внешняя торговля Казахстана на рубеже веков: Экономика. 2006-723с.

11.   Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М.: Международные отношения. 2008

12.   Ливенцев Н.Н., Смирнов С. - "ВТО: Проблемы вступления": Экономика; Финансы и статистика, 2003.

13.         Афонцев С. Присоединение      к     ВТО:      экономико-политические перспективы// Pro et contra, 2002

14.             Программа по развитию торговли в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы

15.                                                   Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию»

16.                                                   Изменения в Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2011 – 2015 годы, одобренный на заседании Правительства Республики Казахстан 31 августа 2010 года (Протокол № 26 от 31 августа 2010 года)

17.             Сигов Ю. Всемирно-торговое вступление, Вашингтон: Деловой Казахстана, № 43 (240), 12.11.2010 г. С.23-26

18.         Дмитриев С. Опыт стран-членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешних рынках США. МЭМО,2002. 267с.

19.         Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 28.01.2011 г.

20.         Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы

21.             Программа по развитию торговли в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы

22.             Статистический бюллетень Республики за 2010 год

23.             Токтоналиев Р. Вступление Казахстана в ВТО: гармонизация технических регламентов и стандартов, 2007 при содействии Европейского  СоюзаIBF International Consulting, 8 с.

24.             www.wto.ru - Сайт Всемирной Торговой Организации. (рус)

25.             www.kisi.kz – Сайт Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан.

26.             О таможенном тарифе и товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности  РК. Постановление Правительства РК от 27.12.2007 № 1317, Казахстанская правда 12015.01.2008 № 7-11

Информация о работе Проблемы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию