Проблемы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение закономерностей и механизмов включения стран в интеграционные процессы в области международной торговли, анализ позитивных и негативных сторон вступления Казахстана в ВТО .
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследование принципов и направлений деятельности Всемирной Торговой Организации в рамках современных понятий и методологических подходов, более полно раскрыть содержание, экономическую природу;
- анализа современного состояния экономики РК и перспективы вступления в ВТО;
- определение преимущества торговой системы РК в условиях создания таможенного союза: Казахстан, Россия, Белоруссия.

Содержание

Введение
1.Принципы и направления деятельности Всемирной Торговой Организации
2. Современное состояние экономики РК в преддверии вступления в ВТО
3. Вступление в ВТО: экономические перспективы и риски Казахстана
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

работа 1.doc

— 437.50 Кб (Скачать документ)

В связи с этим важное значение для республики имеет проведение структурных реформ, направленных на развитие производств с высокой добавленной стоимостью и глубокой переработки. В противном случае вступление Казахстана в ВТО приведет лишь к закреплению за республикой статуса страны с сырьевой экономикой.

Следовательно, поэтому на современном этапе, в условиях вступления в ВТО, актуальными, на наш взгляд, должны стать следующие направления экономического развития Казахстана:

        1. Формирование кластеров.

В настоящее время весьма актуально создание и развитие кластеров в следующих отраслях: туризм; нефтегазовое маши­ностроение; нефтехимическая, металлургическая, химическая, текстильная, пищевая промышленность; транспорт; производс­тво строительных материалов; агропромышленный комплекс.

Данные направления могут стать новыми точками роста эко­номики Казахстана.

В частности, создание кластера по нефтегазовому машино­строению должно предусматривать горизонтальную интеграцию его участников: предприятий машиностроения, организаций образования, проектных институтов, консалтинговых и инжи­ниринговых компаний, региональных технопарков.

Формирование нефтехимического кластера будет способ­ствовать развитию нефтехимических производств по выпуску полиэтилена, полипропилена, стирола и полистирола, этилен-гликоля и бензола, метанола и другой продукции.

В рамках создания нефтехимического кластера актуальное значение имеют: строительство интегрированного нефтехими­ческого комплекса в Западном Казахстане на базе попутных газов месторождений Тенгиза, Кашагана и Северного Каспия; фор­мирование специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области» - с целью привлечения инвестиций в строительство и комплексное развитие нефтехимических производств на основе инновационных технологий.

Создание металлургических кластеров целесообразно в Восточно-Казахстанской (на базе Усть-Каменогорского титано-магниевого, Белогорского горно-обогатительного комбинатов, Ульбинского металлургического, Иртышского химико-метал­лургического заводов) и Карагандинской (на базе ОАО «Ис-пат-Кармет», Жезказганского и Балхашского горно-металлур­гического комбинатов) областях. Их функционирование будет способствовать повышению конкурентоспособности металлур­гических предприятий и развитию производств более высоких переделов.

В Жамбылской области возможно создание химического кластера (на базе Новожамбылского фосфорного завода и «Каз-фосфата»), что будет способствовать развитию экспортоориен-тированного производства желтого фосфора.

В Южно-Казахстанской области, где сосредоточены хлопкоперерабатывающие предприятия, целесообразно создание текстильного кластера с полным циклом производства (от пере­работки хлопка до производства высококачественных тканей).

В крупных сельскохозяйственных регионах республики (Акмолинской и Костанайской областях) актуальное значение приобретает создание зернового кластера, что будет способс­твовать возделыванию высококачественных сортов пшеницы и других зерновых культур.

В целом реализация кластерного механизма развития эко­номики республики станет важным фактором эффективного распределения инвестиционных ресурсов в отраслях промыш­ленности, внедрения на предприятиях передовых инновацион­ных технологий, увеличения количества производств с высокой добавленной стоимостью.

2. Развитие конкуренции и поддержка предпринимательства.

Важным фактором обеспечения устойчивого роста экономики является наличие здоровой конкурентной среды, которая, в свою очередь, зависит от формирования сильной антимонопольной системы.

Главной задачей в сфере развития конкуренции должно стать принятие мер по пресечению злоупотреблений, совершаемых субъектами рынка с использованием своего доминирующего по­ложения; недопущение недобросовестной конкуренции; создание условий для эффективного и динамичного функционирования товарных рынков.

Кроме того, необходимо принять эффективные меры по дальнейшему совершенствованию антимонопольного законода­тельства. Важное значение приобретают усиление полномочий антимонопольного органа, расширение его возможностей по антимонопольному регулированию с предоставлением соот­ветствующих функций по применению санкций к нарушителям правил справедливой конкуренции.

В сфере развития малого и среднего бизнеса необходимо идти по пути проведения гибкой налоговой политики, упрощения на­логообложения субъектов малого и среднего бизнеса, поэтапного снижения ставок основных налогов (налога на добавленную стои­мость, корпоративного подоходного налога, социального налога), устранения всевозможных административных барьеров, препят­ствующих деятельности субъектов предпринимательства.

Для решения указанных вопросов в действующее законода­тельство необходимо внести соответствующие изменения.

3.              Совершенствование инвестиционной политики.

Важное значение имеет принятие мер, направленных на ак­тивизацию инвестирования недобывающего сектора экономики республики. Необходимо разработать комплекс мероприятий, способствующих привлечению транснациональных и крупных иностранных компаний в несырьевые отрасли экономики.

Кроме того, необходимо активизировать участие отечест­венных инвесторов в развитии малого и среднего бизнеса в республике.

В рамках реализация указанных направлений необходимо усовершенствовать инвестиционное законодательство, усилить государственную поддержку инвестиций, обеспечить защиту частной собственности и прав инвесторов.

Кроме того, важное значение на современном этапе приоб­ретает совершенствование механизмов использования нефтя­ных доходов, которые также должны направляться на развитие перерабатывающего сектора экономики регионов, внедрение инновационных технологий, реализацию экологических и со­циальных задач.

4.              Проведение адекватной региональной политики.
Проведение региональной политики, на наш взгляд, должно быть направлено на формирование конкурентоспособной спе­циализации регионов.

Так, развитие отраслей нефтегазового сектора должно быть сконцентрировано в Актюбинской, Атырауской, Западно-Ка­захстанской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях; металлургии- в Восточно-Казах­станской, Карагандинской, Костанайской областях; химической промышленности - в Жамбылской, Акмолинской, Карагандин­ской, Костанайской областях; машиностроения - Северо-Казах-станской, Алматинской, Павлодарской областях; текстильной про­мышленности - в Южно-Казахстанской, Алматинской областях; агропромышленного комплекса- в Акмолинской, Костанайской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Алматинской областях.

Формирование специализации регионов будет способствовать концентрации производственных и трудовых ресурсов, развитию инфраструктуры территорий во взаимоувязке со становлением кластеров, что, в свою очередь, станет важным этапом в повы­шении конкурентоспособности перерабатывающего сектора экономики республики.

Важное значение приобретает создание в стране социально-предпринимательских корпораций, которые станут своего рода региональными институтами развития.

5.              Реализация прорывных проектов международного значения.
Актуальное значение для Казахстана имеет развитие таких отраслей экономики, продукция которых позволит ему занять достойное место на международных рынках.

Перспективными, например, являются проекты в сфере животноводства, растениеводства, биотехнологий, машиностроения, химической промышленности, ядерных технологий.

Важное значение имеет развитие сотрудничества Казахстана с США и Российской Федерацией в рамках создания центра космической индустрии.

Реализация указанных проектов требует принятия соответ­ствующих мер, направленных на усиление государственной поддержки инвестиций и внесение изменений и дополнений в действующее законодательство [63].

6.              Развитие отраслей агропромышленного комплекса.
Необходимо принять меры по развитию национальных конкурентных преимуществ АПК Казахстана: сравнительно невысокие затраты на производство сырья и его переработку; значительное превышение производства над объемами внутрен­него потребления; потенциал производства продукции в широком ассортименте, обусловленный наличием различных природно-климатических зон; возможности производственных мощностей, активности бизнеса в сфере переработки сырья.

Катализатором роста производительности и качества продук­ции, совершенствования технологий и модернизации оборудова­ния должно стать развитие кластерных взаимоотношений.

Важное значение имеет индустриализация АПК, реализуемая путем: технической и технологической модернизации отраслей АПК; повышения доли высокорентабельных культур в структуре посевных площадей; перевода животноводства на промышлен­ную основу; усиления научного обеспечения и внедрения инно­вационных разработок.

Реализация указанных направлений требует развития в республике финансового рынка. Необходимо принять меры по созданию конкурентной среды в банковском секторе Казахстана, который в настоящее время монополизирован тремя крупней­шими банками (Казкоммерцбанком, Народным банком и Банком ТуранАлем). Усиление конкуренции среди банков второго уровня будет способствовать снижению кредитных ставок для сельхоз­производителей и повышению качества финансовых услуг.

7. Реформирование отечественной науки.

Реализация данного направления, прежде всего, предпо­лагает:

а)              увеличение государственного финансирования науки.
Объем финансирования науки, осуществляемого в Казахстане в течение пяти лет, составляет 0,2% ВВП. Этого совершенно недостаточно для инновационного развития экономики республики.

Считаем необходимым, учитывая тенденцию увеличения темпов роста экономики республики, поэтапно перейти к фи­нансированию науки от 0,2-0,5% ВВП до 2-4% ВВП. При этом целесообразно использовать определенную долю доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов;

б)              стимулирование развития исследований, направленных на
разработку наукоемких, ресурсосберегающих и экологически
чистых производств, ориентированных на экспорт продукции
высоких технологий;

в)              укрепление материальной базы для проведения научных исследований;

г)              принятие мер по формированию и развитию негосударс­твенного сектора науки, созданию государственных механизмов его поддержки.

Реализация предлагаемых мер позволит осуществить адекват­ное научное обеспечение индустриально-инновационной поли­тики республики, развитие производств с высокой добавленной стоимостью и переход к сервисно-технологической экономике и будет способствовать выполнению Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана.

8.              Внедрение на предприятиях республики технических стан­дартов качества, соответствующих требованиям ВТО.

Вступление республики в ВТО обусловливает необходимость гармонизации казахстанской модели технического регулирования с международными требованиями.

В связи с этим в действующее законодательство республики необходимо внести соответствующие изменения.

Важное значение имеет оказание государственной подде­ржки и помощи предприятиям, внедряющим международные стандарты качества.

9.              Создание Центра развития торговой политики.

В связи со вступлением Казахстана в ВТО актуальное значение приобретает выработка мер, направленных на совершенствование торговой политики. Актуальным представляется создание соответс­твующего Центра, основными задачами которого должны стать:

а)              проведение анализа последствий, которые повлечет вступ­ление в ВТО для экономики Казахстана;

б)              разработка предложений по совершенствованию торговой политики республики;

в)              выработка предложений по эффективной интеграции Ка­захстана в мировую хозяйственную систему, в том числе путем реализации существующих региональных инициатив (ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС и др.), и проработка вопросов по созданию новых, на основе изучения конъюнктуры мирового рынка, а также ана­лиза внешнеторгового и инвестиционного климата торговых партнеров Казахстана.

10. Развитие интеграционного сотрудничества Казахстана со странами СНГ и другими региональными объединениями.

Решая задачи подъема национальной экономики, ее техни­ческого перевооружения, повышения конкурентоспособности производимой в стране продукции, Республика Казахстан стре­мится наиболее полно использовать открывающиеся возмож­ности ее участия в углубляющемся процессе международного разделения труда, различных формах межгосударственной ко­операции, создании общего с другими странами экономического пространства.

Реализация указанных выше направлений экономического развития республики будет, на наш взгляд, способствовать повышению конкурентоспособности отечественной промыш­ленности, созданию производств с высокой добавленной стои­мостью, успешному вступлению Казахстана в ВТО и решению стратегической задачи нашей страны по вхождению в состав 50-ти конкурентоспособных государств мира.

Информация о работе Проблемы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию