Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение закономерностей и механизмов включения стран в интеграционные процессы в области международной торговли, анализ позитивных и негативных сторон вступления Казахстана в ВТО .
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследование принципов и направлений деятельности Всемирной Торговой Организации в рамках современных понятий и методологических подходов, более полно раскрыть содержание, экономическую природу;
- анализа современного состояния экономики РК и перспективы вступления в ВТО;
- определение преимущества торговой системы РК в условиях создания таможенного союза: Казахстан, Россия, Белоруссия.
Введение
1.Принципы и направления деятельности Всемирной Торговой Организации
2. Современное состояние экономики РК в преддверии вступления в ВТО
3. Вступление в ВТО: экономические перспективы и риски Казахстана
Заключение
Список использованных источников
В связи с этим важное значение для республики имеет проведение структурных реформ, направленных на развитие производств с высокой добавленной стоимостью и глубокой переработки. В противном случае вступление Казахстана в ВТО приведет лишь к закреплению за республикой статуса страны с сырьевой экономикой.
Следовательно, поэтому на современном этапе, в условиях вступления в ВТО, актуальными, на наш взгляд, должны стать следующие направления экономического развития Казахстана:
1. Формирование кластеров.
В настоящее время весьма актуально создание и развитие кластеров в следующих отраслях: туризм; нефтегазовое машиностроение; нефтехимическая, металлургическая, химическая, текстильная, пищевая промышленность; транспорт; производство строительных материалов; агропромышленный комплекс.
Данные направления могут стать новыми точками роста экономики Казахстана.
В частности, создание кластера по нефтегазовому машиностроению должно предусматривать горизонтальную интеграцию его участников: предприятий машиностроения, организаций образования, проектных институтов, консалтинговых и инжиниринговых компаний, региональных технопарков.
Формирование нефтехимического кластера будет способствовать развитию нефтехимических производств по выпуску полиэтилена, полипропилена, стирола и полистирола, этилен-гликоля и бензола, метанола и другой продукции.
В рамках создания нефтехимического кластера актуальное значение имеют: строительство интегрированного нефтехимического комплекса в Западном Казахстане на базе попутных газов месторождений Тенгиза, Кашагана и Северного Каспия; формирование специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области» - с целью привлечения инвестиций в строительство и комплексное развитие нефтехимических производств на основе инновационных технологий.
Создание металлургических кластеров целесообразно в Восточно-Казахстанской (на базе Усть-Каменогорского титано-магниевого, Белогорского горно-обогатительного комбинатов, Ульбинского металлургического, Иртышского химико-металлургического заводов) и Карагандинской (на базе ОАО «Ис-пат-Кармет», Жезказганского и Балхашского горно-металлургического комбинатов) областях. Их функционирование будет способствовать повышению конкурентоспособности металлургических предприятий и развитию производств более высоких переделов.
В Жамбылской области возможно создание химического кластера (на базе Новожамбылского фосфорного завода и «Каз-фосфата»), что будет способствовать развитию экспортоориен-тированного производства желтого фосфора.
В Южно-Казахстанской области, где сосредоточены хлопкоперерабатывающие предприятия, целесообразно создание текстильного кластера с полным циклом производства (от переработки хлопка до производства высококачественных тканей).
В крупных сельскохозяйственных регионах республики (Акмолинской и Костанайской областях) актуальное значение приобретает создание зернового кластера, что будет способствовать возделыванию высококачественных сортов пшеницы и других зерновых культур.
В целом реализация кластерного механизма развития экономики республики станет важным фактором эффективного распределения инвестиционных ресурсов в отраслях промышленности, внедрения на предприятиях передовых инновационных технологий, увеличения количества производств с высокой добавленной стоимостью.
2. Развитие конкуренции и поддержка предпринимательства.
Важным фактором обеспечения устойчивого роста экономики является наличие здоровой конкурентной среды, которая, в свою очередь, зависит от формирования сильной антимонопольной системы.
Главной задачей в сфере развития конкуренции должно стать принятие мер по пресечению злоупотреблений, совершаемых субъектами рынка с использованием своего доминирующего положения; недопущение недобросовестной конкуренции; создание условий для эффективного и динамичного функционирования товарных рынков.
Кроме того, необходимо принять эффективные меры по дальнейшему совершенствованию антимонопольного законодательства. Важное значение приобретают усиление полномочий антимонопольного органа, расширение его возможностей по антимонопольному регулированию с предоставлением соответствующих функций по применению санкций к нарушителям правил справедливой конкуренции.
В сфере развития малого и среднего бизнеса необходимо идти по пути проведения гибкой налоговой политики, упрощения налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса, поэтапного снижения ставок основных налогов (налога на добавленную стоимость, корпоративного подоходного налога, социального налога), устранения всевозможных административных барьеров, препятствующих деятельности субъектов предпринимательства.
Для решения указанных вопросов в действующее законодательство необходимо внести соответствующие изменения.
3. Совершенствование инвестиционной политики.
Важное значение имеет принятие мер, направленных на активизацию инвестирования недобывающего сектора экономики республики. Необходимо разработать комплекс мероприятий, способствующих привлечению транснациональных и крупных иностранных компаний в несырьевые отрасли экономики.
Кроме того, необходимо активизировать участие отечественных инвесторов в развитии малого и среднего бизнеса в республике.
В рамках реализация указанных направлений необходимо усовершенствовать инвестиционное законодательство, усилить государственную поддержку инвестиций, обеспечить защиту частной собственности и прав инвесторов.
Кроме того, важное значение на современном этапе приобретает совершенствование механизмов использования нефтяных доходов, которые также должны направляться на развитие перерабатывающего сектора экономики регионов, внедрение инновационных технологий, реализацию экологических и социальных задач.
4. Проведение адекватной региональной политики.
Проведение региональной политики, на наш взгляд, должно быть направлено на формирование конкурентоспособной специализации регионов.
Так, развитие отраслей нефтегазового сектора должно быть сконцентрировано в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях; металлургии- в Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской областях; химической промышленности - в Жамбылской, Акмолинской, Карагандинской, Костанайской областях; машиностроения - Северо-Казах-станской, Алматинской, Павлодарской областях; текстильной промышленности - в Южно-Казахстанской, Алматинской областях; агропромышленного комплекса- в Акмолинской, Костанайской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Алматинской областях.
Формирование специализации регионов будет способствовать концентрации производственных и трудовых ресурсов, развитию инфраструктуры территорий во взаимоувязке со становлением кластеров, что, в свою очередь, станет важным этапом в повышении конкурентоспособности перерабатывающего сектора экономики республики.
Важное значение приобретает создание в стране социально-предпринимательских корпораций, которые станут своего рода региональными институтами развития.
5. Реализация прорывных проектов международного значения.
Актуальное значение для Казахстана имеет развитие таких отраслей экономики, продукция которых позволит ему занять достойное место на международных рынках.
Перспективными, например, являются проекты в сфере животноводства, растениеводства, биотехнологий, машиностроения, химической промышленности, ядерных технологий.
Важное значение имеет развитие сотрудничества Казахстана с США и Российской Федерацией в рамках создания центра космической индустрии.
Реализация указанных проектов требует принятия соответствующих мер, направленных на усиление государственной поддержки инвестиций и внесение изменений и дополнений в действующее законодательство [63].
6. Развитие отраслей агропромышленного комплекса.
Необходимо принять меры по развитию национальных конкурентных преимуществ АПК Казахстана: сравнительно невысокие затраты на производство сырья и его переработку; значительное превышение производства над объемами внутреннего потребления; потенциал производства продукции в широком ассортименте, обусловленный наличием различных природно-климатических зон; возможности производственных мощностей, активности бизнеса в сфере переработки сырья.
Катализатором роста производительности и качества продукции, совершенствования технологий и модернизации оборудования должно стать развитие кластерных взаимоотношений.
Важное значение имеет индустриализация АПК, реализуемая путем: технической и технологической модернизации отраслей АПК; повышения доли высокорентабельных культур в структуре посевных площадей; перевода животноводства на промышленную основу; усиления научного обеспечения и внедрения инновационных разработок.
Реализация указанных направлений требует развития в республике финансового рынка. Необходимо принять меры по созданию конкурентной среды в банковском секторе Казахстана, который в настоящее время монополизирован тремя крупнейшими банками (Казкоммерцбанком, Народным банком и Банком ТуранАлем). Усиление конкуренции среди банков второго уровня будет способствовать снижению кредитных ставок для сельхозпроизводителей и повышению качества финансовых услуг.
7. Реформирование отечественной науки.
Реализация данного направления, прежде всего, предполагает:
а) увеличение государственного финансирования науки.
Объем финансирования науки, осуществляемого в Казахстане в течение пяти лет, составляет 0,2% ВВП. Этого совершенно недостаточно для инновационного развития экономики республики.
Считаем необходимым, учитывая тенденцию увеличения темпов роста экономики республики, поэтапно перейти к финансированию науки от 0,2-0,5% ВВП до 2-4% ВВП. При этом целесообразно использовать определенную долю доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов;
б) стимулирование развития исследований, направленных на
разработку наукоемких, ресурсосберегающих и экологически
чистых производств, ориентированных на экспорт продукции
высоких технологий;
в) укрепление материальной базы для проведения научных исследований;
г) принятие мер по формированию и развитию негосударственного сектора науки, созданию государственных механизмов его поддержки.
Реализация предлагаемых мер позволит осуществить адекватное научное обеспечение индустриально-инновационной политики республики, развитие производств с высокой добавленной стоимостью и переход к сервисно-технологической экономике и будет способствовать выполнению Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана.
8. Внедрение на предприятиях республики технических стандартов качества, соответствующих требованиям ВТО.
Вступление республики в ВТО обусловливает необходимость гармонизации казахстанской модели технического регулирования с международными требованиями.
В связи с этим в действующее законодательство республики необходимо внести соответствующие изменения.
Важное значение имеет оказание государственной поддержки и помощи предприятиям, внедряющим международные стандарты качества.
9. Создание Центра развития торговой политики.
В связи со вступлением Казахстана в ВТО актуальное значение приобретает выработка мер, направленных на совершенствование торговой политики. Актуальным представляется создание соответствующего Центра, основными задачами которого должны стать:
а) проведение анализа последствий, которые повлечет вступление в ВТО для экономики Казахстана;
б) разработка предложений по совершенствованию торговой политики республики;
в) выработка предложений по эффективной интеграции Казахстана в мировую хозяйственную систему, в том числе путем реализации существующих региональных инициатив (ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС и др.), и проработка вопросов по созданию новых, на основе изучения конъюнктуры мирового рынка, а также анализа внешнеторгового и инвестиционного климата торговых партнеров Казахстана.
10. Развитие интеграционного сотрудничества Казахстана со странами СНГ и другими региональными объединениями.
Решая задачи подъема национальной экономики, ее технического перевооружения, повышения конкурентоспособности производимой в стране продукции, Республика Казахстан стремится наиболее полно использовать открывающиеся возможности ее участия в углубляющемся процессе международного разделения труда, различных формах межгосударственной кооперации, создании общего с другими странами экономического пространства.
Реализация указанных выше направлений экономического развития республики будет, на наш взгляд, способствовать повышению конкурентоспособности отечественной промышленности, созданию производств с высокой добавленной стоимостью, успешному вступлению Казахстана в ВТО и решению стратегической задачи нашей страны по вхождению в состав 50-ти конкурентоспособных государств мира.
Информация о работе Проблемы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию