Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение закономерностей и механизмов включения стран в интеграционные процессы в области международной торговли, анализ позитивных и негативных сторон вступления Казахстана в ВТО .
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследование принципов и направлений деятельности Всемирной Торговой Организации в рамках современных понятий и методологических подходов, более полно раскрыть содержание, экономическую природу;
- анализа современного состояния экономики РК и перспективы вступления в ВТО;
- определение преимущества торговой системы РК в условиях создания таможенного союза: Казахстан, Россия, Белоруссия.
Введение
1.Принципы и направления деятельности Всемирной Торговой Организации
2. Современное состояние экономики РК в преддверии вступления в ВТО
3. Вступление в ВТО: экономические перспективы и риски Казахстана
Заключение
Список использованных источников
3. ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ КАЗАХСТАНА
В настоящее время в ВТО вступили 148 стран, или 75% всех государств мира, из которых 135 являются торговыми партнерами Казахстана [69].
Естественно, что Казахстан должен и будет стремиться к урегулированию торговых отношений с этими странами на выгодных для себя условиях. Каждое из этих государств может начать по отношению к любым товарам, импортируемым из Казахстана, процедуру антидемпингового разбирательства.
Наша страна уже не первый год сталкивается с подобными расследованиями и мерами, предпринимаемыми в отношении казахстанского экспорта стали, продукции цветной металлургии, ферросилиция, феррохрома, титановой губки, высокообогащенного урана и другой продукции - со стороны США, ЕС, Индии, Мексики, Бразилии, Колумбии и Венесуэлы. Именно поэтому вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, реализующую эффективный механизм либерализации мировой торговли и всей связанной с ней системы экономических отношений, является важнейшим приоритетом внешней политики республики, о чем было сказано выше.
Процесс вступления Казахстана в ВТО начался 26 января 1996 г. с подачи в Секретариат ВТО официального заявления. В феврале того же года республике был присвоен статус страны-наблюдателя в ВТО. Одновременно с этим была создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО, в состав которой в настоящее время входят 37 стран - основных торговых партнеров РК (США, ЕС, Канада, Япония, Австралия, Швейцария, Китай, Республика Корея и др.) [70].
Всего за период с 1996 по 2006 г. было проведено 8 заседаний Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО, по 4-м основным направлениям:
-По условиям доступа на казахстанский рынок товаров.
-По условиям доступа на казахстанский рынок услуг.
-По сельскому хозяйству.
-По системным вопросам.
Переговоры по условиям доступа на казахстанский рынок товаров включают в себя определение и согласование со странами-членами Рабочей группы максимальных уровней связывания импортных таможенных пошлин, по которым Казахстан получит право их применения после присоединения к ВТО [71, 72].
Переговоры по условиям доступа на казахстанский рынок услуг проводятся в целях согласования условий для иностранных поставщиков услуг. Казахстан проводит работы по совершенствованию перечня специфических обязательств по услугам с учетом договоренностей, достигнутых со странами - членами ВТО, экономических программ развития секторов услуг и изменений в законодательной базе секторов услуг республики [57].
В переговорах по сельскому хозяйству, помимо тарифного аспекта, обсуждаются объемы государственной поддержки сельского хозяйства и размеры экспортных субсидий. Учитывая, что сельское хозяйство при вступлении в ВТО - это наиболее приоритетная отрасль, казахстанская сторона ведет активные переговоры по адекватной тарифной защите, мерам внутренней поддержки и экспортных субсидий в области сельскохозяйственного производства.К тому же Казахстан желает обеспечить себе равные с другими государствами условия конкуренции. Сравнивая размеры финансовой поддержки сельского хозяйства Казахстана с таковой в развитых странах, можно отметить тот факт, что она крайне недостаточна. Например, внутренняя поддержка этой отрасли в США составляет 44%, ЕС - 88% валовой продукции сельского хозяйства. У нас этот показатель значительно ниже [46].
Переговоры по системным вопросам проводятся в рамках заседаний Рабочей группы с участием всех заинтересованных стран - членов ВТО для рассмотрения внешнеторгового режима и законодательства Казахстана на предмет их соответствия ключевым торговым соглашениям ВТО.
В ходе многосторонних переговоров согласование проходят такие вопросы, как: нормы и практика регулирования ценообразования; государственная собственность и приватизация; система налогообложения и применение налогов к импортным товарам; субсидии в отдельных экономических секторах, в частности, в сельском хозяйстве; режим иностранных инвестиций, система валютного обмена и платежей; импортный таможенный тариф, включая любые имеющиеся тарифные преференции, таможенные сборы и другие меры по защите национальных производителей (антидемпинговые и компенсационные), импортное лицензирование, регулирование экспорта; государственные торговые предприятия; системы стандартизации и сертификации импортных товаров; санитарные и фитосанитарные меры; защита прав интеллектуальной собственности и т. п.
Кроме того, рассматриваются и проходят согласование вопросы по механизму разработки и осуществления политики, влияющей на торговлю товарами и услугами.
В целом по итогам проведенной работы по вступлению Казахстана в ВТО наметился реальный переход переговорного процесса в русло детального обсуждения параметров будущего членства страны в ВТО, и определена общая позиция государств - участников ВТО по отношению к интеграции нашей республики в эту международную организацию.
Сегодня мы слышим много опасений по поводу вступления Казахстана в ВТО: полностью откроется казахстанский рынок, его заполнят импортные товары; закроются многие заводы и фабрики и целые отрасли экономики, поскольку они не в состоянии конкурировать со странами ВТО; десятки тысяч людей останутся без работы; возникнет реальная угроза подчинения интересам ведущих торговых держав [58].
Однако, на наш взгляд, надо не опасаться, а принимать реальные меры по выполнению Стратегии индустриально-инновационного развития и созданию в стране конкурентоспособного перерабатывающего сектора экономики.
Конечно, на первом этапе вступления Казахстана в ВТО целесообразно применять своего рода протекционистские меры по отношению к отечественным товаропроизводителям - путем установления переходного периода, в течение которого должны действовать более высокие ставки таможенных тарифов. Особо важное значение данные меры имеют для предприятий агропромышленного сектора, а также других субъектов малого и среднего бизнеса.
Однако основой функционирования рыночной экономики является конкурентная среда. Насыщение внутреннего рынка высококачественным импортом будет способствовать обновлению и диверсификации отечественных производств, снижению цен на выпускаемую продукцию, улучшению ее качества, удовлетворению потребностей потребителей.
Там, где нет конкурентной среды, не может появиться и конкурентной продукции. Действительно, не случайно, что продукты переработки сельхозсырья и пищевой промышленности республики первыми стали вытеснять с рынка импорт. Казахстан еще с 1992 г. начал завозить большие объемы продовольствия. Большой импорт одновременно сигнализировал о наличии высокого спроса на эти товары, и это способствовало налаживанию отечественных производств. Сегодня пищевая промышленность занимает на рынке до 50%, и конкурентное давление создают не только иностранные, но и сами отечественные компании. К ним присоединяются производства текстильной и швейной промышленности, цветных телевизоров, строительных материалов.
На рынках же других товаров, в частности, инвестиционных, которые вовсе не импортируются или импортируются в ограниченном количестве иностранными компаниями, отечественные товары практически не стали конкурентоспособными. И они таковыми не будут, сколько бы ни отодвигалось время вступления в ВТО.
Аргумент о том, будто бы отечественным товаропроизводителям нужно время, чтобы они подготовились и стали конкурентоспособными, не совсем верен. Около 10 лет Россия защищает свое автомобилестроение высокими таможенными пошлинами, но автомобилей, конкурирующих с зарубежными, так и нет. То же самое происходит с пассажирскими самолетами. А вот засилье на американском рынке в 1970-1980-е гг. японских автомобилей привело к упадку многих компаний, но затем они стали высококонкурентными.
В настоящее время в Казахстане действует 6 ставок таможенных тарифов. Применяются ставки в 5,10,15,20,25 и 30%. Ими охватываются 5134 наименования казахстанской продукции из более чем 7 тыс., которые фигурируют в таможенной классификации Казахстана (в России их - 10 тыс.). По информации Министерства индустрии и торговли республики, среднеарифметический тариф - 9,7%. В России этот показатель равен 11%, в ВТО -10%. Кроме того, 91 % всего импорта в Казахстане облагается по ставке от 5 до 15%. Таким образом, СТТ в Казахстане либеральнее, чем во многих странах мира. Следовательно, экономика республики уже открыта, поэтому довод о том, что со вступлением в ВТО казахстанский рынок откроется, и отечественный товаропроизводитель будет ущемлен, не совсем верен. Если бы иностранные компании захотели "завалить" наш рынок своими товарами, то они сделали бы это сегодня. Им ничто не мешает. Сдерживают другие факторы: «узкий» рынок Казахстана с глубоко континентальным географическим положением. Здесь нет возможности иметь высокие доходы через массовые поставки товаров. Следует отметить, что ни одна из стран - членов ВТО и не требует, чтобы любой "новичок" при вступлении в эту организацию сразу же полностью открывал свой рынок. Поначалу фиксируются ставки таможенных тарифов, средневзвешенная ставка, начальный и конечный уровни связывания. Затем ставки снижаются - в течение 5-7 лет адаптационного периода [59-65]. Используя значительный потенциал защитных мер, заложенных в правилах ВТО, Казахстану следует разработать необходимые меры защиты отдельных сегментов национальной экономики с учетом перспектив их развития на 10-15 лет [74]. Для этого необходимо определить отрасли и производства, нуждающиеся в таких мерах. Казахстанским институтом стратегических исследований проведены соответствующие исследования в этом направлении. На основе использования математических методов моделирования был проведен анализ возможных последствий присоединения Казахстана к секторальным инициативам по химической, фармацевтической, металлургической промышленности, производству пива и алкогольных напитков, мебели, бумаги, древесины.
В качестве факторов в базовых моделях были использованы следующие:
Y - производство товаров;
XI - основные фонды отрасли, присоединяющейся к секторальной инициативе;
Х2 - число промышленных предприятий;
ХЗ - численность промышленно-производственного персонала;
Х4 - инвестиции в основной капитал;
Х5 - уровень рентабельности;
Х6 - экспорт;
XV - внутреннее потребление;
Х8 - таможенный тариф.
По всем товарным группам той или иной секторальной инициативы были построены соответствующие прогнозные модели. В таблице 4 приведены данные для построения регрессионной модели по производству фосфора, в случае присоединения к химической гармонизации.
Таблица 4- Сводные показатели для моделирования производства фосфора [74]
Показатели | Единица измерения |
| 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Производство | тонн | y | 12890 | 6476 | 15429 | 34790 | 45330 | 61410 | 81042 |
Основные фонды | млн.тенге | X1 | 14387,7 | 16149,1 | 17978,8 | 9961,6 | 9065,3 | 10270,6 |
|
Число промышленных предприятий | шт. | X2 | 182 | 222 | 313 | 283 | 295 | 271 | 495 |
Численность промышленно-производственного персонала | тыс.чел | X3 | 28,1 | 20,1 | 20,6 | 18 | 18,5 | 16,4 | 17,1 |
Инвестиции в основной капитал | млн.тенге | X4 | 648 | 1382 | 3024 | 2865 | 2071 | 2563 |
|
Уровень рентабельности | % | X5 | -12,6 | -7,1 | -20,6 | -18,9 | -7,4 | -13 |
|
Экспорт | тонн | X6 |
|
|
| 19104,8 | 31334 | 49869 | 64365,4 |
Внутреннее потребление | тонн | X7 |
|
|
| 15685,2 | 15956 | 11542 | 8274,6 |
Тариф | тонн | X8 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
На основе полученной математической модели были определены тенденции производства фосфора без изменения уровня таможенных тарифов, с введением нулевого тарифа в 2007 г. и после плавного изменения тарифов с 2007 по 2010 г.Три варианта прогноза представлены на рисунках 1,2, 3.
Рисунок 6 - Варианты производства фосфора без изменения уровня таможенных тарифов, с введением нулевого тарифа в 2007 г. и после плавного изменения тарифов с 2007 по 2010 г. [74]
Анализ полученных трендов позволяет сделать вывод о том, что с 2007 г., с введением нулевого тарифа, производство фосфора несколько снизится, затем вновь наблюдается тенденция роста.
Плавное изменение таможенных тарифов позволит уменьшить спад производства в подотрасли.
Аналогичные модели были построены по всем другим секторальным инициативам, что позволило определить условия присоединения к ним Казахстана (табл. 5).
Таблица 5 -Условия присоединения Казахстана к секторальным инициативам [76]
№ п/п | Наименование секторальной инициативы | Требование секторальной инициативы | Возможности присоединения |
1 | Сталь (ST) | Введение нулевой ставки импортной таможенной пошлины на продукцию металлургической промышленности – 0%. | Присоединение Казахстана к секторальной инициативе по стали позитивно скажется на развитии металлургической промышленности республики, т.к. большая часть ее продукции экспортируется на внешние рынки. Вместе с тем, в течение 5 ближайших лет необходимо принять меры по обеспечению защиты наиболее чувствительных видов металлопродукции, включающей: прокат из нержавеющей стали, стальные трубы, рельсы и крепежную продукцию. |
2 | Химическая гармонизация (СН)
| Снижение таможенных ставок на продукцию химической промышленности до 5,5 -6,5%, а по группе товаров 2901-2902 -до 0 %.
| При присоединении республики к данной секторальной инициативе наиболее устойчивой будет ситуация в подотраслях, включающих: производство фосфора, фосфорных удобрений, хромовых солей. Это объясняется ориентированностью указанных производств на местное сырье. Товары указанных подотраслей в основном поставляются на экспорт и имеют устойчивые рынки сбыта. Наиболее уязвимыми подотраслями в процессе присоединения к ВТО будут следующие: производства серной кислоты, полимеров стирола, красок и лаков на основе полимеров, хлора, паст зубных, что объясняется их зависимостью от сырьевых поставок. В связи с этим представляется Целесообразным в процессе переговоров по присоединению республики к химической гармонизации добиться по данным товарам предоставления некоторых тарифных уступок на срок не менее 5 лет. Наличие такого адаптационного периода позволит принять активные меры по повышению конкурентоспособности отрасли. |
3 | Фармацевтическая продукция (РН) | Установление нулевого импортного таможенного тарифа по группе товаров 2936-2937, 2939, 2941,3001-3006. | С присоединением фармацевтической отрасли республики к секторальной инициативе тенденция роста производства сохраняется. Это объясняется тем, что по многим товарным позициям в настоящее время уже действует нулевая ставка. Вместе с тем, представляется целесообразным добиться некоторых тарифных уступок по группе товаров 2936, 2937, 2939, 2941 на срок не менее 5 лет.
|
4 | Бумага и изделия из бумаги | Установление нулевого импортного таможенного тарифа по товарным позициям групп 47, 48, 49. | В настоящее время целлюлозно- бумажная отрасль республики находится на стадии развития. В связи с этим требуется минимум 5 лет для ее становления и упрочения на внутреннем рынке страны. Поэтому к секторальной инициативе по бумаге следует присоединяться частично. Необходимо оставить действующие таможенные ставки по следующим товарам: 4808100000, 4808900000, 4814100000, 4814200000, 4814300000, 4814901000,4819100000, 4819300001,4819300002, 4819400000, 4819500000,4819600000. |
5 | Спиртные напитки (DS) | Снижение импортных таможенных тарифов на алкогольную продукцию до 0%. | Возможно частичное присоединение к данной секторальной инициативе. По товарам групп 2207 10, 2207 20 (спирты этиловые), 2208 60 (водка), 2205 10, 2205 90 (вермуты и виноградные вина), 2208 20 (коньяки, бренди) необходимо предоставить переходный период до 10 лет, в течение которого импортные таможенные тарифы будут снижаться постепенно. Это позволит защитить внутренний рынок данных товаров. Для остальных товарных позиций возможно одномоментное присоединение к секторальной инициативе. |
6 | Пиво (Beer) | Снижение импортных таможенных тарифов до 0%. | Введение нулевого тарифа на импорт пива может негативным образом сказаться на объемах производства в республике. При этом наиболее оптимальным и менее болезненным для экономических показателей отрасли является постепенный переход к нулевому тарифу в течение минимум 5-7 лет. |
Информация о работе Проблемы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию