Проблемы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение закономерностей и механизмов включения стран в интеграционные процессы в области международной торговли, анализ позитивных и негативных сторон вступления Казахстана в ВТО .
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследование принципов и направлений деятельности Всемирной Торговой Организации в рамках современных понятий и методологических подходов, более полно раскрыть содержание, экономическую природу;
- анализа современного состояния экономики РК и перспективы вступления в ВТО;
- определение преимущества торговой системы РК в условиях создания таможенного союза: Казахстан, Россия, Белоруссия.

Содержание

Введение
1.Принципы и направления деятельности Всемирной Торговой Организации
2. Современное состояние экономики РК в преддверии вступления в ВТО
3. Вступление в ВТО: экономические перспективы и риски Казахстана
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

работа 1.doc

— 437.50 Кб (Скачать документ)

 



3. ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ   КАЗАХСТАНА

 

В настоящее время в ВТО вступили 148 стран, или 75% всех государств мира, из которых 135 являются торговыми партнерами Казахстана [69].

Естественно, что Казахстан должен и будет стремиться к уре­гулированию торговых отношений с этими странами на выгодных для себя условиях. Каждое из этих государств может начать по отношению к любым товарам, импортируемым из Казахстана, процедуру антидемпингового разбирательства.

Наша страна уже не первый год сталкивается с подобными расследованиями и мерами, предпринимаемыми в отношении казахстанского экспорта стали, продукции цветной металлургии, ферросилиция, феррохрома, титановой губки, высокообогащен­ного урана и другой продукции - со стороны США, ЕС, Индии, Мексики, Бразилии, Колумбии и Венесуэлы. Именно поэтому вступление Казахстана во Всемирную тор­говую организацию, реализующую эффективный механизм ли­берализации мировой торговли и всей связанной с ней системы экономических отношений, является важнейшим приоритетом внешней политики республики, о чем было сказано выше.

Процесс вступления Казахстана в ВТО начался 26 января 1996 г. с подачи в Секретариат ВТО официального заявления. В феврале того же года республике был присвоен статус страны-наблюдателя в ВТО. Одновременно с этим была создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО, в состав которой в настоящее время входят 37 стран - основных торговых партнеров РК (США, ЕС, Канада, Япония, Австралия, Швейцария, Китай, Республика Корея и др.) [70].

Всего за период с 1996 по 2006 г. было проведено 8 заседа­ний Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО, по 4-м основным направлениям:

-По условиям доступа на казахстанский рынок товаров.

-По условиям доступа на казахстанский рынок услуг.

-По сельскому хозяйству.

-По системным вопросам.

Переговоры по условиям доступа на казахстанский рынок товаров включают в себя определение и согласование со страна­ми-членами Рабочей группы максимальных уровней связывания импортных таможенных пошлин, по которым Казахстан получит право их применения после присоединения к ВТО [71, 72].

Переговоры по условиям доступа на казахстанский рынок услуг проводятся в целях согласования условий для иностранных поставщиков услуг. Казахстан проводит работы по совершенство­ванию перечня специфических обязательств по услугам с учетом договоренностей, достигнутых со странами - членами ВТО, экономических программ развития секторов услуг и изменений в законодательной базе секторов услуг республики [57].

В переговорах по сельскому хозяйству, помимо тарифного аспекта, обсуждаются объемы государственной поддержки сель­ского хозяйства и размеры экспортных субсидий. Учитывая, что сельское хозяйство при вступлении в ВТО - это наиболее приоритетная отрасль, казахстанская сторона ведет активные переговоры по адекватной тарифной защите, мерам внутренней поддержки и экспортных субсидий в области сельскохозяйственного производства.К тому же Казахстан желает обеспечить себе равные с дру­гими государствами условия конкуренции. Сравнивая размеры финансовой поддержки сельского хозяйства Казахстана с таковой в развитых странах, можно отметить тот факт, что она крайне недостаточна. Например, внутренняя поддержка этой отрасли в США составляет 44%, ЕС - 88% валовой продукции сельского хозяйства. У нас этот показатель значительно ниже [46].

Переговоры по системным вопросам проводятся в рамках заседаний Рабочей группы с участием всех заинтересованных стран - членов ВТО для рассмотрения внешнеторгового режи­ма и законодательства Казахстана на предмет их соответствия ключевым торговым соглашениям ВТО.

В ходе многосторонних переговоров согласование проходят такие вопросы, как: нормы и практика регулирования ценообра­зования; государственная собственность и приватизация; система налогообложения и применение налогов к импортным товарам; субсидии в отдельных экономических секторах, в частности, в сельском хозяйстве; режим иностранных инвестиций, система валютного обмена и платежей; импортный таможенный тариф, включая любые имеющиеся тарифные преференции, таможенные сборы и другие меры по защите национальных производителей (антидемпинговые и компенсационные), импортное лицензи­рование, регулирование экспорта; государственные торговые предприятия; системы стандартизации и сертификации импор­тных товаров; санитарные и фитосанитарные меры; защита прав интеллектуальной собственности и т. п.

Кроме того, рассматриваются и проходят согласование воп­росы по механизму разработки и осуществления политики, влияющей на торговлю товарами и услугами.

В целом по итогам проведенной работы по вступлению Казахстана в ВТО наметился реальный переход переговорного процесса в русло детального обсуждения параметров будущего членства страны в ВТО, и определена общая позиция государств - участников ВТО по отношению к интеграции нашей респуб­лики в эту международную организацию.

Сегодня мы слышим много опасений по поводу вступления Казахстана в ВТО: полностью откроется казахстанский рынок, его заполнят импортные товары; закроются многие заводы и фаб­рики и целые отрасли экономики, поскольку они не в состоянии конкурировать со странами ВТО; десятки тысяч людей останутся без работы; возникнет реальная угроза подчинения интересам ведущих торговых держав [58].

Однако, на наш взгляд, надо не опасаться, а принимать ре­альные меры по выполнению Стратегии индустриально-иннова­ционного развития и созданию в стране конкурентоспособного перерабатывающего сектора экономики.

Конечно, на первом этапе вступления Казахстана в ВТО це­лесообразно применять своего рода протекционистские меры по отношению к отечественным товаропроизводителям - путем установления переходного периода, в течение которого должны действовать более высокие ставки таможенных тарифов. Особо важное значение данные меры имеют для предприятий агро­промышленного сектора, а также других субъектов малого и среднего бизнеса.

Однако основой функционирования рыночной экономики является конкурентная среда. Насыщение внутреннего рынка высококачественным импортом будет способствовать обновле­нию и диверсификации отечественных производств, снижению цен на выпускаемую продукцию, улучшению ее качества, удов­летворению потребностей потребителей.

Там, где нет конкурентной среды, не может появиться и конкурентной продукции. Действительно, не случайно, что продукты переработки сельхозсырья и пищевой промышлен­ности республики первыми стали вытеснять с рынка импорт. Казахстан еще с 1992 г. начал завозить большие объемы про­довольствия. Большой импорт одновременно сигнализировал о наличии высокого спроса на эти товары, и это способствовало налаживанию отечественных производств. Сегодня пищевая промышленность занимает на рынке до 50%, и конкурентное давление создают не только иностранные, но и сами отечест­венные компании. К ним присоединяются производства текс­тильной и швейной промышленности, цветных телевизоров, строительных материалов.

На рынках же других товаров, в частности, инвестиционных, которые вовсе не импортируются или импортируются в ограни­ченном количестве иностранными компаниями, отечественные товары практически не стали конкурентоспособными. И они таковыми не будут, сколько бы ни отодвигалось время вступле­ния в ВТО.

Аргумент о том, будто бы отечественным товаропроизводи­телям нужно время, чтобы они подготовились и стали конкурен­тоспособными, не совсем верен. Около 10 лет Россия защищает свое автомобилестроение высокими таможенными пошлинами, но автомобилей, конкурирующих с зарубежными, так и нет. То же самое происходит с пассажирскими самолетами. А вот засилье на американском рынке в 1970-1980-е гг. японских автомобилей привело к упадку многих компаний, но затем они стали высо­коконкурентными.

В настоящее время в Казахстане действует 6 ставок тамо­женных тарифов. Применяются ставки в 5,10,15,20,25 и 30%. Ими охватываются 5134 наименования казахстанской продукции из более чем 7 тыс., которые фигурируют в таможенной клас­сификации Казахстана (в России их - 10 тыс.). По информации Министерства индустрии и торговли республики, среднеариф­метический тариф - 9,7%. В России этот показатель равен 11%, в ВТО -10%. Кроме того, 91 % всего импорта в Казахстане обла­гается по ставке от 5 до 15%. Таким образом, СТТ в Казахстане либеральнее, чем во многих странах мира. Следовательно, экономика республики уже открыта, поэтому довод о том, что со вступлением в ВТО казахстанский рынок откроется, и отечественный товаропроизводитель будет ущем­лен, не совсем верен. Если бы иностранные компании захотели "завалить" наш рынок своими товарами, то они сделали бы это сегодня. Им ничто не мешает. Сдерживают другие факторы: «узкий» рынок Казахстана с глубоко континентальным геогра­фическим положением. Здесь нет возможности иметь высокие доходы через массовые поставки товаров. Следует отметить, что ни одна из стран - членов ВТО и не требует, чтобы любой "новичок" при вступлении в эту организацию сразу же полностью открывал свой ры­нок. Поначалу фиксируются ставки таможенных тарифов, средневзвешенная ставка, начальный и конечный уровни связывания. Затем ставки снижаются - в течение 5-7 лет адаптационного периода [59-65]. Используя значительный потенциал защитных мер, зало­женных в правилах ВТО, Казахстану следует разработать не­обходимые меры защиты отдельных сегментов национальной экономики с учетом перспектив их развития на 10-15 лет [74]. Для этого необходимо определить отрасли и производства, нуждаю­щиеся в таких мерах. Казахстанским институтом стратегических исследований про­ведены соответствующие исследования в этом направлении. На основе использования математических методов модели­рования был проведен анализ возможных последствий присо­единения Казахстана к секторальным инициативам по химиче­ской, фармацевтической, металлургической промышленности, производству пива и алкогольных напитков, мебели, бумаги, древесины.

     В качестве факторов в базовых моделях были использованы следующие:

Y - производство товаров;

XI - основные фонды отрасли, присоединяющейся к секто­ральной инициативе;

Х2 - число промышленных предприятий;

ХЗ - численность промышленно-производственного персо­нала;

Х4 - инвестиции в основной капитал;

Х5 - уровень рентабельности;

Х6 - экспорт;

XV - внутреннее потребление;

Х8 - таможенный тариф.

По всем товарным группам той или иной секторальной инициативы были построены соответствующие прогнозные модели. В таблице 4 приведены данные для построения рег­рессионной модели по производству фосфора, в случае присо­единения к химической гармонизации.



Таблица 4- Сводные показатели для моделирования производства фосфора [74]

 

Показатели

Единица измерения

 

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Производство

тонн

y

12890

6476

15429

34790

45330

61410

81042

Основные фонды

млн.тенге

X1

14387,7

16149,1

17978,8

9961,6

9065,3

10270,6

 

Число промышленных предприятий

шт.

X2

182

222

313

283

295

271

495

Численность промышленно-производственного персонала

тыс.чел

X3

28,1

20,1

20,6

18

18,5

16,4

17,1

Инвестиции в основной капитал

млн.тенге

X4

648

1382

3024

2865

2071

2563

 

Уровень рентабельности

%

X5

-12,6

-7,1

-20,6

-18,9

-7,4

-13

 

Экспорт

тонн

X6

 

 

 

19104,8

31334

49869

64365,4

Внутреннее потребление

тонн

X7

 

 

 

15685,2

15956

11542

8274,6

Тариф

тонн

X8

5

5

5

5

5

5

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 



На основе полученной математической модели были опреде­лены тенденции производства фосфора без изменения уровня таможенных тарифов, с введением нулевого тарифа в 2007 г. и после плавного изменения тарифов с 2007 по 2010 г.Три варианта прогноза представлены на рисунках 1,2, 3.

 

 

Рисунок  6 -    Варианты производства фосфора без изменения уровня таможенных тарифов, с введением нулевого тарифа в 2007 г. и после плавного изменения тарифов с 2007 по 2010 г. [74]

 

Анализ полученных трендов позволяет сделать вывод о том, что с 2007 г., с введением нулевого тарифа, производс­тво фосфора несколько снизится, затем вновь наблюдается тенденция роста.

Плавное изменение таможенных тарифов позволит умень­шить спад производства в подотрасли.

Аналогичные модели были построены по всем другим сек­торальным инициативам, что позволило определить условия присоединения к ним Казахстана (табл. 5).

Таблица 5 -Условия присоединения Казахстана к секторальным инициативам [76]

 

№ п/п

Наименование секторальной инициативы

Требование секторальной инициативы

Возможности присоединения

1

Сталь (ST)

Введение нулевой ставки импортной таможенной пошлины на продукцию металлургической промышленности – 0%.

Присоединение Казахстана к секторальной инициативе по стали позитивно скажется на развитии металлургической промышленности республики, т.к. большая часть ее продукции экспортируется на внешние рынки.

Вместе с тем, в течение 5 ближайших лет необходимо принять меры по обеспечению защиты наиболее чувствительных видов металлопродукции, включающей: прокат из нержавеющей стали, стальные трубы, рельсы и крепежную продукцию.

2

Химическая гармонизация (СН)

 

Снижение таможенных ставок

на продукцию химической промышленности

до 5,5 -6,5%, а

по группе товаров 2901-2902

-до 0 %.

 

При присоединении республики к данной секторальной инициативе наиболее устойчивой будет ситуация в подотраслях, включающих: производство фосфора, фосфорных удобрений, хромовых солей.

Это объясняется ориентированностью указанных производств на местное сырье.

Товары указанных подотраслей в основном поставляются на экспорт и имеют устойчивые рынки сбыта.

Наиболее уязвимыми подотраслями в процессе присоединения к ВТО будут следующие: производства серной кислоты, полимеров стирола, красок и лаков на основе полимеров, хлора, паст зубных, что объясняется их зависимостью от сырьевых поставок.

В связи с этим представляется Целесообразным в процессе переговоров по присоединению республики к химической гармонизации добиться по данным товарам предоставления некоторых тарифных уступок на срок не менее 5 лет.

Наличие такого адаптационного периода позволит принять активные меры по повышению конкурентоспособности отрасли.

3

Фармацевтическая продукция

(РН)

Установление нулевого импортного таможенного тарифа по группе товаров

2936-2937, 2939,

2941,3001-3006.

С присоединением фармацевтической отрасли республики к секторальной инициативе тенденция роста производства сохраняется.

Это объясняется тем, что по многим товарным позициям в настоящее время уже действует нулевая ставка.

Вместе с тем, представляется целесообразным добиться некоторых тарифных уступок по группе товаров 2936, 2937, 2939, 2941 на срок не менее 5 лет.

 

4

Бумага и изделия

из бумаги

Установление нулевого импортного таможенного тарифа по товарным позициям групп 47, 48,  49.

В настоящее время целлюлозно- бумажная отрасль республики находится на стадии развития. В связи с этим требуется минимум 5 лет для ее становления и упрочения на внутреннем рынке страны.

Поэтому к секторальной инициативе по бумаге следует присоединяться частично.

Необходимо оставить действующие таможенные ставки по следующим товарам:

4808100000, 4808900000, 4814100000,  4814200000, 4814300000,  4814901000,4819100000,  4819300001,4819300002,  4819400000, 4819500000,4819600000.

5

Спиртные напитки (DS)

Снижение импортных таможенных тарифов на алкогольную продукцию до 0%.

Возможно частичное присоединение к данной секторальной инициативе. По товарам групп 2207 10, 2207 20 (спирты этиловые), 2208 60 (водка), 2205 10, 2205 90 (вермуты и виноградные вина), 2208 20 (коньяки, бренди) необходимо предоставить переходный период до 10 лет, в течение которого импортные таможенные тарифы будут снижаться постепенно. Это позволит защитить внутренний рынок данных товаров.

Для остальных товарных позиций возможно одномоментное присоединение к секторальной инициативе.

6

Пиво (Beer)

Снижение импортных таможенных тарифов до 0%.

Введение нулевого тарифа на импорт пива может негативным образом сказаться на объемах производства в республике.

При этом наиболее оптимальным и менее болезненным для экономических показателей отрасли является постепенный переход  к нулевому тарифу в течение  минимум 5-7 лет.

Информация о работе Проблемы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию