Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:16, курсовая работа
Целью и предметом работы является проведение анализа основных итогов хозяйственно-финансовой деятельности в условиях рыночных отношений на примере системы Брестского облпотребсоюза.
Задачи работы следующие:
а.) выяснить экономическую сущность прибыли, доходов торговли в условиях перехода к рыночным отношениям;
б.) рассмотреть методические подходы к экономическому анализу финансовых результатов деятельности организации торговли в условиях конкуренции;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1.СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ………………………………………………………………….
1.1 Экономическая сущность прибыли, доходов торговли в условиях перехода к рыночным отношениям…………………………………………….
1.2 Методические подходы к экономическому анализу финансовых результатов деятельности организации в условиях конкуренции…………..
2. КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………….
2.1 Экономическая характеристика района деятельности системы Брестского облпотребсоюза………………………………………………………
2.2 Экономический анализ доходов от реализации товаров торговли и факторов, их определяющих……………………………………………………..
2.3 Анализ расходов на реализацию товаров торговой деятельности организации…………………………………………………………………………
2.4 Анализ прибыли и рентабельности торговой деятельности и факторов, на них влияющих……………………………………………………….
3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ БРЕСТСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА……………………………………….…………................
3.1 Резервы увеличения финансовых результатов деятельности…….
3.2 Роль коммерческих служб в укреплении финансового состояния..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
действенным, так как нельзя
ограничиться только выявлением фактов
перевыполнения или невыполнения планов;
на основе анализа следует разрабатывать
организационно-экономические
Основной целью анализа доходов от реализации товаров является поиск резервов их роста и достижение на основе этого оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления ими.
С изучением дохода начинают обычно анализ финансовых результатов.
Для анализа доходов организации
используются традиционные и математические
методы анализа. К числу основных
способов и приемов экономического
анализа относятся: оценка абсолютных,
относительных и средних
Перед анализом необходимо
тщательно проверить все
Основными материалами для анализа доходов от реализации товаров служат бухгалтерский учет и отчетность, статистическая отчетность.
Анализ доходов организации
начинается с оценки абсолютных величин.
Без абсолютных величин в анализе
обойтись нельзя, так как они используются
для исчисления средних и относительных
величин. Относительные величины более
наглядны и лучше демонстрируют
тенденции в изменении
В процессе анализа доходов от реализации товаров устанавливается степень соответствия фактических (ожидаемых) значений прогнозным (плановым), выполнения заданий по доходу от реализации товаров. В ходе анализа определяется динамика дохода от реализации товаров, устанавливаются причины его роста или снижения.
Следующий этап анализа - факторный анализа дохода от реализации товаров. Основными факторами, определяющими сумму и уровень дохода от реализации товаров, являются: объем и ассортиментная структура товарооборота, уровень торговых надбавок и цен, звенность товародвижения, состав товарооборота и другие факторы.
Завершается анализ доходов расчетом упущенных возможностей, экономических выгод в росте доходов от реализации товаров торговой организации и разработка мероприятий с определением ответственных за их выполнение и установление мер ответственности за их реализацию.
Материалы анализа служат
базой прогнозирования и
Целью проведения экономического анализа общего уровня расходов на реализацию товаров является оценка их рациональности и выявление возможностей экономии с целью улучшения конечных финансовых результатов деятельности торговой организации.
Основным информационным
источником для проведения анализа
общего уровня расходов на реализацию
товаров является бухгалтерский
баланс торговой организации и формы
к нему, в частности № 3 “Отчет
о расходах на реализацию товаров”
(как ведомственная форма
Для проведения экономического анализа общего уровня расходов на реализацию товаров необходимы постановка и практическая реализация следующих задач:
оценка общей суммы
и уровня расходов на реализацию товаров
за отчетный период, в динамике, а
также в сравнении с
изучение расходов на реализацию товаров в разрезе отдельных статей по абсолютной сумме и уровню (в процентах к обороту), оценка их доли в совокупных расходах за отчетный период и в динамике;
выявление и количественная оценка влияния факторов на общий уровень и отдельные статьи расходов на реализацию товаров;
оценка эффективности расходов на реализацию товаров и ее влияние на конечные финансовые результаты хозяйствования деятельности торговой организации;
поиск и расчет резервов экономии расходов на реализацию товаров, определение мер по их оптимизации в текущей деятельности и предстоящем периоде.
Целью экономического анализа
прибыли является выявление резервов
повышения эффективности
Информационной базой анализа прибыли торговой организации служат следующие источники:
1. План хозяйственно-финансовой
деятельности торговой
2. Бухгалтерская отчетность:
баланс организации (форма 1);
“Отчет о прибылях и убытках” (форма 2);
“Отчет о движении фондов и других средств” (форма 3)
приложения к бухгалтерскому балансу (форма 5);
“Отчет о расходах на
реализацию товаров” (форма 3) баланса
организаций потребительской
3. Статистическая отчетность.
4. Среднерыночные (отраслевые) показатели рентабельности.
Анализ прибыли организации торговли осуществляется в определенной последовательности согласно следующим этапом:
а.) оценка выполнения плана и динамики видов прибыли.
б.) оценка влияния факторов на выполнение плана и динамику прибыли.
Факторы, оказывающие влияние на сумму и уровень прибыли, подразделяются на внешние и внутренние.
К внешним относятся следующие факторы:
- уровень развития экономики;
- государственное регулирование
организаций в области
- изменение цен и тарифов;
- природно-климатические факторы;
- уровень спроса на товары;
- конкуренция;
- уровень покупательской
способности населения и
К внутренним факторам, непосредственно оказывающим влияние на прибыль торговой организации, относятся следующие:
- изменение объема
- изменение состава и структуры товарооборота;
- изменение уровня валовых доходов;
- изменение уровня расходов на реализацию товаров;
- изменение уровня налоговой нагрузки;
- эффективность использования экономических ресурсов;
- соотношение операционных
доходов и расходов и
в.) оценка рентабельности торговой организации и места прибыли в индексном соотношении показателей финансово-хозяйственной деятельности;
г.) изучение распределения и использования прибыли;
д.) оценка прибыли и рентабельности
в разрезе структурных
е.) определение резервов роста прибыли от торговой деятельности;
ж.) разработка направлений повышения рентабельности торговой организации.
В зависимости от потребностей
управления выделяют различные виды
анализа. На практике отдельные виды
экономического анализа встречаются
редко. В процессе управления для
обоснования принимаемых
Текущий анализ проводится по важнейшим отчетным периодам (год, квартал, месяц) хозяйствования на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности организации, выявление неиспользованных резервов, недочетов в работе и виновных в них, мобилизация их для повышения экономической эффективности торгово-производственной деятельности.
Этот вид анализа имеет недостатки. Выявленные резервы, как правило, означают потерянный доход, поскольку они относятся к прошлому периоду и их можно учесть только в будущей работе. Запоздалость получения соответствующей информации не позволяет оперативно восполнить выявленные недостатки.
Нивелировать выявленные
недостатки текущего анализа позволяет
оперативный повседневный анализ. Он
основывается на данных первичного учета
и непосредственного наблюдения
за работой каждой структуры и
каждого работника в
Особенность и специфика
перспективного анализа (начального этапа
планирования) заключается в рассмотрении
явлений и процессов
В целом анализ финансовых результатов представляет собой комплексный анализ, так как охватывает анализ всей хозяйственно-финансовой деятельности розничной торговли организации. И применение различных методов анализа помогает достигнуть главной цели анализа - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей, а также на основе научно-обоснованных управленческих решений, что в конечном счете поможет повысить конкурентоспособность данной организации в рыночных условиях.
2. КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Экономическая характеристика района деятельности системы Брестского облпотребсоюза
Брестская область расположена в юго-западной части Республики Беларусь и граничит на юге с Украиной, на западе с Польшей, а также с Гродненской, Минской и Гомельской областями нашей республики.
В состав Брестской области входит 16 районов, в которых проживает 1462,9 тыс. чел. Территория области составляет 207,6 тыс. км2, имеет сельскохозяйственное направление со специализацией молочно-мясного животноводства, льноводства, выращивается картофель и зерновые культуры.
Брестский областной союз потребительских обществ (далее по тексту облпотребсоюз) включает в себя 16 районных потребительских обществ, которые объединяют 96 оптово-розничных и розничных торговых объединений и организаций, 16 хозрасчетных объединений и организаций общественного питания, 18 хозрасчетных объединений кооперативной промышленности, 16 райкоопзаготпромов, кроме того располагает 3 межрайонными базами, 3 автокомбинатами, пищевыми заводами, 2 строительными организациями, базой “Коопснаб”, вычислительным центром, летним лагерем отдыха для детей и ясли-садом.
Структуру аппарата управления Брестского облпотребсоюза можно представить в виде схемы (Приложение 1).
Высшим органом управления является общее Собрание представителей членов Брестского облпотребсоюза, которое правомочно рассматривать и решать любые вопросы его деятельности. В частности к исключительной компетенции общего Собрания относятся:
- утверждение Устава и внесение в него изменений и дополнений;
- определение основных
направлений деятельности
- определение численности
состава Правления и
- избрание Председателя и членов Ревизионной комиссии, а также утверждение сметы расходов, связанных с деятельностью Ревизионной комиссии;
- рассмотрение отчетов
Правления о проделанной
- другие.
Перед общим Собранием ответственно Правление облпотребсоюза, которое является коллегиальным исполнительным органом управления и имеет штатный аппарат управления. Правление состоит из Председателя, заместителей и членов Правления.
Председатель Правления руководит работой Правления, аппарата управления облпотребсоюза; осуществляет общее руководство текущей организационной, хозяйственной и социальной деятельностью потребительской кооперацией области; осуществляет непосредственное управление унитарными предприятиями, учреждениями, находящимися в собственности облпотребсоюза.
Председатель Ревизионной комиссии, ее члены избираются общим Собранием из числа представителей членов облпотребсоюза сроком на пять лет.
Ревизионная комиссия контролирует соблюдение Устава облпотребсоюза, хозяйственную, финансовую и иную деятельность облпотребсоюза, его унитарных предприятий и учреждений; подотчетна общему Собранию.
В облпотребсоюзе существует несколько функциональных подразделений, каждое из которых выполняет свойственные ему задачи. В частности, экономическая служба (финансовый отдел; отдел прогнозирования, анализа и информатики; отдел организации учета и сводной отчетности, отдел первичного учета) осуществляет ведение статистической отчетности, экономический анализ деятельности облпотребсоюза, экономическое обоснование планов хозяйственно-финансовой деятельности, разработку и осуществление комплекса организационно-экономических мер, обеспечивающих претворение в жизнь утвержденных планов.