Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:16, курсовая работа
Целью и предметом работы является проведение анализа основных итогов хозяйственно-финансовой деятельности в условиях рыночных отношений на примере системы Брестского облпотребсоюза.
Задачи работы следующие:
а.) выяснить экономическую сущность прибыли, доходов торговли в условиях перехода к рыночным отношениям;
б.) рассмотреть методические подходы к экономическому анализу финансовых результатов деятельности организации торговли в условиях конкуренции;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1.СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ………………………………………………………………….
1.1 Экономическая сущность прибыли, доходов торговли в условиях перехода к рыночным отношениям…………………………………………….
1.2 Методические подходы к экономическому анализу финансовых результатов деятельности организации в условиях конкуренции…………..
2. КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………….
2.1 Экономическая характеристика района деятельности системы Брестского облпотребсоюза………………………………………………………
2.2 Экономический анализ доходов от реализации товаров торговли и факторов, их определяющих……………………………………………………..
2.3 Анализ расходов на реализацию товаров торговой деятельности организации…………………………………………………………………………
2.4 Анализ прибыли и рентабельности торговой деятельности и факторов, на них влияющих……………………………………………………….
3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ БРЕСТСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА……………………………………….…………................
3.1 Резервы увеличения финансовых результатов деятельности…….
3.2 Роль коммерческих служб в укреплении финансового состояния..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
1.) скоректированный уровень расходов на реализацию товаров по статье “Транспортные расходы” в 2010 году:
8370/12843/344924*100 = 1,89 % к обороту;
2.) абсолютное отклонение уровня уровень расходов на реализацию товаров по статье “Транспортные расходы” в 2010 году по сравнению с 2009 годом:
2,43-2,63 = -0,2 % к обороту;
3.) изменение уровня расходов
на реализацию товаров по
2,43-1,89 = 0,54 % к обороту.
Таким образом, за счет изменения тарифов на перевозку грузов уровень расходов на реализацию товаров по статье “Транспортные расходы” в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 0,54 %, что составило 1863 млн. руб. (344924*0,54/100), но за счет влияния других факторов этот уровень снизился на 0,74 % (-0,2-0,54), что составляет 2552 млн. руб.
В следующей таблице отразим общее влияние факторов на сумму и уровень расходов на реализацию товаров (таблица 2. 3. 6.).
Таблица 2.3.6 - Общее влияние факторов на сумму и уровень расходов на реализацию товаров по розничной торговле системы Брестского облпотребсоюза за 2009-2010 гг.
Приведенный факторный анализ расходов на реализацию товаров по розничной торговле системы Брестского облпотребсоюза охватывает далеко не все факторы, которые оказывают влияние на сумму и уровень расходов на реализацию товаров, так как для расчета их влияния необходимы данные, сбор которых является очень трудоемким процессом, а иногда измерить количественно некоторые факторы просто невозможно.
Таким образом, на основе проведенного анализа расходов на реализацию товаров можно сделать вывод, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом расходы на реализацию товаров по сумме увеличились на 9620 млн. руб., по уровню снизились на 0,83 % к обороту, а по сравнению с 2008 годом на 0,01 % к обороту. На те или иные изменения в расходах на реализацию товаров повлияли такие факторы, как рост розничного товарооборота, изменение структуры товарооборота в пользу непродовольственных товаров (что вызвало сокращение уровня расходов на реализацию товаров); ускорение товарооборачиваемости, изменение тарифов на перевозку грузов.
Наибольший удельный вес в расходах на реализацию товаров занимают расходы на оплату труда, транспортные расходы. При чем следует отметить. что по таким статьям, как “расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и легкового транспорта”, “амортизация основных средств” уровень расходов на реализацию товаров увеличивается, что является негативным моментом в деятельности системы Брестского облпотребсоюза, поэтому необходимо принимать меры к изменению ситуации в лучшую сторону.
2.4 Анализ прибыли и
рентабельности торговой
Перевод организаций торговли на самофинансирование, полный хозяйственный расчет несколько изменил значимость показателя прибыли. Если раньше прибыль выступала главным источником средств для производственного и социального развития, то в новых условиях хозяйствования эти функции выполняют доходы организации. Показатель прибыли сохранил свою значимость как критерий оценки результатов работы, конечных финансовых результатов, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы и убытки. По прибыли можно определить рентабельность хозяйствования, изучить эффективность деятельности торговых организаций. В потребительской кооперации показатель прибыль сохранил свою значимость и как источник стимулирования труда, производственного и социального развития организаций отрасли.
В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана и динамику прибыли, измерить влияние внутренних и внешних факторов на ее размер.
Система Брестского облпотребсоюза имеет следующие данные по прибыли (убытку) (таблица 2.4.1.)
План по общей сумме прибыли недовыполнен на 172 млн. руб. По сравнению с прошлым годом получили прибыль в размере 358 млн. руб., то есть прибыль 2009 года увеличилась на 1174 млн. руб. Рост по сравнению с планом доходов от реализации товаров превысил увеличение расходов на реализацию товаров на 963 млн. руб. (7357-6454), что положительно сказалось на прибыли от реализации товаров.
Для оценки динамики прибыли за 2008-2010 годы рассмотрим таблицу 2.4.2.
Из таблицы 2.4.2 видно, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом убыток от реализации товаров возрос на 1393 млн. руб. за счет превышения расходов на реализацию товаров над доходами от реализации товаров, как по сумме, так и по уровню. В 2010 году по сравнению с 2008 годом и по сравнению с 2009 годом ситуация изменилась в лучшую сторону (то есть
Таблица 2.4.1 - Выполнение плана прибыли по розничной торговле системы Брестского облпотребсоюза за 2009-2010 гг.
Доходы от реализации товаров превысили расходы на реализацию товаров), что вызвало рост прибыли от реализации товаров на 2948 млн. руб. и на 4341 млн. руб. соответственно. В целом по розничной торговле Брестского облпотребсоюза прибыль отчетного периода увеличилась за последний год на 1174 млн. руб. и по сравнению с 2008 годом на 355 млн. руб., что является положительным моментом в деятельности организации, так как организация смогла устранить убытки, полученные в 2009 году в размере 816 млн. руб.
На следующем этапе анализа рассмотрим какой вклад в конечный финансовый результат внесли райпо и хозяйства системы Брестского облпотребсоюза, то есть рассмотрим динамику прибыли (убытка) отчетного периода в разрезе подразделений организации (таблица 2.4.3.).
Таблица 2.4.2 - Динамика прибыли по розничной торговле системы Брестского облпотребсоюза за 2008-2010 гг.
Как видно из таблицы 2.4.3 лишь только Барановичское, Лунинецкое и Столинское райпо постоянно получали на протяжении анализируемого периода прибыль отчетного периода. При чем, в Барановичском и Столинском райпо конечный финансовый результат с каждым годом увеличивается. В Лунинецком райпо прибыль отчетного периода в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 0,59 % или на 2 млн. руб., а в 2010 году по сравнению с 2008 годом возросла на 116,62 % или на 393 млн. руб., а по сравнению с 2009 годом - на 117,91 % или на 395 млн. руб. Березовское, Ивановское, Ивацевичское, Каменецкое, Пинское райпо работали с попеременным успехом.
Таблица 2.4.3 - Динамика прибыли отчетного периода по розничной торговле в разрезе подразделений системы Брестского облпотребсоюза за 2008-2010 гг.
Так, Березовское, Каменецкое и Пинское райпо в 2010 году вышли из убытков и получили больше прибыли отчетного периода по сравнению с 2009 годом на 75 млн. руб.; 33 млн. руб.; 206 млн. руб. соответственно. Ивановское райпо по сравнению с 2008 годом стало работать намного хуже, что отрицательно сказалось на конечном его результате (убыток в 2010 году по сравнению с 2008 годом возрос на 298 млн. руб., а по сравнению с 2009 годом - на 130 млн. руб.). В Брестском, Ганцевичском, Ляховичском райпо убытки с каждым годом растут, что говорит о необходимости изменения стратегии развития. В Дрогичинском райпо за последний год убыток снизился на 40 млн. руб., в Жабинковском райпо - на 26 млн. руб., в Кобринском райпо - 76 млн. руб., в хозяйствах - на 121 млн. руб., а в Пружанском райпо убыток увеличился на 6 млн. руб.
В целом можно сказать, что большинство подразделений системы Брестского облпотребсоюза работает убыточно, что говорит о недостаточно грамотном руководстве в сфере розничной торговле, поэтому на следующем этапе анализа рассмотрим основные факторы, влияющие на общую прибыль (убыток). Для этого составим таблицу 2.4.4.
Таблица 2.4.4 - Алгоритм расчета влияния факторов на динамику прибыли (убытка) по розничной торговле системы Брестского облпотребсоюза за 2009-2010 гг.
За счет увеличения уровня
доходов от реализации товаров в
2010 году по сравнению с 2009 годом на
0,16 % к обороту прибыль отчетного
периода возросла на 552 млн. руб.; за
счет изменения уровня налогов и
других обязательных платежей, взимаемых
за счет доходов от реализации товаров
прибыль отчетного периода
На практике уровень рентабельности хозяйственной деятельности торговых организаций обычно определяется отношением прибыли к розничному товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот уровень рентабельности следует рассчитывать не по всей прибыли (прибыли отчетного периода), а только по прибыли от реализации, так как непланируемые доходы, расходы и убытки не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота (таблица 2.4.5.).
Таблица 2.4.5 - Динамика рентабельности (убыточности) по розничной торговле системы Брестского облпотребсоюза за 2008-2010 гг.
Убыточность по розничной торговле в 2009 году составляла 1,08 % к товарообороту, то есть увеличилась по сравнению с 2008 годом на 0,42 %; в 2010 году организация достигла рентабельности в размере 0,41 % к товарообороту, что говорит о том, что система Брестского облпотребсоюза смогла выйти из убытков, как по сравнению с 2008 годом на 1,07 %, так и по сравнению с 2009 годом на 1,49 %.
На следующем этапе анализа проведем факторный анализ рентабельности исходя из следующей формулы расчета рентабельности продаж:
Рт = , (2.4.1.)
где Рт - рентабельность продаж;
П - прибыль от реализации (розничной торговли);
Т - товарооборот;
Д - доходы;
Р - расходы на реализацию товаров;
Н - налоги взимаемые за счет дохода от реализации;
Тфиз - физический объем товарооборота;
Уц - индекс цен.
Расчет факторов проведем в следующей таблице (таблица 2.4.6.)
Таким образом, как видно из таблицы 2.4.6 рентабельность продаж с учетом роста цен в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 1,41 п.п., в том числе за счет:
а.) роста дохода от реализации товаров по розничной торговле увеличилась на 3,215 п.п. (3,572-0,357);
б.) роста расходов на реализацию товаров рентабельность снизилась на 3,555 п.п. (0,017-3,572)
в.) снижения налогов рентабельность увеличилась на 0,506 п.п. (0,523-0,017)
Таблица 2.4.6 - Алгоритм расчета факторов, связанных с доходами, расходами и объемом деятельности, влияющих на рентабельность по розничной торговле системы Брестского облпотребсоюза
г.) роста розничного товарооборота рентабельность снизалась на 0,113 п.п. (0,410-0,523);
д.) роста цен рентабельность снизилась на 0,053 п.п. (0,357-0,410).
В целом можно сказать, что рост розничного товарооборота, уровень цен, а также расходы на реализацию товаров отрицательно повлияли на рентабельность за последний год.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что прибыль от реализации по розничной торговле системы Брестского облпотребсоюза за 2010 год увеличилась как по сравнению с 2008 годом на 2948 млн. руб., так и по сравнению с 2009 годом на 4341 млн. руб.; прибыль отчетного периода также возросла на 355 млн. руб. и на 1174 млн. руб. соответственно. Основной вклад в формирование положительного финансового результата вложили Барановичское, Лунинецкое и Столинское райпо. За последний год организация смогла выйти из убытков, что вызвало рост рентабельности продаж, на которую оказали положительное воздействия такие факторы, как рост доходов от реализации товаров, изменение налогов. Но остальные факторы продолжают оказывать отрицательное влияние, что необходимо изменять.
3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ БРЕСТСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА
3.1 Резервы увеличения
финансовых результатов
В современных условиях,
условиях конкуренции и ограничений
со стороны государства в области
ценообразования, организациям потребительской
кооперации очень сложно повышать свою
экономическую эффективность
Экономия расходов на реализацию товаров предполагает рациональное расходование материальных, финансовых и трудовых ресурсов торговой организации.
Под режимом экономии расходов на реализацию товаров торговой организации понимают систему планомерно осуществляемых мер, направленных на повышение эффективности использования всех видов ресурсов организации торговли.
Оптимизация расходов на реализацию товаров - более широкое экономическое понятие, которое помимо экономного расходования ресурсов предполагает формирование рациональных расходов потребления и повышения качества торгового обслуживания. Следует отметить, что оптимизация текущих затрат может сопровождаться ростом отдельных статей расходов на реализацию товаров (например, расходов на рекламу, содержание материально-технической базы). Причем рост этих расходов можно признать рациональными тогда, когда он подтвержден соответствующим увеличением розничного товарооборота и прибыли торговой организации. Поиск резервов экономии расходов на реализацию товаров торговой организации предполагает проведение конкретных экономических расчетов, которые могут осуществляться как по общему уровню, так и по отдельным статьям расходов на реализацию товаров.