Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 19:29, шпаргалка
Региональная экономическая политика (РЭП) – это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности – нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.).
достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;
развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других);
стимулирование
развития районов и городов, располагающих
крупным научно-техническим
оказание государственной
поддержки районам
разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие);
совершенствование экономического районирования страны.
Одним из главных условий реализации перечисленных задач региональной политики является обеспечение единства экономического пространства страны, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур.
При этом территориальное
разделение труда и производственная
специализация хозяйства
модернизация
структуры хозяйства
содействие развитию
экономически обоснованных и технологически
обусловленных производственных связей
между предприятиями
обеспечение условий для привлечения ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, а также к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;
привлечение инвестиций регионов России и иностранных государств, заинтересованных в развитии общероссийской инфраструктуры и ее включении в систему мировых коммуникаций;
обеспечение государственного
регулирования цен на продукцию естественных
монополий, прежде всего в сфере транспорта
и энергетики, выравнивающего условия
хозяйственной деятельности в различных
районах страны.
Вопрос 8.
Основные положения
региональной экономической
политики
После провозглашения
Конституцией РФ многообразия форм собственности
и нового геополитического положения
России, повысился уровень
-формирование
в регионах многоукладной
- содействие
в создании в каждом регионе
ресурсно-финансового
-преодоление различий в уровне соц.-эконом. развитии регионов, поэтапное создание условий для укрепления базы повышения уровня жизни.
- достижение
оптимального сочетания эконом.
и соц. уровней,
- совершенствование
экономического районирования
Одним из главных условий реализации задач является обеспечение единства экономического пространства.
Решение задач территориального развития требует совершенствования механизма реализации РЭП. Основными методами и формами государственного воздействия являются прогнозирование и программирование.
Так же необходимо отметить участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах, размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд и т.д.
Так же одной из важнейших составляющих эффективной реализации РЭП является бюджетно-налоговая система.
Еще одним звеном
в РЭП является региональная политика
в области международных и
внешнеэкономических связях субъектов
РФ, одним из важнейших пунктов которой
является учет интересов субъектов РФ
при разработке концепции внешней политики
РФ, подготовке и заключении международных
договоров РФ.
Вопрос 9.
Природные ресурсы
региона – полномочия
РФ и субъектов РФ
по их использованию
Природоохранное законодательство представляет собой модель сочетания федер. и регион. законодательства. Статьей № 71 Конституции РФ к ведению гос-ва отнесены установление основ фед. политики и федер. программы в области экономического развития РФ, определение статуса и защита территориального морск., возд. пространства, континентального шельфа, предусматривающая совместное ведение России и ее субъектов ст. №72 включает природопользование, охрану окр. среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории. ПО всем указанным вопросам совместного ведения приняты соответсвующие федер. законы. Субъекты Федерации в области охраны окр. среды и природопользования используют свои полномочия в соответствии со ст.№ 73 и76. Так, на основании закона « О недрапользовании» большинство субъектов РФ урегулировали добычу, охрану и использование общераспространенных полезных ископаемых. Во всех субъектах РФ в соответствии с ФЗ разработаны и приняты региональные правила охоты, правила пользования маломерными судами, где фиксировались природоохранные требования как общего характера так и исходя из местной специфики.
Нередко экологические
функции Федерации и ее субъектов
отображаются одними и теми же понятиями,
что приводит к дублированию компетенций.
Так, в ФЗ «Об охране окр. среды» к ведению
тех и других относится: организация и
развитие системы эколог. Образования,
экономическая оценка воздействия хозяйственной
и иной деятельности на окруж. среду. Понятно,
что и Фед. и субъекты обязаны этим заниматься,
но в какой мере и как?
Вопрос 10.
Методы реализации региональной
экономической политики
К методам осуществления РЭП можно отнести следующее:
1.) Модернизация
структуры хозяйства на
2.) Содействие
развитию экономически
3.) Привлечение
инвестиций в развитие
4.) Государственное
регулирование цен на продукцию энергетики,
снабжение природным газом, транспортные
услуги для выравнивания условий хозяйственной
деятельности в различных регионах страны.
Вопрос 11.
Методы и формы
реализации региональной
экономической политики
Решение задач территориального развития требует совершенствования механизма реализации региональной экономической политики. Дальнейшее развитие должны получить такие методы и формы государственного воздействия, как прогнозирование и программирование. При разработке общероссийских прогнозов и программ особое место должно быть отведено региональному аспекту. Это даст регионам необходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и скорректировать в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы. В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования региональной экономической политики, в том числе возможные изменения экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов и другие). Важнейшими исходными пунктами должны стать прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития. Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов. Перечни таких федеральных целевых программ, подлежащих проработке, должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов. Учет регионального аспекта должен стать необходимым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики. В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как:
участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
содействие активизации
международных экономических
создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
содействие малому и среднему бизнесу.
Ведущим в области совершенствования финансовых и налоговых отношений между Российской федерацией и ее субъектами, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления должен стать курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С этой целью необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.
Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных обеспечить развитие собственными силами.
Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:
бездефицитность бюджетов большинства субъектов Российской Федерации путем изменения налоговой системы;
законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей; возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации; сбалансированность бюджетов всех уровней, а также согласованные между Российской Федерацией и ее субъектами соответствующие расчетные принципы и методы; право — в пределах автономных финансовых ресурсов — самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;
контроль за
целевым расходованием средств,
выделяемых из федерального бюджета на
социально-экономическое развитие регионов.