Региональная экономическая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 19:29, шпаргалка

Описание

Региональная экономическая политика (РЭП) – это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности – нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.).

Работа состоит из  1 файл

региональная.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

Вопрос 23. Показатели неоднородности экономического пространства и принципы дифференциации населения по доходам 

Усиление неоднородности экономического пространства затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка.

Причины:

- рыночная конкуренция,  неодинаковая адаптируемость к  рынку регионов с различной  структурой экономики

- ослабление  роли государства.

Важным показателем  уровня экономического развития является объем ВРП на душу населения.

Гранберг А.Г. разделил все субъекты на 6 категорий  по отношению к среднероссийской величине ВРП на душу населения. Число  регионов имеющих ВРП на душу населения  ниже среднероссийского значительно превышает вышесредний (почти в 2 раза).

Растущая дифференциация регионов РФ по величине ВРП на душу населения происходит на фоне общего уровня производства в стране. Экономическое  положение ухудшается сильнее в  отсталых регионах и максимальное различие между субъектами монотонно увеличивается. Т.о. чем выше исходный уровень ВРП на душу населения, тем меньше его падение (дивергенция).

Денежные доходы на душу населения различаются среди  субъектов РФ больше чем в 10 раз.

Распределение регионов сильно асимметрично: вышесреднероссийских в 3 раза меньше, чем тех у которых средний доход на душу населения ниже среднероссийского. В лидирующей группе находится Москва, нефтегазодобывающие регионы и северные территории Дальнего востока. В низшей - Сев. Кавказ.

Регионы России сильно различаются не только по величине среднедушевого дохода, но и по структуре  его распределения.

Парадокс:

- самые богатые  (периферийные) и самые бедные  имеют регионы имеют мин. сбережения  в объемах денежных доходов населения.

- в самых богатых  (периферийных) и самых бедных  регионах получаемые доходы значительно  превышают расходы.

- население регионов  с самыми низшими среднедушевыми  доходами не расходует существенную  их часть.

Существенное  влияние на уровень жизни населения регионов оказывает дифференциация цена потреб. товары и услуги.

Наиболее высокая  стоимость жизни в северных и  восточных регионах, наименее– в  центральной полосе и на Северном Кавказе.

Т.О. показатели регионального различия уровня стоимости  жизни несколько сглаживают региональную дифференциацию душевых доходов по покупательской способности.

До начала рыночных реформ межрегиональные различия среднедушевых  доходов населения были не так  ощутимы. С нач. 90х гг. по мере ослабления государственного регулирования доходов и появления многоукладной экономики усилилась отраслевая, профессиональная и социальная дифференциация по денежным доходам.  

Вопрос 24. Основные условия  конвергенции регионов 

Во всех документах государственной региональной политики РФ приветствуется тезис о необходимости выравнивания регионов, достижения их максимальной однородности по уровню социально-экономического развития.

Наиболее приоритетными  задачами уменьшения неоднородности экономического пространства являются:

1. Преодоление  тенденции усиления межрегионального неравенства.

2. “Подтягивание”  наиболее отсталых регионов.

Основные условия  конвергенции регионов РФ сводятся к  следующему:

1. Повышение  темпов экономического роста  (в частности ВВП). Это расширит  возможности для межрегионального перераспределения финансовых ресурсов с целью сближения регионов по уровню социального развития.

2. Рост экономической  активности в наиболее бедных  регионах, что приведет к повышению  занятости и к увеличению предпринимательских  доходов.

3. Увеличение социальных трансфертов из федерального бюджета (пенсии, пособия).

4. Повышение  самостоятельности регионов при  решении каких-либо проблем и  задач своего социально-экономического  развития, стимулирование региональных  точек роста (особенно в наиболее  отсталых регионах). 

Вопрос 25. Правовые основы и  формы разграничения  предметов ведения  и полномочий 

Правовой основой  разграничения предметов ведения  и полномочий является ФЗ и статьи Конституции РФ (ст. 71-73, 77, 78 связаны  с этим).

Предметом ведения  РФ является сфера общественных отношений регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к полномочиям РФ.

Предметом ведения  РФ и субъектов РФ является сфера  общественных отношений регулирование  которой отнесено к совместному  ведению и РФ и Субъектов РФ.

Предметом ведения  субъекта РФ является общественные отношения, которые находятся вне полномочий РФ и субъекты РФ обладают полнотой гос. власти.

Правовой формой разграничения предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти и органами государственной власти субъектов федерации является договор между органами гос. власти и органами гос. власти субъектов федерации.

Правовой основой  передачи федеральными органами исполнительной власти органам субъекта РФ части  своих полномочий является соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Так же формами  разграничения полномочий является Конституция, фед. законы, постановления  Конституционного суда.

При разграничении  полномочий необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Необходимость  учитывать индивидуальные особенности  региона (этнические, географические  и др.).

2. Все документы,  принимаемые на разных уровнях  власти не должны противоречить  Конституции.

3. При разграничении  необходимо исключить неопределенные полномочия.

Так же предусматривается  принцип равноправия субъектов  при разграничении предметов  ведения и полномочий.

Такой тип разграничения  полномочий относится к т. н. Совмещенному способу. Его большим минусом  является тот факт, что в его рамках очень сложно провести четкую границу между сферами совместного ведения и исключительного ведения субъектов РФ.  

Вопрос 26. Основные тенденции  региональной дифференциации 

Исторически сложившаяся  неоднородность экономического пространства России оказывает большое влияние на структуру и эффективность экономики, стратегию социально-экономической политики и т. д. Потому вопрос о дифференциации регионов имеет важное значение.

С началом рыночных реформ дифференциация регионов стала  быстро усиливаться. Это было связано со следующими причинами:

1. Действие рыночной  конкуренции.

2. Неодинаковая  адаптация регионов к рынку.

3. Ослабление  регулирующей роли государства  (сокращение государственной финансовой  поддержки).

4. Фактическое  неравенство регионов Федерации в экономических отношениях с центром.

Одним из показателей  растущей дифференциации является величина ВРП на душу населения. Это происходит на фоне снижения общего уровня производства в стране. Экономическое положение  ухудшается в большинстве регионов, а отсталые регионы отстают еще больше.

Также дифференциация происходит по величине среднедушевого дохода. До начала рыночных реформ различие среднедушевых доходов населения  сглаживались. С нач. 90х гг. усиливается  отраслевая, профессиональная и др. дифференциация по денежным доходам (сфера услуг и сфера производства). Еще одним показателем является соотношение денежного дохода прожиточного минимума жизни, т.е. стоимости жизни. Здесь различия не очень велики и они несколько сглаживают региональную дифференциацию доходов на душу населения.  

Вопрос 27. Сущность региональной структурной и  инвестиционной политики 

В конце ХХ в. общемировой тенденцией стала экономическая  регионализация – повышение роли регионов и территорий в хозяйственной  жизни. Этот процесс может быть охарактеризован как децентрализация. Процесс децентрализации не мог не захватить и инвестиционную сферу.

Региональная  инвестиционная политика – это система  действий по привлечению инвестиций в экономику региона. На практике она реализуется как последовательное решение конкретных задач. К стратегическим задачам относятся: создание эффективно-работающей инфраструктуры регионального инвестиционного рынка;

расширение платежеспособного  спроса на продукцию предприятий  региона и на инвестиционные ресурсы;

интеграция регионального  инвестиционного рынка в международный  рынок капитала и др. инвестиционных ресурсов;

создание благоприятных  условий для привлечения иностранных  инвестиций и инвестиций из др. регионов РФ в экономику региона.

Для активизации инвестиционной деятельности на территориальном уровне под инвестиционные проекты и программы регионов и территорий необходимо подвести прочную финансовую базу, прежде всего налоговую. Укреплению этой фин. базы могли бы послужить передача в доходную часть бюджетов субъектов РФ определенной доли доходов от внешнеэкономической деятельности. К тактическим задачам можно отнести:

создание на уровне региона инфраструктуры расчетов между субъектами регионального  инвестиционного рынка;

выпуск корпоративных  ценных бумаг, региональных ценных бумаг;

мобилизация внешних  для предприятий региона финансовых источников;

создание надежных каналов для инвестирования привлеченных капиталов.

Смысл структурной  политики региона состоит в том, чтобы предприятия как основное звено хозяйства приобрели подлинно рыночный облик. Необходима выработка действий политики региона по структурной перестройке экономики, по приоритетному развитию наукоемких отраслей. Структурные сдвиги в экономике РФ сопровождались спадом производства во всех отраслях промышленности. В то же время произошел положительный сдвиг в сторону увеличения доли сферы услуг, торговли, снабжения, ЖКХ и т.д. Большое внимание при реализации структурной политики в регионе должно уделяться вопросам планирования и реализации производительных сил. Цель данного процесса – рациональное, наиболее эффективное размещение производства.  

Вопрос 28. Ценовая политика РФ и распределение  полномочий… 

В рыночном государстве  цена - это фактор объема производства, структуры национального хозяйства и соотношения спроса и предложения. Цена является важнейшим инструментом получение прибили и управления эффективностью производства. Кроме того, цена – это важнейший индикатор уровня жизни, влияющий на объем потребления, размер реальных доходов всех слоев общества.

Действующая в  настоящее время система ценообразования  базируется на Указе Президента №297 «О мерах по либерализации цен», Постановление правительства РФ №239 и гражданского кодекса.

В соответствии с указом подавляющая часть цен  в России формируется на рынке под воздействием спроса и предложения. Однако в постановлении утвержден перечень продукции, цены на который регулируют Правительство и федеральные органы исполнительной власти: природный газ, ядерное топливо, электро - и теплоэнергия, потребленная населением, транспортировка нефти и нефтепродуктов, оборонная продукция, драгоценные камни, перевозка грузов, багажа, пассажиров и почты на ж/д транспорте, водка и др. ликероводочная продукция выше 28%. Перечень цен и тарифов на продукцию, который регулируют органы исполнительной власти субъектов федерации: газ, уголь, керосин, общественный городской транспорт, оплата жилья и коммунальные услуги, ритуальные, водоснабжение и канализация и т. д.

Существует перечень продукции и услуг, по которому органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование цен: наценки на продукцию, реализуемую ПОП при школах, вузах, торговые надбавки к ценам на продукцию детского питания, вывозимую с севера и т. д. Не менее важной составляющей в ценовой политике являются – налоги. Большая доля НДС и налога с продаж предопределяет резкое повышение цен по сравнению со всеми составляющими, включая издержки производства. В 2001г. принят ряд документов, который будет снижать налоговый пресс на товаропроизводителей и что сделает возможным тот факт, что цены больше выполняют стимулирующую роль в росте производства.

Информация о работе Региональная экономическая политика РФ