Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 19:29, шпаргалка
Региональная экономическая политика (РЭП) – это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности – нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.).
Вопрос 12.
Формы осуществления
региональной экономической
политики
К основным формам реализации РЭП относятся прогнозирование и программирование.
При разработке общероссийских прогнозов и программ особое место отводится региональному аспекту, что дает регионам необходимые ориентиры для дальнейшего развития.
Главное назначение прогнозов - оценка развития происходящих и ожидаемых процессов, последствий вариантов политики и используемых средств их реализации, т.е. это попытка получить ответы на вопросы: что будет, если…или что необходимо сделать для получения определенного результата.
Так же к формам осуществления РЭП относятся:
- использование
федерального бюджета для
- размещение
государственных заказов на
- структурная перестройка экономики региона
- госуд. регулирование
эк-ки в регионах со сложной
эконом. ситуацией. Государство
Что касается федеральных целевых программ, то их главное отличие состоит в том, что они ориентированы на решение стратегических задач. Это способ радикального решения межрегиональной ассиметрии, с помощью которого преодолеваются не только ее последствия, но и уничтожаются причины порождающие ее.
- содействие
активизации международных
- участие государства
в наиболее эффективных
- поддержка наукоемких
производств и развитие
Вопрос 13.
Бюджетное выравнивание
в РФ
Политика «выравнивания». Аномальные (резко отличающиеся от средних) территориальные различия в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования многими государствами политики так называемого «выравнивания». Ее результатом считают последовательное приближение параметров уровня жизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню.
Политика «выравнивания» как идеология государственного воздействия на параметры функционирования отдельных регионов используется в различных масштабах и применительно к разным группам таких параметров (в том числе и весьма неполно характеризующим территориальное развитие). Так, например, крупномасштабная политика «выравнивания» осуществляется в ФРГ (по отношению к землям бывшей ГДР), в Италии (проблема «Север-Юг»), в Китае, в Японии и во многих других государствах. В России политика «выравнивания» проводится преимущественно селективно, применительно к отдельным территориям (например, путем разработки и реализации соответствующих программ), а на общегосударственном уровне — применительно к уравниванию «бюджетной обеспеченности» населения, т. е. по важному, но не определяющему параметру территориального развития. Отметим в этой связи, что с реализацией курса Правительства РФ на все большее перекладывание оплаты социальных услуг (в первую очередь, по содержанию жилья) на само население, бюджетное «выравнивание» на основе трансфертов будет все менее способствовать снятию аномальной территориальной дифференциации по потреблению населением этих услуг. Отметим и то обстоятельство, что в России бюджетное «выравнивание» не ориентировано на снятие действительно аномальных различий территориального развития (что было бы уместно в стране с крайне низкой бюджетной обеспеченностью в целом и с наличием огромных различий в развитии отдельных территорий). «Выравнивание» ориентировано на именно уравнивание, и в этот процесс вовлечены каждые девять из десяти субъектов федерации.
Вопрос
14. Характеристика и
роль средств региональной
экономической политики
РЭП – часть
государственной политики, которая
включает в себя ее региональные аспекты.
Она является ядром государственного
регулирования регионального
К средствам реализации РЭП можно отнести:
Прогнозирование территориального и регионального социально-экономического развития (система научно обоснованных представлений о наиболее вероятных вариантах социально-экономического развития). Главное назначение прогноза – оценка развития происходящих и ожидаемых событий, процессов и попытка получить ответы на вопросы: что будет… если?
Прямое участие государства в развитии экономической и социальной сферы в регионах (один из способов адресного регулирования). Осуществление федерального инвестирования проектов, имеющих федеральное назначение (ЖД, автомагистрали, медицинские и научные центры). Государство также финансирует проекты, которые оказывают сильное позитивное влияние на рост социально-экономического развития региона.
Размещение государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд. Используется для снижение безработицы и других социально-экономических последствий экономического спада в том или ином регионе. Может стимулировать экономический подъем.
Организация информационной поддержки регионов в особых отраслях деятельности. В тех видах деятельности, где возможности и компетенция региональных властей ограничены (внешнеэкономическая деятельность). Государство помогает устанавливать контакты о получении инвестиций и займов. В таких случаях заключается договор или соглашение между правительством РФ и иным государством.
Федеральные программы социально-экономического развития. Способ радикального решения проблемы с помощью которого преодолеваются не только последствия, но и причины.
Применение экономических
регуляторов. Создание особых экономических
зон. (Свободные экономические зоны
– развитие экспортного потенциала
в отдельных регионах страны. Для
увеличение поступлений в бюджет
– активизация
Бюджетный федерализм
(межбюджетные отношения) – перераспределение
расходов и доходов между федеральными
и региональными бюджетами ( выплата трансфертов,
субсидий и дотаций на поддержку региона).
Вопрос 15.
Региональная политика
в области повышения
уровня жизни населения
Важнейшие задачи региональной политики — создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержка малоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу.
Основным элементом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.
Главными целями региональной политики в области доходов являются:
обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России;
стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах Российской Федерации.
Субъектам Российской
Федерации, которые не имеют достаточных
средств для обеспечения
В целях минимизации
отрицательных последствий
совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
расширение прав субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между объединениями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
введение на
региональном уровне системы страхования
заработной платы на случай неспособности
работодателей выполнять обязательства
по оплате труда.
Вопрос 16.
Программы социально-
ФЦП – способ радикального решения межрегиональных асимметрий, с помощью которых преодолеваются не только последствия, но и причины асимметрий. Это комплекс плановых мероприятий, направленных на решения определенной программы в установленные сроки, увязанный по ресурсному обеспечению, исполнителям и срокам.
Программы создают федеральным и региональным властям долговременные ориентиры для их повседневной деятельности.
Подходы:
Всестороннее стимулирование инициатив регионов по интенсивному развитию регионов.
Учет региональных особенностей
Учет природного, демографического и интеллектуального потенциала
Защита интересов государства. Главными нормативными документами программирования является Постановление Правительства РФ № 594 от 1995 г. и статья 5 Конституции РФ, гласящая о том, что федеральный центр обязан участвовать в развитии региона.
Этапы разработки программы:
Отбор проблем для программной разработки;
Принятие решения о разработке ЦП и ее формирование
Оценка ЦП
Утверждение ЦП
Управление и контроль за ходом реализации
Принципы:
Комплексность целей и задач на каждом этапе
Целевая направленность и системность мероприятий
Вариантная разработка мероприятий (неопределенность)
Ресурсная обеспеченность
Адресность заданий
Обеспечение управляемости программы.
Функции ЦП:
Проблемно-целевая
Организационная
Координирующая и стимулирующая
Контрольная
Назначение ЦП: в отличие от банковской системы ЦП нацелены не столько на быструю окупаемость, сколько на долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики, направлены на решение структурных задач.
Достоинства ЦП:
Направленность на решение коренных проблем региона
Определяются стратегические цели и последовательность действий, привлекая государственный и частный капитал.
Наличие НП базы, обеспечивающей механизм подготовки, реализации.
В процессе разработки ЦП удается сформулировать системный взгляд на проблемы региона.
Недостатки:
Хронически недостаточное финансирование
Выборочное осуществление мероприятий, изменение их первоначального замысла, структуры и конечной цели.
Слабая координация между ФЦП, которые параллельно осуществляют на определенной территории.
Недостаточный контроль за иппд бюджетных средств и за соответствием получаемых результатов.
С 2000 г. введены ограничения: федеральный центр участвует в программе из расчета 40% федерального бюджета (больницы, школы); 20% - коммерческий.
Алтайский край подготовил новую Программу экономического и социального развития Алтайского края на 2003 – 2007 гг. Ее основные направления:
Внедрение газотурбин
Горнодобывающая промышленность
Сельскохозяйственное машиностроение.
Вопрос 17.
Структура народного
хозяйства и основные
направления структурной
трансформации в 90-е
гг.