Региональная экономическая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 19:29, шпаргалка

Описание

Региональная экономическая политика (РЭП) – это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности – нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.).

Работа состоит из  1 файл

региональная.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

Методы  государственного регулирования  цен прямые: только в отношении товаров и услуг , перечисленных выше.

Косвенные –  позволяют государству влиять на ценовую политику в условиях рыночной экономики. Органами государственного регулирования цен являются федеральные органы по ценам и тарифам, органы по ценам и тарифам субъектов РФ. 

Вопрос 29. Региональная стратегия  РФ 

На сегодняшний день экономическое пространство России представляется сильно дифференцированным (неоднородным). Для того чтобы осуществлять эффективную общегосударственную политику необходимо интегрированное пространство, а для этого необходимо разработать стратегию территориального социально-экономического развития, рассчитанную как минимум на первую четверть XXI в.

Стратеги регионального  развития – это прогноз на долгосрочную перспективу и поэтому необходим  такой большой промежуток времени. Так же он должен вместить в себя 3 этапа:

Завершение переходного  периода. Задачи:

- ускоренное  преодоление кризиса в регионах, завершение в них институциональных  преобразований; max использование благоприятных  факторов регионального развития. Наряду с этим, специальной задачей является преодоление тенденций дивергенции и дезинтеграции экономического пространства. Укрепление экономической целостности страны сохранится как одна из главных целей стратегии на весь период ее существования.

Осуществление крупных программ, способных привести к качественным изменениям в сферах производства, транспорта, расселения, образования и здравоохранения и т. д.

Выход, по крайней  мере, большинства регионов на путь устойчивого развития.

Стратегия должна ориентироваться на использование  преимуществ регионального многообразия, распределения труда, реализацию принципа равных возможностей региона.

Наряду с общерегиональным уровнем в стратегии в стратегии  должны присутствовать межрегиональные  уровни решения крупных региональных проблем (взаимодействие северных и южных частей Сибири), региональный и внутрирегиональный (в том числе муниципальный). 

Вопрос 30. Структурная политика региона 

Смысл структурной  политики региона состоит в том, чтобы в реализации преобразований и реформ предприятия, как основное звено хозяйства, приобрели истинно рыночный облик.

В соответствии с правительственной программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005) основная цель структурной политики заключается в ликвидации ограничений  секторов национального хозяйства, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынке.

Большое внимание при реализации страной политики в регионе должно уделяться вопросам планирования и размещения производительных сил. (Цель – рациональное и эффективное  размещение производства):

приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии  и местам потребления готовой  продукции;

равномерное размещение по территории страны и регионов, специализация  хозяйства отдельных территорий с целью max использования эффекта  территориального разделения труда;

комплексное развитие регионов.

Так же важными  задачами структурной политики должны стать:

повышение инновационной  активности, стимулирование развития высокотехнологичного сектора экономики;

стимулирование  реформирования и реструктуризации предприятий, развития малого и среднего бизнеса;

реализация целевых  программ развития транспорта, связи  и телекоммуникаций;

формирование  конкурентной среды, создание равных условий  экономической деятельности в России.

Одним из важных инструментов осуществления страной политики должны стать ФЦП.

Алтайский край

Проблемы:

преобладала общесоюзная  структура экономики (вн. источник сырья, основной ресурс – зерно);

экстенсивное  развитие мат. производства;

значительная  доля отраслей оборонного комплекса и высокий удельный вес с/х;

в промышленности края были сосредоточены отрасли, которые  больше всего подвергались спаду.

Вопрос 31. Объективные факторы  существования и  развития государственного сектора в экономике 

Государственный сектор – совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначенными ими лицами.

Государственный сектор может быть федеральным, региональным, муниципальным. До реформ 90х гг. все принадлежало государству, после 92г. продается вся государственная собственность, т. н. разгосударствление, затем последовала приватизация собственности. За государством остался ОПК, природно-ресурсный потенциал.

Государственные предприятия делятся на казенные (50% продукции государственный заказ) и унитарные (все 100% продукции на рынок).

Иногда государство  может создать заведомо убыточное  предприятие в целях регулирования  социально-экономической обстановки в регионе:

- создать рабочие места

- увеличить производство  определенной продукции

- намеренно занижать  цены

Унитарное или  казенное предприятие находится  на рынке в тепличных условиях, т. к. государство не даст ему обанкротиться  за счет бюджетных средств. 

Вопрос 32. Формы государственной поддержки регионов и их характеристика 

Учитывая, что  эффективная региональная экономическая  политика направлена в первую очередь  на выравнивание экономического пространства страны и на конвергенцию регионов, но реалии рыночной экономики показывают невозможность достижения этих целей только усилиями самих регионов, государство вынуждено оказывать усиленную поддержку регионам, особенно относящимся к слаборазвитым и депрессивным, не имеющим возможности собственными силами преодолеть экономический спад.

Таким образом, основными формами государственной  поддержки регионов являются:

трансферты, направленные в бюджеты субъектов РФ из федерального фонда финансовой поддержки с  целью выравнивания бюджетной обеспеченности регионов;

дополнительные  финансовые поддержки депрессивных регионов;

ФЦП решения  региональных проблем (воздействие  не только на последствия спада в  экономике, но и меры, рассчитанные на среднесрочную и долгосрочную перспективу);

субсидии (могут  быть предоставлены отдельным регионам: для переселения граждан из закрывающихся городов, поселков; для строительства жилья переселенцев.);

содействие соц. сфере региона;

установление  особо-организованных правовых регионов на территории отдельных субъектов  РФ (СЭЗ, ЗАТО); при этом федеральный  бюджет теряет в доходной части бюджета (от недополучения налогов), но в бюджет региона поступают дополнительные средства.

Выбор конкретного  направления поддержки определяется условиями развития региона, выхода его из кризиса. В одних случаях  целесообразно помочь в строительстве транспортной магистрали, связав тем самым регион с общероссийским рынком, в других – создать правовые условия и направить гос. средства в освоение природных ресурсов региона и т.д.

Вопрос 33. Полномочия регионов по урегулированию цен  на продукцию и услуги 

В рыночном государстве  цена – это важнейший инструмент получения прибыли и управления эффективности производства. Это  индикатор уровня жизни, показывающий размер реальных доходов всех слоев  общества.

Учитывая переход  к рыночной экономике, производитель сам имеет право устанавливать цену на продукцию, кроме той, которая регламентирована Постановлением правительства №239.

В соответствии с данным постановлением, в полномочиях  субъектов федерации находится  регулирование цен на следующую  продукцию: газ, уголь, керосин, реализуемые населению, общественный городской транспорт, а также железнодорожный транспорт местного назначения, оплата жилья и коммунальные услуги, водоснабжение и канализация, ритуальные услуги.

Также существует перечень продукции и услуг, по которым органам власти субъекта федерации предоставляется право вводить государственное регулирование цен: надбавки на продукцию, привозимую с севера; надбавки на продукцию, реализуемую ПОП при школах, вузах; торговые надбавки на продукцию детского питания.  

Вопрос 35. Механизм реализации региональной политики в области внешних  связей на примере  Алтайского края 

В соответствии с Положением о региональной политике №803 и соглашением между Правительством РФ и администрацией Алтайского края о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей, правительство РФ и администрация Алтайского края совместно осуществляют деятельность:

координируют  международные и внешнеэкономические  связи Алтайского края;

разрабатывают и реализуют программы внешнеэкономической деятельности Алтайского края;

способствуют  получению иностранных кредитов хозяйствующих субъектов;

осуществляют  информационное обеспечение внешнеэкономической  деятельности Алтайского края;

разрабатывают и проводят политику иностранных инвестиций

Механизм реализации региональной политики включает:

гос. поддержку  программ регионального развития субъектов  РФ;

совместную координацию  РФ и субъектов РФ;

обеспечение гос. поддержки деятельности субъектов;

создание условий  для улучшения инвестиционного климата;

оказание содействия в подготовке для регионов квалифицированных  кадров в областях международных  и внешнеэкономических связей.

Стратегией внешнеэкономической  деятельности Алтайского края является повышение конкурентоспособности  производимой продукции: восстановление и расширение традиционных и организация наукоемких экспортных производств на базе научно-технического потенциала и высококвалифицированных кадров путем привлечения инвестиций во всем многообразии их форм.

В последние  годы внешняя торговля превратилась в важный канал поступления валюты в край. Для многих алтайских предприятий она была единственной возможностью получения «живых денег». Однако в последнее время в динамике внеш. торговли появились негативные явления – экспорт сокращается и возрастает импорт.

В последнее  время, в связи с нехваткой  денег обостряется конкуренция  между принимающими инвестиции регионами  путем создания более благоприятных  условий для инвестирования.

Приток капитала в Алтайский край начнется тогда, когда внешний инвестор увидит, что регион сумел мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы и сделал это лучше, чем соседний регион.

У инвесторов есть огромное поле деятельности: масса  предприятий не работает на полную мощность из-за морально устаревшей или не пользующейся спросом продукции.

Считается, что  в Алтайском крае социальный риск очень мал в сравнении с  некоторыми другими регионами, экологический  риск в основном связан с семипалатинским  полигоном.

По рейтингу «Законодательные условия инвестирования» Алтайский край входит в десятку благоприятных в этом отношении регионов РФ. 

Вопрос 36. Сущность федералистского  мировоззрения 

Федерализм –  один из выработанных человечеством  принципов отношений центральной  власти и власти в регионах. Он предусматривает, что органы власти государства гарантируют властям регионов полномочия, соответствующие интересам этих регионов. Указанная форма отношений центра и регионов – это особое мировоззрение, которое состоит в том, что потенциал развития государства заключается в разнообразии и самостоятельности регионов. Федералистское мировоззрение:

готовность к  диалогу обеих сторон;

к поиску взаимоприемлемых решений;

к разделению ответственности  за деятельность и за результаты.

Информация о работе Региональная экономическая политика РФ