Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 19:29, шпаргалка
Региональная экономическая политика (РЭП) – это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности – нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.).
С одной стороны, это поиск равновесия и гармоничности сочетания интеграций и автономий. По всем вопросам компетенции органы власти обязаны принимать решения. Система органов управления состоит из федеральных, региональных и муниципальных. Они должны строго следовать законодательству, не вторгаться в компетенцию друг друга (регионы имеют право сами распределять средства, выделенные из федерального бюджета).
Главными задачами государства являются:
разумная макроэкономическая политика (показатели по стране в целом);
защита прав собственности;
обеспечение качественного образования;
продуманная налоговая политика;
верховенство конституции
При федерализме одним из приоритетных его принципов является принцип субсидиарности – вопросы должны быть отнесены к компетенции того органа, которым они могут быть эффективнее решены; децентрализованная политика – уменьшение расстояния между органом власти и населением.
Региональные
и муниципальные власти избираются
из местного населения, т.к. они лучше
понимают проблемы своего региона. Разделение
компетенции между субъектом
и центром – ключевой вопрос федерализма.
Вопрос 37.
Макро- и микроинструменты
региональной политики
По степени
универсальности и широте воздействия
инструменты регионального
Общеэкономические регуляторы (макроинструменты), воздействующие на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях. Для стимулирования экономического роста и поддержки проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки налогов на предпринимательство, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы. Цель – поднять конкурентоспособность определенных регионов на национальных и внешних рынках.
Регуляторы адресного воздействия. Они применяются для непосредственного воздействия на деятельность субъектов региональной экономики. Существуют два главных направления воздействия:
на труд (переподготовка кадров, выделяются субсидии и целевые кредиты для создания нового рабочего места. При рассасывании безработицы – компенсация части затрат на переезд, ссуды на новое жилье);
на капитал – инвестиционные гранты (субсидии, скидки). Они предоставляются на инвестиции в конкретные объекты, способствующие экономическому развитию региона (особенно инновационная деятельность)
Масштабы финансовой поддержки частных фирм ограничиваются:
возможностью национального и регионального бюджета;
требованиями рыночной конкуренции.
Используется административный контроль: запрет на размещение новых и расширение действующих предприятий в перенасыщенных городах.
Макро- и микроинструменты используются как центральным правительством, так и региональными администрациями. Первые (1) в большей степени применяет центр, вторые (2) – региональные. Но такая ориентация не исключает того, что центр для реализации своих задач может воздействовать на конкретные объекты, а региональная власть – применять налоговые, кредитные, ценовые рычаги воздействия на всю экономику региона.
Многое зависит от того, насколько удачно сочетаются друг с другом различные макро- и микроинструменты, от контроля за субсидиями, льготами и т.п.
Вопрос 38.
Основные положения
региональной политики
в социальной сфере
Региональные
особенности процессов
Задачи региональной социальной политики
Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:
противодействие
тенденции ухудшения
предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;
сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;
регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;
содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования;
оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.
Особое место в региональной социальной политике занимают проблемы демографии. Их решение должно включать в себя:
регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны;
регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;
осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.