Региональная экономическая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 19:29, шпаргалка

Описание

Региональная экономическая политика (РЭП) – это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности – нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.).

Работа состоит из  1 файл

региональная.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

С одной стороны, это поиск равновесия и гармоничности сочетания интеграций и автономий. По всем вопросам компетенции органы власти обязаны принимать решения. Система органов управления состоит из федеральных, региональных и муниципальных. Они должны строго следовать законодательству, не вторгаться в компетенцию друг друга (регионы имеют право сами распределять средства, выделенные из федерального бюджета).

Главными задачами государства являются:

разумная макроэкономическая политика (показатели по стране в целом);

защита прав собственности;

обеспечение качественного образования;

продуманная налоговая  политика;

верховенство  конституции

При федерализме  одним из приоритетных его принципов  является принцип субсидиарности –  вопросы должны быть отнесены к компетенции  того органа, которым они могут  быть эффективнее решены; децентрализованная политика – уменьшение расстояния между органом власти и населением.

Региональные  и муниципальные власти избираются из местного населения, т.к. они лучше  понимают проблемы своего региона. Разделение компетенции между субъектом  и центром – ключевой вопрос федерализма. 

Вопрос 37. Макро- и микроинструменты региональной политики 

По степени  универсальности и широте воздействия  инструменты регионального регулирования  делятся на 2 группы:

Общеэкономические регуляторы (макроинструменты), воздействующие на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях. Для стимулирования экономического роста и поддержки проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки налогов на предпринимательство, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы. Цель – поднять конкурентоспособность определенных регионов на национальных и внешних рынках.

Регуляторы адресного  воздействия. Они применяются для  непосредственного воздействия  на деятельность субъектов региональной экономики. Существуют два главных направления воздействия:

на труд (переподготовка кадров, выделяются субсидии и целевые  кредиты для создания нового рабочего места. При рассасывании безработицы  – компенсация части затрат на переезд, ссуды на новое жилье);

на капитал – инвестиционные гранты (субсидии, скидки). Они предоставляются на инвестиции в конкретные объекты, способствующие экономическому развитию региона (особенно инновационная деятельность)

Масштабы финансовой поддержки частных фирм ограничиваются:

возможностью национального и регионального бюджета;

требованиями  рыночной конкуренции.

Используется  административный контроль: запрет на размещение новых и расширение действующих  предприятий в перенасыщенных городах.

Макро- и микроинструменты используются как центральным правительством, так и региональными администрациями. Первые (1) в большей степени применяет центр, вторые (2) – региональные. Но такая ориентация не исключает того, что центр для реализации своих задач может воздействовать на конкретные объекты, а региональная власть – применять налоговые, кредитные, ценовые рычаги воздействия на всю экономику региона.

Многое зависит  от того, насколько удачно сочетаются друг с другом различные макро- и  микроинструменты, от контроля за субсидиями, льготами и т.п.

Вопрос 38. Основные положения региональной политики в социальной сфере 

Региональные  особенности процессов социального  развития требуют адекватного отражения  при формировании системы мер  государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов Российской Федерации и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности.

Задачи региональной социальной политики

Большинство вопросов развития образования, здравоохранения  и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:

противодействие тенденции ухудшения демографической  ситуации, острым проявлениям депопуляции  населения;

предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;

сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;

регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;

содействие развитию и совершенствованию системы  образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования;

оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную  ситуацию в результате стихийных  бедствий, экологических и техногенных  катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

Особое место  в региональной социальной политике занимают проблемы демографии. Их решение должно включать в себя:

регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание  оттока населения из северных и восточных районов страны;

регулирование потоков вынужденных мигрантов  и беженцев, создание условий для  их рационального размещения на территории Российской Федерации;

осуществление мер экономического и социального  характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.

Информация о работе Региональная экономическая политика РФ