Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:34, курсовая работа
В настоящее время в России практически нет политика, который бы не осознавал, что экономический рост и обеспечение соответствующих темпов экономического роста - главная задача любого государства Нестеренко Т. Реформа расходов бюджетной системы как фактор экономического роста // Финансовая газета. 2002. №21.. Только экономический рост может решить все известные общественные проблемы. Об этом четко заявлено в послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 мая 2012 года Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета 20 мая апреля 2012 г..
Введение 3
Глава 1. Социально-экономическое значение бюджета в условиях рыночной экономики 6
1.1. Бюджет как экономическая категория 6
1.2. Нормативное регулирование бюджетных отношений в РФ 16
Глава 2. Роль бюджета в социально экономическом развитии территории 25
2.1. Характеристика основных параметров бюджета 25
2.2. Социальные расходы бюджетов в условиях становления социально-ориентированной рыночной экономики 34
Глава 3. Проблемы финансового обеспечения и социального развития территории РФ 41
3.1. Основные направления бюджетной политики 41
3.2. Межбюджетное регулирование территориального развития 61
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Роль бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития региона
Роль бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития региона
80
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Социально-экономическое значение бюджета в условиях рыночной экономики 6
1.1. Бюджет как экономическая категория 6
1.2. Нормативное регулирование бюджетных отношений в РФ 16
Глава 2. Роль бюджета в
социально экономическом
2.1. Характеристика основных параметров бюджета 25
2.2. Социальные расходы
бюджетов в условиях
Глава 3. Проблемы финансового
обеспечения и социального
3.1. Основные направления бюджетной политики 41
3.2. Межбюджетное регулирование территориального развития 61
Заключение 70
Список использованной литературы 73
ВведениеГосударственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория.
По материальному содержанию
государственный бюджет представляет
собой форму образования и
использования
Государственный бюджет возник
с появлением государства. На ранних
стадиях развития государства не
существовало разграничений между
ресурсами государства и
Таким образом, возникает общественный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не может лично распоряжаться. Однако, только с приходом к власти буржуазии бюджет приобретает форму документа, утверждаемого законодательным органом. Со временем формирование и использование бюджета стали носить систематический характер, т. е. возникли системы государственных доходов и расходов с присущими им определенным составом, структурой, законодательством. Примечательно то, что основные направления расходной части бюджета не изменялись в течение многих столетий.
Бюджет-это основа
По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хоБюджет является важнейшим инструментом финансового регулирования. Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания их доходной базы. Входя в число важнейших хозяйственных функций государства, бюджетное регулирование носит многоцелевой характер, в частности это:
- поддержание стабильности экономики;
- обеспечение ее
- предотвращение кризисных ситуаций;
- проведение антикризисных мероприятий;
- обеспечение структурных сдвигов.
Основой бюджетного регулирования является закрепление источников доходов за бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижних уровней. С помощью этих рычагов государство может оказывать регулирующее воздействие и на товаропроизводителей. Бюджетное регулирование достаточно развито не только в централизованно планируемой экономике, но и в рыночной экономике.
Таким образом, бюджет — это
объективно обусловленное звено
финансовой системы, публичных финансов,
централизованный фонд денежных средств,
предназначенный для
Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями (учреждениями) и населением, называются бюджетными и регулируются Бюджетным кодексом РФ. Эти отношения представляют собой часть финансовых отношений, но имеют определенную специфику. хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
В настоящее время в России практически нет политика, который бы не осознавал, что экономический рост и обеспечение соответствующих темпов экономического роста - главная задача любого государства Нестеренко Т. Реформа расходов бюджетной системы как фактор экономического роста // Финансовая газета. 2002. №21.. Только экономический рост может решить все известные общественные проблемы. Об этом четко заявлено в послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 мая 2012 года Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета 20 мая апреля 2012 г..
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социаль-но-экономических отношений, она складыва-ется из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.
Централизованные финансы -- это государст-венная бюджетная система, государственный кредит, специаль-ные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регули-рования национальной экономики в целом, решения целого ря-да важнейших экономических и социальных задач.
Децентрализованные финансы -- финансы фирм и предприя-тий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государ-ством, юридическими и физическими лицами. В своей стимули-рующей функции они используются для регулирования эконо-мических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйст-венных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формиру-ется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния фи-нансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.
Каждое звено финансовой системы представ-ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а фи-нансовая система в целом -- совокупность различных сфер финан-совых отношений, в процессе которых образуются и использу-ются фонды денежных средств.
С точки зрения макроэкономического анализа и роли госу-дарства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы, основу которых составляет государственный бюджет.
Государство призвано выполнять
важнейшие функции, без которых
существование общества невозможно,
среди которых наиболее важными
являются управление в области обороны,
общественной безопасности, социальная
политика и др. Для выполнения своих
функций государство ежегодно принимает
бюджет, в котором расписываются
доходы, которые планирует получить
государство в предстоящем
В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может иметь дефицит (расходы больше доходов) или профицит (доходы большое расходов). Основным источником доходов является налоговые поступления от предпринимательской деятельности субъектов экономической деятельности. Существуют и некоторые другие источники доходов. В Российской Федерации основные источники доходов и направления расходов бюджетов различных уровней определены Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изменениями от 2, 26 марта 1998 г., 5 августа 2000 г., 8 августа 2001 г., 7 мая 2002 г., 6 мая 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №34. Ст.4030; 1998. №10. Ст.1144; №13. Ст.1462; 2000. №32. Ст.3338; 2001. №33 (Часть II). Ст.3437; 2002. №19. Ст.1796; 2003. №19. Ст.1751. и другими предусмотренными ими правовыми актами.
При формировании бюджета
государство зачастую сталкивается
с ситуацией, когда предполагаемые
доходы не могут покрыть планируемых
расходов. С этой ситуации, как правило,
государства прибегают к
Это объясняется тем, что несмотря на профицитные бюджеты последних лет, внешний и внутренний государственный долг России не уменьшается. Кроме того, чрезвычайно важен вообще ответ на вопрос: что лучше для государства - дефицит или профицит бюджета, за счет чего образуется профицит. Эти вопросы требуют как теоретического , так и практического решения. Их исследование является целью данной работы, для достижения которой решены следующие задачи:
· исследована сущность государственного бюджета как элемента финансовой системы и динамика состояния государственного бюджета России в последние годы;
· проведен общетеоретический
и практический анализ сущности бюджетного
дефицита и государственного долга
как элементов бюджетной
·
Структура дипломной работы обусловлена необходимостью темы и содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1.Экономическое значение бюджета в условиях рыночной экономики
1.1. Бюджет как экономическая категория
Бюджет государства, а государство выражает интересы общества, в силу необходимости является как бы связующим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Он -- управляющая и управляемая система в масштабах всего общества.
Бюджет как исходная сфера
бюджетной деятельности может рассматриваться
с двух точек зрения - экономической
и юридической Конюхова Т. В. О
системе российского бюджетного
законодательства // Журнал российского
права. 2001. №6. . По экономической сущности
бюджет - это совокупность экономических
(финансовых) отношений, возникающих
по поводу образования, распределения
и использования
Чрезвычайно важное значение для экономического развития любого государства имеет юридическое закрепление тех или иных понятий. Бюджетно-правовые понятия и категории предназначены для систематизации процесса исследования бюджетных отношений, выделения наиболее значимых аспектов этого явления. В понятиях и категориях точное определение объекта нацелено на выявление сущности бюджетной деятельности и, следовательно, обязательно требует выявления места одной бюджетно-правовой категории в системе других категорий. Системный подход к анализу бюджетно-правовых категорий позволяет полно познать бюджетную деятельность государства Крохина Ю.А. Базисные категории бюджетного права: доктрина и реальность // Журнал российского права. 2002. №2..
Основополагающей категорией бюджетного права является бюджет. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст.6); бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации (ст.15). Подобное определение не несет в себе должной смысловой нагрузки и способствует возникновению коллизий норм бюджетного права. Например, вызывает сомнения вид бюджета, определяемого ст.6 БК РФ. Исходя из лингвистического толкования, можно предположить, что имеется в виду консолидированный бюджет, так как именно он включает в себя всю совокупность бюджетов различных территориальных уровней.
Правовое значение бюджета
определяет юридическое выражение
его как планового акта, принимаемого
в установленном
Однако данная норма не дает разграничений самого бюджета и закона (правового акта) о его утверждении. На несовпадение бюджета с законом о его утверждении указывали видные ученые Пискотин М.И. Советское бюджетное право: основные проблемы. М.: Юридическая литература, 1971. С.19; Основин В. С. Государственно-правовые отношения. - М.: Юридическая литератруа,1965. С.158; Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Норма, 1995. С.109-110; Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1997. С.139-140., одновременно отмечая точки соприкосновения этих категорий. Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность.
Бюджет - это публичные
экономические отношения, опосредующие
процесс образования, распределения
и использования определенного
государственно-