Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:34, курсовая работа
В настоящее время в России практически нет политика, который бы не осознавал, что экономический рост и обеспечение соответствующих темпов экономического роста - главная задача любого государства Нестеренко Т. Реформа расходов бюджетной системы как фактор экономического роста // Финансовая газета. 2002. №21.. Только экономический рост может решить все известные общественные проблемы. Об этом четко заявлено в послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 мая 2012 года Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета 20 мая апреля 2012 г..
Введение 3
Глава 1. Социально-экономическое значение бюджета в условиях рыночной экономики 6
1.1. Бюджет как экономическая категория 6
1.2. Нормативное регулирование бюджетных отношений в РФ 16
Глава 2. Роль бюджета в социально экономическом развитии территории 25
2.1. Характеристика основных параметров бюджета 25
2.2. Социальные расходы бюджетов в условиях становления социально-ориентированной рыночной экономики 34
Глава 3. Проблемы финансового обеспечения и социального развития территории РФ 41
3.1. Основные направления бюджетной политики 41
3.2. Межбюджетное регулирование территориального развития 61
Заключение 70
Список использованной литературы 73
В области стимулирования повышения инвестиционной и инновационной активности Глазьевым вполне обоснованно предлагается направить 74,9 млрд. руб. из дополнительных 478 млрд. руб. по таким направлениям как формирование лизингового фонда господдерж-ки здравоохранения (2,5 млрд. руб.) на закупку отечественного медицинского оборудова-ния; создание лизингового фонда господдержки воздушного транспорта (9 млрд. руб.) на закупку отечественных воздушных судов; образование лизингового фонда господдержки водного транс-порта (7 млрд. руб.) на закупку отечественных морских и речных судов; финансирование капи-тальных вложений, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений структурной пере-стройки экономики (3 млрд. руб.); финансирование модернизации жилищно-коммунального хо-зяйства в целях энергосбережения и снижения эксплуатационных затрат (2 млрд. руб.); поддержку развития малых городов (2,5 млрд. руб.); ассигнования на проведение эффективной конверсии оборонных предприятий (8,0 млрд. руб.).; увеличение взносов в уставной капитал Банка развития (5 млрд. руб.); господдержка экспорта высокотехнологичной продукции, предусмотрев пре-доставление экспортных кредитов предприятиям-экспортерам (8,4 млрд. руб.); увеличение ассигнований на развитие космической отрасли на 8,5 млрд. руб.; поддержку малого предпринимательства (1 млрд. руб.) для совершенствова-ния соответствующей инфраструктуры, связанной с функционированием офисных центров, оказанием услуг по ведению бухгалтерской отчетности, расчетно-банковскому обслуживанию, снабженческо-сбытовых услуг и т.д.
Нет никаких сомнений в реалистичности указанных Глазьевым направлений и самое главное в ее экономической эффективности. Необходимо политическая воля руководства страны. Одной относительной победы блока «Родина» (менее 10%) для этого конечно недостаточно.
Главным способом покрытия бюджетного дефицита являются государственные заимствования, образующие государственный долг. Особая роль государственно-го долга обусловлена публичным характером последнего, который подтверждается нижеследующим.
Во-первых, социальной обусловленностью це-лей создания и использования рынка долговых обя-зательства (погашение дефицита бюджета, меж-бюджетное регулирование, финансовая поддерж-ка государственно значимых отраслей и сфер эко-номики и другие общезначимые для государства и его граждан цели); во-вторых, прямой связью с эко-номической безопасностью государства (государ-ство-должник стоит перед угрозой выполнения лю-бых требований государств-кредиторов); и, нако-нец, в-третьих, прямой зависимостью с финансово-экономическими интересами членов общества (уг-роза неплатежей работникам бюджетной сферы, роста налогов, сборов, других общеобязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды) Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования // Финансовое право. 2002. №1. С.23-28.
.
Столь значительная роль государственного долга в его не-посредственном влиянии на развитие государства была оценена и российским законодателем. Не случайно в условиях серьезнейших экономических и политических преобразований, которые произош-ли в нашей стране в 90-х годах, проблемы правово-го регулирования государственного (муниципаль-ного) кредита и долга стали одновременно одним из самостоятельных направлений осуществления правовой реформы и, прежде всего такого ее на-правления, как право-(нормо) творчество.
В условиях СССР, несмотря на то что теоретическое понятие государственного долга ис-следовалось в научной литературе, не говоря уже о фактическом «присутствии» и функционировании названной категории в экономике страны (причем как практически неотъемлемого атрибута экономики всех стран, в том числе и с развитой индустрией), ничего подобного нельзя было сказать о определении данного понятия в актах федераль-ного либо регионального уровней. В законах и в подзаконных актах СССР понятие государ-ственного долга закреплено не было, не говоря уже об отсутствии специального законодательного акта о государственном долге СССР.
Условия, в которых формировались показатели развития рынка го-сударственного внутреннего долга Российской Федерации а 2002 г., были связаны прежде всего с фактическим преодолением последствий финан-сового кризиса августа 1998 г. и восстановлением организационного рынка государственных ценных бумаг, что характеризуется увеличени-ем объемов заимствований на внутреннем рынке при сохранении ста-бильного уровня доходности по государственным ценным бумагам.
Таблица 3.1.
Соотношение расходов по государственному долгу и по пополнению государственных запасов и резервов в 1998-2003 гг.
РАСХОДЫ
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
% к итогу
% к итогу
% к итогу
% к итогу
% к итогу
сумма, млрд. руб.
% к итогу
изменение структуры по сравнению с 2001 г.
Обслуживание государственного долга
24,8
29,0
25,7
20,09
14,64
277,5
11,84
-2,8
Пополнение государственных запасов и резервов
1,3
0,0
0,0
0,04
0,03
21,0
0,9
+0,87
ИТОГО расходов
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
2345,6
100,0
-
При этом, как уже было отмечено выше, правительства различных государств нередко идут на то, чтобы бюджеты были дефицитными. Изыскиваются источники покрытия дефицита путем пере-распределения тех доходов, которые могут быть использованы неэффективно. Позитивный результат дает умеренное увеличение государствен-ного внутреннего долга. В России вследствие высоких темпов и криминализации процесса приватизации государственной собственности эффективные собственники в этой сфере не преобладают. В этой ситуации особое значение имеет создание механизма эффективного правового регулирования государственного долга.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российс-кой Федерации под государственным (муниципальный) долгом следует понимать обязательства:
1) возникающие из государственных (муниципальных) займов (заимствований),
2) принятых на себя Российской
Федерацией, субъектом Российской
Федерации и муниципальным
3) другие обязательства;
4) а также принятые но себя Российской Федера-цией, субъектом Российской Федерации или муници-пальным образованием обязательства третьих лиц.
Государственный долг включа-ет в себя три составляющие: государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг. Государственный (муниципальный) долг полно-стью и без условий обеспечивается соответственна всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим казну Российской Фе-дерации, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляю-щим козну субъекта Российской Федерации, и му-ниципальным имуществом, составляющим муници-пальную казну.
Государственный (муниципальный) долг представ-ляет собой совокупность долговых обязательств соот-ветствующих публичных образований. Причем долго-вые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образова-ний могут существовать только в формах, предусмот-ренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
К числу таких форм относятся:
1) кредитные соглашения и договоры,
2) государственные (
3) договоры и соглашения о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
4) договоры о предоставлении гарантий;
5) соглашения и договоры, в том числе междуна-родные, заключенные от имени Российской Федера-ции или субъекта Российской Федерации, о пролонга-ции и реструктуризации долговых обязательств Россий-ской Федерации или субъектов Российской Федера-ции.
Бюджетный кодекс Российской Федерации в ста-тье 102 устанавливает важное правило. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обя-зательством субъектов Российской Федерации и муни-ципальных образований, если указанные обязатель-ство не были гарантированы Российской Федерацией; субъекты Российской Федерации и муниципальные об-разования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были га-рантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.
Управление государственным (муниципальным) долгом осуществляет Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления.
Для покрытия дефицитов соответствующих бюдже-тов, а также для погашения государственных (муници-пальных) долговых обязательств Бюджетный кодекс Рос-сийской Федерации предоставляет публичным обра-зованиям право на осуществление государственных внешних государственных (муниципальных) внутренних заимствований.
Под государственным (муниципальным) заимство-ванием Бюджетный кодекс Российской Федерации по-нимает передачу в собственность Российской Феде-рации, субъекта Российской Федерации или муници-пального образования денежных средств, которые Рос-сийская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.
Право осуществления государственных
внешних заимствований
Бюджетный кодекс Российской Федерации тре-бует, чтобы при утверждении соответствующих бюд-жетов на очередной финансовый год представитель.
В условиям кризисного состояния экономики вне-шний долг России является серьезной угрозой нацио-нальной безопасности. Существенные проблемы эко-номического развития Российской Федерации и сла-бое правовое сопровождение проводимых реформ яв-ляются одними из основных причин отсутствия доверия инвесторов и кредиторов к России, как международно-му заемщику. Как следствие -- наблюдается серьез-ное политическое обострение проблемы внешнего долга России, что требует поиска наиболее оптималь-ных средств по управлению внешней задолженности.
Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства, и его состав зависит от форм государственного кредита, используемых для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи ст. 98 БК РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по госу-дарственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава го-сударственного долга выплата процентов и непроцент-ных доходов по государственным заимствованиям, по-скольку согласно ст. 69 БК РФ они являются самостоя-тельной формой расходов федерального бюджета. Следовательно, состав государственного долга обра-зуют не все долговые обязательства Российской Феде-рации, а только те из них, которые послужили объекта-ми правоотношений по государственному кредиту.
Гарантом платежеспособности государства по сво-им кредитным обязательствам выступает государствен-ная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. Не-смотря на то что кредитные отношений государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обя-зательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов фе-дерального бюджета в целях погашения долговых обя-зательств и обслуживания государственного долга Рос-сийской Федерации.
Современная кредитная деятельность Российской Федерации показывает усилившееся взаимодействие внешнего и внутреннего долга. Так, часть внутреннего долга по государственным краткосрочным облигациям была трансформирована в краткосрочный внешний долг, в то время как для погашения внешнего долга эми-тируются новые государственные ценные бумаги, раз-мещаемые на внутреннем фондовом рынке,
Однако справедливо отметить, что содержащиеся в БК РФ критерии разграничения государственного долга на внутренний и внешний требуют серьезной доработки.
Являясь следствием кредитной деятельности госу-дарства, имеющей юридическую форму, государ-ственный долг также может существовать только в оп-ределенных формах, выработанных экономической практикой и зафиксированных законодательством (ст. 98 БК РФ).
Государственный долг представляет собой комп-лексное экономико-правовое образование, особый механизм финансовых отношений, требующий регу-лирования системой различных методов.
Управление государственным долгом -- это сово-купность финансовых операций государства по обеспе-чению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию вне-шних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.
Основными методами регулирования государ-ственного долга являются: реструктуризация, конвер-сия, пролонгация и уступка права требования.
Реструктуризация означает основанное на соглаше-нии сторон прекращение долговых обязательств, составля-ющих государственный долг, с заменой указанных долго-вых обязательств иными долговыми обязательствами, пре-дусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуще-ствлено частичное списание суммы основного долга.
В условиях долгового кризиса реструктуризация за-долженности становится одним из первичных механиз-мов управления государственным долгом, поскольку предоставляет должнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика погашения или обслужива-ния эмитированных ценных бумаг. Промежуточным ито-гом реструктуризации является предоставление долж-нику льготного периода, в течение которого выплачива-ются только проценты по долговым обязательствам. Пре-доставление льготного периода выгодно не только долж-нику, но и кредитору, поскольку за это время заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ре-сурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий погашения государ-ственного долга. В частности, в 1996 г. внутренний долг Российской Федерации в иностранной валюте был пе-реоформлен в государственные облигации Указ Президента РФ от 31 января 1996 г. №126 «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» (с изм. и доп. от 12 августа 1996 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №6. Ст.534; №34. Ст.4071.