Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть понятие и сущность рынка труда, выявить особенности его функционирования и развития в государстве, рассмотреть состояние государственной политики в области занятости населения, проанализировать и сформулировать выводы.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации рынка труда и специфику его функционирования;
- охарактеризовать виды и типы занятости и безработицы;
- изучить основные модели рынка труда;
- показать формы и системы заработной платы и проследить ее изменение;
- раскрыть и проанализировать особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы организации рынка труда……………………………….6
1.1 Сущность, содержание и структура рынка труда ……………………………6
1.2 Занятость населения …………………………………………………………...8
1.3 Спрос и предложение, равновесие на рынке труда ………………………….9
1.4 Безработица и ее характеристика ……………………………………………11
2 Модели рынка труда ……………………………………………………………..14
3 Заработная плата, сущность, формы и системы ……………………………….16
4 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь ……..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
Коллективная (бригадная) сдельная система оплаты труда представляет собой такую систему, при которой заработная плата рабочих рассчитывается в соответствии с объемом работы (количеством продукции), выполненным производственной бригадой.
Аккордная система оплаты труда характеризуется тем, что при ее использовании оплачивается выполнение не отдельных операций или видов работ, а комплекса работ, входящих в аккордное задание. Сумма заработной платы по аккордному наряду определяется на основании калькуляции, учитывающей нормы времени (выработки) и расценки на виды работ, включенные в данный комплекс.
Косвенная сдельная система оплаты труда заключается в том, что заработная плата работника ставится в зависимость не от его личной выработки, а от результатов общего труда. Эта система оплаты применяется, например, для вспомогательных рабочих, учет выработки которых затруднен, но от результатов их труда зависит выработка основных работников.
Сдельно-прогрессивная система оплаты труда характеризуется тем, что начиная с заранее установленного уровня выполнения норм, происходит определенное увеличение сдельной расценки за выполненные операции, детали или изделия. Таким образом, сдельные расценки дифференцируются в зависимости от достигнутого уровня выполнения норм, т. е. чем выше выполнение норм, тем выше будет расценка за каждую единицу выполняемой работы.
Сдельно-регрессивная система оплаты характеризуется тем, что начиная с определенного уровня перевыполнения норм, происходит снижение сдельной расценки. Эта система является своего рода противоположностью сдельно-прогрессивной системе: чем выше перевыполнение норм, тем ниже расценка за каждую единицу сверх нормы.
Поощрительная система позволяет работнику выбирать степень своего участия в улучшении показателей, обеспечивающих получение необходимого производственного результата: выпуска нужного количества конкурентоспособной продукции с наименьшими затратами.
Принудительная система оплаты нацеливает работника на достижение показателей, установленных для него нанимателем на достаточно высоком (жестком) уровне и не допускает каких-либо отклонений в сторону понижения. Если же это понижение происходит, работник рассматривается как не отвечающий требованиям.
Гарантирующие системы оплаты по своему организационному построению и характеристикам напоминают поощрительные, но их главная задача – не столько увязать заработную плату работника с какими-либо показателями производственно-хозяйственной деятельности, сколько обеспечить (через систему тарифных ставок, расценок, доплат, надбавок, премий и др.) работнику начисление ее суммы (например, гарантируемые выплаты работникам в случае вынужденных простоев).
Фонд оплаты труда предприятий складывается из индивидуальных заработных плат и определяется исходя из применяемых форм и систем оплаты. Предприятия сами решают, какой фонд оплаты труда они могут допустить, учитывая конъюнктуру рынка, ситуацию со стоимость рабочей силы на рынке труда, необходимость повышения конкурентоспособности продукции и ряд других факторов.
Работнику
важно не только то, какую заработную плату
в денежном выражении он получит, но и
какое количество товаров и услуг но сможет
на нее приобрести. [9, c. 311]
4
Особенности функционирования
рынка труда в
Республике Беларусь
Состояние рынка труда Беларуси. Как известно, уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики.
Наша
республика обладает значительным трудовым
потенциалом, формирование которого предопределяется
динамикой численности
Численность занятых в экономике до 2005 г. имела устойчивую тенденцию к сокращению. Начиная с 2005 года эта численность начала расти. В 2008 году численность населения, занятого в экономике, составила 4520,7 тыс. человек при прогнозном показателе на 2008 г. 4460 - 4535 тыс. человек.
На рынке труда отмечается ряд позитивных процессов. Так, уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,1 % в 2003 году до 0,8 % в 2008 г. от численности экономически активного населения. Из 118 районов и 12 городов республики – в 85 уровень безработицы составил 1% и ниже, в двух районах (Ганцевичском и Поставском) уровень безработицы выше 2%.
Значительно увеличился спрос на рабочую силу. В декабре 2008 г. спрос превышал предложение в 1,4 раза, в то время как в 2003 году предложение превышало спрос в 4,3 раза. Показатель напряженности на рынке труда составил 0,7 безработных в расчете на одну вакансию против 4 человек в 2003 г.
Основным
инструментарием реализации государственной
политики содействия занятости населения
является ежегодно разрабатываемая
Государственная программа
Задачи, определенные в сфере занятости населения на 2008 год, выполнены всеми областями и г. Минском.
Осуществлен ряд активных мер на рынке труда:
создано 163 тыс. новых рабочих мест, в том числе с оказанием бюджетной ссуды – 3,5 тыс. рабочих мест; трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных; направлено на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела, причем, каждый второй безработный, получивший финансовую поддержку для организации предпринимательской детальности – женщина (решение проблемы женской безработицы); обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных; организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.
Реализовывался комплекс мер, направленных на обеспечение занятости населения в малых и средних городах, поселках и регионов с наиболее сложной ситуацией на рынке труда. На новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов по труду, занятости и социальной защите переселены, с их согласия, 346 семей безработных, или 113,4% к заданию. В 2007 году созданы общереспубликанский банк вакансий и банк вакансий в агропромышленном комплексе страны с указанием размера заработной платы и предоставляемого жилья.
Программа занятости на 2009 год принималась в октябре 2008 года, т.е. в условиях усиливающегося влияния мирового финансового кризиса на экономику зарубежных стран и менее ощутимого влияния на экономику нашей республики.
В январе т.г. в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 23,1 тыс. чел. (84,6% к январю 2008 г.), зарегистрировано безработными – 17,9 тыс. человек (78,9%). Таким образом, ситуация на рынке труда республики (по итогам февраля с.г.) не выходит за рамки штатной и не требует принятия срочных дополнительных мер. За февраль 2009 г. количество обращений составило 24,4 тыс. чел., что меньше показателя за февраль 2008 г. (25,6 тыс. чел.). Зарегистрировано в качестве безработных за февраль 2009 г. 19,3 тыс. чел. против 20,5 тыс. чел. за весь февраль 2008 г. В тоже время количество вакансий в феврале постоянно снижалось, в том числе за последнюю неделю февраля на 910 мест. Нанимателями заявлено о возможном высвобождении в первом квартале 3600 работников, или 59,2 процента по отношению к первому кварталу прошлого года (6082 чел.). И тем не менее, количество вакансий превышает количество зарегистрированных безработных (в г. Минске, например, в 4,5 раза, в республике в целом этот показатель равен 1,4).
Отмечено стремление нанимателей не увольнять своих работников, а сохранять рабочие места.
Вместе с тем, в январе 2009 года численность работников, работавших неполное рабочее время, по сравнению с январем 2008 г. увеличилась в 1,7 раза. Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, в январе 2009 г. по официальным данным составила 59,3 тыс. чел., или в 1,3 раза больше, чем в декабре 2009 г. (по сравнению с январем 2008 г. показатель увеличился в 3,5 раза). Снижение этого показателя отмечено в машиностроении и металлообработке, в сельском хозяйстве, в торговле и общественном питании.
В целях оперативного реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке труда в текущем году, Министерство труда и соцзащиты организовало еженедельный мониторинг по работе службы занятости, т.е. сбор и анализ данных об обращениях граждан и регистрации безработных, их трудоустройству, наличии вакансий и т.д. В начале и середине каждого месяца формировалась оперативная информация о предполагаемом высвобождении работников.
Анализ оперативной информации показал, что в феврале 2009 г. потери рабочего времени (работа в режиме неполного рабочего времени, вынужденные отпуска по инициативе нанимателя) отмечались на 240 предприятиях и организациях с суммарной списочной численностью работников 145,5 тыс. человек. В региональном разрезе распределение предприятий, на которых отмечены потери рабочего времени, следующее: Брестская область – 44 предприятия, Витебская – 25, Гомельская – 43, Гродненская – 40, Минская – 34, Могилевская – 54. Доля работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, в общей списочной численности работников данных предприятий по областям колеблется от 14,4% в Минской области до 44,4% в Могилевской. Аналогично показатель численности работников, находящихся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя, варьируется от 1,9% в Гродненской области до 17,9% в Гомельской.
Считается, что сегодня предоставление по инициативе нанимателей отпусков своим работникам, сокращение рабочего времени следует рассматривать как антикризисные меры, как гибкие формы занятости населения и инструмент регулирования безработицы, которые направлены на сохранение трудовых коллективов, проявление социальной ответственности к сотрудникам.
Вместе с тем, увеличение объемов неэффективного использования рабочего времени на производстве – это потенциальная база для роста безработицы и социальной напряженности в обществе. Поэтому ситуация с потерями рабочего времени в каждом регионе, на каждом предприятии, прежде всего на тех, которые оказывают значительное влияние на местный рынок труда, находится под постоянным контролем. Для решения этой задачи служит мониторинг рынка труда.
В январе–июне 2009 года в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 166,9 тыс. человек (98,9 процента к соответствующему периоду 2008 года), из них признаны безработными 106,7 тыс. человек (99,1 процента).
Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 222,3 тыс. человек (95,9 процента от уровня 2008 года), в том числе 144,0 тыс. безработных (94,9 процента от уровня 2008 года).
Справочно: в январе–июне 2009 г. в соответствии с заданиями Государственной программы содействия занятости населения на 2009 год:
на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено 96,6 тыс. человек, из них 64,4 тыс. — безработных;
направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 12,2 тыс. безработных, на новое место жительства и работы переселено 268 семей безработных;
в оплачиваемых общественных работах приняли участие 43,8 тыс. человек, в
том числе 27,3 тыс. безработных.
По состоянию на 1.07.2009 на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 41,7 тыс. безработных (на 1.07.2008 — 42,7 тыс. чел.).
Удельный вес женщин в общей численности безработных снизился с 60,6 процента на 1 января 2009 г. до 55,4 на 1 июля 2009 года.
Количество вакансий в сравнении с январем текущего года снизилось и составило на 1 июля 2009 г. 45,5 тыс. (66,2 процента к уровню 2008 года).
Уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределах — на 1 июня 2009 г. он составлял 0,9 процент к численности экономически активного населения.
Справочно: по состоянию на 01.06.2009 из 118 районов и 12 городов областного уровень безработицы снизился по сравнению с началом года в 17 регионах республики, остался на прежнем уровне в 42 регионах, в 71 регионах повысился. В 67 регионах республики уровень безработицы ниже 1 процента, в 53 регионах уровень безработицы составил от 1,1 до 1,5 процента, в 7 регионах — от 1,6 до 2,0 процентов, в 3 районах — выше двух процентов (Ганцевичский — 2,1 %; Поставский – 2,1 %; Речицкий — 2,1 :).
В 118 регионах уровень безработицы находится в рамках прогнозных показателей.
По данным Белстата численность занятых в экономике республики в январе–мае текущего года составила 4578,9 тыс. человек (при прогнозе на 2009 год в параметрах 4580–4650 тыс. человек).
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь