Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:42, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрыть понятие и сущность рынка труда, выявить особенности его функционирования и развития в государстве, рассмотреть состояние государственной политики в области занятости населения, проанализировать и сформулировать выводы.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации рынка труда и специфику его функционирования;
- охарактеризовать виды и типы занятости и безработицы;
- изучить основные модели рынка труда;
- показать формы и системы заработной платы и проследить ее изменение;
- раскрыть и проанализировать особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы организации рынка труда……………………………….6
1.1 Сущность, содержание и структура рынка труда ……………………………6
1.2 Занятость населения …………………………………………………………...8
1.3 Спрос и предложение, равновесие на рынке труда ………………………….9
1.4 Безработица и ее характеристика ……………………………………………11
2 Модели рынка труда ……………………………………………………………..14
3 Заработная плата, сущность, формы и системы ……………………………….16
4 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь ……..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (2).doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

  Коллективная (бригадная) сдельная система оплаты труда представляет собой такую систему, при которой заработная плата рабочих рассчитывается в соответствии с объемом работы (количеством продукции), выполненным производственной бригадой.

  Аккордная система оплаты труда характеризуется тем, что при ее использовании оплачивается выполнение не отдельных операций или видов работ, а комплекса работ, входящих в аккордное задание. Сумма заработной платы по аккордному наряду определяется на основании калькуляции, учитывающей нормы времени (выработки) и расценки на виды работ, включенные в данный комплекс.

  Косвенная сдельная система оплаты труда заключается в том, что заработная плата работника ставится в зависимость не от его личной выработки, а от результатов общего труда. Эта система оплаты применяется, например, для вспомогательных рабочих, учет выработки которых затруднен, но от результатов их труда зависит выработка основных работников.

  Сдельно-прогрессивная  система оплаты труда характеризуется тем, что начиная с заранее установленного уровня выполнения норм, происходит определенное увеличение сдельной расценки за выполненные операции, детали или изделия. Таким образом, сдельные расценки дифференцируются в зависимости от достигнутого уровня выполнения норм, т. е. чем выше выполнение норм, тем выше будет расценка за каждую единицу выполняемой работы.

  Сдельно-регрессивная система оплаты характеризуется тем, что начиная с определенного уровня перевыполнения норм, происходит снижение сдельной расценки. Эта система является своего рода противоположностью сдельно-прогрессивной системе: чем выше перевыполнение норм, тем ниже расценка за каждую единицу сверх нормы.

  Поощрительная система позволяет работнику выбирать степень своего участия в улучшении показателей, обеспечивающих получение необходимого производственного результата: выпуска нужного количества конкурентоспособной продукции с наименьшими затратами.

  Принудительная  система оплаты нацеливает работника на достижение показателей, установленных для него нанимателем на достаточно высоком (жестком) уровне и не допускает каких-либо отклонений в сторону понижения. Если же это понижение происходит, работник рассматривается как не отвечающий требованиям.

  Гарантирующие системы оплаты по своему организационному построению и характеристикам напоминают поощрительные, но их главная задача – не столько увязать заработную плату работника с какими-либо показателями производственно-хозяйственной деятельности, сколько обеспечить (через систему тарифных ставок, расценок, доплат, надбавок, премий и др.) работнику начисление ее суммы (например, гарантируемые выплаты работникам в случае вынужденных простоев).

  Фонд оплаты труда предприятий складывается из индивидуальных заработных плат и определяется исходя из применяемых форм и систем оплаты. Предприятия сами решают, какой фонд оплаты труда они могут допустить, учитывая конъюнктуру рынка, ситуацию со стоимость рабочей силы на рынке труда, необходимость повышения конкурентоспособности продукции и ряд других факторов.

  Работнику важно не только то, какую заработную плату в денежном выражении он получит, но и какое количество товаров и услуг но сможет на нее приобрести. [9, c. 311]  
 
 
 
 
 
 
 

 

   4 Особенности функционирования  рынка труда в  Республике Беларусь 
 

   Состояние рынка труда Беларуси. Как известно, уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики.

   Наша  республика обладает значительным трудовым потенциалом, формирование которого предопределяется динамикой численности трудоспособных граждан. Рост их численности обусловил увеличение трудовых ресурсов: 6004,6 тыс. в 2000 году и 6241,4 тыс. человек в 2007 году. При этом в городах наблюдается устойчивая тенденция роста, в то время как село теряет свой трудоспособный потенциал вследствие миграционного оттока молодежи в города. Формирование трудового потенциала сейчас будет происходить в условиях сокращения трудоспособного населения в связи со вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90 - е годы прошлого века. По прогнозам, с 2009 г. численность трудоспособного населения станет сокращаться, что приведет к уменьшению численности трудовых ресурсов до 6120 – 6150 тыс. человек в 2010 г.

   Численность занятых в экономике до 2005 г. имела  устойчивую тенденцию к сокращению. Начиная с 2005 года эта численность начала расти. В 2008 году численность населения, занятого в экономике, составила 4520,7 тыс. человек при прогнозном показателе на 2008 г. 4460 - 4535 тыс. человек.

   На  рынке труда отмечается ряд позитивных процессов. Так, уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,1 % в 2003 году до 0,8 % в 2008 г. от численности экономически активного населения. Из 118 районов и 12 городов республики – в 85 уровень безработицы составил 1% и ниже, в двух районах (Ганцевичском и Поставском) уровень безработицы выше 2%.

   Значительно увеличился спрос на рабочую силу. В декабре 2008 г. спрос превышал предложение  в 1,4 раза, в то время как в 2003 году предложение превышало спрос  в 4,3 раза. Показатель напряженности  на рынке труда составил 0,7 безработных  в расчете на одну вакансию против 4 человек в 2003 г.

   Основным  инструментарием реализации государственной  политики содействия занятости населения  является ежегодно разрабатываемая  Государственная программа содействия занятости населения. Несколько  слов об итогах реализации Государственной программы содействия занятости населения на 2008 год.

   Задачи, определенные в сфере занятости  населения на 2008 год, выполнены всеми  областями и г. Минском.

   Осуществлен ряд активных мер на рынке труда:

создано 163 тыс. новых рабочих мест, в том числе с оказанием бюджетной ссуды – 3,5 тыс. рабочих мест; трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных; направлено на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела, причем, каждый второй безработный, получивший финансовую поддержку для организации предпринимательской детальности – женщина (решение проблемы женской безработицы); обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных; организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

   Реализовывался  комплекс мер, направленных на обеспечение  занятости населения в малых и средних городах, поселках и регионов с наиболее сложной ситуацией на рынке труда. На новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов по труду, занятости и социальной защите переселены, с их согласия, 346 семей безработных, или 113,4% к заданию. В 2007 году созданы общереспубликанский банк вакансий и банк вакансий в агропромышленном комплексе страны с указанием размера заработной платы и предоставляемого жилья.

   Программа занятости на 2009 год принималась в октябре 2008 года, т.е. в условиях усиливающегося влияния мирового финансового кризиса на экономику зарубежных стран и менее ощутимого влияния на экономику нашей республики.

   В январе т.г. в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 23,1 тыс. чел. (84,6% к январю 2008 г.), зарегистрировано безработными – 17,9 тыс. человек (78,9%). Таким образом, ситуация на рынке труда республики (по итогам февраля с.г.) не выходит за рамки штатной и не требует принятия срочных дополнительных мер. За февраль 2009 г. количество обращений составило 24,4 тыс. чел., что меньше показателя за февраль 2008 г. (25,6 тыс. чел.). Зарегистрировано в качестве безработных за февраль 2009 г. 19,3 тыс. чел. против 20,5 тыс. чел. за весь февраль 2008 г. В тоже время количество вакансий в феврале постоянно снижалось, в том числе за последнюю неделю февраля на 910 мест. Нанимателями заявлено о возможном высвобождении в первом квартале 3600 работников, или 59,2 процента по отношению к первому кварталу прошлого года (6082 чел.). И тем не менее, количество вакансий превышает количество зарегистрированных безработных (в г. Минске, например, в 4,5 раза, в республике в целом этот показатель равен 1,4).

   Отмечено  стремление нанимателей не увольнять  своих работников, а сохранять рабочие места.

   Вместе  с тем, в январе 2009 года численность  работников, работавших неполное рабочее  время, по сравнению с январем 2008 г. увеличилась в 1,7 раза. Численность  работников, которым были предоставлены  отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, в январе 2009 г. по официальным данным составила 59,3 тыс. чел., или в 1,3 раза больше, чем в декабре 2009 г. (по сравнению с январем 2008 г. показатель увеличился в 3,5 раза). Снижение этого показателя отмечено в машиностроении и металлообработке, в сельском хозяйстве, в торговле и общественном питании.

   В целях оперативного реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке  труда в текущем году, Министерство труда и соцзащиты организовало еженедельный мониторинг по работе службы занятости, т.е. сбор и анализ данных об обращениях граждан и регистрации безработных, их трудоустройству, наличии вакансий и т.д. В начале и середине каждого месяца формировалась оперативная информация о предполагаемом высвобождении работников.

   Анализ  оперативной информации показал, что в феврале 2009 г. потери рабочего времени (работа в режиме неполного рабочего времени, вынужденные отпуска по инициативе нанимателя) отмечались на 240 предприятиях и организациях с суммарной списочной численностью работников 145,5 тыс. человек. В региональном разрезе распределение предприятий, на которых отмечены потери рабочего времени, следующее: Брестская область – 44 предприятия, Витебская – 25, Гомельская – 43, Гродненская – 40, Минская – 34, Могилевская – 54. Доля работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, в общей списочной численности работников данных предприятий по областям колеблется от 14,4% в Минской области до 44,4% в Могилевской. Аналогично показатель численности работников, находящихся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя, варьируется от 1,9% в Гродненской области до 17,9% в Гомельской.

   Считается, что сегодня предоставление по инициативе нанимателей отпусков своим работникам, сокращение рабочего времени следует рассматривать как антикризисные меры, как гибкие формы занятости населения и инструмент регулирования безработицы, которые направлены на сохранение трудовых коллективов, проявление социальной ответственности к сотрудникам.

   Вместе  с тем, увеличение объемов неэффективного использования рабочего времени на производстве – это потенциальная база для роста безработицы и социальной напряженности в обществе. Поэтому ситуация с потерями рабочего времени в каждом регионе, на каждом предприятии, прежде всего на тех, которые оказывают значительное влияние на местный рынок труда, находится под постоянным контролем. Для решения этой задачи служит мониторинг рынка труда.

   В январе–июне 2009 года   в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве  обратилось 166,9 тыс. человек (98,9 процента к соответствующему периоду 2008 года), из них признаны безработными 106,7 тыс. человек (99,1 процента).

   Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 222,3 тыс. человек (95,9 процента от уровня 2008 года), в том числе 144,0 тыс. безработных (94,9 процента от уровня 2008 года).

   Справочно: в январе–июне 2009 г. в соответствии с заданиями Государственной  программы содействия занятости  населения на 2009 год:

на созданные  рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено 96,6  тыс. человек, из них 64,4 тыс. — безработных;

направлено  на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 12,2 тыс. безработных, на новое место жительства и работы переселено 268 семей безработных;

в оплачиваемых общественных работах приняли участие 43,8 тыс. человек, в

том числе 27,3 тыс. безработных.

   По  состоянию на 1.07.2009 на учете в  органах по труду, занятости и  социальной защите состояло 41,7 тыс. безработных (на 1.07.2008 — 42,7 тыс. чел.).

   Удельный  вес женщин в общей численности  безработных снизился с 60,6 процента на 1 января 2009 г. до 55,4 на 1 июля 2009 года.

   Количество  вакансий в сравнении с январем  текущего года снизилось и составило  на 1 июля 2009 г. 45,5 тыс. (66,2 процента к  уровню 2008 года).

   Уровень безработицы удерживается в социально  допустимых пределах — на 1 июня 2009 г. он составлял 0,9 процент к численности  экономически активного населения.

   Справочно: по состоянию на 01.06.2009  из 118 районов  и 12 городов областного уровень безработицы снизился по сравнению с началом года в 17 регионах республики, остался на прежнем уровне в 42 регионах, в 71 регионах повысился. В 67 регионах республики уровень безработицы ниже 1 процента, в 53 регионах уровень безработицы составил от 1,1 до 1,5 процента, в 7 регионах — от 1,6 до 2,0 процентов, в 3 районах — выше двух процентов (Ганцевичский — 2,1 %;  Поставский – 2,1 %; Речицкий — 2,1 :).

   В 118 регионах уровень безработицы  находится в рамках прогнозных показателей.

   По  данным Белстата численность занятых в экономике республики в январе–мае текущего года составила 4578,9 тыс. человек (при прогнозе на 2009 год в параметрах 4580–4650 тыс. человек).

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь