Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть понятие и сущность рынка труда, выявить особенности его функционирования и развития в государстве, рассмотреть состояние государственной политики в области занятости населения, проанализировать и сформулировать выводы.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации рынка труда и специфику его функционирования;
- охарактеризовать виды и типы занятости и безработицы;
- изучить основные модели рынка труда;
- показать формы и системы заработной платы и проследить ее изменение;
- раскрыть и проанализировать особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы организации рынка труда……………………………….6
1.1 Сущность, содержание и структура рынка труда ……………………………6
1.2 Занятость населения …………………………………………………………...8
1.3 Спрос и предложение, равновесие на рынке труда ………………………….9
1.4 Безработица и ее характеристика ……………………………………………11
2 Модели рынка труда ……………………………………………………………..14
3 Заработная плата, сущность, формы и системы ……………………………….16
4 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь ……..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
Примечание
– Источник:[3]
В январе-феврале 2011 г. на учет было поставлено 43,5 тыс. граждан,
обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 33,9 тыс. человек, или 77,9% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-феврале текущего года 27,6 тыс. человек, в том числе 21,7 тыс. безработных, или 78,6% от числа всех трудоустроенных.
Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице:
таблица 4 – Численность безработных по областям
Численность
безработных
на конец февраля 2011 г |
Февраль
2011 г.,
тыс. человек |
Уровень
безрабо- тицы на конец февраля 2011 г., % | ||||
тыс.
человек |
в % к | зарегистри-
ровано безработных |
трудо-
устроено безработных | |||
февралю
2010 г. |
январю
2011 г. | |||||
Республика Беларусь | 34,1 | 78,3 | 98,9 | 16,9 | 11,3 | 0,7 |
Области: | ||||||
Брестская | 5,6 | 80,5 | 97,1 | 2,5 | 1,8 | 0,9 |
Витебская | 5,5 | 77,3 | 98,7 | 2,9 | 1,9 | 0,9 |
Гомельская | 6,4 | 87,6 | 100,7 | 3,0 | 1,9 | 1,0 |
Гродненская | 4,3 | 68,2 | 97,9 | 2,2 | 1,5 | 0,8 |
г. Минск | 3,3 | 71,7 | 99,0 | 1,2 | 0,6 | 0,3 |
Минская | 4,7 | 80,1 | 98,2 | 2,6 | 1,9 | 0,7 |
Могилевская | 4,3 | 79,9 | 100,8 | 2,5 | 1,7 | 0,8 |
Примечание
– Источник:[3]
На оплачиваемые общественные работы в январе-феврале 2011 г. было
привлечено 10,3 тыс. человек, из них 8 тыс. безработных, или 77,2% от числа
привлеченных.
На конец февраля 2011 г. на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию условно приходилось 0,7 безработных (на конец февраля 2010 г. – 1,2 безработных). Из общего числа вакансий 75,6% предназначены для трудоустройства рабочих. [4]
Средний размер пособия на одного безработного в феврале 2011 г. составил 60,4 тыс. рублей, или 20,1% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе 2011 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2010 г. на 40,7 процента, и составила – 1409,6 тыс. руб. (рисунок 5).
В декабре 2010 г. её уровень у работников промышленности составил 1526,5 тыс. руб., строительства – 1610,7 тыс. руб., транспорта и связи – 1590,2 тыс.руб., связи – 1628,2 тыс. руб., сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях – 912,6 тыс. руб.
В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 58,3 процента и составила 1264,7 тыс. руб.
В
январе 2011 г. заработная плата врачей
составила 2122,2 тыс. руб., учителей – 1410,9
тыс. руб., профессорско-
Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе 2011 г. на 27,2 процента.
Межотраслевая
дифференциация в оплате труда работников
по видам экономической
Рисунок 5 Уровень номинальной среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций в январе 2011 г.
Примечание – Источник:[4]
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 1382 с 1 ноября 2010 г. тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, установлена в размере 118 тыс. руб., а корректирующие коэффициенты к рассчитанным по Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь тарифным ставкам (окладам) работников организаций, тарифицируемых 1-27 разрядами, в пределах 2,862-0,915.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 11 октября 2010 г. № 141 с 1 ноября 2010 г. установлены конкретные размеры корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетной сферы по каждому тарифному разряду.
Проводится работа по совершенствованию оплаты труда работников реального сектора экономики в части усиления её зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности и расширения прав нанимателей в стимулировании труда работников.
Численность населения Республики Беларусь на 1 марта 2011 года составила 9476,6 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года сократилась на 4,6 тыс. человек. Сокращение численности населения обусловлено превышением на 6347 человек числа умерших над числом родившихся при положительном миграционном приросте 1797 человек.
За январь-февраль 2011 года в республике родилось 16 627 детей, что на 238 детей меньше, чем за соответствующий период 2010 года, умерло – 22 974 человека, или на 529 человек меньше. Естественная убыль населения составила 6 347 человек.
За январь-февраль 2011 года по сравнению с январем-февралем 2010 года количество зарегистрированных браков увеличилось на 7,7%, количество разводов – на 6,4%. В январе-феврале 2011 года на 1 000 регистрируемых браков приходилось 566 разводов, в январе-феврале 2010 года – 573.
За
январь-февраль 2011 года в республику
прибыло 2 788 человек и выбыло 991, миграционный
прирост составил 1 797 человек. [3]
Государственное регулирование занятости. Представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы посредством нормативно-правовых, экономических и административных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. [2, c.452]
Основными
задачами государственной политики
в социально-трудовой сфере являются
повышение эффективности
Исходя из поставленных задач, определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:
создание
новых рабочих мест в наукоемких
и высокотехнологичных
стимулирование роста занятости в сфере услуг;
создание
условий мотивации к
повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
создание
системы социального
Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике.
Основная цель – не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.
Основные направления и приоритеты по реализации политики занятости:
– создание новых рабочих мест;
– профессиональная подготовка и переподготовка безработных;
– организация оплачиваемых общественных работ;
– обеспечение целевой поддержки и социальной защиты граждан, потерявших работу.
В
новой пятилетке процессы формирования
рынка труда и обеспечения
занятости населения будут
Результатом достижения поставленных задач станет создание более 120 тысяч рабочих мест, рост уровня занятости населения до 80% к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике, удержание регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня (1,5-2%).
В соответствии с проектом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг. планируется увеличить реальную заработную плату за 5 лет почти в два раза.
Основной
целью совершенствования
Пенсионное обеспечение будет строиться на основе сочетания распределительных и накопительных способов финансирования, развития многоуровневой системы страхования, сочетания обязательных и дополнительных страховых программ, персонифицированного учёта застрахованных.
Рост реальной средней пенсии по возрасту будет сопоставим с темпами роста реальной заработной платы.
Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Направлениями реализации будут являться:
повышение
эффективности занятости
постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;
укрепление
здоровья, увеличение рождаемости и
ожидаемой продолжительности
повышение
интеллектуального и
улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.
Важнейшими
задачами социальной политики являются
рост реального уровня всех видов
денежных доходов населения и
обеспечение эффективной
Политика государства в области доходов будет направлена на:
повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;
дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь