Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:42, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрыть понятие и сущность рынка труда, выявить особенности его функционирования и развития в государстве, рассмотреть состояние государственной политики в области занятости населения, проанализировать и сформулировать выводы.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации рынка труда и специфику его функционирования;
- охарактеризовать виды и типы занятости и безработицы;
- изучить основные модели рынка труда;
- показать формы и системы заработной платы и проследить ее изменение;
- раскрыть и проанализировать особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы организации рынка труда……………………………….6
1.1 Сущность, содержание и структура рынка труда ……………………………6
1.2 Занятость населения …………………………………………………………...8
1.3 Спрос и предложение, равновесие на рынке труда ………………………….9
1.4 Безработица и ее характеристика ……………………………………………11
2 Модели рынка труда ……………………………………………………………..14
3 Заработная плата, сущность, формы и системы ……………………………….16
4 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь ……..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (2).doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

   Примечание – Источник:[3] 
 

   В январе-феврале 2011 г. на учет было поставлено 43,5 тыс. граждан,

обратившихся  за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 33,9 тыс. человек, или 77,9% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-феврале текущего года 27,6 тыс. человек, в том числе 21,7 тыс. безработных, или 78,6% от числа всех трудоустроенных.

   Данные  о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице:

   таблица 4 – Численность безработных по областям

  Численность безработных

на  конец февраля 2011 г

Февраль 2011 г.,

тыс. человек

Уровень

безрабо-

тицы  на

конец

февраля

2011 г., %

тыс.

человек

в % к зарегистри-

ровано

безработных

трудо-

устроено

безработных

февралю

2010 г.

январю

2011 г.

Республика  Беларусь 34,1 78,3 98,9 16,9 11,3 0,7
Области:            
Брестская 5,6 80,5 97,1 2,5 1,8 0,9
Витебская 5,5 77,3 98,7 2,9 1,9 0,9
Гомельская 6,4 87,6 100,7 3,0 1,9 1,0
Гродненская 4,3 68,2 97,9 2,2 1,5 0,8
г. Минск 3,3 71,7 99,0 1,2 0,6 0,3
Минская 4,7 80,1 98,2 2,6 1,9 0,7
Могилевская 4,3 79,9 100,8 2,5 1,7 0,8

   Примечание – Источник:[3] 

   На  оплачиваемые общественные работы в  январе-феврале 2011 г. было

привлечено 10,3 тыс. человек, из них 8 тыс. безработных, или 77,2% от числа

привлеченных.

   На  конец февраля 2011 г. на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию условно приходилось 0,7 безработных (на конец февраля 2010 г. – 1,2 безработных). Из общего числа вакансий 75,6% предназначены для трудоустройства рабочих. [4]             

   Средний размер пособия на одного безработного в феврале 2011 г. составил 60,4 тыс. рублей, или 20,1% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

   Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе 2011 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2010 г. на 40,7 процента, и составила – 1409,6 тыс. руб. (рисунок 5).

   В декабре 2010 г. её уровень у работников промышленности составил 1526,5 тыс. руб., строительства – 1610,7 тыс. руб., транспорта и связи – 1590,2 тыс.руб., связи – 1628,2 тыс. руб., сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях – 912,6 тыс. руб.

   В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 58,3 процента и составила 1264,7 тыс. руб.

   В январе 2011 г. заработная плата врачей составила 2122,2 тыс. руб., учителей – 1410,9 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава – 2046,8 тыс. руб.

   Реальная  среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе 2011 г. на 27,2 процента.

   Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников по видам экономической деятельности за 1 месяц 2011 года составила 3,1 раза и  её снижение по сравнению с 2000 годом составило около 10 процентов.  

Рисунок 5 Уровень номинальной среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций в январе 2011 г.

                                                                                                                                                                                                                            

            

 

         Примечание – Источник:[4] 
 

   В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 1382 с 1 ноября 2010 г. тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, установлена в размере 118 тыс. руб., а корректирующие коэффициенты к рассчитанным по Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь тарифным ставкам (окладам) работников организаций, тарифицируемых 1-27 разрядами, в пределах 2,862-0,915.

   Постановлением  Министерства труда и социальной защиты от 11 октября 2010 г. № 141 с 1 ноября 2010 г. установлены конкретные размеры корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетной сферы по каждому тарифному разряду.

   Проводится  работа по совершенствованию оплаты труда работников реального сектора экономики в части усиления её зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности и расширения прав нанимателей в стимулировании труда работников.

   Численность населения  Республики Беларусь на 1 марта 2011 года составила 9476,6 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года сократилась на 4,6 тыс. человек. Сокращение численности населения обусловлено превышением на 6347 человек числа умерших над числом родившихся при положительном миграционном приросте 1797 человек.

   За  январь-февраль 2011 года в республике родилось 16 627 детей, что на 238 детей  меньше, чем за соответствующий период 2010 года, умерло – 22 974 человека, или  на 529 человек меньше. Естественная убыль населения составила 6 347 человек.

   За  январь-февраль 2011 года по сравнению  с январем-февралем 2010 года количество зарегистрированных браков увеличилось  на 7,7%, количество разводов – на 6,4%. В январе-феврале 2011 года на 1 000 регистрируемых браков приходилось 566 разводов, в январе-феврале 2010 года – 573.

   За  январь-февраль 2011 года в республику прибыло 2 788 человек и выбыло 991, миграционный прирост составил 1 797 человек. [3] 

   Государственное регулирование занятости. Представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы посредством нормативно-правовых, экономических и административных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. [2, c.452]

   Основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования  трудовых ресурсов и конкурентоспособности  рабочей силы на рынке труда.

   Исходя  из поставленных задач, определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:

создание  новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах  и сфере услуг;

стимулирование  роста занятости в сфере услуг;

создание  условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования  системы переподготовки кадров;

формирование  кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

создание  системы социального страхования  населения от безработицы.

   Результатами  достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения  до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике.

   Основная  цель – не просто обеспечить граждан  Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально  эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

   Основные  направления  и  приоритеты по реализации политики занятости:

– создание новых рабочих мест;

– профессиональная подготовка и переподготовка безработных;

– организация оплачиваемых общественных работ;

– обеспечение  целевой поддержки и социальной защиты граждан, потерявших работу.

   В новой пятилетке процессы формирования рынка труда и обеспечения  занятости населения будут происходить  в условиях ожидаемого дальнейшего уменьшения численности трудовых ресурсов и занятого в экономике населения.

   Результатом достижения поставленных задач станет создание более 120 тысяч рабочих  мест, рост уровня занятости населения  до 80% к трудовым ресурсам, повышение  доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике, удержание регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня (1,5-2%).

   В соответствии с проектом Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг. планируется увеличить реальную заработную плату за 5 лет почти в два раза.

   Основной  целью совершенствования пенсионной системы является последовательное повышение уровня жизни граждан  пенсионного возраста, а также  нетрудоспособных.

   Пенсионное  обеспечение будет строиться на основе сочетания распределительных и накопительных способов финансирования, развития многоуровневой системы страхования, сочетания обязательных и дополнительных страховых программ, персонифицированного учёта застрахованных.

   Рост реальной средней пенсии по возрасту будет сопоставим с темпами роста реальной заработной платы.

   Основной  целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни  населения и создание условий  для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

   Направлениями реализации будут являться:

повышение эффективности занятости населения  на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;

постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским  государствам;

укрепление  здоровья, увеличение рождаемости и  ожидаемой продолжительности жизни  населения;

повышение интеллектуального и культурного  потенциала нации; 

     улучшение качества и обеспечение доступности  социальных услуг независимо от места  жительства.

   Важнейшими  задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов  денежных доходов населения и  обеспечение эффективной поддержки  социально уязвимых категорий граждан.

   Политика  государства в области доходов  будет направлена на:

повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе  реальной заработной платы как основного  источника их формирования и важного  стимула активизации трудовой деятельности;

дальнейшее  развитие и оптимизацию государственной  системы адресной социальной помощи.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь