Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:49, шпаргалка
· 1. Предмет социологии труда
· 2. Предмет экономики труда
· 3. Связь социологии труда с науками о труде
· 4. Сущность и роль труда в обществе
· 5. Виды труда и их характеристика
· 6. Сущность организации труда
· 7. Организация и обслуживание рабочих мест
· 8. Понятие условий труда, их оценка
· 9. Сущность нормирование труда
· 10. Дисциплина и стимулирование труда
· 11. Сущность производительности труда
· 12. Факторы и условия изменения производительности труда
· 13. Интенсивность и производительность труда
· 14. Резервы повышения производительности труда
· 15. Показатели и методы производительности труда
· 16. Сущность заработной платы и ее формирование
· 17. Функции и принципы организации оплаты труда
· 18. Сущность и элементы тарифной системы оплаты труда
· 19. Повременные системы оплаты труда
· 20. Сдельные системы оплаты труда
· 21. Система премирования работников
· 22. Доплаты и надбавки к заработной плате
· 23. Рынка труда и его сущность
· 24. Основные компоненты рынка труда
· 25. Конъюнктура рынка труда
· 26. Виды рынка труда
· 27. Сегменты рынка труда
· 28. Модели рынка труда
· 29. Государственное регулирование спроса и предложение на труд
· 30. Государственная политика на рынке труда
· 31. Сущность и направления деятельности профсоюзов на рынке труда
· 32. Модели поведения профсоюзов на рынке труда
· 33. Социально-экономическая сущность занятости населения
· 34. Виды занятости
· 35. Безработица: сущность, причины
· 36. Виды безработицы
· 37. Государственная политика занятости
· 38. Трудовая мобильность: понятие, факторы
· 39. Территориальная и межфирменная мобильность
· 40. Миграция населения
· 41. Состав и структура доходов
· 42. Принципы формирования доходов населения
· 43. Номинальные и реальные доходы
· 44. Дифференциация доходов населения
· 45. Понятие бедности
· 46. Прожиточный минимум
· 47. Понятие и элементы качества жизни
· 48. Уровень жизни: сущность и факторы
· 49. Работоспособность, трудоспособность и дееспособность работника
· 50. Основные социальные характеристики труда
· 51. Человеческий капитал
· 52. Трудовой потенциал
· 53. Состав персонала предприятия
· 54. Система профессионального отбора
· 55. Движение кадров на предприятии
· 56. Трудовая организация и трудовой коллектив
· 57. Понятие и элементы трудовой среды
· 58. Социальная структура трудовой организации
· 59. Социальная организация и ее структура
· 60. Сплоченность трудового коллектива
· 61. Понятие трудовой деятельности
· 62. Понятие трудового поведения
· 63. Структура трудового поведения
· 64. Виды трудового поведения
· 65. Социальный контроль в сфере труда
· 66. Теории мотивации
· 67. Потребности и интересы в контексте трудового поведения
· 68. Ценности и ценностные ориентации
· 69. Структура мотивов трудового поведения
· 70. Понятие «отношение к труду»
· 71. Типология отношения к труду
· 72. Социальная сущность удовлетворенности трудом
· 73. Понятие и стадии трудовой адаптации
· 74. Факторы трудовой адаптации
· 75. Профориентация и профессиональное развитие работников на предприятии
· 76. Сущность социально-трудового конфликта
· 77. Причины социально-трудовых конфликтов
· 78. Функции и последствия трудовых конфликтов
· 79. Разрешение социально-трудовых конфликтов
· 80. Методы, типы и формы разрешения социально-трудовых конфликтов
· 81. Социальная политика
· 82. Понятие социальной защиты
· 83. Минимальные социальные стандарты и нормативы
· 84. Социальные трансферты и пособия
· 85. Социальное страхование
· 86. Управление трудом в организации
· 87. Уровни, формы и методы управления трудом
· 88. Управление персоналом в организации
· 89. Сущность социального партнерства
· 90. Сущность и структура социально-трудовых отношений
· 91. Субъекты и уровни социально-трудовых отношений
· 92. Социологические исследования в сфере труда
Трудовая
адаптация представляет собой единство
профессиональной, социально-психологической,
психофизиологической, общественно-организационной,
экономической и культурно-
Профессиональная
адаптация характеризуется
Социально-психологическая
адаптация заключается в
В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий (физические и психические нагрузки, удобство рабочего места и др.), оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда.
Общественно-организационная адаптация представляет собой освоение новыми работниками организационной структуры предприятия, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и др.
Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.
Культурно-бытовая адаптация – это участие новых работников в традиционных для данного предприятия мероприятиях вне рабочего времени.
В процессе адаптации работник проходит следующие стадии:
1) стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения;
2) стадия приспособления, когда работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки;
3) стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой;
4) идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации.
Неумение адаптироваться в трудовой организации приводит к ее дезорганизации.
74. Факторы трудовой адаптации
Трудовая адаптация – двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой. На трудовую адаптацию нового работника оказывает влияние множество факторов, определяющих сроки, темпы и результаты этого процесса. Среди факторов трудовой адаптации выделяются две группы: субъективные и объективные факторы.
Объективные факторы, это факторы, связанные с трудовым процессом, они в наименьшей степени зависят от нового работника. Сюда включаются: уровень организации труда, автоматизация и механизация производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, местоположение предприятия, отраслевая специфика и др.
Субъективные факторы являются личностными факторами, и определяются особенностями конкретного человека. К субъективным факторам относятся:
1) социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и др.);
2) социально-психологические характеристики работника (уровень притязаний, готовность трудиться самоконтроль, коммуникабельность, чувство ответственности и др.);
3) социологические характеристики (степень профессионального интереса, степень материальной и моральной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на накопление собственного человеческого капитала и др.).
Успешность трудовой адаптации на российских предприятиях зависит от целого ряда конкретных условий:
1) качественного уровня работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
2) объективности деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
3) отработанности организационного механизма управления процессом адаптации;
4) престижа и привлекательности профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
5) особенностей организации труда, реализующие мотивационные установки работника;
6) наличия отработанной системы внедрения новшеств и инициатив работников;
7) гибкости и непрерывности системы обучения персонала, его переквалификации действующей внутри организации;
8) особенностей социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
9) личностных свойств адаптируемого работника, связанных с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т. п.
Поэтому принципиальные цели трудовой адаптации можно свести к следующему:
1) уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
2) снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
3) сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ощущают себя ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
4) экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
5) развитие позитивного отношения к труду, удовлетворенности трудом новичка.
На отечественных предприятиях часто наблюдается неотработанность механизма управления процессом трудовой адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем:
1) структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управления организацией;
2) организации технологии процесса трудовой адаптации;
3) организации информационного обеспечения процесса трудовой адаптации.
Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется в его поведении, в показателях трудовой деятельности: эффективности труда, усвоении социальной информации и ее практической реализации, росте всех видов активности, удовлетворенности трудом.
75. Профориентация и профессиональное развитие работников на предприятии
Профориентация –
очень объемное понятие, например, можно
сказать, что современное западное общество
по сути своей профориентационно, так
как с самого рождения ориентирует ребенка
на «жизненный успех», на «успешную карьеру». Профориентация предп
Профессиональное развитие работников предприятия представляет собой систему взаимосвязанных действий, элементами которой являются выработка стратегии, прогнозирование и планирование потребности в кадрах той или иной квалификации, управление карьерой и профессиональным ростом; организация процесса адаптации, обучения, тренинга, формирования организационной культуры.
Целью
развития работников является повышение
их трудового потенциала. Почти каждый
человек обладает значительным потенциалом
личного и профессионального
роста, и по мере удорожания человеческих
ресурсов становится все более важным
задействовать этот потенциал. Посредством
целенаправленного поощрения
Развитие работников для каждой организации является существенным элементом производственных инвестиций на будущее. Приоритетность инвестиций в развитие работников связано с необходимостью:
1) повышения деловой и трудовой активности каждого работника для выживания организации;
2) сохранение конкурентоспособности организации, так как обучение работе с новой техникой невозможно без значительных инвестиций;
3) обеспечение роста производительности труда на основе создания благоприятных условий труда и современной техники и технологии.
Систему
профессионального развития работников
следует рассматривать
1) политика занятости на предприятии: наем работников с учетом их квалификационного потенциала, предложение трудовых отношений, рассчитанных на долгосрочную занятость с целью долговременного использования приобретенных квалификаций;
2) руководство персоналом: привлечение работников к выявлению и разрешению возникающих проблем в соответствующей организационной сфере, регулярные развивающие беседы с сотрудниками, в результате которых достигается обратная связь и учитывается прогресс в обучении;
3) организация работ: широкое распределение видов деятельности, которое дает шанс к повышению квалификации, регулярная смена заданий с целью приобретения более широкого спектра навыков;
4) обучение персонала: формальные мероприятия по обучению и повышению квалификации на различных ступенях карьеры, как в рамках предприятия, так и за его пределами.
Система профессионального развития работников включает совокупность элементов, которые воздействую на объект развития, изменяют его способности, делая их адекватными потребностям организации, В организации может и не быть специальной системы развития персонала, тогда она может поручать работу по профессиональной ориентации, профессиональному отбору и профессиональному обучению другим организациям.
76. Сущность социально-трудового конфликта
Самым
общим образом конфликт можно
определить как предельный случай обострения
противоречия. Конфликт возникает и
протекает в сфере
Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанного с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.
Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.
Межгрупповой конфликт происходит вследствие столкновения интересов различных групп.
Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.
Для того чтобы понять сущность конфликта и эффективно разрешить его, необходимо обратиться к одной из формул конфликта:
Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт,
где конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта; инцидент – это стечение обстоятельств (искры), которые являются поводом для конфликта; конфликт — это открытое противостояние, являющееся следствием взаимоисключающих интересов и позиций.
Информация о работе Шпаргалка по "Экономике и социология труда"