Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:49, шпаргалка
· 1. Предмет социологии труда
· 2. Предмет экономики труда
· 3. Связь социологии труда с науками о труде
· 4. Сущность и роль труда в обществе
· 5. Виды труда и их характеристика
· 6. Сущность организации труда
· 7. Организация и обслуживание рабочих мест
· 8. Понятие условий труда, их оценка
· 9. Сущность нормирование труда
· 10. Дисциплина и стимулирование труда
· 11. Сущность производительности труда
· 12. Факторы и условия изменения производительности труда
· 13. Интенсивность и производительность труда
· 14. Резервы повышения производительности труда
· 15. Показатели и методы производительности труда
· 16. Сущность заработной платы и ее формирование
· 17. Функции и принципы организации оплаты труда
· 18. Сущность и элементы тарифной системы оплаты труда
· 19. Повременные системы оплаты труда
· 20. Сдельные системы оплаты труда
· 21. Система премирования работников
· 22. Доплаты и надбавки к заработной плате
· 23. Рынка труда и его сущность
· 24. Основные компоненты рынка труда
· 25. Конъюнктура рынка труда
· 26. Виды рынка труда
· 27. Сегменты рынка труда
· 28. Модели рынка труда
· 29. Государственное регулирование спроса и предложение на труд
· 30. Государственная политика на рынке труда
· 31. Сущность и направления деятельности профсоюзов на рынке труда
· 32. Модели поведения профсоюзов на рынке труда
· 33. Социально-экономическая сущность занятости населения
· 34. Виды занятости
· 35. Безработица: сущность, причины
· 36. Виды безработицы
· 37. Государственная политика занятости
· 38. Трудовая мобильность: понятие, факторы
· 39. Территориальная и межфирменная мобильность
· 40. Миграция населения
· 41. Состав и структура доходов
· 42. Принципы формирования доходов населения
· 43. Номинальные и реальные доходы
· 44. Дифференциация доходов населения
· 45. Понятие бедности
· 46. Прожиточный минимум
· 47. Понятие и элементы качества жизни
· 48. Уровень жизни: сущность и факторы
· 49. Работоспособность, трудоспособность и дееспособность работника
· 50. Основные социальные характеристики труда
· 51. Человеческий капитал
· 52. Трудовой потенциал
· 53. Состав персонала предприятия
· 54. Система профессионального отбора
· 55. Движение кадров на предприятии
· 56. Трудовая организация и трудовой коллектив
· 57. Понятие и элементы трудовой среды
· 58. Социальная структура трудовой организации
· 59. Социальная организация и ее структура
· 60. Сплоченность трудового коллектива
· 61. Понятие трудовой деятельности
· 62. Понятие трудового поведения
· 63. Структура трудового поведения
· 64. Виды трудового поведения
· 65. Социальный контроль в сфере труда
· 66. Теории мотивации
· 67. Потребности и интересы в контексте трудового поведения
· 68. Ценности и ценностные ориентации
· 69. Структура мотивов трудового поведения
· 70. Понятие «отношение к труду»
· 71. Типология отношения к труду
· 72. Социальная сущность удовлетворенности трудом
· 73. Понятие и стадии трудовой адаптации
· 74. Факторы трудовой адаптации
· 75. Профориентация и профессиональное развитие работников на предприятии
· 76. Сущность социально-трудового конфликта
· 77. Причины социально-трудовых конфликтов
· 78. Функции и последствия трудовых конфликтов
· 79. Разрешение социально-трудовых конфликтов
· 80. Методы, типы и формы разрешения социально-трудовых конфликтов
· 81. Социальная политика
· 82. Понятие социальной защиты
· 83. Минимальные социальные стандарты и нормативы
· 84. Социальные трансферты и пособия
· 85. Социальное страхование
· 86. Управление трудом в организации
· 87. Уровни, формы и методы управления трудом
· 88. Управление персоналом в организации
· 89. Сущность социального партнерства
· 90. Сущность и структура социально-трудовых отношений
· 91. Субъекты и уровни социально-трудовых отношений
· 92. Социологические исследования в сфере труда
70. Понятие «отношение к труду»
Результаты трудовой деятельности человека зависят не только от уровня развития его профессиональных качеств, физических возможностей человека и степени обеспеченности рабочего места средствами производства, но и от того, как человек относится к своему труду.
Отношение
к труду может быть положительным,
отрицательным и
Отношение
к труду характеризует
Отношение к труду является сложным социальным явлением, складывающимся в результате взаимодействия следующих элементов: мотивов и ориентаций трудового поведения (составляющие мотивационное ядро работника); реального или фактического трудового поведения и оценки работником трудовой ситуации (вербальное поведение).
Трудовое поведение работника характеризуется его социальной активностью, которая представляет собой меру социальной преобразующей деятельности работников, основанной на внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Социальная активность реализуется в социальной деятельности и соответствует трем формам ее проявления: трудовой, общественно-политической и познавательно-творческой.
Трудовая активность является зеркалом, отражающим отношение человека к труду. Трудовая активность – это основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности, в дисциплинированности и инициативности.
Общественно-политическая активность выражается в расширении участия человека в общественно-политической деятельности, в управлении делами предприятия. Это участие в работе общественных организаций в обсуждении различных вопросов, в голосовании и т. п.
Познавательно-творческая активность проявляется в повышении образовательного и квалификационного уровня работника, в формировании личности с активной жизненной позицией.
При
изучении механизма формирования и
управления отношением человека к труду,
необходимо учитывать факторы, формирующие
отношение к труду. Эти факторы
имеют разнонаправленное
Удовлетворенность результатом труда – это степень, с которой хорошо выполненная работа и полученный результат приводят к получению работником удовлетворения и сопровождаются положительными эмоциями. Получаемые высокие результаты труда являются источником внутренней мотивации и приводят работника к удовлетворению от труда. Поэтому мотивация является определяющей в формировании отношения к труду, и формирует определенное трудовое поведение. Удовлетворенность результатом свидетельствует о том, что работник влияет на содержание труда, то есть вносит необходимые изменения для получения желаемого результата. Работник воспринимает полученные результаты и признает их как свой успех, получая внутреннее удовлетворение и повышая самооценку, что способствует развитию самоуважения и уверенности работника в своих силах.
71. Типология отношения к труду
Типология отношения к труду определяется факторами, его формирующими. Все факторы формирования отношения к труду можно разделить на: объективные и субъективные. Объективные факторы, условия и обстоятельства образуют независимые от субъекта труда (наемного работника) предпосылки его деятельности, связанные с особенностями производственной и непроизводственной среды. Субъективные факторы связаны с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными способностями.
Объективные характеристики труда являются внешними по отношению к работнику, но, тем не менее, воздействуют на работника и оцениваются им. В результате у человека складывается определенная внутренняя позиция по отношению к труду как к типу деятельности. Так как объективные факторы являются внешними по отношению к человеку, то они являются стимулами трудовой деятельности. Напротив, субъективные факторы – мотивами, внутренними побудительными силами конкретной личности.
Объективные
факторы бывают общими и специфическими.
К общим факторам относятся социально-
Большое
влияние на формирование отношения
человека к труду оказывают субъективные
факторы: предшествующий опыт, общая
и профессиональная культура, психологические,
демографические и социально
обусловленные особенности
Все
факторы (объективные и субъективные)
связаны между собой, находятся
в тесной взаимосвязи и
1) супернормативный тип – это исключительно активные и добросовестные работники, выполняющие и перевыполняющие производственные задания, инициативные, участвующие в управлении свое трудовой организацией;
2) нормативный тип – это достаточно добросовестные работники, ориентированные на выполнение предъявляемых требований и норм;
3) субнормативный тип – это недостаточно добросовестные работники, пытающиеся схитрить, словчить, но так, чтобы другие ничего не замечали; это работники, которым свойственна псевдоактивность в трудовом поведении;
4) ненормативный тип – эту группу составляют недобросовестные работники.
Такая типология достаточно условна, но изучение и анализ групп работников, различающихся отношением к труду, позволяет преодолеть их апатию, равнодушие к труду, и развить интерес и творческий подход к трудовой деятельности.
72. Социальная сущность удовлетворенности трудом
Удовлетворенность трудом – это состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих требований. Удовлетворенность трудом – это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, различным ее аспектам, важнейший показатель адаптации работника на данном предприятии, в данной трудовой организации. В социологии труда различают общую и частичную удовлетворенность трудом. Общая удовлетворенность трудом характеризует удовлетворенность трудом в целом, а частичная – различными его аспектами и элементами производственной ситуации.
Конкретными значениями удовлетворенности трудом являются:
1) социальная удовлетворенность трудом как показатель качества жизни человека, качества его трудовой жизни, социальных групп и населения в целом;
2) функционально-
3) управленческие параметры удовлетворенности трудом и состояния социально-трудовых отношений вообще. Так, работодатель считает нерациональным затраты на гуманизацию труда (модернизацию производства, создание благоприятных условий труда), и осуществляет их под давлением профсоюзов или работников предприятия;
4) удовлетворительные, с точки зрения работника, характер и условия труда – это важнейший фактор авторитета руководителя;
5) удовлетворенность (неудовлетворенность) трудом часто является индикатором текучести кадров и необходимости соответствующих действий по ее предотвращению;
6) в зависимости от удовлетворенности трудом повышаются или понижаются требования и притязания работников (в отношении вознаграждения за труд);
7) удовлетворенность трудом является критерием объяснения поступков и действий отдельных работников и их социальных групп.
Существует
несколько принципов
1) общая удовлетворенность возникает в результате значительного перевеса положительных или отрицательных факторов друг над другом;
2) один из положительных или отрицательных факторов оказывается настолько значительным, сто определяет общую удовлетворенность трудом;
3) возникает относительное равновесие между положительными и отрицательными факторами, и общая неудовлетворенность оказывается неопределенной.
Удовлетворенность трудом зависти от множества факторов, которые формируют оценочное отношение работников к их труду и существенно влияют на эту оценку. Среди факторов, формирующих удовлетворенность трудом, можно выделить следующие:
1) объективные характеристики трудовой деятельности (условия и содержание труда);
2) субъективные особенности восприятия и переживания (притязания и критичность работника, его самодисциплина);
3) квалификация и образование работника, стаж и опыт его трудовой деятельности;
4) этапы трудового цикла (в процессе достижения конкретного результата труда могут быть выделены начальный, средний и конечный этапы, которые задаются критерием готовности продукции и др.);
1) степень информированности о ходе и результатах трудовой деятельности;
2) особенная моральная и материальная мотивация труда;
3) административный режим в организации, стиль управления;
4) поддержание положительной оценки и самооценки;
5) уровень ожидания (степень соответствия ожидания реальности);
6) официальное или публичное внимание к проблемам труда;
7) общественное мнение (одобрение или неодобрение).
73. Понятие и стадии трудовой адаптации
Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором и человек и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Трудовая адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости человека в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда. Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации т. п. От человека, занимающего каждую из этих позиций, ожидается соответствующее ей трудовое поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации, к условиям труда и его мотивации.
Трудовая адаптация может быть первичной и вторичной. Первичная трудовая адаптация имеет место при первоначальном вхождении работника в новую производственную среду. Вторичная трудовая адаптация происходит при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существенных изменениях производственной среды.
Информация о работе Шпаргалка по "Экономике и социология труда"