Шпаргалка по "Экономике и социология труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:49, шпаргалка

Описание

· 1. Предмет социологии труда

· 2. Предмет экономики труда

· 3. Связь социологии труда с науками о труде

· 4. Сущность и роль труда в обществе

· 5. Виды труда и их характеристика

· 6. Сущность организации труда

· 7. Организация и обслуживание рабочих мест

· 8. Понятие условий труда, их оценка

· 9. Сущность нормирование труда

· 10. Дисциплина и стимулирование труда

· 11. Сущность производительности труда

· 12. Факторы и условия изменения производительности труда

· 13. Интенсивность и производительность труда

· 14. Резервы повышения производительности труда

· 15. Показатели и методы производительности труда

· 16. Сущность заработной платы и ее формирование

· 17. Функции и принципы организации оплаты труда

· 18. Сущность и элементы тарифной системы оплаты труда

· 19. Повременные системы оплаты труда

· 20. Сдельные системы оплаты труда

· 21. Система премирования работников

· 22. Доплаты и надбавки к заработной плате

· 23. Рынка труда и его сущность

· 24. Основные компоненты рынка труда

· 25. Конъюнктура рынка труда

· 26. Виды рынка труда

· 27. Сегменты рынка труда

· 28. Модели рынка труда

· 29. Государственное регулирование спроса и предложение на труд

· 30. Государственная политика на рынке труда

· 31. Сущность и направления деятельности профсоюзов на рынке труда

· 32. Модели поведения профсоюзов на рынке труда

· 33. Социально-экономическая сущность занятости населения

· 34. Виды занятости

· 35. Безработица: сущность, причины

· 36. Виды безработицы

· 37. Государственная политика занятости

· 38. Трудовая мобильность: понятие, факторы

· 39. Территориальная и межфирменная мобильность

· 40. Миграция населения

· 41. Состав и структура доходов

· 42. Принципы формирования доходов населения

· 43. Номинальные и реальные доходы

· 44. Дифференциация доходов населения

· 45. Понятие бедности

· 46. Прожиточный минимум

· 47. Понятие и элементы качества жизни

· 48. Уровень жизни: сущность и факторы

· 49. Работоспособность, трудоспособность и дееспособность работника

· 50. Основные социальные характеристики труда

· 51. Человеческий капитал

· 52. Трудовой потенциал

· 53. Состав персонала предприятия

· 54. Система профессионального отбора

· 55. Движение кадров на предприятии

· 56. Трудовая организация и трудовой коллектив

· 57. Понятие и элементы трудовой среды

· 58. Социальная структура трудовой организации

· 59. Социальная организация и ее структура

· 60. Сплоченность трудового коллектива

· 61. Понятие трудовой деятельности

· 62. Понятие трудового поведения

· 63. Структура трудового поведения

· 64. Виды трудового поведения

· 65. Социальный контроль в сфере труда

· 66. Теории мотивации

· 67. Потребности и интересы в контексте трудового поведения

· 68. Ценности и ценностные ориентации

· 69. Структура мотивов трудового поведения

· 70. Понятие «отношение к труду»

· 71. Типология отношения к труду

· 72. Социальная сущность удовлетворенности трудом

· 73. Понятие и стадии трудовой адаптации

· 74. Факторы трудовой адаптации

· 75. Профориентация и профессиональное развитие работников на предприятии

· 76. Сущность социально-трудового конфликта

· 77. Причины социально-трудовых конфликтов

· 78. Функции и последствия трудовых конфликтов

· 79. Разрешение социально-трудовых конфликтов

· 80. Методы, типы и формы разрешения социально-трудовых конфликтов

· 81. Социальная политика

· 82. Понятие социальной защиты

· 83. Минимальные социальные стандарты и нормативы

· 84. Социальные трансферты и пособия

· 85. Социальное страхование

· 86. Управление трудом в организации

· 87. Уровни, формы и методы управления трудом

· 88. Управление персоналом в организации

· 89. Сущность социального партнерства

· 90. Сущность и структура социально-трудовых отношений

· 91. Субъекты и уровни социально-трудовых отношений

· 92. Социологические исследования в сфере труда

Работа состоит из  1 файл

Экономика и социология труда.docx

— 306.63 Кб (Скачать документ)

83. Минимальные социальные стандарты и нормативы

  Под государственными минимальными стандартами принято понимать установленные законами российской Федерации или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели.

  При формировании бюджетов различных уровней  применяются социальные нормы и  нормативы по широкому кругу показателей. Значительная их часть, закрепленная законами или иными правовыми актами, определяет минимальные государственные гарантии в сфере труда, его оплаты, занятости  и социального обеспечения. Эти  нормативы пересматриваются в зависимости  от темпов инфляции и имеющихся финансовых возможностей.

  Одним из основных социальных стандартов является прожиточный минимум. Прожиточный  минимум – это показатель объема и структуры потребления важнейших  материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия  для поддержания активного физического  состояния взрослых, социального  и физического развития детей  и подростков. В структуре прожиточного минимума отражены расходы на питание; расходы на непродовольственные товары; расходы на услуги; налоги; другие обязательные платежи. Теоретически прожиточный минимум должен быть равен минимальному размеру оплаты труда. В России на базе прожиточного минимума рассчитывается потребительская корзина в целом по стране и субъектам федерации.

  Прожиточный минимум как инструмент социальной политики используется в качестве базы для адресной социальной политики; в качестве целевых ориентиров при  регулировании доходов и потребления  малообеспеченных групп населения; для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой помощи малообеспеченным слоям населения; для обоснования размеров минимальной  заработной платы и трудовой пенсии по старости.

  В качестве минимально допустимого норматива  обеспеченности жильем принята жилищно-санитарная норма 9 м2на человека, которая, как показали следования, обеспечивает нормальное течение физиологических функций человека.

  В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания населения  используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками  и амбулаторными учреждениями.

  В области образования Конституция  РФ гарантирует общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях. При этом установлена  обязательность основного общего образования.

  В области охраны труда и окружающей среды в качестве минимальных  государственных стандартов принимаются  установленные законодательством  показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) содержания химических и других отрицательно влияющих на работо– и трудоспособность граждан веществ в воздухе, воде и на рабочих местах производственных предприятий.

  В области занятости минимальных  стандартов к сожалению еще не существует, хотя наукой разработаны  показатели предельно допустимого  уровня безработицы по регионам страны (они не получили законодательного статуса).

  К сожалению, сегодня минимальная  заработная плата все еще не соответствует  величине прожиточного минимума.

84. Социальные трансферты и пособия

  Под социальными трансфертами принято понимать передачу населению государственными или негосударственными организациями (профессиональными, благотворительными, религиозными и др.) ресурсов в денежной и натуральной форме преимущественно на безвозмездной основе.

  К социальным трансфертам относятся  пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты  по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов  граждан. В натуральной форме  они складываются из товаров и  услуг, предоставляемых конкретным семьям (домашним хозяйствам).

  Основными целями и задачами предоставления социальных трансфертов являются:

  1) обеспечение населения социально значимыми вспомоществованиями и услугами;

  2) сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества, по объективным причинам не вовлеченных в трудовой процесс;

  3) смягчение негативных внешних факторов периода адаптации человека к рыночным условиям (рост безработицы, бедности и нищеты и др.);

  4) обеспечение необходимых количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.

  Социальные  трансферты осуществляются в разных видах и формах. Среди них: социальная помощь (вспомоществование); государственные  социальные гарантии, в том числе  социальные льготы отдельным категориям населения; социальное страхование (государственное, обязательное и добровольное).

  Социальная  помощь это предоставление государством и некоммерческими организациями  благ и услуг социально уязвимым группам граждан (населения) на основе проверки их нуждаемости (материальная помощь, благотворительность других организаций).

  Система социальных гарантий предполагает предоставление социально значимых благ и услуг  всем гражданам без учета их трудового  вклада и проверки нуждаемости.

  Трансферты, осуществляемые через систему социального  страхования, призваны защищать население  от различных социальных рисков, ведущих  к потере трудоспособности, а, следовательно, и дохода. Среди них: болезнь, производственная травма, профессиональное заболевание, несчастный случай, материнство и детство, потеря работы, старость, потеря кормильца.

  Наиболее  широко применяемыми в России формами  социальных трансфертов являются: пособия, пенсии и стипендии. Пособия представляют собой регулярные или разовые  денежные выплаты гражданам в  предусмотренных законодательством  случаях частичной или полной нетрудоспособности, тяжелого материального  положения, поддержки смей с детьми, а также в случае смерти родственников. Пособие по безработице – это  денежная помощь, предоставляемая безвозмездно при наличии трудового стажа, уплате соответствующих взносов, регулярной регистрации на бирже труда в  течение определенного срока.

  Стипендии это регулярные денежные выплаты  студентам высших, средних специальных  и профессионально-технических учебных  заведений, обучающихся с отрывом  от производства.

  Пенсия  это гарантированная законом  денежная выплата ля обеспечения  граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи  с достижением установленного стажа  работы в определенных сферах трудовой деятельности.

  Основной  проблемой является своевременная  и адекватная рыночным изменениям индексация социальных трансфертов, обеспечивающая нормальный жизненный уровень.

  Кроме перечисленных трансфертов, к ним  могут быть отнесены и иные расходы  государства, например субсидирование предприятий и организаций, производящих продукцию и оказывающих услуги населению (субсидии жилищно-коммунальному  хозяйству и общественному транспорту, предприятиям, использующим труд инвалидов).

85. Социальное страхование

  Социальное  страхование представляет собой форму социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Социальное страхование входит в систему социальной защиты населения, поэтому необходимо правовое признание затрат по социальному страхованию работников общественно необходимыми для воспроизводства рабочей силы.

  Социальное  страхование направлено на решение  двух основных задач: обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий  по охране труда и обеспечению  безопасности его условий; и реализацию мер, гарантирующих материальное обеспечение  лиц, утративших трудоспособность или  не имевших ее.

  В качестве современных форм социального  страхования могут быть: обязательное, добровольное и корпоративное социальное страхование.

  Обязательное  социальное страхование – разновидность социальных гарантий, установленных действующим законодательством, в связи с утратой дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники предоставления таких социальных гарантий – страховые взносы работодателей и работников, а также средства государственного бюджета. В основе обязательного социального страхования лежит принцип солидарности страхователей и застрахованных.

  Добровольное  социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства. Оно может быть личным и коллективным и предполагает защиту от последствий несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение. Финансовые источники добровольного социального страхования – это взносы (добровольные) работников и работодателей. Определяющее отличие – наличие страхового договора. Отличительными чертами добровольного социального страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправлении, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат от уровня доходов страхователей.

  Добровольное  социальное страхование – это  дополнение, а не альтернатива обязательному  социальному страхованию. Взаимное дополнение этих фондов позволяет компенсировать недостатки одного вида страхования  достоинствами другого.

  Корпоративные системы социального  страхования представляют собой системы социальной защиты работников, организуемые работодателями за счет доходов, направляемых на удовлетворение социальных потребностей работников (медицинскую и оздоровительную помощь, оплату жилищных, транспортных, учебных услуг, услуг в области культуры, фирменные пенсионные выплаты).

  Субсидии  государства на пополнение фондов социального страхования (фондов социальной защиты) включают взносы за неработающих граждан, военнослужащих и государственных служащих, дотации на покрытие дефицита бюджетов этих фондов и налоговые льготы. В последнее время растет значение нового источника финансирования фондов обязательного социального страхования – доходов от капитализации взносов застрахованных и работодателей (страхователей). Взносы застрахованных представляют собой прямой вычет из их доходов. Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы, а от заранее установленной максимальной валовой заработной платы, то есть суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

86. Управление трудом в организации

  В каждой трудовой организации осуществляется управление трудом. В этом плане  различие между организациями состоит  лишь в степени значимости управления, полноте его содержания, постановке целей, определения объектов и функций  управления для достижения конкретных результатов деятельности данной организации.

  Целью управления трудом в организации являются наиболее рациональное и эффективное использование персонала, живого и овеществленного труда и расходование средств на оплату и материальное стимулирование труда при соблюдении конституционных прав и обязанностей граждан.

  Объектами управления трудом в организации в общем виде являются непосредственный процесс труда, отношения между людьми в трудовом процессе, воспроизводство рабочей силы. Применительно к управленческой деятельности эти объекты можно конкретизировать и выделить в качестве отдельных объектов: управление персоналом организации, управление организационным обеспечением трудовой деятельности персонала, управление производительностью и качеством труда, управление мотивацией и стимулированием труда, управление производственными, социальными экономическими отношениями в процессе трудовой деятельности. В свою очередь, каждый их перечисленных объектов также можно подразделить на более мелкие.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике и социология труда"