Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:49, шпаргалка
· 1. Предмет социологии труда
· 2. Предмет экономики труда
· 3. Связь социологии труда с науками о труде
· 4. Сущность и роль труда в обществе
· 5. Виды труда и их характеристика
· 6. Сущность организации труда
· 7. Организация и обслуживание рабочих мест
· 8. Понятие условий труда, их оценка
· 9. Сущность нормирование труда
· 10. Дисциплина и стимулирование труда
· 11. Сущность производительности труда
· 12. Факторы и условия изменения производительности труда
· 13. Интенсивность и производительность труда
· 14. Резервы повышения производительности труда
· 15. Показатели и методы производительности труда
· 16. Сущность заработной платы и ее формирование
· 17. Функции и принципы организации оплаты труда
· 18. Сущность и элементы тарифной системы оплаты труда
· 19. Повременные системы оплаты труда
· 20. Сдельные системы оплаты труда
· 21. Система премирования работников
· 22. Доплаты и надбавки к заработной плате
· 23. Рынка труда и его сущность
· 24. Основные компоненты рынка труда
· 25. Конъюнктура рынка труда
· 26. Виды рынка труда
· 27. Сегменты рынка труда
· 28. Модели рынка труда
· 29. Государственное регулирование спроса и предложение на труд
· 30. Государственная политика на рынке труда
· 31. Сущность и направления деятельности профсоюзов на рынке труда
· 32. Модели поведения профсоюзов на рынке труда
· 33. Социально-экономическая сущность занятости населения
· 34. Виды занятости
· 35. Безработица: сущность, причины
· 36. Виды безработицы
· 37. Государственная политика занятости
· 38. Трудовая мобильность: понятие, факторы
· 39. Территориальная и межфирменная мобильность
· 40. Миграция населения
· 41. Состав и структура доходов
· 42. Принципы формирования доходов населения
· 43. Номинальные и реальные доходы
· 44. Дифференциация доходов населения
· 45. Понятие бедности
· 46. Прожиточный минимум
· 47. Понятие и элементы качества жизни
· 48. Уровень жизни: сущность и факторы
· 49. Работоспособность, трудоспособность и дееспособность работника
· 50. Основные социальные характеристики труда
· 51. Человеческий капитал
· 52. Трудовой потенциал
· 53. Состав персонала предприятия
· 54. Система профессионального отбора
· 55. Движение кадров на предприятии
· 56. Трудовая организация и трудовой коллектив
· 57. Понятие и элементы трудовой среды
· 58. Социальная структура трудовой организации
· 59. Социальная организация и ее структура
· 60. Сплоченность трудового коллектива
· 61. Понятие трудовой деятельности
· 62. Понятие трудового поведения
· 63. Структура трудового поведения
· 64. Виды трудового поведения
· 65. Социальный контроль в сфере труда
· 66. Теории мотивации
· 67. Потребности и интересы в контексте трудового поведения
· 68. Ценности и ценностные ориентации
· 69. Структура мотивов трудового поведения
· 70. Понятие «отношение к труду»
· 71. Типология отношения к труду
· 72. Социальная сущность удовлетворенности трудом
· 73. Понятие и стадии трудовой адаптации
· 74. Факторы трудовой адаптации
· 75. Профориентация и профессиональное развитие работников на предприятии
· 76. Сущность социально-трудового конфликта
· 77. Причины социально-трудовых конфликтов
· 78. Функции и последствия трудовых конфликтов
· 79. Разрешение социально-трудовых конфликтов
· 80. Методы, типы и формы разрешения социально-трудовых конфликтов
· 81. Социальная политика
· 82. Понятие социальной защиты
· 83. Минимальные социальные стандарты и нормативы
· 84. Социальные трансферты и пособия
· 85. Социальное страхование
· 86. Управление трудом в организации
· 87. Уровни, формы и методы управления трудом
· 88. Управление персоналом в организации
· 89. Сущность социального партнерства
· 90. Сущность и структура социально-трудовых отношений
· 91. Субъекты и уровни социально-трудовых отношений
· 92. Социологические исследования в сфере труда
Механизм
регулирования трудового
64. Виды трудового поведения
Классификации
видов трудового поведения
1) в зависимости от субъектов трудового поведения, выделяют индивидуальное и коллективное трудовое поведение;
2) в зависимости от наличия (либо отсутствия) взаимодействия выделяют следующие виды трудового поведения: предполагающее взаимодействие и не предполагающее взаимодействие;
3) в зависимости от производственной функции, выполняемой работником, выделяют: исполнительское и управленческое трудовое поведение;
4) степень детерминированности предопределяет жестко детерминированное и инициативное трудовое поведение;
5) в зависимости от степени соответствия принятым нормам трудовое поведение может быть нормативным и отклоняющимся от нормативов;
6) в зависимости от степени формализации правила трудового поведения либо устанавливаются в официальных документах, либо является произвольным (неустановленным);
7) характер мотивации предполагает ценностное и ситуативное трудовое поведение;
8) производственные результаты и последствия трудовой деятельности формируют либо позитивное, либо негативное трудовое поведение;
9) сфера осуществления поведения человека формируют следующие виды трудового поведения: собственно трудовой процесс, построение отношений на производстве, создание трудовой атмосферы;
10) в зависимости от степени традиционности поведения выделяют: сложившиеся виды поведения, зарождающиеся виды, в том числе в форме реакции на различные социально-экономические акции;
11) в зависимости от степени реализации трудового потенциала трудовое поведение может быть достаточным, или требующим значительной мобилизации различных компонентов трудового потенциала и др.
Основными формами трудового поведения являются:
1) функциональное поведение – это конкретная форма реализации профессиональной деятельности, определяемая технологией рабочего места, технологией изготовления продукции;
2) экономическое поведение, это поведение, ориентированное на результат, и на его соотношение с количеством и качеством затрачиваемых человеческих ресурсов. На оптимизацию затрат и результатов труда. При отсутствии компенсации за труд, будет отсутствовать интерес к такой трудовой деятельности, и трудовой деятельности вообще;
3) организационное и административное поведение. Суть его состоит в формировании позитивной трудовой мотивации членов трудовой организации. Для этого используют моральные, материальные и социальные стимулы к труду;
4) стратификационное поведение – это поведение, связанное с профессиональной, трудовой карьерой, когда работник сознательно выбирает и реализует в относительно длительный промежуток времени путь своего профессионального и должностного продвижения;
5) адаптивно-
6) церемониальные и субординационные формы трудового поведения обеспечивают сохранность, воспроизводство и передачу значимых ценностей, профессиональных традиций, обычаев и образцов поведения, поддерживают устойчивость и интеграцию работников с организацией в целом;
7) характерологические формы трудового поведения, это эмоции и настроения, которые реализуются в трудовом поведении человека;
8) деструктивные формы поведения – это выход работника за пределы статусно-ролевых предписаний, норм и дисциплинарных рамок трудового процесса.
65. Социальный контроль в сфере труда
Социальный контроль – это деятельность, направленная на поддержание нормального поведения индивида, группы или общества различными средствами социального воздействия. При этом важно обеспечить соответствие трудового поведения общепринятым социальным нормам. Основными функциями социального контроля в трудовой сфере являются:
1) стабилизация и развитие производства;
2) экономическая рациональность и ответственность;
3) морально-правовое регулирование;
4) физическая защита человека;
5) моральная и психологическая защита работника и др.
Структура
социального контроля характеризуется
следующими процессами: наблюдение поведения,
оценка поведения с точки зрения
социальных ном и реакция на поведение
в форме санкций. Эти процессы
свидетельствуют о наличии
В
зависимости от характера используемых
санкций или поощрений
В
зависимости от контролируемого
субъекта могут быть выделены различные
виды социального контроля: внешний,
взаимный и самоконтроль. Внешний
контроль характеризуется тем, что
его субъект не включен в непосредственно
контролируемую систему отношений
и деятельности, а находится вне
этой системы. Чаще всего это административный
контроль, который имеет свою мотивацию,
отражающую особенности отношения
администрации к вопросам дисциплины
в сфере труда. Взаимный контроль
возникает в ситуации, когда носителями
социально-контрольных функций
Самоконтроль
– это специфический способ поведения
субъекта, при котором он самостоятельно
осуществляет надзор за собственными
действиями, ведет себя соответственно
общественно принятым нормам. Основное
преимущество самоконтроля – ограничение
необходимости специальной
В зависимости от характера осуществления социального контроля, выделяют следующие его типы.
1. Сплошной и избирательный. Сплошной социальный контроль носит непрекращающийся характер, наблюдению и оценке подвергается весь процесс организационно-трудовых отношений, все индивиды, составляющие трудовую организацию. При избирательном контроле его функции относительно ограничены, они распространяются только на самые главные, заранее определенные, стороны трудового процесса.
2. Содержательный и формальный. Содержательный контроль отражает глубину, серьезность, действенность контроля. Формальному контролю подвергаются не содержательное качество организационно-трудовых отношений, а внешние признаки (пребывание на рабочем месте), тогда важно определить степень имитации трудовых действий.
3. Открытый и скрытый. Выбор открытой или скрытой формы социального контроля определяется состоянием осведомленности, информированности о социально-контрольных функциях объекта контроля. Скрытый контроль осуществляется при помощи технических средств, либо через посредников.
Важный аспект социального контроля – определенность требований и санкций, что предотвращает неизвестность и неожиданность в социальном контроле, и способствует его открытому характеру, повышает социальный комфорт в процессе труда. Применение санкций и поощрений, противодействуя нежелательным поведенческим актам, способствует формированию у работников сознания необходимости соблюдения определенных норм и предписаний.
66. Теории мотивации
Теория человеческих отношений дала толчок разработке проблем мотивации трудового поведения. А. Маслоу делил потребности личности на базисные и производные (или мета-потребности). Базисные потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:
1) физиологические (в пище, в дыхании, в одежде, в жилище, в отдыхе);
2) экзистенциальные (в безопасности своего существования, в гарантии занятости и т. д.);
3) социальные (в привязанности, принадлежности к коллективу и др.);
4) потребности в самоуважении и престиже (в служебном росте, статусе);
5) личностные или духовные (в самоактуализации, самовыражении).
Главное в теории Маслоу заключается в том, что потребности каждого нового уровня становятся актуальными лишь после того, как удовлетворены предыдущие.
Д. МакКелланд также выделял три вида потребностей. Потребности соучастия проявляются, по его мнению, в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Потребности властвования состоят в стремлении человека контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Потребности достижения проявляются в стремлении человека достигать стоящие перед ним цели более эффективно, чем он делал это ранее. Но МакКелланд не выстраивает выделенные им группы в иерархической последовательности.
В двухфакторной теории мотивации Ф. Герцберга в качестве независимых факторов трудовой деятельности выделены содержание труда и условия труда. Согласно Герцбергу только внутренние факторы (содержание труда) выступают мотиваторами трудового поведения, то есть, способны повышать удовлетворенность трудом. Внешние факторы, то есть заработок, межличностные отношения в группе, политика предприятия, называются гигиеническими (или условиями труда), и не могут повышать удовлетворенность трудом. Он считал, что не стоит тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности работников.
Широкую
известность получили теории «X»
и «У» стилей управления Д.Макгрегора. Теори
1) средний человек ленив, и стремиться избегать работы;
2) работники не очень честолюбивы, боятся ответственности, не хотят проявлять инициативу и хотят, чтобы ими руководили;
3) для достижения целей работодателю нужно принуждать работников трудиться под угрозой применения санкций, не забывая при этом и о вознаграждении;
4) строгое руководство и контроль являются главными методами управления;
5) в поведении работников доминирует стремление к безопасности.
Выводы теории «Х» основываются на том, что в деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания, то есть преобладать авторитарный стиль управления.
Теория «У» включает следующие основные рассуждения:
1) нежелание работать – это неврожденное качество работника, а следствие плохих условий труда на предприятии;
Информация о работе Шпаргалка по "Экономике и социология труда"