Шпаргалка по "Экономике и социология труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:49, шпаргалка

Описание

· 1. Предмет социологии труда

· 2. Предмет экономики труда

· 3. Связь социологии труда с науками о труде

· 4. Сущность и роль труда в обществе

· 5. Виды труда и их характеристика

· 6. Сущность организации труда

· 7. Организация и обслуживание рабочих мест

· 8. Понятие условий труда, их оценка

· 9. Сущность нормирование труда

· 10. Дисциплина и стимулирование труда

· 11. Сущность производительности труда

· 12. Факторы и условия изменения производительности труда

· 13. Интенсивность и производительность труда

· 14. Резервы повышения производительности труда

· 15. Показатели и методы производительности труда

· 16. Сущность заработной платы и ее формирование

· 17. Функции и принципы организации оплаты труда

· 18. Сущность и элементы тарифной системы оплаты труда

· 19. Повременные системы оплаты труда

· 20. Сдельные системы оплаты труда

· 21. Система премирования работников

· 22. Доплаты и надбавки к заработной плате

· 23. Рынка труда и его сущность

· 24. Основные компоненты рынка труда

· 25. Конъюнктура рынка труда

· 26. Виды рынка труда

· 27. Сегменты рынка труда

· 28. Модели рынка труда

· 29. Государственное регулирование спроса и предложение на труд

· 30. Государственная политика на рынке труда

· 31. Сущность и направления деятельности профсоюзов на рынке труда

· 32. Модели поведения профсоюзов на рынке труда

· 33. Социально-экономическая сущность занятости населения

· 34. Виды занятости

· 35. Безработица: сущность, причины

· 36. Виды безработицы

· 37. Государственная политика занятости

· 38. Трудовая мобильность: понятие, факторы

· 39. Территориальная и межфирменная мобильность

· 40. Миграция населения

· 41. Состав и структура доходов

· 42. Принципы формирования доходов населения

· 43. Номинальные и реальные доходы

· 44. Дифференциация доходов населения

· 45. Понятие бедности

· 46. Прожиточный минимум

· 47. Понятие и элементы качества жизни

· 48. Уровень жизни: сущность и факторы

· 49. Работоспособность, трудоспособность и дееспособность работника

· 50. Основные социальные характеристики труда

· 51. Человеческий капитал

· 52. Трудовой потенциал

· 53. Состав персонала предприятия

· 54. Система профессионального отбора

· 55. Движение кадров на предприятии

· 56. Трудовая организация и трудовой коллектив

· 57. Понятие и элементы трудовой среды

· 58. Социальная структура трудовой организации

· 59. Социальная организация и ее структура

· 60. Сплоченность трудового коллектива

· 61. Понятие трудовой деятельности

· 62. Понятие трудового поведения

· 63. Структура трудового поведения

· 64. Виды трудового поведения

· 65. Социальный контроль в сфере труда

· 66. Теории мотивации

· 67. Потребности и интересы в контексте трудового поведения

· 68. Ценности и ценностные ориентации

· 69. Структура мотивов трудового поведения

· 70. Понятие «отношение к труду»

· 71. Типология отношения к труду

· 72. Социальная сущность удовлетворенности трудом

· 73. Понятие и стадии трудовой адаптации

· 74. Факторы трудовой адаптации

· 75. Профориентация и профессиональное развитие работников на предприятии

· 76. Сущность социально-трудового конфликта

· 77. Причины социально-трудовых конфликтов

· 78. Функции и последствия трудовых конфликтов

· 79. Разрешение социально-трудовых конфликтов

· 80. Методы, типы и формы разрешения социально-трудовых конфликтов

· 81. Социальная политика

· 82. Понятие социальной защиты

· 83. Минимальные социальные стандарты и нормативы

· 84. Социальные трансферты и пособия

· 85. Социальное страхование

· 86. Управление трудом в организации

· 87. Уровни, формы и методы управления трудом

· 88. Управление персоналом в организации

· 89. Сущность социального партнерства

· 90. Сущность и структура социально-трудовых отношений

· 91. Субъекты и уровни социально-трудовых отношений

· 92. Социологические исследования в сфере труда

Работа состоит из  1 файл

Экономика и социология труда.docx

— 306.63 Кб (Скачать документ)

  3) новизна или стандартность конфликта имеют разнонаправленное влияние на его разрешение. Так, если подобный социально-трудовой конфликт уже имел место ранее, то его повторение будет происходить в менее острой форме. При этом участники конфликта знают на собственном опыте, какие меры необходимо предпринять, чтобы разрешить конфликт, то есть разрешить существующее противоречие на предприятии. В том случае, если аналогов конфликту не было, то все участники находятся в ситуации неопределенности и действуют методом проб и ошибок, либо используют опыт разрешения аналогичных конфликтов, имевших место на других предприятиях;

  4) объективные или субъективные причины конфликта. Если конфликт вызван объективными причинами, то для его разрешения требуются организационно-трудовые изменения, требующие больших материальных и временных затрат, а если субъективными причинами, то его разрешение будет более сложным;

  5) субъективные характеристики конфликтующих сторон. Если участники конфликта, культурны, образованы, то они способны быстрее найти решение проблемы. Однако высокий уровень культуры участников может и обострять конфликтную ситуацию в силу их более принципиального отношения к делу.

80. Методы, типы и формы разрешения социально-трудовых конфликтов

  Существует  ряд методов разрешения социально-трудовых конфликтов, которые по признаку поведения  конфликтующих сторон можно разделить  на следующие группы: внутриличностные, структурные, межличностные, переговоры, ответные агрессивные действия.

  Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента.

  Структурные методы воздействуют преимущественно  на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного  распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы стимулирования работников. К таким методам относятся: разъяснение  работникам требований к работе, использование  координационных механизмов, разработка и уточнение общеорганизационных  целей, создание обоснованных систем вознаграждения членов трудового коллектива.

  Межличностные методы предполагают выбор стиля  поведения участников конфликта, чтобы  свести к минимуму ущерб своих  интересов.

  Переговоры  выполняют определенные функции, и  представляют собой набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений.

  Ответные  агрессивные действия – методы, являющиеся крайне нежелательными для  преодоления конфликтных ситуаций, так как их применение приводит к  разрешению конфликта с позиции  силы.

  О.В. Ромашов выделяет несколько типов  разрешения социально-трудового конфликта:

  1) автономный, когда конфликтующие в процессе социально-трудовых отношений стороны способны снять проблемы самостоятельно, собственными силами, в границах собственных задач и функций;

  2) общеорганизационный, когда социально-трудовой конфликт может быть разрешен только в результате организационных изменений;

  3) самостоятельный, когда конфликтующие стороны сами решают проблему, опираясь на собственные возможности, желания и способности;

  4) публичный, когда в разрешении конфликта участвуют окружающие, они сочувствуют, советуют, одобряют или осуждают;

  5) административный, когда урегулирование происходит только в результате вмешательства и соответствующих решений администрации.

  Различают следующие формы разрешения социально-трудового  конфликта:

  1) реорганизация, то есть изменение организационно-трудового порядка, вызвавшего конфликт, а не борьба и уговоры в отношении конфликтующих сторон;

  2) информирование, то есть социально-психологическая регуляция, направленная на перестройку восприятия ситуации в сознании конфликтующих сторон, формирование правильного взгляда на конфликт, пропаганда выгоды мирного его разрешения;

  3) трансформация, то есть перевод конфликта из состояния бесполезной вражды в состояние переговоров;

  4) отвлечение представляет собой перенос внимания конфликтующих сторон на другие проблемы, желательно общие, способствующие их сплочению ради общего дела;

  5) дистанционирование, то есть исключение конфликтующих сторон их общих организационно-трудовых отношений путем, либо перевода одной из конфликтующих сторон на другое рабочее место, либо прямое увольнение;

  6) игнорирование, то есть умышленное невнимание к конфликту с тем, чтобы он разрешился сам по себе или чтобы не допустить дальнейшего обострения конфликта;

  7) подавление конфликта происходит в том случае, если причины конфликта не снимаются, а конфликтное поведение запрещается под угрозой административных санкций для одной или обеих сторон;

  8) комформное предпочтение, то есть решение в пользу большинства, либо удовлетворение интересов более сильной в социальном отношении стороны.

81. Социальная политика

  Социальная  политика государства призвана обеспечивать поддержание определенного уровня благосостояния граждан, обеспечение  их материальных и интеллектуальных потребностей, формировать уважение к достоинству человека и обеспечивать социальный мир в обществе.

  Организация как социальная система, как устойчивая форма объединения людей, имеющих  общие интересы и цели, характеризуется  разносторонностью функционирования. Ее развитие осуществляется в трех направлениях: техническом, экономическом  и социальном. Техническое направление  в основном связано с совершенствованием средств и технологий производства, наличием нужного, безопасного оборудования и материалов, степенью механизации  и автоматизации трудовых процессов. Экономическое направление выражает формы собственности на средства производства и результаты труда, уровень  специализации и кооперирования производства, систему организации  и оплаты труда, структуру и методы управления трудовым коллективом и  производства в целом. Социальное развитие объемлет персонал организации с  его традициями, предпочтениями, интеллектуальным потенциалом и профессионально-квалификационными  качествами, способы удовлетворения материальных и духовных потребностей работников, межличностные и межгрупповые отношения, морально-психологическую  атмосферу в коллективе.

  Социальную  среду организации определяет ее социальная политика. Социальную среду организации, теснейшим образом связанную с технической и экономической сторонами ее функционирования, составляют те материальные, общественные и духовно-нравственные условия, в которых работники трудятся, живут вместе со своими семьями и в которых происходят распределение и потребление материальных благ, складываются реальные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности.

  Достижением социальной цели любой организации  является удовлетворение социальных потребностей работника в условиях производства, что происходит в результате обеспечения  нормальных условий труда и мотивации  труда. Вектор социального развития организации должен быть обращен  на то, чтобы разнообразить и обогатить  содержание трудовой деятельности, более  полно использовать интеллектуальный и творческий потенциал работников, повысить их дисциплину и ответственность, создать надлежащие условия для  эффективной работы, хорошего отдыха, устройства семейных дел.

  Социально-трудовая сфера отражает объект и предмет  социальной политики, характеризует  степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и  взаимообусловленность трудовых и  социальных отношений. На практике трудовые отношения – это отношения  между трудом и капиталом, наемным  работником и работодателем редко  существуют в чистом виде без социальной оставляющей. И наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий и конфликтов. Социально-трудовая сфера в полной мере отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение.

  Основными блоками социальной политики в области  социально-трудовой сферы, и в частности, в области воспроизводства рабочей  силы, являются:

  1) социальная сфера, то есть отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), а также комплекс социальных услуг, предоставляемых организацией своим работникам;

  2) рынок труда, службы занятости, повышения квалификации и переподготовки кадров (в том числе и в организации);

  3) сфера мотиваций роста производительности труда работников (организация оплаты труда, обеспечение высокого качества трудовой жизни работников организации и др.).

82. Понятие социальной защиты

  Социальная  защита населения – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни, то есть материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.

  Система социальной защиты в широком смысле – это система правовых, социально-экономических  и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств  существования:

  1) трудоспособным гражданам – за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;

  2) социально уязвимым слоям – за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

  Социальная  защита представляет собой, с одной  стороны, функциональную систему, то есть систему направлений, по которым  она осуществляется, а, с другой –  институциональную, то есть систему  институтов, ее обеспечивающих (государство, профсоюзы и другие общественные организации).

  Социальная  защита должна охватывать следующие  направления:

  1) обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;

  2) создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;

  3) обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;

  4) обеспечение экологической безопасности членов общества;

  5) защита граждан от преступных посягательств;

  6) защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;

  7) создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;

  8) защита от политического преследования и административного произвола;

  9) обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;

  10) создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;

  11) обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.

  Основные  права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 конституции  Российской Федерации. Нормативные  правовые акты по социальной защите населения  имеют форму федеральных и  региональных законов, в которых  закрепляются права граждан в  этой области и меры по осуществлению  нормативных положений в сфере  защитных функций государства. К  числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты относятся  Указы Президента РФ, постановления  и распоряжения Правительства РФ; другие нормативные акты министерств  и федеральных ведомств, органов  исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и организаций.

  Социально-экономические  преобразования российского общества, направленные на утверждение и развитие рыночных отношений, делают проблему обеспечения  эффективной социальной защиты граждан  вообще и работников предприятий  и организаций в частности, чрезвычайно  актуальной. С одной стороны, эти преобразования усиливают социальную защиту граждан, но с другой, требуется принимать гораздо больше усилий по социальной защите в некоторых важных отраслях жизнедеятельности человека: защиты от безработицы, инфляции, материальной необеспеченности значительной части граждан и др. Главным сегодня является усиление социальной защиты от снижения жизненного уровня трудящихся, забота об условиях и содержании труда, организации и системе оплаты труда работников.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике и социология труда"