Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:10, шпаргалка
1.Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация в институциональном анализе.
2.Концепция совершенной рациональности и понятие ограниченной рациональности.
...
40. Некоммерческая организация.
41. Общество, основанное на взаимопомощи (mutual).
44. Простая неоклассическая теория контрактного государства Норта.
• Инспекционные товары – это те товары, качество которых можно установить до приобретения. Ярким примером в данном случае является лампочка.
• Доверительные товары – это те товары, качество которых индивид не может проверить самостоятельно (а если и может, то издержки слишком высоки) и поэтому доверяет проверку третьей стороне. В данном случае можно привести в пример компьютер.
В зависимости
от типа товаров используют разные
механизмы снижения издержек измерения
качества. В большинстве случаев
это институциональные
Поскольку издержки измерения достаточно велики, агенты вынуждены экономить на издержках измерения, иногда не полностью измерять качество товаров. Это объясняется тем, что невозможно полностью определить качество автомобиля или компьютера.
19.Основные
принципы и понятия
Privacy – причастность. Данное понятие используется в виде «with privacy» и «without privacy», что означает «с ведома собственника» и «без ведома собственника». Это центральный элемент контрактного права, устанавливающий, что ты имеешь право действовать либо только по согласованию с другой стороной, либо автономно.
Formation of contract – составление контракта. Это достаточно дорогостоящая процедура, и ей следует уделить внимание.
Contract content – содержание контракта. О нем смотрите ниже.
Misinterpretation of contract – искажение контракта. Очень важное понятие для юристов. Фактически misinterpretation of contract есть нарушение формальных условий контракта. Причем вы можете это сделать сознательно или несознательно (по забывчивости, по непониманию условий контракта, и прочее), но в любом случае это будет нарушением контракта.
Capacity – объем полномочий каждой стороны. Это понятие тесно связано с понятием «privacy». У каждой стороны есть определенный объем полномочий в рамках контракта.
С нарушением контракта (misinterpretation of contract) связано понятие «illegality» - незаконность или нелегальность. Ваши действия будут признаны нелегальными и в том случае, если вы превышаете объем своих полномочий (capacity). Наряду с понятием «illegality» есть понятие «mistake» - ошибка. Illegality есть сознательное нарушение законно или контракта. Mistake есть несознательное нарушение закона или контракта.
Контракт не обязательно должен быть записан. Существует множество стандартных контрактов, которые заключаются при свидетелях передачи того или иного продукта на основании расписок или заказов. При этом есть бланк заказа, есть платежное поручение, а никакого контракта нет.
Закон сокращает нам время на прописывание контракта, позволяя использовать сокращенную форму, когда контракт элементарен. Ведь если бы все писали полные контракты на продажу всех предметов, половина трансакций просто не состоялась бы.
Контракт – правовое оформление экономической сделки. С точки зрения теории контрактного права, можно выделить ряд параметров, по которым контракты различают между собой. К ним обычно относят:
Размер. Может быть объективным и субъективным. Объективный размер контракта - это размер по отношению к представлениям судебной инстанции. В каждой стране есть понятие малого контракта и большой суммы, которая подлежит новому порядку арбитражного рассмотрения. Субъективный (или относительный) размер контракта связан с «эффектом богатства». Чем больше ваш капитал, тем меньшую сумму в нем занимает сумма определенного контракта, благодаря чему субъективный размер контракта разный для разных участников. Он связан в экономическом плане с реальным равенством или неравенством участников (смотрите далее п.6)
2. Продолжительность. Контракт может быть любой продолжительности – от разового, или точкового контракта(spot market contract) и вплоть до контракта с неопределенным сроком.
3. Содержание (contract content). Теорией контрактного права стандартно выделяют следующие виды контракта:
• Sale – контракт продажи.
• Hire – контракт разового найма.
• Employment – контракт найма.
• Marriage – брачный контракт.
• Consumer credit – потребительский кредитный контракт.
• Rent – контракт ренты.
• Mortgage – кредитный контракт на приобретение недвижимости.
• Leasehold – лизинговый контракт.
• Credit – кредитный контракт.
4. Частота. Контракт может быть разовый или повторяющийся. Повторяющийся контракт – это контракт, который повторяется ежедневно, еженедельно, ежегодно (то есть укладывается в активный период деятельности какого-то предприятия). Если в своем повторении контракт совпадает с оборотом оборотного капитала, это – повторяющийся частный контракт. Если в своем повторении контракт совпадает с обновлением основного капитала, основных средств, - это повторяющийся, но редкий контракт.
5. Формальность. Контракт бывает писанный и неписанный. Ем меньше контракт тем меньше вероятность того, что он записывается. Степень формализации контракта вообще есть проблема контрактного права и проблема экономической теории контрактов.
6. Реальное равенство (или неравенство) участников. Реальное равенство имеет место в симметричном контракте (например, при покупке репы, когда, с одной стороны, выступает одиночка-покупатель, а с другой одиночка-продавец). А пример ассиметричного контракта - покупка одиночкой-покупателем некоего продукта, производимого огромной мультинациональной корпорацией. В этом случае проявляется реальное неравенство – вы не можете отстаивать свои условия, вы просто покупаете или не покупаете продукцию фирмы «Данон». Ассиметричный контракт связан с тем, что огромная компания взаимодействует с огромным количеством мельчайших предельно ничтожных для неё потребителей. И компания не будет модифицировать для каждого из них свои контракты. А любой потребитель не может выступать как сторона, он пассивен. Это настолько важно в экономическом плане, что фиксируется даже юристами.
20. Понятие контракта и неполнота реальных контрактов. Проблема реализации полных контрактов.
Контракт – правовое оформление экономической сделки. В реальной жизни реальные контракты обладают неполнотой, так как:
• В связи с неполнотой информации, которой обладают агент, из-за ее дороговизны. А с неполнотой информации связаны такие явления как оппортунистическое поведение, моральный риск и неблагоприятный отбор.
• В связи с ограниченной рациональностью агента (он не будет собирать всю информацию).
• В связи с неопределенностью будущего.
Понятие полного контракта похож на понятие идеальный газ в физике. Такой контракт не может быть написан по целому ряду причин. Понятие полного контракта ввели Милгром и Робертс. Представим себе гипотетически полный контракт, в котором обе стороны могут прописать все. Его еще называют совершенный контракт. Это контракт в мире совершенной (полной) информации, где, если вспомнить начало микроэкономики, не бывает продолжительных трансакций, где все можно сделать одномоментно. Милгром и Робертс очень удачно назвали такой контракт полным, потому что он сразу в момент своего заключения фактически оказывается выполненным. То есть во всех случаях (кроме, тех, что связаны с процессами, продолжительными чисто технологически), контракты будут выполнены одномоментно, ибо полностью совпадают с физическими перемещениями объектов. Мир совершенной информации предполагает следующие условия:
• Абсолютная рациональность
• Полная информация.
• Абсолютные вычислительные способности.
В реальном мире эти условия отсутствует, что и является непреодолимой преградой для выполнения полных контрактов.
21.
Механизмы борьбы с
Существует 3 метода решения проблемы неблагоприятного отбора:
• Сигнализирование. Подач сигнала. Сигналы – действия информированной стороны по донесению информации до не информированной стороны. На рынке товаров сигналами являются – гарантия, репутация, реклама. На рынке труда сигналами являются диплом о высшем образовании, или любой другой документ, удостоверяющий некоторый объем образования. Эффективность сигнала определяется различием в цене сигнала для разных типов работников.
• Фильтрация (просеивание, просвещение). Действия не информированной стороны по реакции, на которые информированной стороной делаются выводы о скрытых характеристиках (о скрытой информации).
• Рационирование. Отбор по показателям напрямую не связанным с получением прибыли.
22.
Методы решения проблемы
Существуют внутренние механизмы борьбы с моральным риском. В рамках данного контракта, за счет участников контракта:
• Оплата по результату – согласование целей принципала и агента.
• Эффективная заработная плата. Устанавливается выше, чем средняя заработная плата в отрасли путем введения бонусов, надбавок, доплат, зависящих от эффективности работы предприятия.
• Мониторинг – непосредственный контроль.
• Принцип «do it yourself» - функции менеджера выполняет собственник.
Так же есть внешние механизмы борьбы с моральным риском. Они обеспечиваются рынком или средой, в которой заключен контракт:
• Угроза поглощения.
• Проблема репутации.
• Конкуренция на рынках конечных продуктов (чей товар выигрывает на рынке, тот менеджер обладает лучшей репутацией)
23.
Юридическая классификация
Классический контракт – контракт, в котором достигается максимальная степень формализации. Он обладает свойствами автономности и презентативности. В нем есть возможность просмотреть все варианты событий и прописать их. В таких контрактах невыгодно дивиандное поведение → наказание в силу контракта. Для заключения такого контракта должно быть:
• Низкая степень неопределенности.
• Предусмотрены инвестиции в активы общего назначения (нет специфических активов, не должна возникать зависимость сторон).
Неоклассический контракт – прописываются цели и пути их достижения. Возникает возможность возникновения конфликта, и если конфликт не разрешается самими сторонами, то привлекается третья сторона – арбитр. Преимущества арбитра перед судом:
Компетенция арбитра выше.
В случае арбитража не происходит расторжения контракта.
Отношенческий контракт – прописан неформально и при конфликте не привлекается третья сторона, так как нет формальных оснований. Такие контракты важны, когда очень трудно описать предмет контракта, например, контракт на улучшение качества продукта. Понятие отношенческого контракта ввел Уильямсон. Этот контракт, как и точковый, не прописывает всей цепочки последовательных действий (что и невозможно). Место этого он фокусируется на описании целей и принципов взаимодействия сторон. Заметим, что большая часть отношенческих контрактов связана с проблемой инвестиций в специфические активы. Именно эти инвестиции создают основную сеть и внутреннюю структуру таких контрактов. Есть фирма, есть вертикальная интеграция, есть рыночный контракт и есть реляционный контракт. Отношенческие или реляционные контракты предполагают долгосрочные отношения между совершенно независимыми партнерами, которые ориентированы на их поддержание и на интегральную сумму прибыли, а не на максимизацию прибыли в рамках текущей конкретной сделки. Реляционные контракты возникают между фирмами именно в результате инвестиций в специфические активы слабой степени, что означает: каждая из сторон делает специфические инвестиции, несоизмеримые с её основным капиталом (они маргинально малы в сравнении с ним). Этим контрактам присуща, как правило, процедура честного торга между сторонами. Сокрытие своей позиции в период торговли возможно лишь в начале такого контракта. А при его повторении стороны уже прекрасно знают друг друга. Реляционные контракты отличает еще и то, что инвестиции в специфические активы, которые делают стороны, - это, в первую очередь, инвестиции на уровне человеческого капитала.
Активы общего назначения
Разовая транзакция Классический контракт Неоклассический контракт Неоклассический контракт
Повторяющаяся транзакция Классический контракт Отношенческий контракт Появляется фирма как пучок