Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:10, шпаргалка
1.Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация в институциональном анализе.
2.Концепция совершенной рациональности и понятие ограниченной рациональности.
...
40. Некоммерческая организация.
41. Общество, основанное на взаимопомощи (mutual).
44. Простая неоклассическая теория контрактного государства Норта.
• Правительство, которое заинтересованно в том, чтобы народ не бунтовал и исправно платил налоги, чему просвещение активно способствует.
• Самые разные частные лица.
Для создания и распространения в больших объемах, дешево либо совсем даром частных merit goods учреждают фонды – foundations. Non-profit organization может быть не только в форме foundation, но и в форме фирме, специализирующейся на merit goods. Не исключено, что деятельность такой фирмы может быть прибыльной. Отличие foundations от non-profit firm в том, что foundations, как правило, не занимаются продажей, а многие non-profit firm ею занимаются при дополнительном субсидировании своей деятельности. Non-profit firm – конечно, коммерческая фирма, но она использует дотации, работает не ради прибыли и не имеет residual claims. Тем более их не имеет фонд. Никаких остаточных прав здесь не возникает потому, что остаточные права, как правило, отрицательные, их надо покрывать дотациями, некими благотворительными вкладами. Механизмы эффективности non-profit firm основаны на том, что доноры, которые желают стимулировать те или иные merit goods, распределяют свой портфель, вкладывая средства не только в один фонд, а в 10 -12 фондов. Диверсифицированность вкладов позволяет донорам оценить эффективность деятельности того или иного фонда. Кроме того, очень часто доноры являются членами совета фонда и тем самым участвуют в управлении ими.
Единственный пример некоммерческой организации, где постоянные доноры не могут управлять или организовать попечительский совет – римская католическая церковь. Особые черты римской католической церкви:
• Отсутствие конфликта между материальными интересами семьи и церкви, чему способствуют некоторые обряды и правила: обряд безбрачия.
• Образование католика сверхспецифично и призывает католика к церкви на всю жизнь.
41. Общество, основанное на взаимопомощи (mutual).
Это еще одна форма открытой организации. Чаще всего это общества взаимного кредита. 95% их деятельности связано с оказанием их членами взаимных услуг. Были они и в советское время – это кассы взаимопомощи. В такую кассу человек сдавал 10 рублей с заработной платы и при необходимости мог взять оттуда некоторую сумму. Вход и выход в кассу взаимопомощи были обставлены некоторыми условиями. В частности, при выходе человек забирал все свои накопления.
Основные черты:
• Потребители являются люди из числа собственников.
• Четко определенные доли входа (например, 10 рублей).
• Отсутствие организованного рынка торговли этими долями.
Проблемы:
• Право выхода собственника из mutual (то есть его возможность в любое время забрать свою долю) жестко лимитирует состав деятельности, состав активов, в которые они могут делать вложения. Все активы должны быть высоко ликвидные и не носить специфичный характер. Поэтому mutual оттеснены в финансовую сферу, и, надо сказать, действуют в этой сфере крайне эффективно, ибо их деятельность однородна и застрахована от рисков поглощения.
• Проблема контроля за менеджером оказывается центральной проблемой для mutual. Фактически он бесконтролен.
• Необходимость солидной репутации для успешного функционирования общества.
44.
Простая неоклассическая
Для Норта государство – простая статистическая модель контракта между правителем и подданным, которой присущи следующие черты:
правитель относиться к ситуации, как собственник. Он продает или поставляет за вознаграждение защиту и правосудие, включая защиту прав собственности и контрактных прав (их Норт выделяет отдельно). Вознаграждение – налоги. В силу экономии на масштабе и специализации правителя членам общества это выгоднее, чем, если бы каждый из них сам защищал свои права собственности и контрактные права.
Правитель приобретает верховную власть. Он может командовать, уверенный, что его будут беспрекословно слушаться. Правитель будет вести себя, как дискриминирующий монополист, выделяя группы подданных по доходу и устанавливать сборы таким образом, чтобы максимизировать свой доход. Это некое объяснение некоей прогрессивной налоговой шкалы.
Ограничения для правителя со стороны подданных задаются двумя типами потенциальных издержек. Это exit costs – стоимость того, что подданный сумеет добрать до «канадской границы», пересечь ее и устроиться на новом месте (издержки выхода); и replacement costs – стоимость того, что подданные сумеют заменить правителя (издержки перемены правителя. Кстати место правителя всегда внутренне конкурентно.
В модели Норта первая (основная) услуга, которую правитель предоставляет подданным – это конституция, писанная или не писанная. Понятие «предоставление конституции» предполагает, что правительство инвестирует средств в то, что бы снизит трансакционные издержки по информации, сделать все эти правила доступными и ясными для граждан. Такие правила резко снижают для граждан неопределенность существования. Не имея их, гражданин при столкновении с контрагентом, не знал бы, каким набором правил тот будет руководствоваться. Когда конституция представлена, гражданин твердо знает, подданным, какой страны он является. Но эти же ограничения специфицируют права собственности граждан таким образом, что бы максимизировать доход правителя.
Вторая услуга в модели Норта – это набор общественных и полуобщественных товаров, которые правитель предлагает подданным. Он вынужден содержать армию для охраны подданных, строить библиотеки и так далее.
По Норту, у простой статистической модели есть два ограничения. Во-первых, это уровень политической конкуренции, внутренней и внешней. Во-вторых, это собственные трансакционные издержки правителя, куда входят:
Агентские издержки, то есть издержки мониторинга и контроля за бюрократами с тем, что бы они не растаскивали достояние правителя и правильно реализовывали его волю.
Издержки по информации, предполагающие сбор информации о подданных, чтобы определить оптимальный уровень сбора налогов, то есть максимизировать монопольную ренту.
Принимая в расчет эти ограничения, правитель обычно не максимизирует свой доход, а соглашается на такую совокупность прав собственности и контрактных прав, которая благоприятна для групп риска – групп имеющих низкие exit costs и replacement costs. Норт на очень простой модели убедительно показывает, почему столь долго в истории существовало абсолютно неэффективное, даже с точки зрения эгоистических интересов правителя, распределение налогового бремени и прав собственности.