Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:10, шпаргалка
1.Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация в институциональном анализе.
2.Концепция совершенной рациональности и понятие ограниченной рациональности.
...
40. Некоммерческая организация.
41. Общество, основанное на взаимопомощи (mutual).
44. Простая неоклассическая теория контрактного государства Норта.
31.
Кластеры прав собственности
и проблемы формирования
Человек сам выстраивает определенный набор необходимых ему прав собственности. Если он заботиться о своем доходе. Предположим у человека есть участок земли, на котором он может открыть месторождение нефти. Он может закрепить за собой право на эксплуатацию месторождения, то есть получить право собственности на нижнюю цилиндра, но разрешить людям на своем участке собираться на пикники, ездит на велосипедах и прочее. Если же он озабочен тем, чтобы просто тихо отдыхать на своем участке, он, наоборот, может махнуть рукой на его промышленное использование, но будет всячески пытаться откупить право собственности на верхнюю часть цилиндра и запретить посторонним вторгаться на его территорию. Это примеры кластеров форм использования обсуждаемого физического объекта – кластер, направленный на максимизацию его стоимости, и кластер, направленный на максимизацию его индивидуальной полезности для человека, который купил этот участок, чтобы здесь отдыхать. Проблема формирования наборов прав собственности – одна из наиболее часто встречающихся прикладных экономических проблем. Рассмотрим примеры.
Пример №1. В Голованово у ВШЭ есть большая дача, которая находиться в совершенно разоренном состоянии. С трех сторон, как выяснилось, ее окружают земли некоего богача - владельца одного из крупных российских банков, выживших после дефолта. Он уже купил расположенный рядом бывший дом отдыха Камкабеля, и для полного счастья ему нахватает только наших 0,7 га с этой нашей дачей, чтобы завершить «собирание земель». Сейчас он заявил о своей готовности отдать за наш участок любые деньги, и мы начали переговоры – мы хотели бы, чтобы он за этот участок купил нам недострой вдвое большей площади с нормальными
ü Целевые активы. Ситуация когда инвестиции делаются от конкретного заказчика в конкретной сделке – целеспецефичные активы. Они стимулируют оппортунистическое поведение.
Трансакция/ актив Активы общего назначения. Специфичные активы Идиосинкритические активы
Разовая трансакция. 1.Мы имеем конкурентный рынок. Актив может участвовать в любой сделке. Например, идем на рынок и покупаем чайник. В этом случае деньги – актив общего назначения. 4. Арбитраж. Не работает механизм репутации. С точки зрения эффективности сделки здесь работает арбитраж. Агенты не могут доверять друг другу, следовательно, они выбирают третьего агента – арбитра, которому доверяет каждый из них. В случае конфликта спор разрешается арбитром, и обе стороны соглашаются с решением арбитра. Арбитр не склонен к оппортунизму, так как он ведет повторяющиеся сделки. 6. арбитраж/ иерархия.
Чрезвычайно велики стимулы к оппортунистическому поведению
Повторяющаяся трансакция. 2.Совершенно конкурентный рынок. Например, каждый день мы покупаем хлеб, следовательно, в этом случае деньги как актив не специфичны. 3. Фундаментальная трансформация. В этом случае в виду специфичности актива, если сделка не повторяется, то одна сторона терпит издержки. Необходимость в поддерживающих механизмах (юридических или экономических). Интеграция (соединение нескольких этапов производства или нескольких фирм), покупка взаимных акций. Возникает фундаментальная трансформация – трансформация независимых конкурентных отношений экономических агентов в долгосрочные партнерские отношения в связи с повторяемостью сделки и инвестиций в специфические активы. 5. Иерархия. Вертикальная интеграция. В этом случае возникают стимулы к возникновению иерархии, что приводит к возникновению фирмы. Перестают работать механизмы цен в виду крайней специфичности актива, а значит здесь перестает работать рынок.
3. пример. Государство
решило построить мост. Для
этого проводят тендер для
отбора одной фирмы. Затем
номерами), могли
бы использовать его как пансионат).
Для нас данная собственность имела если
не отрицательную, то близкую к ней величину.
И вдруг она стала оцениваться чуть ли
не в 0,5 млн. $, благодаря эффекту кластера,
эффекту связки. Сам по себе наш участок
владельцу-соседу не нужен, но он нужен
ему, как входящий в некий объект. Это простейший
кластер, ибо в него входят совершенно
однородные объекты. Они комплементарны
именно потому, что представляют собой
как бы четыре кубика, из которых три уже
имеются у владельца-соседа, и он хочет
получить к ним недостающий четвертый.
Пример №2.
В определенный момент кузовное бюро
Фишера объединилось с компанией
«Дженерал Моторс» ради
Все имеет
свою цену, как положительную, так
и отрицательную, и свои ограничения.
Ни о каком типе построения кластера
собственности нельзя сказать, что
он – абсолютно хорош или
32.
Различные взгляды на природу
фирмы: классическая фирма,
Классическая фирма. То, что описали в качестве простейшей модели Алчиян и Демсец. Классическая фирма – это фирма, в которой собственник не отделен от менеджера. В основе лежат трансакционные издержки по мониторингу участников сделки. Основные причины создания фирмы – наличие издержек мониторинга при кооперации индивидов в некоторой группе. Например, бурлаки на Волге. При кооперативных действиях внутри индивидов возникает проблема безбилетника (отлынивание). С целью решения этой проблемы из группы выделяется один наблюдатель, которому делегируются функции мониторинга за деятельностью участников группы. С целью достижения эффективного результата он должен быть наделен правами на остаточный контроль и доход. При совмещении этих прав в одном лице возникает собственник, а, следовательно, возникает фирма. Ограничения, с которыми сталкивается фирма:
• Неэффективное распределение рисков. Когда один человек (хозяин) принимает решения гигантского масштаба, он, конечно, принимает их в свою пользу, однако он не всегда способен усвоить огромный массив информации, склонен к ошибкам, не может все просчитать и так далее.
• Наличие монопольного эффекта. При неограниченном росте классическая фирма может занять монопольное положение.
• Агентские проблемы. При неограниченном росте классическая фирма становиться такой большой, что хозяин не может обозреть все свое хозяйство, и вынужден делегировать свои полномочия на все более низкие уровни прав собственности (PR1[PR2[PR3 и так далее).
Теория фирмы по Уильямсону. В основе теории издержки инвестиций в специализированные активы. Как правило, производственный процесс предполагает инвестиции в специфические активы, вследствие чего возникает ситуация взаимозависимости, что в свою очередь, приводит к потерям связанным с неполнотой контрактов. Здесь есть три вида трансакционных издержек:
• Издержки ведения переговоров.
• Неэффективное конечное распределение излишка. Так как у одной из сторон более слабая переговорная сила, то её выгода меньше.
• Снижение стимулов к инвестициям в специфические активы.
Эти потери могут быть снижены путем перевода рыночных трансакций во внутрифирменные трансакции. Например, переговоры не на рынке, а в фирме. То есть фирма возникает как способ борьбы с оппортунизмом агентов.
Теория долгосрочных контрактов Дженсена – Меклинга. Фирма рассматривается как ядро долгосрочных контрактов с основными поставщиками трудовых контрактов и конкурентов сбыта. Распределение контрактов создает распределение стимулов. Авторы предложили рассматривать расширенную производственную функцию Q=FR(K,L,C,T)? Где R – внешняя структура прав собственности, то есть она определяет тип экономики. Например, запрет или разрешение на продажу земли, запрет или разрешение на займы с процентами. С – внутренняя структура прав собственности, она определяет тип фирмы из множества организационных форм, доступной при данной структуре прав собственности R (корпорация, партнерство). Т – состояние технологии, определяющее технологию при данной организационной форме (при С). R влияет на С.
Пример – социалистическая революция в России.
Определим R: - землю крестьянам (равноправие).
- запрет на найм работников.
- запрет на расширение земли.
- запрет на долгосрочные запасы (излишками снабжать работающих в непроизводственной сфере)
- обязательство продаж государству по низкой закупочной цене.
Следствие такого определения R является сужение организационных форм С; появляется запрет на использование крупной техники, что приводит к снижению эффективности; появляется ненулевой эффект дохода, то есть другие виды деятельности станут прибыльнее, чем сельское хозяйство и произойдет отток крестьян в город, что приведет к замене труда продуктивным досугом. Структура прав собственности R влияет на структуру стимулов (у людей нет стимулов). С трактуется как связка контрактов. Фирма – совокупность контрактов, и строиться на отношениях минимизациях издержек контракта. Эффективность фирмы определяется:
1. неполнотой контракта.
2. информационными издержками.
3. внешними условиями рынка.
Различные организационные формы связаны с различной структурой агентских издержек. В этой связи авторам выделено два типа организаций:
• Закрытые – внутри определяемые фирмой, они ориентированы на себя и слабо завязаны на внешнюю рыночную оценку. К ним относятся ИЧП, партнерства, товарищества, закрытые корпорации.
• Открытые формы - внешне определяемые фирмы. Оценка внутренней эффективности здесь определяется через внешнюю рыночную оценку. К ним относятся открытые корпорации, общества, основанные на взаимности и так далее
33. Кодетерминированная фирма. Проблемы.
Кодетерминированная фирма относиться к особым типам организаций. Кодетерминация – когда остаточный контроль делиться между собственниками и рабочим коллективом одновременно. Больше всего КФ в Германии. В 51 году в Германии был принят закон о кодетерминации, призванный повысить стимулы к производству. Согласно этому закону каждая фирма была кодетерминированна. Однако в Европе попытка кодетерминировать фирмы благополучно провалилась. Проблемы кодетерминации:
1. участие рабочих в совете директоров обуславливает издержки выбора рабочих в этот совет (процедура выбора затратна).
2. возможность формирования коалиции: акционеры + рабочие (рабочие могут лоббировать решения, поддерживая акционеров.)
3. очевидный конфликт интересов рабочего человека, представленного в совете (с одной стороны рабочий, с другой – собственник.)
4. изменяются потоки благосостояния. Кодетерминация перекладывает ответственность за принятые решения на тех агентов, инвестиции которых не являются специфическими. Если принятое решение удачно – выигрывают все, если нет – проигрывают собственники.
5. меняются стимулы оптимального использования интересов. Причины этого – малый временной горизонт рабочих, так как они не заинтересованы в долгосрочных последствиях.
Последствия возникновения проблемы:
Со стороны рабочих:
• Предпочтения финансирования за счет выпуска акций, а не за счет фиксирования долгов – кредитования, а, следовательно, снижаются стимулы к использованию кредитов.
• Трудовой коллектив стремиться ограничить количество занятых на предприятии, а, следовательно, происходит искажение производственных технологий (используются капиталоемкие неэффективные технологии)
• Рабочие могут выбирать неэффективные инвестиционные проекты.