Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:10, шпаргалка
1.Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация в институциональном анализе.
2.Концепция совершенной рациональности и понятие ограниченной рациональности.
...
40. Некоммерческая организация.
41. Общество, основанное на взаимопомощи (mutual).
44. Простая неоклассическая теория контрактного государства Норта.
1.Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация в институциональном анализе.
Институциональная
экономика расширяет
Предпосылки ядра: основополагающие и не изменяются. Их изменение приведет к изменению самой теории.
•Рациональность экономических индивидов. Рациональный индивид может ответить на вопросы:
üКаким набором альтернатив он располагает
üКакая его функция предпочтений
üМожет осуществить выбор.
Выбор рационального индивида не зависит от системы предпочтений
•Способность рациональных индивидов к оптимизационному поведению. Индивид способен решить любую задачу выбора, и все индивиды индивидуалисты. То есть каждый из них максимизирует только свой интерес, не беря в расчет интересы других.
•Стабильность предпочтений. Предпочтения не изменяются, все ситуации однотипны, повторяются во времени и пространстве и поэтому индивиду не надо решать каждый раз оптимизационную задачу. Он просто повторяет выбор в подобной ситуации.
•Установление равновесных ситуаций или близких к ним.
Предпосылки
защитного пояса – более
•Товар является однородным. У него 2 измерения – цена и количество. Но в реальной жизни есть ещё и 3 измерение - качество
•Совершенная (полная) информация, означает, что мы знаем, что получит каждый в результате того или иного исхода. Нам известно все множество последствий. Совершенная информация – мы не только знаем все множество исходов, но и знаем, какой исход реализовался.
•Полная спецификация прав собственности. Влечет за собой издержки по определению прав собственности и по их защите. Часто возникают ситуации, когда издержки по защите прав собственности велики и рациональному индивиду выгодно отказаться от защиты. Эта проблема связана с проблемой открытой собственности – права на эту собственность не специфицированы. Неполная спецификация прав собственности порождает 3 вида неэффективности:
üИздержки коллективных действий
üЧасть издержек переноситься с индивида на общество, что приводит к появлению субоптимальных решений
üСнижаются стимулы инвестиций в собственность.
Неоинституциональная экономическая теория – модификация защитного пояса неоклассической экономической теории, путем включения в анализ информационных и трансакционных издержек и ограничения права собственности. Новая институциональная теория отрицает такой элемент ядра как модель рационального выбора. Веблен критикует принцип рациональности. Коммонс и Коуз зафиксировали некоторую неполноту предпосылок и для компенсации предложили учитывать при анализе факторы неполноты информации, ожидание и влияние коллективных действий и институтов.
2.Концепция совершенной рациональности и понятие ограниченной рациональности.
Одной из предпосылок
естественного поведения
Чем мы поступимся если откажемся от рациональности? Понятно, что совершенно иррациональное поведение, в отличие от рационального не моделируемо. Рациональность означает просто некоторое присутствие логики в наших действиях. Идея отказа от рациональности имеет длинную историю в экономической науке. Существует концепция, заложившая основу современного институционального подхода. Концепция ограниченной рациональности (bounded rationality), предложенной Саймоном. Концепция позволила значительно реалистично модифицировать поведенческие предпосылки неоклассической теории. Основная идея ограниченной рациональности: не то что человек ведет себя рационально, но он стремиться к этому. Через понятие ограниченной рациональности вводиться представление о трансакционных информационных издержках, обусловленных необходимостью вычисления, обработки информации. В жизни люди стремятся вести себя рационально, для чего выбирают некую стратегию поведения. Существуют 3 стратегии:
•Люди закладываются на непредвиденные обстоятельства и, тратя ресурс, оставляют резерв.
•Люди пытаются выявить некие стереотипы поведения и следовать им.
•Люди стремятся
к упрощению условий
Свойства ограниченной рациональности:
•Индивид ограничивается в способностях определить свои цели
•Индивид
не пытается максимизировать
3. Понятие института. Функции координации.
Любой институт - экономический, социальный, культурный - есть, по определению Дугласа Норта, правило игры в обществе.
Координация.Институты, которые призваны решать координационные проблемы, делают это путем создания информационной инфраструктуры и обеспечения доступа к ней всех потенциальных участников отношений. Если один из субъектов знает, как должно вести себя при определенных обстоятельствах, а другой нет, координация может быть нарушена, вследствие чего участники взаимодействия могут понести непроизводительные издержки.
Типичный пример - правила дорожного
движения: водитель, не знающий их, при
пересечении его пути с главной
дорогой может попытаться проехать,
не пропустив поперечно идущий транспорт,
что, в свою очередь, может привести
к столкновению автомобилей. Что
касается системы принуждения, то она
этим институтам не требуется, поскольку
следование правилу является доминантной
стратегией участников отношений, т.е.
это институты
4
Понятие института. Функции
Кооперация.
Конечно, реальные институты достаточно часто направлены на решение проблем координации и кооперации в совокупности. Скажем, во многих ситуациях правила дорожного движения не только помогают разъехаться на узкой дороге, но и ограничивают скорость на отдельных участках дороги. Пример института, который способствует кооперации участников экономических отношений, - контрактное право. Оно содержит ряд правил и положений, ограничивающих их деятельность так, чтобы избежать социально неэффективных результатов. В данном случае без принуждения не обойтись.
5Понятие
института. Функции
Распределение издержек и выгод.
Обеспечив принятие конкретного решения по координации деятельности участников отношений, институт тем самым закрепляет неравенство (или равенство) между ними. Заметим, что лишь в редких случаях участникам отношений безразлично, какое именно равновесие установится в координационной игре. Обычно их предпочтения различны.
Важно подчеркнуть, что на распределение ресурсов, выгод и издержек воздействуют не только те правила, содержанием которых непосредственно является передача благ от одного агента другому (например, налоговое законодательство или правила определения таможенных сборов), но и те, которые прямо не касаются этих вопросов. Например, установление сложных правил выдачи лицензий на занятие определенными видами предпринимательской деятельности может существенно сократить приток в нее начинающих предпринимателей, снизить уровень конкурентности соответствующего рынка, повысить цены на торгуемое на нем благо и в конечном счете перераспределить денежные средства покупателей.
6 Понятие института. Функции институциональной среды.
К функциям,
характеризующим деятельность
Рамочное регулирование.
Как отмечалось
ранее, институты ограничивают доступ
к ресурсам и разнообразие вариантов
их использования, т.е. выполняют функцию
ограничений в задачах принятия
экономических решений. Это позволяет
минимизировать количество конфликтных
ситуаций и добиться более эффективной
координации. Координационный эффект
институтов реализуется через снижение
уровня неопределенности среды, в которой
действуют экономические
Обеспечение
предсказуемости и
Институты выполняют
важнейшую задачу - обеспечивают предсказуемость
результатов определенной совокупности
действий (социальной реакции на эти
действия) и таким образом привносят
в экономическую деятельность устойчивость.
Действительно, если правила строго
выполняются, нет нужды специально
затрачивать усилия на то, чтобы
предугадать, как поведут себя партнеры:
круг их возможных поступков прямо
очерчен действующим
Обеспечение свободы и безопасности.
Институты обеспечивают свободу и безопасность действий в определенных рамках, что исключительно высоко ценится участникам экономических отношений. Совокупность формальных институтов задает рамки, в пределах которых каждый участник отношений свободен в действиях, и его не накажет закон. Неформальные институты определяют рамки, в пределах которых участник отношений свободен в действиях, и его не накажет общественное мнение.
Минимизация затрат на обеспечение сделок.
В интересах участников экономических отношений минимизировать усилия по поиску партнеров, и институты призваны облегчить им эту задачу. Кроме того, институты способствуют выполнению обязательств, взятых на себя участниками.
Характерным примером является институт бумажных денег, который полностью основан на доверии. Действительно, деньги как бумага не имеют собственной ценности, и граждане пользуются ими до тех пор, пока их доверие к государству, эти деньги выпустившему, не утрачено. Другой пример - институт кредита. Человек, желающий получить кредит на развитие собственного бизнеса, знает, что ему нужно, составив бизнес-план, обратиться в банк. Банк, в свою очередь, знает, каким образом оценить план конкретного заемщика, и обладает механизмами мониторинга и контроля за его деятельностью.
Передача знаний.
Передача знаний происходит путем формального или неформального обучения правилам.
Формальные и неформальные институты. Их соотношение и сравнительные преимущества.
Формальные
-в основе формальные правила
-записаны в офиц источниках
-за выполнением чледит опр группа
Неформальные
-неформальные правила
-не закреплены ни в одном официальном источнике
-контроль со стороны членов общества
). 7. Формальные и неформальные институты. Их соотношение и сравнительные преимущества. Определение.
Любой институт – экономический, социальный, культурный – есть, по определению Норта, правило игры в обществе. Институты делятся в свою очередь на:
ü Формальные институты – санкции за их неисполнение носят организованный характер (конституция). Формальные институты напрямую связаны с неформальными институтами. Они могут поддерживать формальные институты, а могут входить с ними в противоречие. Например, вендетта – неформальный институт входит в противоречие с УК.
ü Неформальные институты – они соблюдаются согласно кодексу поведения, нет организованного характера (правило «кровь за кровь» в Италии). Иное их название – мягкие институты – это обычай, то есть традиционно зафиксированный стереотип поведения, который разделяется многими или большинством в группе. Обычай не всегда совпадает с законом. Можно выделить зоны, где:
1. обычай совпадает с законом.
2. обычай нейтрален по отношению к закону, то есть он не противоречит закону. Он просто охватывает такой круг поведения, о котором закон ничего не говорит.
3. обычай не совпадает с законом, то есть он покрывает сферу деятельности, которую закон не разрешает.
8. Понятие экономического института. Основные черты институтов.
По определению Норта институты – правила игры в обществе, некоторые ограничения, которым подчиняются индивиды, действуя в рамках этого общества. Они способствуют минимизации затрат, связанных с контрактными отношениями. По Норту каждый институт имеет 3 определения:
1. формальное правило
2. неформальное правило
3. уровень принуждения к исполнению этого института.
Черты институтов:
1. обеспечивают предсказуемость социальных реакций на наши действия.
2. обеспечивают устойчивость экономической деятельности.
3. институты наследуются благодаря свойственному им процессу обучения.
4. инертность институтов приводит тому, что их трудно изменить. Пример: стандартизация продукции приводит к высоким издержкам при переходе – та же самая клавиатура «QWERTYUIOP{}».