Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:10, шпаргалка

Описание

1.Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация в институциональном анализе.
2.Концепция совершенной рациональности и понятие ограниченной рациональности.
...
40. Некоммерческая организация.
41. Общество, основанное на взаимопомощи (mutual).
44. Простая неоклассическая теория контрактного государства Норта.

Работа состоит из  1 файл

Шпора.docx

— 72.42 Кб (Скачать документ)

34. Фирмы югославского типа. Проблемы.

Эти фирмы  возникли в Югославии в 50-х годах, но уже к 80-м в стране была ужасающая  безработица. Основной чертой является то, что рабочие управляют фирмой в условиях жесткой ограниченности на права собственности. Если актив  куплен фирмой, он все равно поступает  в собственность государства. Ни  сама фирма, не отдельные индивиды не обладают правом собственности на активы, а имеют право лишь на извлечение дохода и решения по его использованию. Из коллектива рабочих выбирают совет, из которого выбирают менеджера (не участвует  в принятии решений). Сточки зрения рабочего:

«+» рабочие  обладают правом на распределение остаточного  дохода – через заработную плату.

«+» рабочие  могут влиять на инвестиционные решения, то есть управлять фирмой.

«-» рабочий, покидая фирму, теряет право на сделанные  им инвестиции.

«-» рабочие  не имеют права передавать свое право  на остаточный доход и управление.

Последствия с точки зрения фирмы:

Оценка  собственности фирмы на рынке  крайне затруднительна (с помощью  механизма цен).

Фирмы могут  принимать неэффективные ценовые  решения, отдаляя выплаты и приближая  отдачу (например, продадим продукцию  сегодня, но  дешевле чем завтра.)

Последствия с точки зрения общества:

«+» высокое  качество продукции (но только по сравнению  с предприятиями социалистического  лагеря), так как они повышают зарплату увеличивая общий продукт.

«-» высокий  уровень безработицы, так как  прибыль распределяется между рабочими, они стремятся не расширять трудовой коллектив, что приводит к неэффективным  технологиям.

«-» высокая  инфляция, так как никто не брал кредиты, что привело к тому, что  банки снизили ставку процента, так  как низка инвестиционная активность.

35. Предприятия в плановой экономике.

 Удобно  рассматривать предприятие в  плановой экономике на примере  предприятия в экономике СССР. В советской экономике  трудно  говорить о фирме  как таковой,  есть обособленная собственность.  Директор обладает  незначительными  полномочиями на уровне распоряжения  собственностью, но не владения. Сверху спускается ассортимент  продукции, финансовый план, поставщики  и потребители. Ресурсы предприятие  получает безвозмездно. Контроль  выполнения плана проверяется  Минфином, Минпланом и партийными организациями.

Особенности советского предприятия:

•  Не платило за основные фонды (нужно было только доказать их необходимость).

•  Ставка заработной платы фиксирована.

• Отпускные и поставочные цены фиксированы.

Отраслевое  министерство не могло  точно определить план, следовательно, оно определяло жесткие рамки плана. В результате, чтобы выполнить план предприятие  вынуждено было экономить на всем. Оппортунизм менеджеров советского предприятия базировался на  использовании  лазеек в жестких рамках плана (примером могут служить кастрюли или гвозди, производство которых определялось количеством тонн, затраченных на них). Планирование от достигнутого приводило  к эффекту храповика (перевыполнить  план совсем чуть-чуть, ровно для  получения премии). Разницу между  реальными средствами  и планом надо было минимизировать. Следствием этого являлось сокрытие даровых  фондов. Что позволяло немного  превышать план и спасало в  ситуации непоставок.

Выделение кредитов не было завязано на кредитоспособность и эффективность предприятия. Это  приводило к мягким бюджетным  ограничениям. Угроза непродления кредита была несостоятельной, так как менеджер знал. Что кредит будет продлен вне зависимости от эффективности. Следовательно, можно было не беспокоиться о возвращении кредита. Эта ситуация привела к проблеме первых коммерческих банков в России.

36. Различные типы фирм и их  анализ с точки зрения теории  трансакционных издержек и теории  прав собственности: ИЧП.

ИЧП – индивидуальное  частное предприятие с неограниченной ответственностью. Собственник отвечает по долгам своим имуществом. В РФ существует 2 варианта ИЧП:

• ИЧП с организацией юридического лица.

• ИЧП без организации юридического лица

«+» ИЧП:

• Отсутствуют агентские издержки, так как собственник сам осуществляет контроль.

• Отсутствует проблема безбилетник, так кА нет кооперативных действий.

«-» ИЧП:

• Проблема горизонта. В каждой фирме каждому человеку свойственен определенный конфликт между типом потребления (функцией потребления У(Х)) и некоей производственной функцией F(Z). И каждый человек должен решить для себя проблему, как увязать функцию потребления (функцию получения дохода). Здесь возможны три вполне законных способа поведения:

1. У наемника У(Х) будут определяться  Х, где Х – его заработная плата.

2. У собственника, имеющего пакет акций компании, Х – вероятность получения гарантированного или ожидаемого дивиденда, некоторого дохода D1…n, где n – количество акций, которыми он владеет.

3. У владельца собственной фирмы Х фактически совпадает с  F(Z), то есть у него функция потребления будет непосредственно связываться (или непосредственно конфликтовать, если хотите), с тем доходом, которым он в данный момент располагает; причем это будет касаться не только прибыли, но и всех фондов его предприятия.

Кроме того, владелец ИЧП в значительной степени  ограничен горизонтом собственных  возможностей (в первую очередь, возможностей жить и работать), что так же лимитирует инвестиции.

• Отсутствие диверсификационнго производства, так как ЧП отрицательно относиться к риску.

• Сложность внешнего финансирования и заимствования по двум причинам: 1). Специфичность человеческого капитала, а инвестиции в специфический капитал трудны;2). Трудно оценить будущие прибыли.

• Очень низкий уровень основного капитала.

 Преимущества  ИЧП лежат в  той сфере  деятельности, где нет отдачи  от масштаба (можно обойтись малыми  предприятиями) и очень высоки  издержки мониторинга.

37. Партнерство или товарищество.

В принципе партнерство  очень похоже на ИЧП, но оно обладает некоторыми особенностями. Среди его  преимуществ, во-первых возможность увеличить масштаб производства. Партнеры сами делают инвестиции. Во- вторых, возможность для каждого из партнеров в какой-то мере диверсифицировать производство. Но функционирование партнерства связано и с некоторыми проблемами. Рассмотрим их:

1. Возникает проблема ответственности за общую собственность. Считается, что в товариществе с К партнерами каждый из них несет ответственность в размере 1/К, но это чистая формальность.

2. Возникает проблема «зайца». Дело в том, что в любом товариществе собственность и менеджмент пока ещё не разделены в достаточной со степени, в силу чего собственники – одновременно и менеджеры. И любой партнер при желании может вести себя по отношению к другим, как «заяц», всячески увиливая от организации работы.

3. Возникает проблема преследования своих интересов тем из партнеров, кого остальные выбрали старшим. Доля старшего партнера уже зафиксирована доля, как он с ней вступил, так и получает ее из совокупного дохода. Но он может за счет других  реализовать какие-то свои интересы, которые не будут связаны с определением его доли.

В отличие  от ИЧП, партнерство в основном, имеет  четко выраженную зону существования. Классическая форма партнерства  – адвокатская контора, аудиторская  фирма, фирма-консультант. Партнерство, как форма, в совершенстве позволяет  решить  следующие проблемы:

• Проблема наследования опыта. Здесь можно очень успешно передавать  опыт, информацию, ведя принятого члена по ступенькам карьеры и наблюдая, как он развивается, прежде чем стать полноправным партнером.

• Проблема марки (если хотите, торговой марки). Партнерство возникает в тех видах деятельности, где очень велика доля такого специфического актива, как человеческий капитал. А в некоторых сферах человеческий капитал является основной составляющей бизнеса. Ту же адвокатскую контору можно пересадить в другой офис, на ее деятельности это не скажется. Но если она лишиться имени одного из партнеров, то тут же потеряет 20-30 клиентов.

Таким образом, партнерство – уникальная форма, основанная на одном факторе –  человеческом капитале. Партнерства  процветают, ибо не нуждаются во внутреннем инвестировании и инвестировании вообще. Вообще партнерства возникают  там, где важная торговая марка.

 

38. Закрытая корпорация.

Как правило, ЗАО образуется тогда, когда некий  лидер приглашает своих знакомых вступить в корпорацию. Для закрытой корпорации характерны:

Принцип ограниченной ответственности (что  позволяет  защитить личное имущество  членов корпорации от риска)

Разделение  на собственников и менеджеров, хотя это разделение с обеих сторон неполное.

 Отсутствие  акций  как таковых, замененных  долями в собственности корпорации, которые формируются просто на  основе личных контактов. Эти  доли не выносятся на организованный  рынок, не оцениваются и не  продаются на рынке.

Очень высокие  трансакционные издержки во внешней, да и во внутренней  оценке ее активов и ее перспектив из-за отсутствия  рыночной торговли долями собственности. 

Свойства  ЗАО:

§ Распределение долей (акций) среди узкого круга лиц. Снижение последствий дефолта за счет: 1) перенесения риска с членов корпорации на внешних кредиторов; 2) акции как таковые отсутствуют, торгуются доли; 3) человек может быть членом нескольких корпораций одновременно.

§ Наличие проблемы общей собственности.

§ Отсутствуют рыночные оценки долей владения и отсутствие рыночной торговли этими долями по причине: 1) высокие трансакционные издержки продажи долей, так как необходимо согласия всех остальных; 2) негативное влияние на решения об инвестициях.

§ Невозможность выхода из закрытой корпорации, так продать доли фактически нереально.

Применимость  закрытой корпорации:

 ЗАО  массово существуют там, где  рынки связаны с большим риском. А это характерно для любых  стран, находящихся в процессе  формирования отношений собственности,  и, в частности, для России.

ЗАО существуют там, где очень важна закрытость до определенного момента. Такая  форма необходима именно в венчурном  бизнесе.

39. Открытая корпорация.

Открытая  корпорация уже достаточно давно  является наиболее широко применимой формой организации бизнеса. В англосаксонском  мире эта форма существует как  основная, начиная с середины 19века, когда она в массовом порядке  втеснила компании, основанные на индивидуальном капитале, и товарищества. Открытая корпорация имеет три основные черты:

• Это общество с ограниченной ответственностью (как и закрытая корпорация).

• Права собственности, доли собственности здесь обезличены (анонимны) и торгуются на специальном организованном рынке (в отличие от закрытой корпорации).

•  Менеджер и собственник здесь полностью разделены; существуют две отдельные, но взаимодействующие между собой группы рынков – рынки для менеджеров и рынки для собственников, - каждая из которых повышает эффективность использования своего фактора и позитивно влияет на эффективность использования другого фактора (процедура найма менеджера собственником достаточно регламентирована).

Особенности корпоративного устройства:  2 проблемы

• Издержки координации очень высоки, так как много собственников,  следовательно, возникает иерархия.

• Конфликт между интересами собственников и менеджеров.

Характерные черты менеджеров:

•  Большая заинтересованность менеджеров в росте и длительном существовании фирмы.

• Стремление к излишним тратам на рабочем месте.

• Стремление к независимости (распоряжение не своим капиталом).

Характернее черты собственника (владельцы акций  и другие кредиторы):

• Излишний риск со стороны владельцев в случае большой по сравнению с активами величины долга (внешний долг чрезвычайно велик по сравнению с активами и, следовательно, собственники принимают рискованные решения).

• Неспособность к инвестициям, недоинвестирования (то есть не вкладываются в собственный бизнес, так как из прибыли выплачиваются дивиденды и не остается денег на инвестиции).

• Угроза банкротства.

40. Некоммерческая организация.

Форма открытой организации, обычно специализирующейся на предоставлении merit goods – товаров, которые ряд людей хотели бы видеть потребляемыми в большом объеме другими людьми. Это, например, прививки, защита от голода, зеленые насаждения, образование и так далее. Заказчики merit goods бывают двух типов:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"