Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:10, шпаргалка
1.Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация в институциональном анализе.
2.Концепция совершенной рациональности и понятие ограниченной рациональности.
...
40. Некоммерческая организация.
41. Общество, основанное на взаимопомощи (mutual).
44. Простая неоклассическая теория контрактного государства Норта.
34. Фирмы югославского типа. Проблемы.
Эти фирмы возникли в Югославии в 50-х годах, но уже к 80-м в стране была ужасающая безработица. Основной чертой является то, что рабочие управляют фирмой в условиях жесткой ограниченности на права собственности. Если актив куплен фирмой, он все равно поступает в собственность государства. Ни сама фирма, не отдельные индивиды не обладают правом собственности на активы, а имеют право лишь на извлечение дохода и решения по его использованию. Из коллектива рабочих выбирают совет, из которого выбирают менеджера (не участвует в принятии решений). Сточки зрения рабочего:
«+» рабочие обладают правом на распределение остаточного дохода – через заработную плату.
«+» рабочие могут влиять на инвестиционные решения, то есть управлять фирмой.
«-» рабочий, покидая фирму, теряет право на сделанные им инвестиции.
«-» рабочие не имеют права передавать свое право на остаточный доход и управление.
Последствия с точки зрения фирмы:
Оценка собственности фирмы на рынке крайне затруднительна (с помощью механизма цен).
Фирмы могут
принимать неэффективные
Последствия с точки зрения общества:
«+» высокое
качество продукции (но только по сравнению
с предприятиями
«-» высокий уровень безработицы, так как прибыль распределяется между рабочими, они стремятся не расширять трудовой коллектив, что приводит к неэффективным технологиям.
«-» высокая инфляция, так как никто не брал кредиты, что привело к тому, что банки снизили ставку процента, так как низка инвестиционная активность.
35.
Предприятия в плановой
Удобно
рассматривать предприятие в
плановой экономике на примере
предприятия в экономике СССР.
В советской экономике трудно
говорить о фирме как таковой,
Особенности советского предприятия:
• Не платило за основные фонды (нужно было только доказать их необходимость).
• Ставка заработной платы фиксирована.
• Отпускные и поставочные цены фиксированы.
Отраслевое министерство не могло точно определить план, следовательно, оно определяло жесткие рамки плана. В результате, чтобы выполнить план предприятие вынуждено было экономить на всем. Оппортунизм менеджеров советского предприятия базировался на использовании лазеек в жестких рамках плана (примером могут служить кастрюли или гвозди, производство которых определялось количеством тонн, затраченных на них). Планирование от достигнутого приводило к эффекту храповика (перевыполнить план совсем чуть-чуть, ровно для получения премии). Разницу между реальными средствами и планом надо было минимизировать. Следствием этого являлось сокрытие даровых фондов. Что позволяло немного превышать план и спасало в ситуации непоставок.
Выделение кредитов не было завязано на кредитоспособность и эффективность предприятия. Это приводило к мягким бюджетным ограничениям. Угроза непродления кредита была несостоятельной, так как менеджер знал. Что кредит будет продлен вне зависимости от эффективности. Следовательно, можно было не беспокоиться о возвращении кредита. Эта ситуация привела к проблеме первых коммерческих банков в России.
36.
Различные типы фирм и их
анализ с точки зрения теории
трансакционных издержек и
ИЧП – индивидуальное
частное предприятие с
• ИЧП с организацией юридического лица.
• ИЧП без организации юридического лица
«+» ИЧП:
• Отсутствуют агентские издержки, так как собственник сам осуществляет контроль.
• Отсутствует проблема безбилетник, так кА нет кооперативных действий.
«-» ИЧП:
• Проблема горизонта. В каждой фирме каждому человеку свойственен определенный конфликт между типом потребления (функцией потребления У(Х)) и некоей производственной функцией F(Z). И каждый человек должен решить для себя проблему, как увязать функцию потребления (функцию получения дохода). Здесь возможны три вполне законных способа поведения:
1. У наемника У(Х) будут определяться Х, где Х – его заработная плата.
2. У собственника, имеющего пакет акций компании, Х – вероятность получения гарантированного или ожидаемого дивиденда, некоторого дохода D1…n, где n – количество акций, которыми он владеет.
3. У владельца собственной фирмы Х фактически совпадает с F(Z), то есть у него функция потребления будет непосредственно связываться (или непосредственно конфликтовать, если хотите), с тем доходом, которым он в данный момент располагает; причем это будет касаться не только прибыли, но и всех фондов его предприятия.
Кроме того, владелец ИЧП в значительной степени ограничен горизонтом собственных возможностей (в первую очередь, возможностей жить и работать), что так же лимитирует инвестиции.
• Отсутствие диверсификационнго производства, так как ЧП отрицательно относиться к риску.
• Сложность внешнего финансирования и заимствования по двум причинам: 1). Специфичность человеческого капитала, а инвестиции в специфический капитал трудны;2). Трудно оценить будущие прибыли.
• Очень низкий уровень основного капитала.
Преимущества ИЧП лежат в той сфере деятельности, где нет отдачи от масштаба (можно обойтись малыми предприятиями) и очень высоки издержки мониторинга.
37. Партнерство или товарищество.
В принципе партнерство очень похоже на ИЧП, но оно обладает некоторыми особенностями. Среди его преимуществ, во-первых возможность увеличить масштаб производства. Партнеры сами делают инвестиции. Во- вторых, возможность для каждого из партнеров в какой-то мере диверсифицировать производство. Но функционирование партнерства связано и с некоторыми проблемами. Рассмотрим их:
1. Возникает проблема ответственности за общую собственность. Считается, что в товариществе с К партнерами каждый из них несет ответственность в размере 1/К, но это чистая формальность.
2. Возникает проблема «зайца». Дело в том, что в любом товариществе собственность и менеджмент пока ещё не разделены в достаточной со степени, в силу чего собственники – одновременно и менеджеры. И любой партнер при желании может вести себя по отношению к другим, как «заяц», всячески увиливая от организации работы.
3. Возникает проблема преследования своих интересов тем из партнеров, кого остальные выбрали старшим. Доля старшего партнера уже зафиксирована доля, как он с ней вступил, так и получает ее из совокупного дохода. Но он может за счет других реализовать какие-то свои интересы, которые не будут связаны с определением его доли.
В отличие от ИЧП, партнерство в основном, имеет четко выраженную зону существования. Классическая форма партнерства – адвокатская контора, аудиторская фирма, фирма-консультант. Партнерство, как форма, в совершенстве позволяет решить следующие проблемы:
• Проблема наследования опыта. Здесь можно очень успешно передавать опыт, информацию, ведя принятого члена по ступенькам карьеры и наблюдая, как он развивается, прежде чем стать полноправным партнером.
• Проблема марки (если хотите, торговой марки). Партнерство возникает в тех видах деятельности, где очень велика доля такого специфического актива, как человеческий капитал. А в некоторых сферах человеческий капитал является основной составляющей бизнеса. Ту же адвокатскую контору можно пересадить в другой офис, на ее деятельности это не скажется. Но если она лишиться имени одного из партнеров, то тут же потеряет 20-30 клиентов.
Таким образом, партнерство – уникальная форма, основанная на одном факторе – человеческом капитале. Партнерства процветают, ибо не нуждаются во внутреннем инвестировании и инвестировании вообще. Вообще партнерства возникают там, где важная торговая марка.
38. Закрытая корпорация.
Как правило, ЗАО образуется тогда, когда некий лидер приглашает своих знакомых вступить в корпорацию. Для закрытой корпорации характерны:
Принцип ограниченной ответственности (что позволяет защитить личное имущество членов корпорации от риска)
Разделение на собственников и менеджеров, хотя это разделение с обеих сторон неполное.
Отсутствие
акций как таковых,
Очень высокие трансакционные издержки во внешней, да и во внутренней оценке ее активов и ее перспектив из-за отсутствия рыночной торговли долями собственности.
Свойства ЗАО:
§ Распределение долей (акций) среди узкого круга лиц. Снижение последствий дефолта за счет: 1) перенесения риска с членов корпорации на внешних кредиторов; 2) акции как таковые отсутствуют, торгуются доли; 3) человек может быть членом нескольких корпораций одновременно.
§ Наличие проблемы общей собственности.
§ Отсутствуют рыночные оценки долей владения и отсутствие рыночной торговли этими долями по причине: 1) высокие трансакционные издержки продажи долей, так как необходимо согласия всех остальных; 2) негативное влияние на решения об инвестициях.
§ Невозможность выхода из закрытой корпорации, так продать доли фактически нереально.
Применимость закрытой корпорации:
ЗАО
массово существуют там, где
рынки связаны с большим
ЗАО существуют там, где очень важна закрытость до определенного момента. Такая форма необходима именно в венчурном бизнесе.
39. Открытая корпорация.
Открытая корпорация уже достаточно давно является наиболее широко применимой формой организации бизнеса. В англосаксонском мире эта форма существует как основная, начиная с середины 19века, когда она в массовом порядке втеснила компании, основанные на индивидуальном капитале, и товарищества. Открытая корпорация имеет три основные черты:
• Это общество с ограниченной ответственностью (как и закрытая корпорация).
• Права собственности, доли собственности здесь обезличены (анонимны) и торгуются на специальном организованном рынке (в отличие от закрытой корпорации).
• Менеджер и собственник здесь полностью разделены; существуют две отдельные, но взаимодействующие между собой группы рынков – рынки для менеджеров и рынки для собственников, - каждая из которых повышает эффективность использования своего фактора и позитивно влияет на эффективность использования другого фактора (процедура найма менеджера собственником достаточно регламентирована).
Особенности корпоративного устройства: 2 проблемы
• Издержки координации очень высоки, так как много собственников, следовательно, возникает иерархия.
• Конфликт между интересами собственников и менеджеров.
Характерные черты менеджеров:
• Большая заинтересованность менеджеров в росте и длительном существовании фирмы.
• Стремление к излишним тратам на рабочем месте.
• Стремление к независимости (распоряжение не своим капиталом).
Характернее черты собственника (владельцы акций и другие кредиторы):
• Излишний риск со стороны владельцев в случае большой по сравнению с активами величины долга (внешний долг чрезвычайно велик по сравнению с активами и, следовательно, собственники принимают рискованные решения).
• Неспособность к инвестициям, недоинвестирования (то есть не вкладываются в собственный бизнес, так как из прибыли выплачиваются дивиденды и не остается денег на инвестиции).
• Угроза банкротства.
40. Некоммерческая организация.
Форма открытой организации, обычно специализирующейся на предоставлении merit goods – товаров, которые ряд людей хотели бы видеть потребляемыми в большом объеме другими людьми. Это, например, прививки, защита от голода, зеленые насаждения, образование и так далее. Заказчики merit goods бывают двух типов: