Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 14:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Экономика".
1. Эк-ка (гр. ойкос–дом,хоз-во;номос–закон) – букв правила ведения дом хоз-ва.
Экономика – общественная наука,которая описывает и анализирует выбор об-ва при ограниченных ресурсах для удовл потребностей.
Экон. теория – общ. наука, которая изучает поведение людей и отдельных групп в процессе произв. деят-ти, распределения, обмена и потребления мат. благ, в целях удовл потребностей при огр. рес-ах, что порождает конкуренцию.
Экон теория – это база всех экон наук, вкл в себя: Историко-экономич науки(история экономики, ист эк учения); Экономико-аналитические науки(статистика, эк-математ методы); Особые экон формы(финансы, бухучет, маркетинг, аудит); Конкретные экон науки (экономика предприятия, эк отрасли, нац экономика, мировая эк).
Предметом эк теории
являются произв отношения между
людьми, которые складываются в процессе
поиска или наиболее эффективных
путей использования
Экономические категории – абстракции общественных отношений производства.
Эк катеории
бывают: глубинными (стоимость), поверхностными
(цена), абстрактными(прибавочная
Экономич законы
– это повторяющиеся, устойчивые
причинно-следственные связи и отношения
между экономич явлениями. Они носят
историч хар-р, отражают развитие общ
жизни, хоз деят-ти людей.
2.
Метод – совокупность приемов и операций теор и практич исследования экон явлений.
Методология – общий подход к изучению экон явлений, основанный на особых принципах построения и способах познания.
Методы: 1.Диалектический метод – исследование фактов, эпизодов , событий позволяет понять их смысл и содержание, внутреннюю логическую связь между ними, а также направления развития самой экономич системы. 2.метод научных абстракций - отвлечение предмета исследования от всего второстепенного и выявление сущности
3.анализ (рассматривание отдельных частей единого целого) и синтез (объед отдельно исследуемых объектов в единое целое)
4.индук (умозакл, базирующееся на обобщении единичных фактов) и дедукция (применение общ положений к частным случаям)
5.моделирование - формализованное описание с помощью функций, графиков эк процессов или явлений, отражающие главные его характеристики без второстепенных.
6.единство исторического и логического, т.е. логика развития исследуемых явлений с анализом конкретных ист событий.
7.Метод эксперимента – изучение, исслед эк явлений и процессов путем их воспризведения, моделирования в искусственных или естественных условиях.
8. Проверка
практикой – является критерием истинности
эк знаний и хоз решений.
3. Микроэкономика – теория, изучающая экон процессы на уровне отдельного предприятия.
Макроэкономика – раздел экономики, изучающий крупномасштабные экон явления, такие как инфляция, безработица, занятость, эк рост и т.д.
Микроэк – рассматривается поведение, эк жизнь домохозяйств и отдельных фирм.Осн объектом явл конкр товаропроизводитель.
Мезоэкономика
– рассм поведение отд
Макроэкономика
– рассм поведение или
Метаэкономика – рассм поведение или функц-е мировой экономики в целом.
Функции эк-ки:
1)Познавательная – изучает все многообр эк. процессов и явлений и дает им науч. объяснение
2)Практическая
- дает практические
3)Прогностическая - делает возм. предвидение краткосрочного и долгосрочного экон. развития.
4)Образовательная - позволяет формировать экон. культуру и владеть ею.
5) Методологическая
- является теор и метод основой
всей системы эк-ких наук.
4.
Совр эк наука – рез-т экон мысли разных эпох, каждая их к-рых привносила свои наблюдения, понятия, теории. Можно выделить три этапа: экономия, полит экономия и экономикс (ЭТ).
1 этап. Предст
идеями древневост об-в и
1ый этап представлен
также идеями средневек ученых
– схоластов, к-рым присущ
В России эк мысль Средневек предст Сводом з-нов Киевского гос-ва «Русская правда», связ с именем Влад Мономаха, Даниила Заточника, Ермолая Еразма.
2ой этап. Предст меркантилизмом, физиократией и класс школой политэкономии.
- Меркантелизм (Манн, Стаффорд, Монкретьен, Посошков)
Ист богатства считали внеш торговлю, целью гос-ва – увеличение кол-ва золота в стране.
- Физиократия
(Петти, Буагильбер)Ист
- Класс школа
политэкономии (Смит, Маркс, Энгельс)Происх
распр мануфактур и
3ий этап. Рождение термина «экономикс» связано с им Маршалла, создавшего теорию цены, в основу к-рой был положен маржинализм.
Революцию в
ЭТ произвело появление «
Явление стагфляции (одновр безработицы и инфл) стало причиной разочарования в кейнсианстве.
Начали появляться другие теории
- Экономика предложения
(акцент на предл товаров и услуг)
- Монетаризм
(рынок – саморег
система, выст против вмеш гос-
- Новая классика
(гипотеза о рац ожиданиях)
- Теория общ выбора
(анализ процесса принятия прав-вом решений)
Развитие ЭТ
шло бурно, сущ мн-во подходов. В
совр ЭТ нет единственно верной ЭТ.
Наиболее верное знание м.быть получено
в процессе синтеза подходов.
6.
Экономическая система – совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе.
Эк сист вкл в себя след элементы: технико-экономические (произв силы), соц-эконом (произв отн), ресурсы(трудовые,природные), общ разделение труда, процесс труда и его моменты, произв возм-ти,эф производства.
Признаки класс-ии эк сист:
1.Форма собст-ти
на эк рес-сы и рез-ты хоз
деят-ти. 2. Способ рег-я эк деятельностью.
3. Орг формы деят-ти(виды
7.Экономическая система – это совокупность взаимосв эк эл-тов, обр эк стр-ру об-ва, единство отношений, складывающихся по поводу произв-ва, распр, обмена и потребления экономических благ.
Традиционная
эк система – способ организации
эк жизни, при котором земля и
капитал находятся в общем
владении временно, а ограниченные
рес-сы распределяются в соотв с
длительно существующими
Административно-командная
– способ организации эк жизни, при
котором капитал и земля
Рыночная –
способ орг эк жизни, при котором
капитал и землянаход в собственности
отдельных лиц, которые и принимают
все хоз решения, а огр рес-сы
распр с помощью рынка.Наличие
неприкосновен частной
Смешанная –
способ орг эк жизни, при котором
зем и кап находятся в частной
собственности, а распред рес-ов
осуществляется как рынками, так
и при значительном участии гос-ва.
Формы гос вмешательства: Законодат
деят-ть, в рамках которой гос-во
обеспечивает выполнение эк и гражд
законов; Обеспечение незащищ слоев
населения пакетом соц
8. Нужда – ощущение человека в нехватке, в необходимисти чего-либо.
Потребность – мечта, реализованная в специфич форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Первичные: еда, питье, одежда, жилье, потр в безоп и защищенности. Вторичные: образование, искусство, развлечения т.е. духовные, интеллект потребности.
Потребность руководит действиями чела в целях достижения удовлетворения. Это толкает чела к произв деят-ти. Производство – процесс изготовления, создания эк благ, услуг, необходимых потребителям и способных быть проданными по опр цене.
Блага – ср-ва,
с помощью которых удовл
Услуги –
вид трудовой деят-ти, который не
воплощается в мат продукте, но
создает условия для неоср
удовлетворения личных и общ потребностей.
9.Труд – целесообразная деят-ть чела, направленная на создание духовных и мат благ, необходимых для существования чела и об-ва в целом.
Рабочая сила – способность чела трудиться, т.е. совокупность физ и духовных сил, которыми обладает личность.
Предмет труда – то, над чем чел совершает усилие для получения необходимых ему благ(нефть, газ, руда).
Средства труда – то, чем чел воздействует на предметы труда, создавая готовый продукт.
Предметы и ср-ва труда вместе составляют средства производства. Средства производства и раб сила составляют производительные силы. Производственная деят-ть носит коллективный характер, потому в процессе труда люди вступают в производственные отношения, которые складываются помимо их воли желания и, следовательно, носят объективный хар-тер.
Производство – целесообразная деят-ть людей направленная на удовл их потребностей.
Воспроизводство
– непрерывный процесс, протекающий
в постоянном повторении и возобновлении
потребляемых товаров.
10.В процессе
выбора, как общество, так и отдельный
чел сталкивается с необх ответить на
три главные вопроса: ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ?
Чел определяет цель своей деят-ти и стремится
по возможности её конкретизировать, т.е.
определяет какие блага и в каком кол-ве
он хотел бы получать. КАК ПРОИЗВОДИТЬ?
На этом этапе чел выбирает инструмент
достижения поставленной цели, определяя
необх для этого рес-сы и технологию производства.
ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? Решая данную проблему,
опр кому достанутся произведенные блага
и в каком кол-ве ими будут располагать
потребители. И далее логически вытекает
еще один вопрос КОГДА? Чел определяет
в какой период времени следует осуществлять
производство рассматриваемых благ.
11. Ограниченность ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства благ, вынуждает делать выбор ресурсов с позиции их наиболее экономного использования определяет альтернативность их использования. Поэтому надо выбирать, какие экономич блага надо производить, какое кол-во их необходимо и от производства каких следует отказаться.