Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 14:51, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

ekonomika.docx

— 274.32 Кб (Скачать документ)

1. Эк-ка (гр. ойкос–дом,хоз-во;номос–закон) – букв правила ведения дом хоз-ва.

Экономика –  общественная наука,которая описывает  и анализирует выбор об-ва при  ограниченных ресурсах для удовл  потребностей.

Экон. теория –  общ. наука, которая изучает поведение  людей и отдельных групп в  процессе произв. деят-ти, распределения, обмена и потребления мат. благ, в  целях удовл потребностей при  огр. рес-ах, что порождает конкуренцию.

Экон теория – это база всех экон наук, вкл  в себя: Историко-экономич науки(история  экономики, ист эк учения); Экономико-аналитические  науки(статистика, эк-математ методы); Особые экон формы(финансы, бухучет, маркетинг, аудит); Конкретные экон науки (экономика  предприятия, эк отрасли, нац экономика, мировая эк).

Предметом эк теории являются произв отношения между  людьми, которые складываются в процессе поиска или наиболее эффективных  путей использования ограниченных производственных ресурсрв в целях  удовл личных и общественных потребностей.

Экономические категории – абстракции общественных отношений производства.

Эк катеории бывают: глубинными (стоимость), поверхностными (цена), абстрактными(прибавочная стоимость), конкретными(прибыль, процент, рента).

Экономич законы – это повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи и отношения  между экономич явлениями. Они носят  историч хар-р, отражают развитие общ  жизни, хоз деят-ти людей. 
 

2.

Метод – совокупность приемов и операций теор и практич  исследования экон явлений.

Методология –  общий подход к изучению экон явлений, основанный на особых принципах построения и способах познания.

  Методы: 1.Диалектический метод – исследование фактов, эпизодов , событий позволяет понять их смысл и содержание, внутреннюю логическую связь между ними, а также направления развития самой экономич системы. 2.метод научных абстракций - отвлечение предмета исследования от всего второстепенного и выявление сущности

3.анализ (рассматривание отдельных частей единого целого) и синтез (объед отдельно исследуемых объектов в единое целое)

4.индук (умозакл, базирующееся на обобщении единичных фактов) и дедукция (применение общ положений к частным случаям)

5.моделирование - формализованное описание с помощью функций, графиков эк процессов или явлений, отражающие главные его характеристики без второстепенных.

6.единство исторического и логического, т.е. логика развития исследуемых явлений с анализом конкретных ист событий.

7.Метод эксперимента – изучение, исслед эк явлений и процессов путем их воспризведения, моделирования в искусственных или естественных условиях.

8. Проверка практикой – является критерием истинности эк знаний и хоз решений. 
 

3. Микроэкономика – теория, изучающая экон процессы на уровне отдельного предприятия.

Макроэкономика  – раздел экономики, изучающий крупномасштабные экон явления, такие как инфляция, безработица, занятость, эк рост и т.д.

Микроэк – рассматривается  поведение, эк жизнь домохозяйств и  отдельных фирм.Осн объектом явл  конкр товаропроизводитель.

Мезоэкономика – рассм поведение отд подсистем  нац экономики или отраслей народного  хоз-ва.

Макроэкономика  – рассм поведение или функционирование нац экон системы в целом.

Метаэкономика – рассм поведение или функц-е  мировой экономики в целом.

Функции эк-ки:

1)Познавательная  – изучает все многообр  эк. процессов и явлений и дает  им  науч. объяснение

2)Практическая - дает практические рекомендации  и советы для выработки экон  политики эффективного управления  произв-ва на различных уровнях.

3)Прогностическая  - делает возм. предвидение краткосрочного  и долгосрочного экон. развития.

4)Образовательная  - позволяет формировать экон. культуру  и владеть ею.

5) Методологическая - является теор и метод основой  всей системы эк-ких наук. 
 

4.

Совр эк наука  – рез-т экон мысли разных эпох, каждая их к-рых привносила свои наблюдения, понятия, теории. Можно выделить три  этапа: экономия, полит экономия и  экономикс (ЭТ).

1 этап. Предст  идеями древневост об-в и античного  мира. Эк-ка возникла в ант об-ве  как наука о дом хоз-ве. Термин  впервые предл Ксенофонтом. Исход  позиции совр науки сформ Платон, Аристотель.

1ый этап представлен  также идеями средневек ученых  – схоластов, к-рым присущ богословский  характер (Фома Аквинский, Кальвин).

В России эк мысль  Средневек предст Сводом з-нов Киевского  гос-ва «Русская правда», связ с именем Влад Мономаха, Даниила Заточника, Ермолая  Еразма.

2ой этап. Предст  меркантилизмом, физиократией и  класс школой политэкономии.

- Меркантелизм (Манн, Стаффорд, Монкретьен, Посошков)

Ист богатства  считали внеш торговлю, целью гос-ва – увеличение кол-ва золота в стране.

- Физиократия  (Петти, Буагильбер)Ист прироста  кап считали земледелие, пытались  свести стоимость к труду.

- Класс школа  политэкономии (Смит, Маркс, Энгельс)Происх  распр мануфактур и становление  машинного произв-ва. Ист богатства  считают сферу произв-ва. Родоначальником  явл Смит. Благодаря иссл Маркса  и Энгельса полит экономия  стала рассм как наука, изучающая  произв отношения последовательно  сменяющихся формаций.

3ий этап. Рождение  термина «экономикс» связано  с им Маршалла, создавшего теорию  цены, в основу к-рой был положен  маржинализм.

Революцию в  ЭТ произвело появление «кейнсианства». Оно поставило в центр проблемы макроанализа.

Явление стагфляции (одновр безработицы и инфл) стало  причиной разочарования в кейнсианстве.

Начали появляться другие теории

- Экономика  предложения

(акцент на  предл товаров и услуг)

- Монетаризм

(рынок – саморег  система, выст против вмеш гос-ва  в эк-ку)

- Новая классика

(гипотеза о  рац ожиданиях)

- Теория общ  выбора

(анализ процесса  принятия прав-вом решений)

Развитие ЭТ шло бурно, сущ мн-во подходов. В  совр ЭТ нет единственно верной ЭТ. Наиболее верное знание м.быть получено в процессе синтеза подходов. 
 

6.

Экономическая система – совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе.

Эк сист вкл  в себя след элементы: технико-экономические (произв силы), соц-эконом (произв отн), ресурсы(трудовые,природные), общ разделение труда, процесс труда и его  моменты, произв возм-ти,эф производства.

Признаки класс-ии эк сист:

1.Форма собст-ти  на эк рес-сы и рез-ты хоз  деят-ти. 2. Способ рег-я эк деятельностью. 3. Орг формы деят-ти(виды предприятий) 4. Эк связи между хоз субъетами. 
 

7.Экономическая  система – это совокупность взаимосв эк эл-тов, обр эк стр-ру об-ва, единство отношений, складывающихся по поводу произв-ва, распр, обмена и потребления экономических благ.

Традиционная  эк система – способ организации  эк жизни, при котором земля и  капитал находятся в общем  владении временно, а ограниченные рес-сы распределяются в соотв с  длительно существующими традициями.

Административно-командная  – способ организации эк жизни, при  котором капитал и земля находятся  в собственности гос-ва, которое  и распределяет все ограниченные рес-сы. Она характеризуется следующим : отсутствие частной собственности  и частного предпринимательства; все  эк решения принимаются гос органами; распределение рес-ов происходит на основе долговрем приоритетов; отсутствие условий конкуренции определяет замедленный процесс развития НТП;  соц обеспечение граждан(беспл  обр, жильё, мед).

Рыночная –  способ орг эк жизни, при котором  капитал и землянаход в собственности  отдельных лиц, которые и принимают  все хоз решения, а огр рес-сы распр с помощью рынка.Наличие  неприкосновен частной србственности; хоз инициатива(предприним-во); разделение труда.

Смешанная –  способ орг эк жизни, при котором  зем и кап находятся в частной  собственности, а распред рес-ов осуществляется как рынками, так  и при значительном участии гос-ва. Формы гос вмешательства: Законодат  деят-ть, в рамках которой гос-во обеспечивает выполнение эк и гражд  законов; Обеспечение незащищ слоев  населения пакетом соц гарантий; Поддержание развивающихся или  высокозатратных, но необходимых об-ву отраслей эк-ки; Проведение политики макроэк  стабилизации. 
 

8. Нужда – ощущение человека в нехватке, в необходимисти чего-либо.

Потребность –  мечта, реализованная в специфич форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Первичные: еда, питье, одежда, жилье, потр в безоп и защищенности. Вторичные: образование, искусство, развлечения  т.е. духовные, интеллект потребности.

Потребность руководит  действиями чела в целях достижения удовлетворения. Это толкает чела к произв деят-ти. Производство –  процесс изготовления, создания эк благ, услуг, необходимых потребителям и способных быть проданными по опр  цене.

Блага – ср-ва, с помощью которых удовл потребности. Экономические: природные, людские  рес-сы. Рес-сы, производимые челом и  используемые дя производства новых  товаров и услуг. Неэкономические: имеются в огранич масштабах. Материальные: созданные вещи, товары или продукция, которую можно  ощутить. Нематериальные: то, что невозможно ощутить.

Услуги –  вид трудовой деят-ти, который не воплощается в мат продукте, но создает условия для неоср  удовлетворения личных и общ потребностей. 
 

9.Труд  – целесообразная деят-ть чела, направленная на создание духовных и мат благ, необходимых для существования чела и об-ва в целом.

Рабочая сила –  способность чела трудиться, т.е. совокупность физ и духовных сил, которыми обладает личность.

Предмет труда  – то, над чем чел совершает  усилие для получения необходимых  ему благ(нефть, газ, руда).

Средства труда  – то, чем чел воздействует на предметы труда, создавая готовый продукт.

Предметы и  ср-ва труда вместе составляют средства производства. Средства производства и раб сила составляют производительные силы. Производственная деят-ть носит коллективный характер, потому в процессе труда люди вступают в производственные отношения, которые складываются помимо их воли желания и, следовательно, носят объективный хар-тер.

Производство  – целесообразная деят-ть людей  направленная на удовл их потребностей.

Воспроизводство – непрерывный процесс, протекающий  в постоянном повторении и возобновлении  потребляемых товаров. 
 

10.В процессе выбора, как общество, так и отдельный чел сталкивается с необх ответить на три главные вопроса: ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? Чел определяет цель своей деят-ти и стремится по возможности её конкретизировать, т.е. определяет какие блага и в каком кол-ве он хотел бы получать. КАК ПРОИЗВОДИТЬ? На этом этапе чел выбирает инструмент достижения поставленной цели, определяя необх для этого рес-сы и технологию производства. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? Решая данную проблему, опр кому достанутся произведенные блага и в каком кол-ве ими будут располагать потребители. И далее логически вытекает еще один вопрос КОГДА? Чел определяет в какой период времени следует осуществлять производство рассматриваемых благ. 
 

11. Ограниченность ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства благ, вынуждает делать выбор ресурсов с позиции их наиболее экономного использования определяет альтернативность их использования. Поэтому надо выбирать, какие экономич блага надо производить, какое кол-во их необходимо и от производства каких следует отказаться.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"