Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 14:51, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

ekonomika.docx

— 274.32 Кб (Скачать документ)

Виды  прибыли: Предельный доход – представляет собой прирост прибыли в расчете на одну един-цу прироста доп продукции.

В условиях совершенной  конкуренции предельный доход равен  цене MR=P, Несовершенной предельный доход меньше цены. Поведение фирмы определяется сопоставлением MR=MC.

В долгоср периоде  на рынке возможны три ситуации: 1. MR>MC – фирма расширяет свое произ-во и увеличивает объем продаж. 2. MR=MC – прибыль достигает своего максимума, выпуск продукции становится стабильным. 3. MR<MC – производство убыточно.

Конкурентная  борьба – экономическое соперничество товаропроизводителей за долю рынка и прибыли в процессе реализации индивид интересов. Конкуренция осущ в целях получения доп прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам произ-ва и реализации товаров, посредством привлечения большего числа потребителей. Виды конкур: Ценовая – борьба между товаропроизв за получение доп прибыли путем уменьшения издержек пр-ва и соответственно снижение цен на продукцию без изменений ее ассортимента и качества. Неценовая – техническое совершенствование товара, создание товаров, реклама, послепродажное техническое обслуж-е.  
 

30. Конкурентная структура  рынка. Критерии  анализа.

Рыночная структура  – внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов  рынка. Критерии рын стр-ры: 1. Количество фирм в отрасли – описывает не столько кол-во функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимосвязи между ними. 2. Характер производимого продукта: однородная продукция – если покупатель не отдает предпочтение какой-либо фирменной марке и воспринимают все товары отрасли как абсолютно совершенные заменители. Дифференцированная – если они являются несовершенными заменителями.

Разница в товарах  может быть реальной – по техническим хар-кам, качеству и т.д. или мнимой – упаковке, рекламе и фирменной марке.

Товар становится уникальным когда у него вообще нет заменителей на рынке. 3.Степень влияния фирмы на рыночные цены, или монопольная власть фирмы. На рынке действуют множество фирм, каждая из кот производит продукцию, отличающуюся от других. На рынке несовершенной конкур каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать высокую цену и получать прибыль.

Монопольная рыночная власть – возможность для фирмы воздействовать на цены продукции с целью повышения прибыли увеличивая или сокращая объем продаж. Факторы, влияющие на величину мон власти: 1. Количество фирм-конкурентов на рынке, 2. Поведение фирм на рынке, 3. Тактика и стратегия поведения самой фирмы.

Измерить степень  мон власти можно используя показатели: Индекс Херфиндаля-Хиршмана – данный показатель представляет собой долю продукции каждой фирмы в общем  объеме продукции.  , где S – доля того, предприятия в общем выпуске отрасли, возведенная в квадрат, при этом S1>S2>S3>…>Sn. У какой фирмы % больше, та и обладает большей мон властью.

Индекс Лернера  – позволяет оценить долю мон  власти оценивая разрыв между ценой  на продукт и предельными издержками его произ-ва. , МС – пред изд.

Чем больше разрыв между Р и МС, тем больше степень  мон власти. МС часто заменяется на АТС.

4. Возможность  входа на рынок для новых  фирм и издержки выхода из  бизнеса. Определяется наличием  в отрасли барьеров. Искусственные:  1. Предоставление ограниченному числу предпринимат лецензий на какой-либо вид д-ти. 2. Различного рода гос ограничения. 3. Международное торговое ограничение. 4.Нормативно-правовая база, регул д-ть рынка.

Естественные: 1. Эффект масштаба произ-ва, 2. Дифференциация прибыли, 3. Финансовые барьеры в  виде крупных нач капиталов, 4.сложность  продукции, 5.предпочтения покупателей  уже существующей торговой марки. 6. Более низкие издержки произ-ва у  предприятий по сравнению с новыми. 
 

31. Совершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция  – фирмы не оказывают влияние  на рынок своей продукции, существует свободный вход и выход на рынок.

Несовершенная конкуренция – фирмы могут  воздействовать на условия реализации товара и соотв. ведут конкурентную борьбу; вход ограничен.

К рынкам несовершенной  конкуренции относят:

-монополистическая  конкуренция;

- монополия

-олигополия

Рынок совершенной  конкуренции – характеризуется  наличием большого количества фирм производителей, независимых друг от друга.

Признаки совершенной  конкуренции:

- кол-во субъектов  на рынке неограниченно велико, а их удельный вес относительно  отрасли крайне мал.

- продукция фирм  однородна

- отсутствует  сговор между продавцами или  покупателями, но рыночная цена  является результатом действия  всех продавцов

- свобода входа   выхода на рынок

- знание всех  субъектов рынка о ценах и  товарах. 
 

32. Монополистическая  конкуренция.

Это конкуренция  с некоторой монопольной властью, которая наблюдается когда на рынке конкурируют множество  продавцов, реализующие близкие  но несовершенные товарозаменители.

Признаки:

-количество  субъектов на рынке неограниченно  велико

-фирмы предлагают  дифференцированный товар

-исключена возможность  сговора

-вход на рынок  является достаточно свободным,  но имеются некоторые ограничения  (сложность продукции, предпочтения  покупателей, дифференцирование  прибыли)

-используются  методы ценовой конкуренции.

Монополистическая конкуренция наиболее полно соответствует  интересам покупателей.

Примерами рынков монополистической конкуренции  являются: рынки моющих средств, личной гигиены, продовольствия и одежды. 
 

33. понятие и виды  чистой монополии

Монополия –  исключительной право на какой либо вид экономической деятельности, которое принадлежит одному лицу или государству.

Виды:Естественная – одна фирма обеспечивает весь рыночный спрос при меньших издержках. Искусственная – возникает на основе сговора или подавления конкурентов. Случайная – результат ограниченного  во времени превышения спроса над  предложением

 Признаки: 1. отрасль представлена одним производителем

2. выпускаемый  продукт уникален по своим  свойствам и для него не  существует близких заменителей. 3. большая степень монопольной  власти

4. сущ-ют барьеры  (лицензия, авторские права, собственность  на ресурсы, полож. эффект масштаба, нелегальные методы борьбы с  конкуренцией) 5. используются методы  ценовой конкуренции. 

Минусы:

1.Экономические  ресурсы используются нерационально,  общество получает только предлагаемую  монополией продукцию

2. ограничение  объема производства, установление  более высокой цены

3. отсутсвие  стимулов к внедрению новых  технологий

Ценовая дискриминация  – практика установления разных цен  на различные единицы того или  иного товара для одного или разных покупателей.

Степени:

1. Каждая единица  товара продается по цене спроса

2. Цена различается  в зависимости от объема покупки

3. Разделение  покупателей на группы. 
 

34. Рынок олигополии  и его характеристики

Олигополия –  рыночная структура, при которой  большая часть производства и  продаж осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предпринимателей. Признаки:

-небольшое кол-во  крупных фирм продавцов на  рынке

-продукция может  быть однородной и разнородной

-степень монопольной  власти больше чем при совершенной  и монопольной конкуренции, но  меньше чем при чистой монополии

-возможности  входа на рынок разнообразны: от блокированного до свободного

-используются  методы ценовой и неценовой  конкуренции

Модели:

1.Кооперированая  олигополия – фирмы согласующие  свое поведение посредством сговора  и др. способами

2.Некооперированая  – фирмы определяют объем выпуска  и цены независимо от других  на свой страх и риск.

Базовые модели:

1. Модель Дуополии  Курно (обе фирмы стремятся  к максимизации прибыли, но  вынуждены учитывать в своей  деятельности объемы выпуска  фирмы – конкурента, т.к чрезмерные  поставки могут привести к  обвалу рыночной цены. В условиях  когда сговор невозможен, оба  производителя должны корректировать  объем производства исходя из  поставок другой фирмы).

2. Модель стратегии  наименьших потерь (при определении  своей стратегии фирма оценивает  вероятные прибыли и убытки, которые  будут зависеть от того какие  стратегии выберет конкурент).

3. Модель Картеля  (Картель – формирующаяся организация  продавцов в целях ограничения  отдельных сил на рынке и  получающих ее участниками монопольно  высокой прибыли путем сговора.  Картель предполагает соглашение  относительно изменения установленных  цен, разделов рынка сбыта,  квот производства и сбыта,  обмена информацией).

4. Модель ценового  лидерства (Одна из фирм получает  признанный другой фирмой статус  ценового лидерства, который регулирует  цену продукции, а все остальные  следуют за ней). 
 

35.Капитал  и инвестиции

Капитал – созданные  человеком ресурсы, используемые для  производства товаров и услуг; инвестиционные товары.

Капитал – основной; оборотный.

Основной –  участвующий в процессе производства и продаж несколько лет, подвергающийся износу, на него начисляется амортизация. (Земля, здания сооружения, машины оборудование)

Оборотный –  расходующийся полностью за один производственный цикл, воплощаясь в  производственную продукцию.

Для расширения производства необходимы вложения дополнительных средств – инвестиции.

Инвестиции –  вложения в основной и оборотный  капитал с целью расширения производства.

Инвестирование  –увеличение функционализирующиего  капитала за счет накопления средств  от прибыли и других доходов.

Внутреннее инвестирование – вложение предпринимателем собственной  прибыли в производство.

Внешнее инвестирование –привлечение дополнительных средств  инвесторов (кредиты коммерческих банков, правительство, домашние хозяйства, реализация акций и облигаций предприятия). 
 

36. Ссудный процент  и дисконтирование.

Ссудный процент  – цена, уплачиваемая за использование  денег.

Ставка ссудного процента показывает, какой процент  от взятой в кредит суммы будет  уплачен за пользование этими  деньгами, определяет доход, который  получает собственник временно свободных  денежных средств, предоставляя их во временное пользование другому  лицу.

Факторы влияющие на размер ставки – степень риска, срок ссуды, количество сужаемых денег, размер инфляции.

Номинальная ставка процента – процентная ставка, выражающаяся в денежной единице по текущему курсу.

Реальная ставка процента  - процентная ставка, выражаемая в денежных единицах с поправкой  на инфляцию.

Реальная ставка процента = Номинальная ставка процента – Уровень инфляции.

Перед тем, как  взять кредит (инвестиции). Для анализа  их необходимо сравнить затраты и  будущие доходы. Пересчет будущих  поступлений производится путем  дисконтирования.

Дисконтирование  - начисление дохода от капиталовложений, выплачиваемая через определенный срок по существующей норме %.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"