Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 14:51, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

ekonomika.docx

— 274.32 Кб (Скачать документ)

45.Дифференциация  доходов населения.  Кривая Лоренца.

Конечной целью  функционирования рыночной экономики  является определенный оптимальный  уровень жизни.

Уровень жизни  – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и  духовными благами, степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей. Он характеризуется уровнем  реальной зарплаты, располагаемыми доходами, реальным потреблением и т.д.

Понятие доходов  определяют:

Совокупные доходы(сумма  доходов полученная от всех источников поступления), Номинальные (сумма начисленных  доходов), Располагаемые (доходы, фактически остающиеся в расположении населения), Реальные (количество товаров и услуг, которые могут быть приобретены  на конечные доходы).

Реальный доход = конечный доход \ индекс потребительских  ценза опред. период.

Индекс цен  в данном году = (Цена потреб. Корзины  в данном году \ Цена потреб. Корзины  в базовом году) *100 %

Базовая часть  доходов имеет денежное выражение  и имеет виды: (зарплата и доходы ее вида, доход от собственности, предпринимательский  доход, пенсии, пособи, стипендии, материальная помощь, ссуды, проценты и дивиденды, незаконные денежные доходы).

Для определения  динамики уровня жизни используются нормативы, имеющие законодательное  закрепление и выступающие системой соц гарантий (прожиточный минимум, минимальная потребительская корзина, минимальная зарплата и др.)

Прожиточный минимум  – отражает уровень дохода, который  должен обеспечит минимальное потребление  набора благ и услуг необходимых  для поддержки жизнедеятельности  человека в соответствии с уровнем  развития экономики.

Он применяется  для:формирования фед. Бюджета, оценки уровня жизни населения, обоснования  установки минимального размера  оплаты труда.

Минимальная потребительская  корзина – совокупность минимальных  норм потребления определенного  перечня продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг.ЕЕ стоимость  определяет нижнюю границу стоимости  жизни в стране. Включено 40 наименований продуктов питания.

Минимальный уровень  зарплаты – выполняет роль социального  норматива для каждого индивида общества. Уровень различных доходов  людей неоднороден (дифференцирован). Социальная дифференциация выполняет  ряд функций:

-экономическое  стимулирование производственной  деятельности

-сохранение  и развитие человеческого потенциала

- сохранение  и обеспечение соц стабильности  в обществе.

Для определения  неравенства в мировой практике используется кр. Лоренца. 

46. Внешние эффекты  и общественные  блага.

Внешние эффекты (экстерналии) – воздействие экономических  субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих  участия в сделке; факторы которые  не учитываются при определении  ВНП, но оказывают влияние на благосостояние людей. Они бывают + и-.

Отрицательные – негативное влияние субъектов  на третих лиц; стоимость пользования  ресурсов не отраженная в цене.

Могут быть результатом  производства, потребления, обмена товаров. Пример – сброс отходов в реку, где чистая вода для питья или  живет рыба.

Положительные  -благоприятные воздействия субъектов  на третьих лиц; полезность не отраженная в ценах. При положительных внешних  эффектах предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность.

Извлекающие внешнюю  выгоду третьи лица не принимают участия  в заключении и совершении сделок, их выгоды не берутся во внимание, а  устанавливающиеся на рынке равновесные  цены и количество отличаются от изначальных  величин, отсюда следует недостаточный  выпуск и заниженные цены, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому необходим механизм благодаря  которому третьи лица вносили бы свой вклад в получение и потребление  продукта.

Общественные  блага-блага, выгода от пользования  которыми неразделимо распределена по всему обществу, независимо от того, хотят или нет отдельные его  представители приобретать это  благо. Они оплачиваются за счет налогообложения. Пример – система национальной обороны.

Общественные  «антиблага» - нежелательные, побочные продукты производства и потребления.

Различают чистые общественные блага, и чистые частные  блага.

Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно, всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет.

Чистое частное  благо – благо, которое можно  разделить среди людей так, что  никому не будет никакой выгоды  и затрат.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности:

1.чистые общественные  блага обладают свойством неизбирательности  в потреблении, употребление его  одним человеком не снижает  доступности для других.

2.потребление  чистых общественных благ не  обладает исключительностью в  потреблении, т.е. не является  исключительным правом. Потребители  не желающие платить за данное  благо не могут лишиться его  использования.

Поскольку внешние  эффекты существуют в экономике  длительное время, к решению их проблем  неизбежно привлекается государство. Формы государственного регулирования:

-административно-  командные методы, которые сводятся  к прямым запретам или требованиям  выполнения экономическими субъектами  определенных действий.

-корректирующие  налоги – налоги на выпуск  товаров и услуг, которые поднимают  предельные индивидуальные издержки  до уровня предельных общественных  издержек и приводит к сокращению  производства.

-корректирующие  субсидии  - платежи потребителям  или производителям товаров, потребление  которых создает положительный  внешний эффект. 
 

47. Роль и функции  гос-ва в рын  эк-ке

Роль и функции  государства в  рыночной экономике.

Проблема взаимоотношений  государства и экономики является одной   из центральных в  обществе так как гос-во выполняет важнейшие  функции в   хоз системе. Возрастающие масштабы современной экономической  деят., усложнение характера внутренних и международных хоз связей,создают  эффективные экономические предпосылки  усиления роли гос-ва в регулировании  общественного производства.

Но не надо думать, что гос-во стало играть важную роль в экономике только на индустриальном этапе развития человеческого общества. Во все времена гос-во оказывало  значительное влияние на соц эконом развитие страны. Современная   экономическая  роль гос-ва является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы , его воздействия  на экономику постоянно менялись,  исключительную роль в формировании инструментария гос вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 29-33 годов. Так называемая великая депрессия.

В условиях, когда  объем производства в главных  странах капитализма упал почти  вдвое, замерла международная торговля, безработными оказались миллионы людей. Гос-ва были вынуждены взять на себя широкие эконом функции в борьбе с кризисом.

Неэффективностьь  политики нерегулируемого рынка (laissez-faire), которая была провозглашена еще  А. Смитом, стала очевидной и заставила  в частности президента США Рузвельта,  одного из первых гос руководителей  стран с рыночной системой хозяйствования пойти на активное вмешательство  гос-ва в управление эконом., иначе  говоря пришло понимание того что  рыночный механизм развития необходимо дополнить мерами гос регулирования.

На современном  этапе, основная задача гос-ва обеспечение  условий для оптимального функционирования рыночной экономики с учетом интересов  общ-ва.

Функции гос-ва:

- правовое обеспечение  рыночной экономики(издание необходимых  законов)

- производство  общественных товаров (коммунальные  услуги, обществ транспорт)

- деятельность  в сфере распределения доходов  (пенсионное обеспечение, программы  соц защиты населения, финансирование  образования и здравоохранения)

- стратегические  виды деятельности (вооружение, космос   и т.п.)

- стабилизация  макроэкономических колебаний в  экономике с помощью соответствующей  экономической политики. 
 

48. Формы и методы, основные направления  гос регулирования

Говоря о государственном  регулировании  можно выделить следующие  направления:1.экономический цикл, суть антициклической политики состоит  в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос  на товары и услуги, капиталовложения и занятость.2.отраслевая и региональная структура хоз-ва

-оказание поддержки  отраслям и территориальным единицам  находяшимся в состоянии затяжного  кризиса

- поощрение развития  новых отраслей и видов производства

3. накопление  капитала, гос-во поощряет накопление, создает дополнительные стимулы  и возможности всем инвесторам.4. регулирование занятости, поддержание  нормального с точки зрения  экономики соотношения между  спросом и предложением рабочей  силы.5. денежное обращение, борьба  с  инфляцией представляющей  серьезную опасность для экономики,  регулирование денежного обращения  опосредованно действует и на  другие объекты –условия накопления, цены, социальные отношения.6. состояние  платежного баланса, регулирование  объемов экспорта и импорта,  движение капитала, понижение   и повышение курса национальных  валют международной экономической  интеграции.7. социальное обеспечение.8. НИОКР.9. окружающая среда.10. внешнеэкономические  связи, как экономические так  и политические. Методы гос регулирования  экономики:

1.административные  методы (методы прямого воздействия  на экономику)- это такое регулирование  со стороны гос-ва, при котором  субъекты хозяйствования приходят  к решениям основанным не на  самостоятельном экономическом  выборе, а  на предписаниях  органов власти т. е. по принуждению.

Административные  методы, находят эффективное применение в таких основных областях:

- прямой контроль  гос-ва над монопольными рынками

-разработка  стандартов необходимых для осуществления  всех видов производственной  и экономической деятельности  и контроля за их выполнением

-разработка  и контроль применения гарантируемого  минимума заработной платы, пособий  по безработице

- охрана окружающей  среды и невоспроизводимых ресурсов

2. экономические  методы (методы косвенного воздействия)- гос-во не оказывает прямого  действия на субъект хозяйствования  и принимаемые им решения, органы  власти создают предпосылки и  законодательную базу таким образом,  чтобы субъекты сами строили  свою хозяйственную политику  в соответствии с экономическими  интересами гос-ва.К экономическим  методам относятся:

-денежно-кредитная  (монитарная)политика- направлена на  изменение денег в обращении,  регулирование кредитной деятельности  банков, в целях регулирования  развития экономики страны и  сглаживания последствий экономических  кризисов.

- бюджетно налоговая  политика – управление доходами  и расходами гос-ва в целях  обеспечения стабильного соц  – эконом развития страны. - социальная  политика- направлена на обеспечение  достойного образа жизни граждан,  проводится посредством распределения  доходов между различными слоями  общ-ва. - внешне экономическая политика- эта область определяет экономическое,  политическое и соц-культурное  взаимоотношение гос-ва с общемировым  сообществом. 
 

49. Понятие макроэк-ки

Макроэкономическая  теория как раздел экономической  теории был разработан в30 гг 20в выдающимся экономистом английской школы джоном м кейнсом

До этого основной эконом теории была только микроэкономика, которая ставила своей научной  целью и задачей свести во едино  производителей и покупателей к  единой эконом теории- рациональному  поведению на рынке

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"