Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 14:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Экономика".
45.Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца.
Конечной целью функционирования рыночной экономики является определенный оптимальный уровень жизни.
Уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей. Он характеризуется уровнем реальной зарплаты, располагаемыми доходами, реальным потреблением и т.д.
Понятие доходов определяют:
Совокупные доходы(сумма доходов полученная от всех источников поступления), Номинальные (сумма начисленных доходов), Располагаемые (доходы, фактически остающиеся в расположении населения), Реальные (количество товаров и услуг, которые могут быть приобретены на конечные доходы).
Реальный доход = конечный доход \ индекс потребительских ценза опред. период.
Индекс цен в данном году = (Цена потреб. Корзины в данном году \ Цена потреб. Корзины в базовом году) *100 %
Базовая часть доходов имеет денежное выражение и имеет виды: (зарплата и доходы ее вида, доход от собственности, предпринимательский доход, пенсии, пособи, стипендии, материальная помощь, ссуды, проценты и дивиденды, незаконные денежные доходы).
Для определения
динамики уровня жизни используются
нормативы, имеющие законодательное
закрепление и выступающие
Прожиточный минимум
– отражает уровень дохода, который
должен обеспечит минимальное
Он применяется для:формирования фед. Бюджета, оценки уровня жизни населения, обоснования установки минимального размера оплаты труда.
Минимальная потребительская корзина – совокупность минимальных норм потребления определенного перечня продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.ЕЕ стоимость определяет нижнюю границу стоимости жизни в стране. Включено 40 наименований продуктов питания.
Минимальный уровень зарплаты – выполняет роль социального норматива для каждого индивида общества. Уровень различных доходов людей неоднороден (дифференцирован). Социальная дифференциация выполняет ряд функций:
-экономическое
стимулирование
-сохранение
и развитие человеческого
- сохранение
и обеспечение соц
Для определения
неравенства в мировой практике
используется кр. Лоренца.
46. Внешние эффекты и общественные блага.
Внешние эффекты (экстерналии) – воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы которые не учитываются при определении ВНП, но оказывают влияние на благосостояние людей. Они бывают + и-.
Отрицательные – негативное влияние субъектов на третих лиц; стоимость пользования ресурсов не отраженная в цене.
Могут быть результатом производства, потребления, обмена товаров. Пример – сброс отходов в реку, где чистая вода для питья или живет рыба.
Положительные
-благоприятные воздействия
Извлекающие внешнюю
выгоду третьи лица не принимают участия
в заключении и совершении сделок,
их выгоды не берутся во внимание, а
устанавливающиеся на рынке равновесные
цены и количество отличаются от изначальных
величин, отсюда следует недостаточный
выпуск и заниженные цены, что приводит
к снижению эффективности экономики.
Поэтому необходим механизм благодаря
которому третьи лица вносили бы свой
вклад в получение и
Общественные блага-блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу, независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо. Они оплачиваются за счет налогообложения. Пример – система национальной обороны.
Общественные «антиблага» - нежелательные, побочные продукты производства и потребления.
Различают чистые общественные блага, и чистые частные блага.
Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно, всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет.
Чистое частное благо – благо, которое можно разделить среди людей так, что никому не будет никакой выгоды и затрат.
Чистые общественные блага имеют две основные особенности:
1.чистые общественные
блага обладают свойством
2.потребление чистых общественных благ не обладает исключительностью в потреблении, т.е. не является исключительным правом. Потребители не желающие платить за данное благо не могут лишиться его использования.
Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Формы государственного регулирования:
-административно-
командные методы, которые сводятся
к прямым запретам или
-корректирующие
налоги – налоги на выпуск
товаров и услуг, которые
-корректирующие
субсидии - платежи потребителям
или производителям товаров,
47. Роль и функции гос-ва в рын эк-ке
Роль и функции государства в рыночной экономике.
Проблема взаимоотношений
государства и экономики
Но не надо думать, что гос-во стало играть важную роль в экономике только на индустриальном этапе развития человеческого общества. Во все времена гос-во оказывало значительное влияние на соц эконом развитие страны. Современная экономическая роль гос-ва является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы , его воздействия на экономику постоянно менялись, исключительную роль в формировании инструментария гос вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 29-33 годов. Так называемая великая депрессия.
В условиях, когда
объем производства в главных
странах капитализма упал почти
вдвое, замерла международная
Неэффективностьь политики нерегулируемого рынка (laissez-faire), которая была провозглашена еще А. Смитом, стала очевидной и заставила в частности президента США Рузвельта, одного из первых гос руководителей стран с рыночной системой хозяйствования пойти на активное вмешательство гос-ва в управление эконом., иначе говоря пришло понимание того что рыночный механизм развития необходимо дополнить мерами гос регулирования.
На современном этапе, основная задача гос-ва обеспечение условий для оптимального функционирования рыночной экономики с учетом интересов общ-ва.
Функции гос-ва:
- правовое обеспечение
рыночной экономики(издание
- производство
общественных товаров (
- деятельность
в сфере распределения доходов
(пенсионное обеспечение,
- стратегические виды деятельности (вооружение, космос и т.п.)
- стабилизация
макроэкономических колебаний
48. Формы и методы, основные направления гос регулирования
Говоря о государственном
регулировании можно выделить следующие
направления:1.экономический
-оказание поддержки
отраслям и территориальным
- поощрение развития
новых отраслей и видов
3. накопление
капитала, гос-во поощряет накопление,
создает дополнительные
1.административные
методы (методы прямого воздействия
на экономику)- это такое регулирование
со стороны гос-ва, при котором
субъекты хозяйствования
Административные методы, находят эффективное применение в таких основных областях:
- прямой контроль
гос-ва над монопольными
-разработка
стандартов необходимых для
-разработка
и контроль применения
- охрана окружающей
среды и невоспроизводимых
2. экономические
методы (методы косвенного
-денежно-кредитная
(монитарная)политика- направлена на
изменение денег в обращении,
регулирование кредитной
- бюджетно налоговая
политика – управление
49. Понятие макроэк-ки
Макроэкономическая теория как раздел экономической теории был разработан в30 гг 20в выдающимся экономистом английской школы джоном м кейнсом
До этого основной эконом теории была только микроэкономика, которая ставила своей научной целью и задачей свести во едино производителей и покупателей к единой эконом теории- рациональному поведению на рынке