Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 14:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Экономика".
Формула: |Eр|= Q1-Q0/Q1+Q0 : Р1-Р0/Р1+Р0 где Q – величина спроса до и после изменения; Р – начальная и новая цена.
Если: Ер>1, то эластичный спрос. 1%-ное снижение цены приводит к увелич объема продаж > чем на 1%. Ер<1, неэл спрос, т.е. однопроц снижение цены приводит к увелич объема продаж менее чем на 1%. Ер=1 спрос с единичной эластичностью, однопроц снижение цены приводит к увелич продаж на 1% (фен).
Совершенно неэл спрос – горизонтальная, совершенно эл – вертикальная.
Факторы: Наличие
заменителей данного товара, чем больше,
тем больше эластичность; Доля дохода
потребителя – спрос на дорогие товары
более эластичен; Длительность периода
времени, в течении которого продавец
изменит цены, спрос более эласт в долгосрочном
периоде, т.к. товары будут приобретаться
в прежнем объеме; Значимость, привычность
товара для потребителей - спрос неэл т.к.
товары будут приобретаться в прежнем
объеме; Степень срочности приобретения
товара – спрос более эл если на выбор
и приобрет вещи есть много времени; Степень
информированности потребителя – о новинках
и т.д.
21. Перекрестная эластичность спроса
Изменение эластичности спроса одного товара или услугу может привести к изменению цены другого товара. Изменение спроса на один товар в ответ на изменение цены другого товара называется перекрестной эластичностью спроса.
Коэффиц перекрестной
эл-ти спроса – это отношение
изменения спроса на товар А к
изменению цены товара Б.
Значение коэффиц перекр эл-ти спроса зависит от того, какие товары мы рассматриваем – взаимозаменяемые или взаимодополняемые.
Если товары взаимозамен, коэфф перекр эл-ти будет положительным (подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин).
Если товары взаимодополняемые, то коэфф перекр эл-ти будет отриц. (бензин и автомобили, фотоаппарат и фотопленка)
Если изменение
цены на один товар не вызовет изменения
спроса на другой товар, то такие товары
никак не связаны друг с другом
и коэфф перекр эл-ти равен нулю
(независимые товары).
22. Эластичность спроса в зависимости от дохода
Эластичность
спроса по доходу измеряется как отношение
изменения спроса на товар к изменению
доходов потребителей и определяет
насколько изменится спрос на
товар в ответ на изменение
доходов покупателей.
Изменив эл-ть спроса
по доходу можно определить: относится
ли данный товар к категории нормальных
(когдарост доходов приводит к
росту спроса) или низких (наоборот).
Среди нормальных товаров можно
выделить три группы, т.н. «Кривые
Энгеля»: 1. Товары первой необходимости,
кот необходимы потребителю в
опред кол-ве и не больше, то есть
товары первой необх имеют предел
насыщения и спрос на них растет
медленнее доходов. (Еi<I); 2. Предметы
роскоши. Спрос на автомобили, ювелирные
изделия опережает рост его доходов и
не имеет пределов насыщения (Ei>I); 3. Товары
второй необходимости. Спрос на такие
товары изменяется пропорционально изменению
доходов- одежда, бытовая техника (Ei=I).
23. Ценовая эластичность предложения
Эластичность
предложения по цене- показатель относительного
изменения предлагаемого на рынке
кол-ва товара в соответствии с относительным
изменением конкурентной цены.
Коэфф эл-ти предложения по цене всегда имеет положительное значение, поскольку цена всегда изменяется в одном и том же направлении – при росте цены растет и предложение.
Линия С на графике показывает неэласт предложение, т.к. рост цен приводит к незначительному увеличению объема предложения. Линия В отражает эластичность пр-я, т.к. увеличение цен приводит к значит увеличению объема предложения. Линия А отражает пр-е с единичн эл-тью, т.к. изменение цен вызывает пропорциональное изменение объема пр-я.
Факторы: 1. Период времени, которым располагает продавец, если времени достаточно для изменения масштабов производства, то предложение можно считать эл-ным. 2. Тип предлагаемых к продаже товаров и услуг. 3. Возможность длительного хранения продукции, если можно долго хранить товар, запас продукции может увеличить эластичность производства. 4. Наличие свободных производственных мощностей, дополнительный цех увеличивает эластичность пр-я.
При оценке эластичности
пр-я рассматриваются три
Т.о. эл-ть пр-я
растет по мере увеличения рассмотренного
периода времени, что соответствует
установлению нормальных цен.
24. Теория поведения потребителя.
Рыночный спрос формируется на основе принятия решения множеством различных потребителей. Потребительское поведение можно рассматривать не только с позиции частного лица, любая фирма также выступает как потребитель. Отсюда формируется потребительское поведение фирмы.
Потребительское
поведение – процесс
Исходя из этого потребительск повед зависит от: 1. Дохода покупателей, 2. Цены на товары и услуги, 3. Наличие или отсутствие товаров-заменителей, 4. Собственных представлений о полезности благ и предпочтений потребителей при выборе.
Приобретая товар потребитель удовлетворяет свою потребность, принося пользу. Полезность определяет поведение потребителей. Полезность – степень удовлетворения, получаемая человеком. Полезность не ощутима. Каждая дополн единица блака увеличивает полезность, величину кот называют предельной полезностью. Предельная полезность – доп полезность, кот извлекает потребитель из каждой доп ед блага. , где MU (руб) – пред пол на 1 руб, (тов) отдельных товаров, Р – цена товара.
Положения теории пред полез-ти: 1. Закон убывающей пред полез-ти – полезность, приносимая каждой последующей ед данного товара, меньше полезности предыдущей ед товара.
2. Потребительское
равновесие (максимизация полезности)
– это точка, где достигается
максимизация полез-ти всех
3. Общая полезность
– сумма предельных полез-тей
потребляемых благ.
25. Бюджетная линия. Кривая безразличия.
Бюджетные ограничения – условия, в рамки кот попадает потребитель. Оно позволяет потребителю создавать комбинацию благ, кот он может купить исходя из своего дохода. Для оценки возможностей потребителя используется бюджетная линия – показывает опред возможности потребителя в различных комбинациях двух товаров, кот он может приобрести с учетом своего дохода от уровня цен.
Если предельные полезности разных товаров равныто можно говорить о достижении потребительского равновесия, что отражает кривая безразличия – показывает все комбинации потребления пар товаров, выбор среди кот для потребителя безразличен и кот. имеют для потребителя одинаковую совокупную полезность. Т.о., кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающих одинаковую полезность.
Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары товаров образуют карту безразличия.
Рациональным
для потребителя будет
Рассматривая кривые безразличия и бюджетную линию, мы выходим на понятия: Эффект дохода – состоит в том, что если на какой-либо товар цена снижается, то у потребителя остается часть средств для покупки доп единиц данного или другого товара.
Падение цены даже одного товара оказывает влияние на общий уровень цен и делает потребит относительно богаче.
Эффект замещения
– потребитель будет покупать
больше продукции, цена кот снизилась
и заменить ею другие товары, кот при этом
относительно подорожают.
26. Издержки предприятия
Главный мотив д-ти любой фирмы в рыночных условиях – максимизация прибыли. Реальные возможности этого ограничены издержками произв-ва и спросом на продукцию. Издержки – сумма затрат фирмы на пр-во товара, проданного в теч опред периода времени. Это основной ограничитель прибыли.
Явные издержки – стоимость используемых ресурсов в фактических ценах их приобретения. Т.е. рассчитывают, во что обошлось фирме про-во продукции. Неявные издержки – величина доходов, кот лишилась фирма выбрав один из альтернативных вариантов вложения средств и использ своего рабоч времени. Эконом издержки – стоимость других благ, кот можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования ресурсов.
Эк издержки=явные+неявные
Все эти издержки целесообразно рассчитывать до начала производства и из всех возможных вариантов деятельности, выбрав самый рациональный.
Краткосрочный период – период времени, в теч кот ряд производственных факторов фирмы не может быть изменен или, в течение кот фирма не успевает в полной мере приспособиться к измен уровня цен.
Выделяют след издержки, величина кот, напрямую зависит от объемов пр-ва:
Общие издержки – связанные с выпуском всего объема продукции фирмы. ТС=TFC+TVC; Общие постоянные издержки – та часть общих издержек фирмы, кот не зависят от объема производ продукции (аренд плата, процентные ссуды, амортизация, страховые выплаты);
Знач часть издержек находится в прямой функцион завис-ти от объема выпуск продукции: Общие переменные издержки – часть общих изд, величина кот находится в прямой зависимости от выпуска продукции. (з/п, транспортные расходы, сырье и материалы и т.д.)
Если общие издержки связаны с впуском всего объема прод фирмы, то средние издержки – с выпуском ед-цы продукции. Средние общие из-ки – общие изд в расчете на ед продукции. ATC=TC/Q. Средние постоянные – общие постоянные изд-ки на ед продукции. AFC=TFC/Q и средние переменные издержки AVC=TVC/Q.
Чтобы определить
оптимальный объем выпуска
28. Долгосрочный период в деятельности фирмы.
В краткосрочном периоде задан хотя бы один из ресурсов и не может быть изменен, а в долгосрочном периоде все ресурсы являются переменными. Долгоср период – период времени достаточно длительный для того, чтобы фирма могла изменить объемы всех используемых факторов произ-ва.
Минимально эффективный размер предприятия – это такой размер, при котором объем пр-ва позволяет минимизировать средние издержки.
Положит эффект масштаба предприятия – наблюдается в том случае, когда средние издержки фирмы сокращаются по мере увеличения объема выпуска.
Отрицательный
эффект масштаба – предполагает возрастание
средних издержек по мере увеличения
объема произ-ва. Он может быть обусловлен:
- наличием технологических барьеров,
- нехватка высококвалифицированных
кадров; - ограниченный возможности эффективного
управления, - расширение географии произ-ва.
29. Выручка, прибыль, предельный доход, конкуренция.
Выручка – доход от продажи товара на рынке, рассчитывается как произведение товара на кол-во единиц данного товара. Рс=Р*Q.
Прибыль – величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками. Pr=Pc-Tc.