Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 14:51, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

ekonomika.docx

— 274.32 Кб (Скачать документ)

Предел в полном использовании ресурсов при существующем уровне развития технологии, когда  увеличение производства одного блага  требует сокращения производства другого, можно показать, используя кривую производственных возможностей.

Кривая  производственных возможностей – линия, каждая точка на которой представляет максимальный объём производства двух продуктов при полном использовании экон рес-ов.

Альтернативная  стоимость – стоимость одного товара, выраженная в альтерн кол-ве др товара.

Альтернативные  издержки – кол-во одного товара, которым  необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу.

  Основные идеи: огранич рес-ов подразумевает, что все комбинации выпуска продукции, расположенные с внешней стороны кривой произв возм, неосуществимы; возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов, расположенных на этой кривой; нисходящий наклон кривой подразумевает понятие об альтерн издержках; вогнутость кривой показывает увеличение альт издержек и, как следствие, уменьшение доходности. 
 

12. Экон эффективность, по Парето, - такое состояние на рынке, при котором никто не может улучшить своё положение, не ухудшая положение хотя бы одного из участников.

Эффективность – соотношение между рез-ми и  затратами, понесенными для достижения этих рез-тов.

Закон убывающей  доходности – отсутствие совершенной  взаимзаменяемости рес-ов, а следовательно  увеличение расхода, имеющихся рес-ов при переключении с производства одного продукта на производство другого  обуславливает снижение общей доходности производства.

Экономическая рациональность – способ выбора решения, основанный на стремлении получить необходимые  эк рез-ты с минимально возможными затратами  всех необходимых для этого рес-ов. 
 

13. Товар, деньги, цена  в экономической  теории

Товар – продукт человеческого труда, предназначенный для обмена и продажи.

Товар – благо, кот. производится. Но для того, чтобы продукт человеческого труда стал товаром, он должен удовлетворять потребности, обмениваться на др. товары  и отражать общественную ценность блага.

Потребительская стоимость – способность товара удовлетворять определенную потребность  человека.

Она находится  в прямой зависимости от естественных свойств вещей и не зависит  от кол-ва затраченного труда на производство данной вещи.

Производство  товаров связано с умственными  и физическими усилиями человека, использованием сырья и т.д. И  все эти затраты определяют его  стоимость.

Стоимость – затраты физ и умств энергии товаропроизводителя на создание определенного товара.

Для производителя  товар должен обладать свойством  обменя на др товары, т.е. меновой стоимостью.

Меновая стоимость – способность товара обмениваться в опред кол-ве на др товар.

Т.к. затраты  труда на разные типы товаров различны, они не могут меняться в равных долях.

Меновые пропорции – кол-во товара, кот можно обменять на опред. кол-во др. товара.

Предприниматель, производя товар должен ориентироваться  на стоимость на стоимость аналогичного товара.  Поэтому стоимость можно  рассматривать как индивидуальную (затраты на сырье, материалы, оплата труда и т.д.) и рыночную (средние затраты производителей на одинаковый товар).

Индивидуальная  цена не должна превышать рыночную. Иначе производителю нужно будет  покинуть рынок.  
 

14. Происхождение, сущность  и функции денег.

Деньги появились  в рез-те развития производительных сил и производственны отношений.

Начавшийся обмен  привел к необходимости соизмерения  разных товаров. Изначально, в качестве такого товара (высоколиквидного) были меха, скот, кожа и т.д.

Позже – золото и серебро. Золото – товар, обладающий отличительными от других металлов качествами: редкость, портативность, экономич делимость, сохраняемость в любой среде.

Постепенно, слитки стали заменять монетами (слитки нужно было дробить и взвешивать, что затрудняло товарное обращение).

Монета –  слиток металла опред. формы, пробы  и достоинства, установленное гос-вом. (со временем монеты стали заменять бумажными деньгами, т.к. монеты стирались  и теряли в весе).

Деньги –  это товар-эквивалент, выражающий цены других товаров (услуг). Главная особенность  денег – ликвидность.

Ликвидность –  способность товара меняться на др товары и услуги.

Функции денег: 1. Мера цены, 2. Средство обращения –  использ денег при покупке  и продажи тов и услуг, 3. Средство сбережения – удобная форма хранения, 4. Средство платежа – товары могут  быть выданы в кредит – предоставление денег в долг с уплатой процента. В рез-те возникает разновидность  бумаж денег – вексель –  письменное долговое обязательство.

Деньги могут  быть наличными – бумажные и монеты; безналичными – банковские счета; электронные. 
 

15. Цена, ее виды и  функции.

Стоимость товара составляет основу цены.

Цена – денежное выражение стоимости товара. Ц=С+П+Н, С – стоимость ресурсов, П – прибыль, Н – налоги.

Оптовые цены –  продукция реализуется и закупается в порядке оптового отбора.

Розничные –  товары реализуются в розничной  торговой сети.

Закупочные –  реализуется с/х продукция населению (самые низкие цены)

Цена на строит продукцию – оценивается по трем видам цен: 1. Сметная – предельный размер затрат на строит объекта; 2. Прейскурантная – усредненная сметная стоимость  единицы конечной продукции; 3. Договорная цена – устан между заказч и  подрядчиком.

Тарифы грузового  и пассажирского транспорта –  плата за перемещение тов и  пассажиров.

Степень свободы  цен от воздействия гос-ва: свободные, регулируемые, фиксируемые. Наиболее соответствующими рын экон явл свободные цены, но полностью перейти к ним нельзя.

Функции цены: Учетная – показывает во сколько обошлось общ-ву удовлетв потр в каком либо продукте, с помощию цены можно посчитать какую сумму денег должен уплатить покупатель, сопоставляя цены можно дифференцировать товар на дорогой и дешевый и цены служат средством исчисления стоимостных показателей: качественных (рентабельность, производительность) и количественных (нац доход, ВВП, объем продукции фирмы)

Регулирующая – через цены осущ связь между производ и потребителем, предложением и спросом.

Социальная – с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг.

Распределительная – распределение и перераспределение нац дохода между отраслями, секторами нац экономик, различн формами собственности и т.д.

Способствующая рац размещ производства- осуществляется перелив капиталов из одного сектора эк-ки в другой и внутри сектора, где норма прибыли наиболее высокая.

Стимулирующая – цена стимулирует произ-во через величину заключаемой в ней прибыли. Осущ за счет повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок.

Цена является основным эк инструментом, отражающим процессы, роисходящие в сфере  произ-ва, обмена, распределения и  потребления.  
 

16. Рыночный спрос

Рынок – единственная система купли-продажи, это основа рыночной экономики.

Рынок – целостная  система эконом отношений и связей между продавцами и покупателями, производит и потребит, основанная на взаимодействии спроса и предложения  в меняющихся условиях.

В экон рассматриваются  два понятия: спрос и величина спроса.

Величина спроса – макс кол-во конкретного товара, кот согласен купить отдельный покупатель при опред условиях.

Спрос – желание  и способность покупателей приобретать  данный товар при сложившемся  уровне цен.

Цена спроса – макс цена, по кот потребитель  готов купить данную продукцию.

Спрос изображается в виде графика, показывающего кол-во продукта, кот потребит готовы купить по некоторой цене. Каждая точка  на графике представляет собой конкретную цену и соотв кол-во продукта, кот  потреб решил купить по данн цене.

Кривая спроса – график выражения зависимости  объема спроса на товар от уровня его  рыночной цены. Отражает все возможные  варианты соотношения цены и величины спроса в своих пределах.

Закон спроса –  величина спроса обратно пропорциональна  изменению цены данного товара, т.е. чем выше цена, тем ниже величина спроса.

К неценовым  ф-рам: Доходы покупателей, вкусы, мода, хар-ка товара+сервис, наличие взаимоменяемых товаров(цена). 

17. Рыночное предложение

Предложение –  кол-во произведенного и доставленного  на рынок товара, кот производители  готовы продать по данной цене.

Кривая предложения  – показывает кол-во предлагаемого  товара при каждом определенном уровне цены на него. Кривая поднимается вверх, т.к. чем выше цена, тем больше фирм имеет возможность производить и продавать товар. Более высокая цена позволяет существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени, за счет привлечения доп рабочей силы или сверхур работ. Высокая цена может привлечь на рынок новые фирмы.

Закон предложения  – устанавливает прямую зависимость  между ценой и величиной предложения  товара в течении опред времени. (чем выше цена, тем выше пр-е).

Факторы, смещ пр-е: условия продажи товара (реклама), конкуренция, обновление, совершенствование  техн-ий, гос вмешательство, наличие  взаимозамен факторов произв-ва (капитал, труд и т.д.) их цена и качество. 
 

18. Равновесие спроса  и предложения

Достигается при  пересечении кривых спроса и пр-я.

Равновесная цена – цена, при кот кол-во товара, предложенного на рынок = кол-ву товара на кот предъявлен спрос. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка, кот позволяет сохранить равновесие всей экон системы.

Если цену на рынке установить выше равновесной, то возникает излишек предложения  над спросом. Данный излишек в  рез-те конкуренции продавцов будет  способствовать снижению цены на товар. При более низкой цене возникает  дифицит предложения над спросом. Это приводит к повышению цены в рез-те конкуренции между покупателями.

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда при  данной цене спрос = предложению.

Рост спроса при неизменном пр-и приводит к  установлению более высокого уровня равновесной цены и большего объема кол-ва продаж товара. И наоборот.

4 правила спроса  и пр-я: 1. Увеличение спроса вызывает  рост как равновесной цены  так и равновесного кол-ва товра. 2. Уменьшение спроса… 3. Рост пред-я  товара влечет за собой уменьшение  равновесной цены и увелич  равновесного кол-ва товара. 4. Сокращение  пр-я…. 
 

19. Общее понятие  эластичности

Для производителей очень важно знать как изменится  величина спроса на их продукцию, при  повышении/понижении цены на 1 руб.

Эластичность введено Маршаллом, затем Хиксом и Самуэльсоном.

Эластичность  – степень реакции одной экон величины на изменение другой.

Характеризуется коэффиц эластичности, кот представляет собой отношение изменения спроса (пр-я) к вызвавшему его изменению  цены. Е=дQ/дР

дQ-изменение вел спроса (%), дР-изменение цены (%).

Если увел цены на 100% приводит к сокращению продаж на 50%, то эл = 50%, поделив кот на 100%  получ коэффиц 0,5. 
 

20. Эластичность спроса  по цене

Показывает насколько  изменяется в процентном соотношении  величина спроса на товар при изменении  его цены на 1%.

В практике имеют  место пять вариантов ценовой  эластичности спроса.

1. Эл.спрос –  при незначительном изменении  цены, объем продаж меняется существенно. 2. Спрос с ед эл-тью – при  1%-ном изменении цены возникает  1%-ное изменение продаж товара. 3. Неэл. спрос – если при весьма  значительном изменении цены  объем продаж изменяется незначительно. 4. Спрос бесконечно эластичен,  когда имеется только одна  цена, на кот. потребитель приобретает товар (инсулин для диабетиков). 5. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное кол-во товара независимо от его цены (хлеб).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"