Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 14:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Экономика".
Предел в полном использовании ресурсов при существующем уровне развития технологии, когда увеличение производства одного блага требует сокращения производства другого, можно показать, используя кривую производственных возможностей.
Кривая производственных возможностей – линия, каждая точка на которой представляет максимальный объём производства двух продуктов при полном использовании экон рес-ов.
Альтернативная стоимость – стоимость одного товара, выраженная в альтерн кол-ве др товара.
Альтернативные издержки – кол-во одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу.
Основные идеи: огранич рес-ов подразумевает,
что все комбинации выпуска продукции,
расположенные с внешней стороны кривой
произв возм, неосуществимы; возможность
выбора находит выражение в необходимости
для общества проводить отбор из разных
достижимых комбинаций продуктов, расположенных
на этой кривой; нисходящий наклон кривой
подразумевает понятие об альтерн издержках;
вогнутость кривой показывает увеличение
альт издержек и, как следствие, уменьшение
доходности.
12. Экон эффективность, по Парето, - такое состояние на рынке, при котором никто не может улучшить своё положение, не ухудшая положение хотя бы одного из участников.
Эффективность – соотношение между рез-ми и затратами, понесенными для достижения этих рез-тов.
Закон убывающей доходности – отсутствие совершенной взаимзаменяемости рес-ов, а следовательно увеличение расхода, имеющихся рес-ов при переключении с производства одного продукта на производство другого обуславливает снижение общей доходности производства.
Экономическая
рациональность – способ выбора решения,
основанный на стремлении получить необходимые
эк рез-ты с минимально возможными затратами
всех необходимых для этого рес-ов.
13. Товар, деньги, цена в экономической теории
Товар – продукт человеческого труда, предназначенный для обмена и продажи.
Товар – благо, кот. производится. Но для того, чтобы продукт человеческого труда стал товаром, он должен удовлетворять потребности, обмениваться на др. товары и отражать общественную ценность блага.
Потребительская стоимость – способность товара удовлетворять определенную потребность человека.
Она находится в прямой зависимости от естественных свойств вещей и не зависит от кол-ва затраченного труда на производство данной вещи.
Производство товаров связано с умственными и физическими усилиями человека, использованием сырья и т.д. И все эти затраты определяют его стоимость.
Стоимость – затраты физ и умств энергии товаропроизводителя на создание определенного товара.
Для производителя товар должен обладать свойством обменя на др товары, т.е. меновой стоимостью.
Меновая стоимость – способность товара обмениваться в опред кол-ве на др товар.
Т.к. затраты труда на разные типы товаров различны, они не могут меняться в равных долях.
Меновые пропорции – кол-во товара, кот можно обменять на опред. кол-во др. товара.
Предприниматель,
производя товар должен ориентироваться
на стоимость на стоимость аналогичного
товара. Поэтому стоимость можно
рассматривать как индивидуальн
Индивидуальная
цена не должна превышать рыночную.
Иначе производителю нужно
14. Происхождение, сущность и функции денег.
Деньги появились
в рез-те развития производительных
сил и производственны
Начавшийся обмен привел к необходимости соизмерения разных товаров. Изначально, в качестве такого товара (высоколиквидного) были меха, скот, кожа и т.д.
Позже – золото и серебро. Золото – товар, обладающий отличительными от других металлов качествами: редкость, портативность, экономич делимость, сохраняемость в любой среде.
Постепенно, слитки стали заменять монетами (слитки нужно было дробить и взвешивать, что затрудняло товарное обращение).
Монета – слиток металла опред. формы, пробы и достоинства, установленное гос-вом. (со временем монеты стали заменять бумажными деньгами, т.к. монеты стирались и теряли в весе).
Деньги – это товар-эквивалент, выражающий цены других товаров (услуг). Главная особенность денег – ликвидность.
Ликвидность – способность товара меняться на др товары и услуги.
Функции денег: 1. Мера цены, 2. Средство обращения – использ денег при покупке и продажи тов и услуг, 3. Средство сбережения – удобная форма хранения, 4. Средство платежа – товары могут быть выданы в кредит – предоставление денег в долг с уплатой процента. В рез-те возникает разновидность бумаж денег – вексель – письменное долговое обязательство.
Деньги могут
быть наличными – бумажные и монеты;
безналичными – банковские счета; электронные.
15. Цена, ее виды и функции.
Стоимость товара составляет основу цены.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Ц=С+П+Н, С – стоимость ресурсов, П – прибыль, Н – налоги.
Оптовые цены –
продукция реализуется и
Розничные – товары реализуются в розничной торговой сети.
Закупочные –
реализуется с/х продукция
Цена на строит
продукцию – оценивается по трем
видам цен: 1. Сметная – предельный
размер затрат на строит объекта; 2. Прейскурантная
– усредненная сметная
Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение тов и пассажиров.
Степень свободы
цен от воздействия гос-ва: свободные,
регулируемые, фиксируемые. Наиболее соответствующими
рын экон явл свободные цены, но
полностью перейти к ним
Функции цены: Учетная – показывает во сколько обошлось общ-ву удовлетв потр в каком либо продукте, с помощию цены можно посчитать какую сумму денег должен уплатить покупатель, сопоставляя цены можно дифференцировать товар на дорогой и дешевый и цены служат средством исчисления стоимостных показателей: качественных (рентабельность, производительность) и количественных (нац доход, ВВП, объем продукции фирмы)
Регулирующая – через цены осущ связь между производ и потребителем, предложением и спросом.
Социальная – с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг.
Распределительная – распределение и перераспределение нац дохода между отраслями, секторами нац экономик, различн формами собственности и т.д.
Способствующая рац размещ производства- осуществляется перелив капиталов из одного сектора эк-ки в другой и внутри сектора, где норма прибыли наиболее высокая.
Стимулирующая – цена стимулирует произ-во через величину заключаемой в ней прибыли. Осущ за счет повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок.
Цена является
основным эк инструментом, отражающим
процессы, роисходящие в сфере
произ-ва, обмена, распределения и
потребления.
16. Рыночный спрос
Рынок – единственная система купли-продажи, это основа рыночной экономики.
Рынок – целостная система эконом отношений и связей между продавцами и покупателями, производит и потребит, основанная на взаимодействии спроса и предложения в меняющихся условиях.
В экон рассматриваются два понятия: спрос и величина спроса.
Величина спроса – макс кол-во конкретного товара, кот согласен купить отдельный покупатель при опред условиях.
Спрос – желание
и способность покупателей
Цена спроса – макс цена, по кот потребитель готов купить данную продукцию.
Спрос изображается в виде графика, показывающего кол-во продукта, кот потребит готовы купить по некоторой цене. Каждая точка на графике представляет собой конкретную цену и соотв кол-во продукта, кот потреб решил купить по данн цене.
Кривая спроса – график выражения зависимости объема спроса на товар от уровня его рыночной цены. Отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих пределах.
Закон спроса – величина спроса обратно пропорциональна изменению цены данного товара, т.е. чем выше цена, тем ниже величина спроса.
К неценовым
ф-рам: Доходы покупателей, вкусы, мода,
хар-ка товара+сервис, наличие взаимоменяемых
товаров(цена).
17. Рыночное предложение
Предложение – кол-во произведенного и доставленного на рынок товара, кот производители готовы продать по данной цене.
Кривая предложения – показывает кол-во предлагаемого товара при каждом определенном уровне цены на него. Кривая поднимается вверх, т.к. чем выше цена, тем больше фирм имеет возможность производить и продавать товар. Более высокая цена позволяет существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени, за счет привлечения доп рабочей силы или сверхур работ. Высокая цена может привлечь на рынок новые фирмы.
Закон предложения
– устанавливает прямую зависимость
между ценой и величиной
Факторы, смещ пр-е:
условия продажи товара (реклама),
конкуренция, обновление, совершенствование
техн-ий, гос вмешательство, наличие
взаимозамен факторов произв-ва (капитал,
труд и т.д.) их цена и качество.
18. Равновесие спроса и предложения
Достигается при пересечении кривых спроса и пр-я.
Равновесная цена – цена, при кот кол-во товара, предложенного на рынок = кол-ву товара на кот предъявлен спрос. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка, кот позволяет сохранить равновесие всей экон системы.
Если цену на
рынке установить выше равновесной,
то возникает излишек предложения
над спросом. Данный излишек в
рез-те конкуренции продавцов будет
способствовать снижению цены на товар.
При более низкой цене возникает
дифицит предложения над
Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда при данной цене спрос = предложению.
Рост спроса при неизменном пр-и приводит к установлению более высокого уровня равновесной цены и большего объема кол-ва продаж товара. И наоборот.
4 правила спроса
и пр-я: 1. Увеличение спроса вызывает
рост как равновесной цены
так и равновесного кол-ва
19. Общее понятие эластичности
Для производителей
очень важно знать как
Эластичность введено Маршаллом, затем Хиксом и Самуэльсоном.
Эластичность – степень реакции одной экон величины на изменение другой.
Характеризуется
коэффиц эластичности, кот представляет
собой отношение изменения
дQ-изменение вел спроса (%), дР-изменение цены (%).
Если увел цены
на 100% приводит к сокращению продаж
на 50%, то эл = 50%, поделив кот на 100%
получ коэффиц 0,5.
20. Эластичность спроса по цене
Показывает насколько изменяется в процентном соотношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.
В практике имеют место пять вариантов ценовой эластичности спроса.
1. Эл.спрос –
при незначительном изменении
цены, объем продаж меняется