Шпаргалка по экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:42, шпаргалка

Описание

Основные вопросы с ответами

Работа состоит из  1 файл

печать.doc

— 300.50 Кб (Скачать документ)

Валю?тный ры?нок  — это вся совокупность конверсионных  и кредитно-депозитных операций в иностранных валютах, осуществляемых между контрагентами — участниками валютного рынка. 

Валютные рынки  можно классифицировать по следующим  признакам: 

По виду операций. Например, существует мировой рынок  конверсионных операций (в нём можно выделить сегменты конверсионных операций типа евро/доллар или доллар/иена), а также мировой рынок кредитно-депозитных операций. 

По территориальному признаку. Принято выделять следующие  крупные рынки: европейский, североамериканский, азиатский. В них выделяют крупные международные валютно-финансовые центры: в Европе — Лондон, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Париж и т.д.; в Северной Америке — Нью-Йорк; в Азии — Токио, Сингапур, Гонконг. Можно говорить о существовании национальных валютных рынков (например, внутренний валютный рынок РФ), для которых свойственны те или иные валютные ограничения на покупку, продажу, кредитование и проведение расчётов в иностранной валюте. 

Как пересечение  территориальных рынков и рынков по видам операций. Например, правомерно говорить о существовании европейского рынка долларовых депозитов или азиатского рынка конверсионных операций евро/японская иена. 
 
 
 

7. Экономическая характеристика валютного рынка, его функции и участники.  

Валютный рынок  выполняет определенные функции, по которым определяется его назначение и экономическая роль. Основными его функциями являются: 

•          обеспечение условий и механизмов для реализации валютной политики государства; 

•          создание субъектам валютных отношений  предпосылок для своевременного осуществления международных платежей по текущим и капитальным расчетам и содействие благодаря этому развития внешней торговли; 

•          обеспечение прибыли участникам валютных отношений; 

•          формирование и уравновешение спроса и предложения валюты и регулирование валютного курса; 

•          страхование валютных рисков; 

•          диверсификация валютных резервов. 

Названные функции  реализуются через выполнение субъектами рынка широкого круга валютных операций. Под валютными операциями обычно понимают любые платежи, связанные с перемещением валютных ценностей между субъектами валютного рынка. 

Эти операции классифицируются по нескольким критериям. 

1. За сроку осуществления  платежа по купле-продаже валюты: 

•          кассовые, или операции с немедленной поставкой; 

•          срочные. 

2. За механизмом  осуществления операций: 

•          операции спот; 

•          форвардные операции; 

•          фьючерсные операции; 

•          опционные операции. 

3. По целевому  назначению: 

•          операции с целью получения валюты для осуществления платежей по международным расчетам; 

•          операции с целью страхования  от валютных рисков (операции хеджирования); 

•          операции с целью получения прибыли  или спекулятивные операции. 

4. По форме осуществления: 

•          безналичные; 

•          наличные. 

5. За масштабами  операций: 

•          оптовые (осуществляются между банками); 

•          розничные (осуществляются между банками  и их клиентами). 
 

Основными участниками  валютного рынка являются: 

Центральные банки.

 В их функцию  входит управление государственными валютными резервами и обеспечение стабильности обменного курса. Для реализации этих задач могут проводиться как прямые валютные интервенции, так и косвенное влияние - через регулирование уровня ставки рефинансирования, нормативы резервирования и т.п. 

Коммерческие банки.

Они проводят основной объём валютных операций. В банках держат счета другие участники рынка  и осуществляют через них необходимые  для своих целей конверсионные  и депозитно-кредитные операции. В банках концентрируются совокупные потребности товарных и фондовых рынков в обмене валют, а также в привлечении/размещении средств. Помимо удовлетворения заявок клиентов, банки могут проводить операции и самостоятельно за счёт собственных средств. В конечном итоге, международный валютообменный рынок (форекс) представляет собой рынок межбанковских сделок. Наибольшее влияние оказывают крупные международные банки, ежедневный объём операций которых достигает миллиардов долларов. Объём одного межбанковского контракта с реальной поставкой валюты на второй рабочий день (рынок спот) обычно составляет около 5 млн. долларов США или их эквивалент. Стоимость одного конвертационного платежа составляет от 60 до 300 долларов. Кроме этого, приходится нести затраты до 6 тыс. долларов в месяц на межбанковский информационно-торговый терминал. Из-за этих условий, на Форексе не проводят конвертаций небольших сумм. Для этого дешевле обратиться к финансовым посредникам (банку или валютному брокеру), которые проведут конвертацию за определённый процент от суммы сделки. При большом количестве клиентов и разнонаправленных заявках регулярно возникает ситуация внутреннего клиринга, когда посреднику не требуется обращаться к стороннему контрагенту (не нужно проводить реальную конвертацию через Форекс). Но свои комиссионные посредники получают с клиентов всегда. Именно из-за того, что на Форекс попадают не все клиентские заявки, посредники могут предложить клиентам комиссионные, которые существенно ниже стоимости прямых операций на Форексе. В то же время, если устранить посредников, стоимость конвертации для конечного клиента неизбежно возрастёт. 

Фирмы,

 осуществляющие  внешнеторговые операции. Суммарные  заявки от импортёров формируют  устойчивый спрос на иностранную  валюту, а от экспортёров - её  предложение, в том числе в форме валютных депозитов (временно свободных остатков на валютных счетах). Как правило, фирмы прямого доступа на валютный рынок не имеют и проводят конверсионные и депозитные операции через коммерческие банки. 
 

Международные инвестиционные компании, пенсионные и хеджевые фонды, страховые компании.

 Их основная  задача - диверсифицированное управление  портфелем активов, что достигается  размещением средства в ценные  бумаги правительств и корпораций  различных стран. На дилерском  сленге их называют просто фондами (англ. funds). К данному виду можно отнести также крупные транснациональные корпорации, осуществляющие иностранные производственные инвестиции: создание филиалов, совместных предприятий и т.д. 

Валютные биржи.

В ряде стран функционируют  национальные валютные биржи, в функции которых входит осуществление обмена валют для юридических лиц и формирование рыночного валютного курса. Государство обычно активно регулирует уровень обменного курса, пользуясь компактностью местного биржевого рынка. 

Валютные брокеры.

В их функцию входит сведение покупателя и продавца иностранной  валюты и осуществление между  ними конверсионной или ссудно-депозитной операции. За своё посредничество брокерские фирмы взимают брокерскую комиссию в виде процента от суммы сделки. Но сумма этой комиссии зачастую меньше, чем разница между ссудным процентом банка и ставкой по банковскому депозиту. Банки так же могут выполнять эту функцию. В этом случае они не выдают кредит и не несут соответствующие риски. 

Частные лица.

Граждане проводят широкий спектр операций, каждая из которых невелика, но в сумме могут формировать существенный дополнительный спрос или предложение: оплата зарубежного туризма; денежные переводы заработной платы, пенсий, гонораров; покупки/продажи наличной валюты как средства сбережения; спекулятивные валютные операции. 
 
 

8. Необходимость валютного регулирования и контроля.

Органами валютного  регулирования  являются Центральный  банк и Правительство РФ.  

Целью валютного  контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.  

Органами валютного  контроля являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.  

Агентами валютного  контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБР, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. 

Уполномоченные банки – банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБР на проведение валютных операций.  

Основными направлениями  валютного контроля являются: 

а) определение  соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству; 

б) проверка выполнения резидентами обязательств в инвалюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; 

в) проверка обоснованности платежей в инвалюте; 

г) проверка полноты  и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ. 

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей  компетенции: 

·        осуществляют контроль за проводимыми  в РФ резидентами и нерезидентами  валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля; 

·        проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов. 

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением: 

1) валютных операций  движения капитала; 

2) купли-продажи  иностранной валюты и чеков  (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых  указана в иностранной валюте. Эти операции в РФ производятся только через уполномоченные банки. 

Валютные операции движения капитала делятся на 2 группы: 

а) регулируемые Правительством РФ; 

б) регулируемые ЦБР. 

Валютные операции движения капитала, регулируемые Правительством:  

1. Расчеты и  переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 3 лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Они осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа. 

2. Расчеты и  переводы между резидентами и  нерезидентами на условиях предоставления  резидентами нерезидентам отсрочки  платежа на срок более 5 лет  за производимые резидентами  за пределами территории РФ строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ. Они осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа. 

3. Расчеты и  переводы между резидентами и  нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности (за исключением случаев из п.1, 2). Осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа. 

4. Расчеты и  переводы между резидентами и  нерезидентами при предоставлении  резидентами нерезидентам коммерческих  кредитов на срок более 180 календарных  дней в виде предварительной  оплаты в связи с осуществлением  внешнеторговой деятельности, за исключением случаев п.5.  Осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления. 

Информация о работе Шпаргалка по экономике