Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:53, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика".

Работа состоит из  1 файл

shpory_po_mikroekonomike.docx

— 321.88 Кб (Скачать документ)

№1 Предмет и метод микроэкономики. Применение и границы микроэкономики. Микроэкономическая теория и практика

Микроэкономика изучает поведение  субъектов хоз. деятельности, когда  они выступают в различных  ролях (продавец-покупатель) и разных рыночных ситуациях. Она формулирует  те принципы, которыми руководствуются  субъекты хоз. дея-ти при принятии решений.

Изучение поведения субъектов  хоз. дея-ти основано на концепции экономического рационализма ( суть: каждый субъект  стремится получить наибольшую пользу от тех ресурсов, кот. он располагает)

Микроэкономика изучает как  субъекты хоз. дея-ти делают оптимальный  выбор при использовании различных  ресурсов и использовании различных  товаров.

В курсе Микроэкономика изучаются  процессы ценообразования на различных  рынках. Рассматривается как формируются  цены в различных рыночных ситуациях  или на разных рынках, различающихся  типом конкуренции.

Микроэкономика изучает

    • как можно минимизировать издержки и максимизировать прибыль
    • как экономическая политика гос-ва влияет на поведение субъектов хоз. дея-ти, а также на функционирование отдельных отраслей и рынков

Используются те же методы, что  и в курсе «Экономическая теория». Широко используются

- функциональный анализ (изменение одной переменной в зависимости от изменения другой)

- предельный анализ (изменение  одной эконом функции, вызванное  изменением на одну единицу  другой переменной.)

- аналитические таблицы

- моделирование 

- графики

- схемы

Полученные  выводы помогают ориентироваться при  принятии тех или иных решений  хоз. дея-ти.

В экономике, как и в других науках, обоснование  и прогноз основываются на теоретических  положениях, которые используются для  объяснения наблюдаемых явлений  с точки зрения совокупности основных правил и предположений. Теоретический  анализ экономической деятельности фирмы, например, начинается с простого предположения, что она будет  стремиться максимизировать свою прибыль. Теория использует данное предположение, чтобы обосновать планы фирм по набору рабочей силы, объему капитальных  вложений и сырья для производства определенного количества продукции. Она объясняет, как фирмы планируют  свое производство в зависимости  от величины цен на основные факторы  производства — рабочую силу, капитал  и сырье, а также и от цен  на будущую продукцию.

 

Экономическая теория служит также фундаментом  прогнозирования. Она объясняет  причину изменения объема выпуска  продукции в зависимости от увеличения заработной платы или уменьшения цен на материалы. 

Методологические  подходы: позитивная микроэкономика –(опирается  только на реальные факты, рассматривая их такими, какие они есть в действительности; позитивный анализ призван отвечать на вопросы: что есть и что будет, если изменятся факторы, влияющие на исследуемый процесс. Позитивный анализ только формулирует представление  об экономическом поведении, но не оценивает  его.)  нормативная микроэкономика (базируется на оценочных суждениях  относительного того или иного факта  и отвечает на вопрос что должно быть, а не что есть на самом деле.)

  Существует взаимосвязь между позитивным и нормативным анализом: 1.результаты позитивного анализ могут показать оптимальные пути для достижения нормативных целей;

2. нормативное  восприятие людей оказывает существенное  влияние на те сферы, которые  являтся объектом рассмотрения  позитивного анализа. 
№ 2:”Аксиомы ординалистского подхода в анализе оценки потребителем полезности потребительских благ. Функция полезности и кривые безразличия потребителя”.

На рынке потреб-ль приобрет.набор  тов-в,в к-й мож.входить больш.число  благ.Для упрощения анализа поведения  потребителя сторонники ординалист.теории рассм. набор из 2 благ.

Аксиомы:

1.о ненасыщаемости: потребитель предпочитает болешшее количество благ меньшему

2.о транзитивности выбора: ранжируются наборы благ, независимо от их попарного сравнения(если для потребителя 1-й набор полезнее 2-го, а 2-й полезнее 3-го,то 1-й набор полезнее 3-го).

3.о полной упорядоченности: потребитель способен сравнивать и ранжировать наборы благ и в итоге предпочесть один набор другому или признать их равноценными

Кривая безразличия – кривая, точки на которой показывают различные  комбинации двух товаров, приносящие одинаковую полезность. Суть кривых: никогда не пересекаются; несколько кривых образуют карту кривых; кривые имеют вид  нисходящих кривых.

Пусть потреб-ль выбирает набор,в к-м  2 блага:товар А(Q1 - кол-во);товар В – Q2.Тогда набор Q1Q2 имеет опред.полезность(U),тогда U=f(Q1,Q2)-функция полезности. Произв.значение функции можно в виде таблицы(изокванты).Набор благ А и В обеспеч. потребит.равную полезность.

График кривой безразличия.

Соотношение,в к-м одно благо  замещает другое-норма замещения (субституции).

MRSBA =- ΔA/ ΔB,где MRSBA  ● предельная норма субституции благом В блага А,

●  ΔА-уменьш.блага А; ●  ΔВ-увелич.блага  В.Она показывает, от какого кол-ва блага  А надо отказаться,чтобы при увеличении на 1 дополнит.ед.блага В полезность комбинации этих благ осталась той  же.Двигаясь по кривой безразл.сверху вниз предельн. норма субституции  убывает.Геометрически предельная норма замещения =абсолютн.значению тангенса угла наклона кривой безразличия  к точке возможного выбора.Карта  кривых безразличия –множество кривых безразличия одного и того же набора благ,обладающих разной полезностью.

Карта кривых безразличия:   

 

№3:  «Бюджетные ограничения.Бюджетная  линия потребителя и ее св-ва.Наклон бюджетной линии».

Приобретая набор благ, потребитель учитывает цены тов-в, входящих в набор и ту ден. сумму,к-ю он может себе позволить расходовать на покупку. Выбор должен соответствовать условию бюджетному ограничению потребителя.

Бюджетное ораничение потребителя:

            PAA + PBB ≤ ĺ,где PA и PB-цены товаров A и B, А и В-кол-во данных тов-в, ĺ – доход потребителя. Если представить графически бюджетное ограничение потреб-ля,то получим бюджетную линию потребителя.Комбинации благ А и В,доступные покупателю с доходом $12,если PA=1,5$,PB=1$.

Количество благ

Расход на покупку благ в денежных един-ах

А

В

8

0

12 (12+0)

6

3

12 (9+3)

4

6

12 (6+6)

2

9

12 (3+9)

0

12

12 (0+12)


 

График бюджетной линии потребителя:

Бюджетная линия показывает различные  комбинации 2-х благ,к-е мог.быть приобретены  при опред.ценах и опред.величине дохода.

Наклон бюджетной линии=PB/PA                                               

 

№4 Графическая интерпретация равновесия потребителей

Кривая безразличия показывает предпочтения потребителя, а бюджетная  линия – его возможности.

Потребитель находится в равновесии, когда делает оптимальный выбор набора благ. Для этого совместим карту кривых безразличий и бюджетную линию. Точка z находится на более низкой кривой безразличия, это означает, что набор стоит столько же, но полезность приносит меньшую суммарную полезность. Набор w лежит на более высоком уровне, т.е. имеет большую полезность, однако он не доступен потребителю: бюджетная линия проходит ниже и не касается кривой безразличия. Перемещения постребителя по своей бюджетной линии приведут его в точку y, находящуюся на самой высокой для данного потребителя кривой безразличия. Когда у потребителя отсутствуют стимулы к изменению набора благ, говорят, что он находится в состоянии равновесия в этой ситуации потребителем достигается максимальная полезность потребляемых благ.

 

 

 

 

MRSBA=-- правило оптимального выбора набора благ потребителем

MRSBA показывает наклон кривой безразличия

-- наклон бюджетной линии

 

5. Изменение цены товара и  сдвиги бюджетной линии. Кривая  «цена-потребление». Построение кривой  инд. Спроса

Изменение цен товаров и дохода потребителя воздействует на бюджетную  линию, а тем самым – на оптимальный  потребительский выбор.спрос на товары зависит от параметров, определяющих положение тчоки равновесия потребителя. Эти параметры заданы функцией полезности, определяющей форму и расположение кривой безразличия, и положением бюджетной линии, зависящим от цен товаров и дохода потребителя. Функция спроса выводится исходя из отслеживания спроса на благо, при изменении цены этого блага.

С изменением цены на 1 товар из набора изменяется и оптимальный выбор  потребителя. Пусть изменяется цена блага В, а цена блага А остается неизменной, тогда на графике посмотрим  изменение положения бюджетной  линии.

 

Совместим бюджетные линии и карту  кривых безразличия.

 

 

Точки Е – точки равновесия, DB – кривая спроса на благо В.

Аналогичная ситуация происходит при  изменении цены на благо А.

 

Если цена блага снижается,  то покупатель покупает более количество товара, тем самым подымится точка  равновесия потребителя. Соединение точек  равновесия  приводит к образованию  кривой «цена – потребление».

Кривая индивидуального спроса строится на основе кривой «цена- потребление», показывает величину спроса отдельного потребителя при различных ценах  на товары. Кривая спроса имеет отрицат наклон. Исключение товары Гиффена – товары низшей категории, спрос на которые с увеличнием цены растет, а при снижении падает. Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например, товарами Гиффена в России являются соль, чай, табак и другие.

 

 

 

6 Изменение дохода потребителя  и сдвиги бюджетной линии. Кривая  «доход-потребление». Кривые Энгеля

Рассмотрим, как на выбор потребителя  влияет на его доходы

 

 

 

 

 

Совместим на графике семейство  бюджетных линий с картой кривых безразличия.

 

Кривая «доход-потребление» благ А  и В (кривая IC )

 

На основе кривой IC можно построить 2 кривые:

кривую спроса на благо А и  кривую спроса на благо В, кот показывают, как изменяется спрос с ростом дохода потребителя.

Кривые, характеризующие зависимость  спроса от дохода, - кривые Энгеля.

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы построить кривую спроса на благо  А, отражающую зависимость спроса от дохода, на вертикальной оси отложим  величину изменяющейся величины дохода, а на горизонтальной спроса.

 

Кривая спроса по доходу 
7. Эффект дохода  и эффект замещения. Совокупный эффект цены.

При изменении цены на благо А  изменяется спрос не только на это  благо, но и на товар В. Измерить это  влияние можно с помощью эффекта  дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода (ЭД) – воздействие, оказываемое на спрос потребителя  на благо В за счет изменения реального  дохода, вызванного изменением цены блага  А.

Эффект замещения (субституции) (ЭЗ) связан с тем, что подешевевшее благо, на кот снизилась цена, стало относительно дешевле по сравнению с другим благом, входящим в набор, цена на кот  осталась без изменения. Правомерно ожидать, что покупатель прирост  своей покупательной способности  направит в первую очередь на приобретение подешевевшего блага.

Эффект субституции – прирост  спроса на товар, цена кот стала относительно ниже по сравнению с др благом, входящим в набор. ЭЗ обусловлен эластичностью  спроса по цене на данный подешевевший товар.

Суммарный эффект цены=ЭЗ+ЭД

Цена блага А уменьшилась  с 2 д.е. до 1 д.е. При цене=2 д.е. потребитель  Х покупает 4 ед блага А и расходует 8 д.е. Когда цене снизится, на 4 ед блага  А затратит 4 д.е. Реальный доход, кот  он получит = 4д.е.

Когда ЭЗ и Эддействуют в одном  направлении, мы имеем дело с обычным (нормальным ) товаром (НТ)

НТ- товары, спрос на кот находится  в обратной зависимости от цены.

Но есть товары ЭЗ и ЭД, на кот  действуют в противоположном  направлении, - эффект Гиффена (ЭГ):

с увеличением цены на некоторые  товары спрос на них не уменьшается, а увеличивается (картофель)

Товаром Гиффена наз товаром  низкой карегории (речь идет не о качестве) – это товар кот занимает в  корзине потреьителя значительное место и имеет кривую спроса (некоторых  категорий потребителей)  с положительным  наклоном.  

С ростом цен на товары низшей категории  малоимущие потребители вынуждены  заменять др товары на товары низшей категории. В этом случае имеет место положительный  эффект замещения над отрицательным  эффектом дохода. 
8. Совершенная конкуренция, ее основные признаки.  Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента

Ситуация на рынке, когда конкуренция  совершенная, сейчас довольно редка.

Основой конк рынка явл большое  число не зависящих друг от друга  предприятий производителей (продавцов) ( рынок с/х продукции, рынок наличной валюты – чисто конкурентные рынки)

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"