Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика".
23. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.
Олигополия - наличие на рынке определенного товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Такая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Могут иметь место расплывчатые О. – когда вместе и большие и мелкие фирмы, занимающие небольшой уд. вес. Есть также и жесткие О. (2-3 фирмы)
Товар, реализуемый о. фирмами, может быть дифференцированным (автомобили, компьютеры), как при монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным (сталь, алюминий), как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т. е. может влиять на цену своей продукции и держать ее на уровне, превышающем пред. издержки пр-ва.
Обычно при О. господствует от 2 до 10 фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Это делает фирмы зависимыми друг от друга. Каждая фирма в отрасли понимает, что изменение цены или объема выпуска вызовет ответную реакцию конкурентов, и должна считаться с ними. О. защищена барьерами для входа на рынок – кр.фирмы обладают большим положительным эффектом масштаба. Процесс возникновения О. – слияние нескольких фирм в 1 > крупную. О.- преобладающая форма современного отраслевого рынка, и важно выработать правильную стратегию, учитывая многочисленные факторы. Олигополистическими отраслями промышленности явл. автомобильная пром-ть, пр-во стали, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудования, компьютеров.
№24:”Модели олигополии.Модель с ломаной кривой спроса.Ценовые войны”.
Поведение олигополистов на рынке
различ.многообразием.Основн.
-кооперативное;
-некооперативное.
Кооперат.основано на соглосован.их рын.политики(открытый
сговор о цене,V,образ.картель); некооперат.имеет
место,когда отсутствуют согласлвания
действий фирм на рынке.
P=AVC+m(AVC); AVC-средн.переменн.изд-ки; m-%надбавки.
Некооперативн.:Каждая фирма стремится
максимизировать прибыль,но на этом
рынке ей приходится вырабатывать стратегию,основанную
на представлении о поведении
конкурента.В рез-те взаимод-ия м/у
разъединенными олигопол-ми,цена на этом
р.мож.принимать различн.
От ценовой войны выигрыв.
Ломаная кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста:
Кривая спроса предст.на ломаной Д2Д1 с точкой перегиба Е. Т.Е соотв.оптимальн.отраслевой цене P0,она опред.оптимальный Vвыпуска прод-ии Q0.Спрос на отр.ЕД2 очень эластичен по цене.Отрезок пологий и показ.,что при незначит.увелич.цены,резко уменьш.оптим. Vвыпуска.При увелич.цены выше P0 покупатели перестанут покуп.прод-ию данной фирмы,а приобретут у конкурента.На отр. ЕД1 кривая крутая,т.е.спрос на прод-ию уменьш.в меньш.степени,чем уменьш-ая цена.Это приведет к снижению цены и у фирм-конкурентов.
Кривая MR(предельн.дохода)с разрывом и кривая предельн.изд.-ек/MC на рис.Разрыв MK(пред.дохода)соотв.излому кривой спроса.При Vвыпуска меньше Q0 MR близок к оптимальной цене, в след.того,что при фиксир-ых ценах конкурентов для увелич. V спроса фирмы-олигополиста требуется небольш.снижение цены.При V, превыш-их Q0 и MR гораздо меньше оптимальной цены,поск.для увелич. V спроса в сит.,когда соперники идут по пути снижения цены, требуется значит.сокращение цены для данной ф-олигополиста.
В усл.,когда сущ.перегиб кривой спроса,кривая предельных изд-ек MC будет проходить ч/з разрыв кривой MR,даже при изменении величины изд-ек,оптимальной ценой будет оставаться Q0,а Vвыпуска-Q0.
№ 25 Модели олигополии. Модель олигополии, основанная на тайном сговоре. Картель
Поведение олигополистов отличается разнообразием: кооперативное(1) & некооперативное(2). 1-е основано на сговоре фирм, согласовании своей раночной политики.
2-е – отсутствует
Когда фирмы открыто договариваются о ценах и объеме выпуска возникает картель.
Картель – форма объединения
фирм-олигополистов с целью
В настоящее время явный сговор
фирм в большинстве стран (в том
числе РБ) является незаконным. Для
тайного сотрудничества используются
различные пути. Эти договоренности
никак не закрепляются, это так
наз джентлеменские договоренности.
Если олигополистам удается
Наиб развитие на монополистическом рынке получило менее явное ср-во согласования цен между олигополистами – политика лидерства в ценах (она позволяет координировать цены, не вступая в явный сговор): Доминирующая фирма выступает на этом рынке в качестве ценового лидера. Она открыто заявляет о цене на свою продукцию.
№26. Модели олигополии. Лидерство в ценах. Ценообразование по принципу “издержки плюс
Олигополия – состояние рынка, при котором доминируют несколько фирм-гигантов. Существуют модели олигополии:1) картель – соглашение нескольких предприятий с целью раздела рынка и поддержания высоких цен; 2) консорциум – это временное добровольное объединение предприятий для решения конкретных задач.
Выделяют 2 типа поведения фирм:
1)кооперативное –
2)некооперативное –
Когда фирмы открыто договариваются, то образуют кортель. В настоящее время явное соглашение фирм в кортели преследуется по закону(антимонопольная политика). Олигополисты используют различные пути по тайному сотрудничеству.
Наиб развитие на монополистическом рынке получило менее явное ср-во согласования цен между олигополистами – политика лидерства в ценах (она позволяет координировать цены, не вступая в явный сговор): Доминирующая фирма выступает на этом рынке в качестве ценового лидера. Она открыто заявляет о цене на свою продукцию.
Устанавливая цену, олигополисты могут действовать по принципу “издержки плюс”.
Модель «издержки плюс»: P=AVC + m(AVC), где AVC – средние переменные издержки, m – процент надбавки, m(AVC) – накладные расходы фирмы
28. Олигополия и ее эффективность.
Олигополия (О)—ситуация на рынке,
когда число фирм в отрасли
настолько мало, что каждая из них
при формировании своей ценовой
политики должна принимать во внимание
реакцию со стороны конкурентов.
Обычно о ней говорят, когда малое
число фирм господствует на рынке
однородного или
Практика выработала 2 точки зрения
определения эффективности О.
29. Монопольная власть, ее источники и показатели. Проблема монополизма в РБ
Рыночную власть имеют фирмы, кот могут повлиять в свою пользу на рыночную ситуацию. Повлиять на рын ситуацию можно повлияв на объем предложения продукции или на цену реализуемой продукции.
Различают 2 вида рыночной властии:
- монополистическая и –
Монополистическая – власть производителя
и продавца. Ее источником явл доминирующее
положение на рынке, значительная доля
фирмы в общей массе
Монопольной властью обладают фирмы-чистые
монополисты, а также олигополисты,
сумевшие между собой договориться.
Могут обладать и фирмы на рынке
МК, если они смогут предложить новый
товар, обладающий особыми свойствами
по сравнению с товарами-
Монопсонической властью обладает фирма-покупатель ресурсов, если она явл единственным покупателем. Монопсоническая власть х-на для рынка труда.
Монополизм – это тип
Индекс Лернера (L):
L изменяется от 0 до 1. На рынке СК L=0, и чем дальше индекс отстоит от 0, тем выше степень монополизации рынка.
1 в РБ антимонопольный закон
(дек 1992) «О противодействии
+ «Государственный реестр фирм монополистов»
+ «Государственный реестр
Критерии, на основе кот предприятия
вкл в гос реестр монополистов
(Эти критерии различны для производителей
товаров нар потребления и
товаров производственно-
Количество крупнейших фирм |
производители товаров нар потребления |
производители товаров производственно- |
1 |
до 30% |
до 45% |
2 |
до 54% |
до 67% |
3 |
до 78% |
до 86% |
4 |
до 95% |
до 100% |
примеры |
Белмедпрепараты, Атлант, МТЗ |
В РБ ≈ 50 предприятий считаются естественными монополиями (МинГаз, БелПочта, БелТелеком)
30. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
В РБ с целью обеспечения условий
для развития добросовестной конкуренции,
создания эффективно функционирующих
товарных рынков, а также защиты
прав потребителей реализуется политика
направленная на предупреждение и пресечение
монополистической
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:
Конституция Республики Беларусь ориентирует
законодателя, что законом может
быть запрещена социально опасная
деятельность, в том числе экономическая
деятельность, которая направлена на
монополизацию и
Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и направлен на создание условий для развития конкуренции. Этот закон по своим целям и методу правового регулирования содержит элементы как европейской модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип — контроль за злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестового законодательства (принцип запрета монополий).