Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:53, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика".

Работа состоит из  1 файл

shpory_po_mikroekonomike.docx

— 321.88 Кб (Скачать документ)

 

23. Основные признаки  олигополии. Стратегическое взаимодействие  фирм в условиях олигополии.

Олигополия - наличие на рынке определенного товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Такая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Могут иметь место расплывчатые О. – когда вместе и большие и мелкие фирмы, занимающие небольшой уд. вес. Есть также и жесткие О. (2-3 фирмы)

Товар, реализуемый о. фирмами, может  быть дифференцированным (автомобили, компьютеры), как при монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным (сталь, алюминий), как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т. е. может влиять на цену своей продукции и держать ее на уровне, превышающем пред.  издержки пр-ва.

Обычно при О. господствует от 2 до 10 фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Это делает фирмы зависимыми друг от друга. Каждая фирма в отрасли  понимает, что изменение цены или  объема выпуска вызовет ответную реакцию конкурентов, и должна считаться  с ними. О. защищена барьерами для  входа на рынок – кр.фирмы обладают большим положительным эффектом масштаба. Процесс возникновения О. – слияние нескольких фирм в 1 > крупную. О.- преобладающая форма современного отраслевого рынка, и важно выработать правильную стратегию, учитывая многочисленные факторы. Олигополистическими отраслями промышленности явл. автомобильная пром-ть, пр-во стали, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудования, компьютеров.

 

 

 

 

 

№24:”Модели олигополии.Модель с  ломаной кривой спроса.Ценовые войны”.

Поведение олигополистов на рынке  различ.многообразием.Основн.типы повед.-я  олигополистов на рынке:

-кооперативное;

-некооперативное.

Кооперат.основано на соглосован.их рын.политики(открытый сговор о цене,V,образ.картель); некооперат.имеет место,когда отсутствуют согласлвания действий фирм на рынке.                                                                       Кооперат.повед-е:Картель-форма объедин-я фирм-монополистов на олигополистич.рынке с целью раздела рынка и поддержании монопольно высоких цен.Устанавливая цены,олигопол-ты и лидеры фирм действуют по принципу “Издержки +”.При этом цена опред.:средн.переменн.изд-ки+%-ые надбавки к средн.переменн.изд-кам.

P=AVC+m(AVC); AVC-средн.переменн.изд-ки; m-%надбавки.

Некооперативн.:Каждая фирма стремится  максимизировать прибыль,но на этом рынке ей приходится вырабатывать стратегию,основанную на представлении о поведении  конкурента.В рез-те взаимод-ия м/у  разъединенными олигопол-ми,цена на этом р.мож.принимать различн.значения в  промежутке м/у монопол-им уровнем  цены и уровнем цены на р.ЧК.На этом р.,если ф-мы не договариваются, они  могут попасть в сит.ценовой  борьбы.Способ вытеснения конкурентов  с р.-снижение цен.Ценовая война  – цикл постепенного снижения существующего  уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополист.рынка.Она  мож.продолжаться,пока цена не станет=цене на рынке ЧК,т.е.P=СРЕДН.ИЗД.=ПРЕДЕЛЬН.ИЗД.;P=AC=MC.

От ценовой войны выигрыв.потребит.,но проигрыв.производители.

Ломаная кривая спроса на продукцию  фирмы-монополиста:

Кривая спроса предст.на ломаной  Д2Д1 с точкой перегиба Е. Т.Е  соотв.оптимальн.отраслевой цене P0,она опред.оптимальный Vвыпуска прод-ии Q0.Спрос на отр.ЕД2 очень эластичен по цене.Отрезок пологий и показ.,что при незначит.увелич.цены,резко уменьш.оптим. Vвыпуска.При увелич.цены выше P0 покупатели перестанут покуп.прод-ию данной фирмы,а приобретут у конкурента.На отр. ЕД1 кривая крутая,т.е.спрос на прод-ию уменьш.в меньш.степени,чем уменьш-ая цена.Это приведет к снижению цены и у фирм-конкурентов.

Кривая MR(предельн.дохода)с разрывом и кривая предельн.изд.-ек/MC на рис.Разрыв MK(пред.дохода)соотв.излому кривой спроса.При Vвыпуска меньше Q0 MR близок к оптимальной цене, в след.того,что при фиксир-ых ценах конкурентов для увелич. V спроса фирмы-олигополиста требуется небольш.снижение цены.При V, превыш-их Q0 и MR гораздо меньше оптимальной цены,поск.для увелич. V спроса в сит.,когда соперники идут по пути снижения цены, требуется значит.сокращение цены для данной ф-олигополиста.

В усл.,когда сущ.перегиб кривой спроса,кривая предельных изд-ек MC будет проходить ч/з разрыв кривой MR,даже при изменении величины изд-ек,оптимальной ценой будет оставаться Q0,а Vвыпуска-Q0.  

 

 

№ 25 Модели олигополии. Модель олигополии, основанная на тайном сговоре. Картель

Поведение олигополистов отличается  разнообразием: кооперативное(1) & некооперативное(2). 1-е основано на сговоре фирм, согласовании своей раночной политики.

2-е – отсутствует согласованное  действие фирм на рынке

Когда фирмы открыто договариваются о ценах и объеме выпуска возникает  картель.

Картель – форма объединения  фирм-олигополистов с целью раздела  рынка и поддержания монопольно высокмх цен.

В настоящее время явный сговор фирм в большинстве стран (в том  числе РБ) является незаконным. Для  тайного сотрудничества используются различные пути. Эти договоренности никак не закрепляются, это так  наз джентлеменские договоренности. Если олигополистам удается договориться  о рыночной цене, то тогда удается  достигнуть уровня цен чистой монополии.

Наиб развитие на монополистическом  рынке получило менее явное ср-во согласования цен между олигополистами – политика лидерства в ценах (она позволяет координировать цены, не вступая в явный сговор): Доминирующая фирма выступает на этом рынке  в качестве ценового лидера. Она  открыто заявляет о цене на свою продукцию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№26. Модели олигополии. Лидерство в ценах. Ценообразование по принципу “издержки плюс

Олигополия – состояние рынка, при котором доминируют несколько  фирм-гигантов. Существуют модели олигополии:1) картель – соглашение нескольких предприятий с целью раздела  рынка и поддержания высоких  цен; 2) консорциум – это временное  добровольное объединение предприятий  для решения конкретных задач.

Выделяют 2 типа поведения фирм:

1)кооперативное – согласование  фирм;

2)некооперативное – отсутствуют  согласованные действия фирм  на рынке.

Когда фирмы открыто договариваются, то образуют кортель. В настоящее  время явное соглашение фирм в  кортели преследуется по закону(антимонопольная  политика). Олигополисты используют различные  пути по тайному сотрудничеству.

Наиб развитие на монополистическом  рынке получило менее явное ср-во согласования цен между олигополистами – политика лидерства в ценах (она позволяет координировать цены, не вступая в явный сговор): Доминирующая фирма выступает на этом рынке  в качестве ценового лидера. Она  открыто заявляет о цене на свою продукцию. 

Устанавливая цену, олигополисты могут  действовать по принципу  “издержки  плюс”.

Модель «издержки плюс»: P=AVC + m(AVC), где AVC – средние переменные издержки, m – процент надбавки, m(AVC) – накладные расходы фирмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Олигополия и ее  эффективность.

Олигополия (О)—ситуация на рынке, когда число фирм в отрасли  настолько мало, что каждая из них  при формировании своей ценовой  политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Обычно о ней говорят, когда малое  число фирм господствует на рынке  однородного или дифференцированного  продукта (обрабатывающая, нефтеперерабатывающая, добывающая пром-ти и др.). Достоинством О рынка явл. его техническая  и технологическая эффективность  и прогрессивность. При этом олигополисты находятся в ситуации мощной конкуренции, что заставляет олигополиста внедрять новые технологии в новую технику. Олигополист имеет средства для внедрения новшеств. В отличие от чистого монополиста олигополисты заинтересованы обновлять продукцию. Олигополисты склонны к сговорам, поэтому гос. власти, осуществляющие контроль над ними, используют антимонопольное законодательство.

Практика выработала 2 точки зрения определения эффективности О.рынка: 1)О. по своей сути является монополией, поэтому принципы и последствия  их действий примерно аналогичны, 2)Олигополистические монополии необходимы обществу, им принадлежит значительная роль в  осуществлении научно-технического прогресса (только они способны финансировать  дорогостоящие проекты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Монопольная власть, ее  источники и показатели. Проблема  монополизма в РБ

Рыночную власть имеют фирмы, кот  могут повлиять в свою пользу на рыночную ситуацию. Повлиять на рын  ситуацию можно повлияв на объем  предложения продукции или на цену реализуемой продукции.

Различают 2 вида рыночной властии:

- монополистическая и –монопсоническая

Монополистическая – власть производителя  и продавца. Ее источником явл доминирующее положение на рынке, значительная доля фирмы в общей массе поставляемой продукции.

Монопольной властью обладают фирмы-чистые монополисты, а также олигополисты, сумевшие между собой договориться. Могут обладать и фирмы на рынке  МК, если они смогут предложить новый  товар, обладающий особыми свойствами по сравнению с товарами-аналогами.

Монопсонической властью обладает фирма-покупатель ресурсов, если она  явл единственным покупателем. Монопсоническая  власть х-на для рынка труда.

Монополизм – это тип экономических  отношений, при кот отдельные  субъекты хозяйствования обладают рыночной властью и используют ее для получения  монопольной прибыли. Для того, чтобы  определить, имеет ли место монополизм на рынке, используется индекс Лернера, а также индекс Харфинделя-Хиршмана, используют коэффициенты концентрации, измеряющие долю фиксированного числа  ранжированных по размеру предприятий  в отрасли.

Индекс Лернера (L):

L изменяется от 0 до 1. На рынке СК L=0, и чем дальше индекс отстоит от 0, тем выше степень монополизации рынка.

 

1 в РБ антимонопольный закон  (дек 1992) «О противодействии монополистической  дея-ти и развитии конкуренции»  В наст время обязанности по  реализации антимонопольного регулирования  возложены на  «Департамент антимонопольной  и ценовой политики министерства  экономики». Объектами гос антимонопольного  регулирования явл субъекты, включенные  в гос реестр. В 2002 внесены существенные  изменения в закон, а в 2003 принят закон о естественной  монополии.

+ «Государственный реестр фирм  монополистов»

+ «Государственный реестр естественных  монополий»

Критерии, на основе кот предприятия  вкл в гос реестр монополистов (Эти критерии различны для производителей товаров нар потребления и  товаров производственно-технического назначения)

Количество крупнейших фирм

производители товаров нар потребления

производители товаров производственно-технического назначения

1

до 30%

до 45%

2

до 54%

до 67%

3

до 78%

до 86%

4

до 95%

до 100%

примеры

Белмедпрепараты, Атлант, МТЗ

 

В РБ ≈ 50 предприятий считаются  естественными монополиями (МинГаз, БелПочта, БелТелеком)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 

В РБ с целью обеспечения условий  для развития добросовестной конкуренции, создания эффективно функционирующих  товарных рынков, а также защиты прав потребителей реализуется политика направленная на предупреждение и пресечение монополистической деятельности.

Антимонопольное законодательство в  Республике Беларусь состоит из:

  • Конституции Республики Беларусь (статья 13);
  • норм Гражданского кодекса Республики Беларусь,
  • Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»2  (далее — Закон «О противодействии монополистической деятельности»);
  • Закона «О естественных монополиях»3  (далее — Закон «О естественных монополиях») и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

Конституция Республики Беларусь ориентирует  законодателя, что законом может  быть запрещена социально опасная  деятельность, в том числе экономическая  деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный  принцип здесь не конкретизирован.

Закон Республики Беларусь "О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции" определяет организационные  и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической  деятельности и направлен на создание условий для развития конкуренции. Этот закон по своим целям и  методу правового регулирования  содержит элементы как европейской  модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип — контроль за злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестового законодательства (принцип запрета  монополий).

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"