Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:53, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика".

Работа состоит из  1 файл

shpory_po_mikroekonomike.docx

— 321.88 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

15. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№16 Чистая монополия и  эффективность. Экономические последствия  монополии. Регулируемая монополия

1) Чистая монополия не обеспечивает  эффективного распределения ресурсов  в отличие от рынка чистой  конкуренции.

 

Х – неэффективность фирмы-монополиста

 

В условиях чистой монополии низкие средние издержки (за счет масштаба производства).

АСм значительно ниже АСс (на конкур. рынке) Фактически, фирма –чистый  монополист имеет средние издержки не в точке А, а в точке АСх.

 

Х-неэффективность – внутренняя неэффективность фирмы, связанная  с трудностью организации производства на крупном предприятии

 

Х-неэффективность означает, что  фактические издержки монополиста  для любого объема выпуска больше, чем минимально возможные

Х-неэффуктивность представлена точкой АСх для Qм – оъема выпуска

2) Кроме того монополисты перераспредляют  в свою пользу часть дохода, созданного обществом

Фирмы-монополисты присваивают  значительную часть излищка потребителя. Но не только потребители несут потери, но и общество в целом.  

Безвозвратные потери общества от монопольной власти

Цена равна Рм, потребители теряют рыночную стоимость, равную площади  фигуры А.

   

фигура А – присваивает монополист

фигура В – теряется (излишек  потребителя)

фигура С – представляет собой  безвозвратные потери для общества (потери излишка производителя)

 

безвозвратные потери=В+С 
3)Монополия оказывает противоречивое влияние на НТП. С одной стороны монополист, присваивая значительную часть излишка потребителя , имеет большие возможности для финансирования научно-технических разработок и их внедрения. С другой стороны, обладая монопольной властью, фирма не очень заинтересована во внедрении новых технологий в пр-во.

В некоторых областях нельзя избежать образования монополии – естественная монополия. Гос-во, как правило, осуществляет регулирование дея-ти естественных монополий путем регулирования  цен. Устанавливантся цена на уровне средних издержек фирмы-монополиста, такуюцену называют ценой, обеспечивающей справедливую прибыль.

 Регулируемая естественная монополия

Рм- цена, кот. установила бы фирма  без регулирования гос-вом 

Ра- регулируемая цена

Qa меньше, чем тот объем, кот. имел бы место при соверш. конкуркнции, на величину от Qa до Qв 

Qa- имеет место при условии, что фирма-монополист устанавливает цену на уровне средних издержек 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.  Ценовая дискриминация:  условия, формы, последствия.

 

Ценовая дискриминация имеет место, когда фирма продаёт свой товар  разным потребителям по разным ценам. Эти различия  не связаны с  качеством. Целью дифференциации цен  является присвоение излишка потребителя  и превращение его в дополнительную прибыль фирмы. Устанавливать дифференцированные цены есть смысл на товары, кот покупатель не может перепродать.

Формы ценовой дискриминации (ЦД):

1) совершенная ЦД

2) ЦД на сегментированных рынках

3) ЦД по объёму продаж

I имеет место, когда монополист  каждому покупателю устанавливает  разную цену(Врач редкой специализации  в частной клинике). В этом случае  монополист полностью присваивает  излишек потребителя.

II Сегментированный рынок - рынок,  на кот можно выделить 2 и более  групп покупателей, кот различаются  по каким-либо признакам. Речь  идёт о покупателях, кот различаются  по чувствительности на изменение  цены. В этом случае монополист  устанавливает разную цену на  разных сегментах, в соответствии  с эластичностью спроса по  цене на товар покупателей  соответствующего сегмента.

III ЦД имеет место, при предоставлении  покупателям скидок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.  Монополистическая  конкуренция и эффективность.  Избыточные производственные мощности

МК менее эффективна, чем ЧК

Р больше, чем мин средние издержки т.к. не соблюдается равенство рынка  ЧК:МС ≠ АС – условие минимизации  издержек отсутствует. На рынке МК имеет  место нерациональное использование  ресурсов.

Отрасли с МК зачастую переполнены  фирмами, кот имеют избыточные производственные мощности (т.е. запущены не полностью) –  это многочисленные розничные торговые предприятия, большое число бензозаправочных станций в городах небольшого размера

Результатом недогруженности предприятия  явл более высокие уровни средних  издержек и цен по сравнению с  конкурентными рынками. Избыточные мощности явл платой за дифференциацию продукции.

Такая ситуация на рынке МК имеет  и свою положительную сторону:

Создаются условия для удовлетворения многообразных потребностей потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.  Равновесие фирмы-монополистического  конкурента в краткосрочном периоде.

 

В условиях монополистической конкуренции  нет высоких барьеров при вступлении в отрасль. Эффект масштаба незначителен, поэтому эффективны также и мелкие, так и средние фирмы, если они  могут предложить товар, соответствующий  запросам на рынке и по соответствующей  цене. Вопрос об объёме выпуска и  цене решается самостоятельно в соответствии со спросом. При этом фирма не учитывает  реакции соперников при установлении цены и объёма продаж. На таком рынке  новые фирмы появляются до тех  пор, пока извлекается прибыль.Так  как кривая спроса на монополистическом  рынке имеет небольшой отрицательный  наклон, то спрос на продукцию отдельной  фирмы на данном рынке менее эластичен, чем на рынке чистой конкуренции, но более эластичен, чем на рынке  чистой монополии. Таким образом, покупатель имеет выбор, но меньший, чем на рынке  чистой конкуренции. Степень эластичности спроса зависит от числа фирм-конкурентов  и от степени дифференциации предлагаемого  товара на рынке. Предложение на данном рынке менее эластично, чем на ранках чистой конкуренции и чистой монополии, так как производительные мощности отдельной фирмы на рынке  монополистической конкуренции  ограничены. Цены на продукцию дифференцированы. В основе дифференциации цен лежит  различие в потребительских свойствах  товаров, выпускаемых различными производителями  и различные их издержки. Для монополизации  прибыли фирма будет производить  такой объём продукции, при котором  MR=MC. Также важно умело манипулировать ценой и неценовыми факторами. Оптимальное сочетание объёма выпуска, цены и использование неценовых факторов находится методом проб и ошибок. При этом высока роль участия менеджеров и маркетологов. В условиях монополистической конкуренции фирма производи меньше продукции, чем фирмы-чистые конкуренты, но реализует по большим ценам. В то же время ситуация на рынке монополистической конкуренции схожа с чистой конкуренцией: фирма может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, если её AC меньше рыночной цены, при Р меньшем АС— в убытке. Краткосрочное состояние монополизации прибыли совпадает с ситуацией, характерной для простой монополии. Объём производства определяется пересечением кривых МС и МR. Колебание цены задаётся высотой прямой спроса вне этой прямой. Фирма получает экономический доход. В данной ситуации (график) цена превышает средние издержки.

 

 

 

   График получение прибыли фирмой-моноплолист. конкурентом в краткосрочном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Равновесие фирмы-монополистического  конкурента в долгосрочном периоде.  Безубыточность фирм

 

В условиях монополистической конк-ции  не существует высоких барьеров при  вступлении в отрасль. Эффект масштаба незначительный-эффективны и мелкие и средние фирмы, если они могут  предложить товар, соответствующий  запросам и по соответственной цене. Вопрос об объеме выпуска и цене решается самостоятельно в соответствии со спросом. Кривая спроса на монополистическом  рынке имеет небольшой отрицательный  наклон-спрос на прод-цию отдельной  фирмы на данном рынке менее эластичен, чем на рынке чистой конк-ции, но более эластичен, чем на рынке  чистой монополии(покупатель имеет  выбор, на рынке чистой монополии  выбора нет). Степень эластичности на этом рынке зависит от числа фирм-конкурентов, а также от степени дифференциации на рынке товара.

Предложение на данном рынке менее  эластичное, чем на рынке чистой монополии и чистой конкуренции. В основе дифференциации цен лежит  различие в потребительских св-вах  товаров одного назначения, но выпускаемых  различными фирмами.

Цель фирм на рынке монополистической  конкуренции-максимизировать прибыль.для  монополизации прибыли фирма  будет производить такой объем  продаж, при котором доход=предельным издержкам MR=MC. Но необходимо правильно установить цену на свою прод-цию, использовать неценовые факторы, т.е. фирма должна умело манипулировать ценой и неценовыми факторами. Оптимальное сочетание объема выпуска, цен, использование неценовых факторов находится методом проб и ошибок = >необходимо участие менеджеров и маркетологов. В условиях монополистической конк-ции фирмы производят меньше прод-ции, чем фирмы-чистые конкуренты, и реализуют по большим ценам. В то же время монополистическая конк-ция схожа с чистой конк-цией: фирма может получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде, если ее AC меньше рыночной P, в убытке-при AC>P.

В долгосрочном периоде на рынке  монополистической конк-ции есть тенденции к получению нормальной прибыли, равновесию фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Основные черты монополистической  конкуренции. Дифференциация продукта.

Монополистическая конкуренция- это  рыночная структура, при которой  относительно большое число небольших  производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Она имеет  место во многих отраслях промышленности, но в основном в отраслях,  где  производятся и реализуются потребительские  блага широкого ассортимента. Для  данного типа экономики характерно сочетание конкуренции с монопольной  властью отдельных фирм на рынке.  Основные признаки:

1. относительно небольшая доля  всего рынка, приходящаяся на  одну фирму, значит ограниченный  контроль над ценой.

2. сравнительно большое кол-во  фирм гарантирует, что тайные  сговор ( целью повышения, понижения  цены и объема выпуска) практически  невозможен.

3.фирмы самостоятельны в выборе  производственных решений и не  учитывают возможную реакцию  со стороны конкурентов.

4. Дифференциация продукта в  различных фирмах: -по качеству(дизайн, мощность и т.д.)

-по услугам и условиям , связанным  с реализацией продукта(сервис, послепродажное  обслуживание, доставка и т.д.)

-по размещению и доступности  продукта(супермаркеты с более  низкими ценами и небольшие  магазины на оживленных улицах  с более высокими ценами)

-по рекламе, упаковке, престижу, фирменным знакам

5. экономическое соперничество  сконцентрировано не только на  цене, но и на неценовых факторах

6. относительно легкое вступление  в отрасль, т.к. необходимый  для этого капитал невелик

 

 

22. Неценовая конкуренция.  Дифференциация и совершенствование  продукта. Реклама. Издержки неценовой  конкуренции.

Характерной чертой монополистического рынка является сочетание ценовой  и неценовой конкуренции. На этом рынке особенно велика роль неценовой  конкуренции.

К неценовым методам относятся

  • известность фирмы
  • хорошая реклама
  • послеторговое обслуживание покупателей
  • упаковка
  • предторговое обслуживание

Для данного рынка характерна дифференциация продукта ( расцветка, материал, фасон, цена).

В условиях НТП усиливается предложение  новых товаров. Продвигать новые  товары на рынке повышать спрос на них помогает реклама. Для фирмы  реклама – это дополнительные издержки, которые необходимо приплюсовать к издержкам на производство и  реализацию.

График: Влияние рекламы  на объем производства и средние  издержки


Допустим AC1(первоначальные издержки), если реклама была успешной, то объем увеличения до Q2, а точка M будет определять объем средних издержек(AC2) – в зависимости от эффективности AC2 может остаться неизменной, но может и снизиться.

Если реклама неэффективна, то V остается неизменным Q1=Q3, а               издержки увеличатся(AC3>AC1).

На рекламу существуют различные  точки зрения.

Сторонники указывают на положительные  стороны рекламы

  • знакомит покупателей с новой продукцией
  • стимулирует производство качественной продукции
  • финансирует национальную систему связи
  • способствует конкуренции между производителями

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"