Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:42, шпаргалка
· 1. Понятие внешнеэкономических связей и их отличие от внешнеэкономической деятельности.
· 2. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, сущность, значение
· 3. Состав внешнеэкономических функций экспортноориентированных предприятий
· 4. Технологический процесс создания и реализации экспортной продукции
· 5. Виды внешнеэкономической деятельности как способ реализации экспортной стратегии предприятия и форма его работы на внешнем рынке. Их отражение в Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (гл. 4, ст.12).
Валютный контроль предусматривает проведение экспертизы обоснованности недополучения или задержки валютной выручки от экспорта российских товаров. Этим занимается Экспертная группа Минэкономразвития России, заключения которой направляются в уполномоченные банки, в Федеральную таможенную службу и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.
Требованием контроля являются
ежемесячные представления
48. Валютный контроль за импортными и бартерными операциями
С конца 1995 г. валютный контроль
распространился и на импортеров,
предусматривая оформление паспорта импортной
сделки, с целью отражения
Паспорт импортной сделки
– базовый документ валютного
контроля, оформляемый Импортером в
Банке Импортера и содержащий
сведения об импортном контракте, необходимые
для осуществления этого
Валютный контроль за импортными
операциями предусматривает установление
жесткого периода – 14 дней, в течение
которого приобретенная СКВ, необходимая
для целей внешнеторгового
В систему валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности с 1996г. включено оформление паспорта бартерной сделки (далее – ПБС), являющееся обязательным при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу России, в счет исполнения бартерных сделок. Это связано с тем, что в последние годы бартерные сделки стали занимать большой объем в составе внешнеторгового оборота России.
Паспорт бартерной сделки оформляют в Минэкономразвития России.
В ПБС должны указываться:
– дата заключения и номер внешнеторговой бартерной сделки;
– номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товара;
– перечень услуг, работ, интеллектуальной собственности, их стоимость, сроки оказания услуг, выполнения работ;
– перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта оказания услуг, выполнения работ.
Заявление об оформлении ПБС
направляется в управление Минэкономразвития
России по месту государственной
регистрации фирмы. Если же сумма
договора превышает 5 млн. долларов США,
то ПБС оформляется в Управлении
уполномоченного
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
– два экземпляра подписанного и удостоверенного печатью (для юридических лиц) российского лица ПБС;
– оригинал Договора (изменения и/или дополнения к Договору), на основании которого был составлен ПБС, и их удостоверенные копии (удостоверенные копии документов остаются в Управлении уполномоченного МВЭС России в регионе);
Дополнительно представляются: два экземпляра подписанного и заверенного печатью фирмы ПБС; оригинал бартерного договора, на основании которого был составлен ПБС; оригинал и копия разрешения Минэкономразвития России; нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации фирмы; копия свидетельства о постановке на учет в территориальном отделении Госкомстата России. Номер паспорту бартерной сделки присваивает Минэкономразвития России.
Внешняя торговля товарами,
услугами и интеллектуальной собственностью
с использованием внешнеторговых бартерных
сделок может осуществляться только
при условии, что такими сделками
предусмотрен обмен равноценными по
стоимости товарами, услугами, работами,
интеллектуальной собственностью, а
также обязанность
Система контроля за такими сделками состоит в отслеживании со стороны таможенных органов обязательного эквивалента ввоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности по стоимости экспортированным товарам либо зачисления на счета в уполномоченные банки валютной выручки от экспорта в установленном порядке.
49. Институт агентов валютного контроля
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
Деятельность агентов валютного контроля регламентируется Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица имеют право:
● проводить проверки соблюдения
резидентами и нерезидентами
актов валютного
● проводить проверки полноты
и достоверности учета и
● запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
● выдавать предписания
об устранении выявленных нарушений
актов валютного
● применять установленные
меры ответственности за нарушение
актов валютного
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Правительством РФ и Банком России.
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы или их копии (имеющие непосредственное отношение к проводимой валютной операции):
– документы, удостоверяющие личность физического лица;
– документ о государственной
регистрации физического лица в
качестве индивидуального
– документы, удостоверяющие статус юридического лица;
– свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
– документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
– документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов;
– уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета в банке за пределами территории Российской Федерации;
– регистрационные документы:
документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания; документы, содержащие сведения о результатах торгов; документы, подтверждающие факт передачи товаров, информации и результатов интеллектуальной деятельности, акты государственных органов;
– документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями;
– таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
– паспорт сделки.
Все документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии и должны быть действительными на день их представления агентам валютного контроля. Оригиналы принимаются агентами для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом копии.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного регулирования;
2) представлять органам
валютного контроля информацию
о валютных операциях,
50. Система нетарифных
ограничений
Нетарифные ограничения импортных операций (далее – НТО) – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер – усиление конкурентных позиций импортирующей страны, защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. НТО используются в отношении экспортных операций для защиты национальных рынков.
В международной практики нетарифные меры, используемые в качестве барьеров, делят на две группы:
– экономические – особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования;
– административные – эмбарго,
лицензирование и квотирование, «добровольные
ограничения экспорта, монополистические
меры, использование в
В России в настоящее время
сохраняется и расширяется
Нетарифные ограничения включают ряд технических мер, административных ограничений и таможенных формальностей:
– сертифицирование и маркировка товаров на русском языке;
– меры санитарного, ветеринарного,
фитосанитарного и
– установление конкретных пунктов пропуска некоторых товаров (автомобили, куриные окорочка), ввозимых на территорию России, а также транзитных товаров;
– установление особого порядка оформления подакцизных товаров;
– создание специальных таможенных постов для таможенного оформления ввоза и вывоза отдельных товаров (алмазов, бриллиантов, изумрудов);
– прямой запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров.
Главными остаются: лицензирование; квотирование и контингентирование; экспортный, импортный и валютный контроль; прохождение таможенных формальностей и таможенный контроль, система льгот.
Квотирование и лицензирование остаются основными мерами нетарифного ограничения экспорта и импорта.
Вместе с тем не менее ряд мер, необходимых для эффективного регулирования экономики, в России в отличие от мировой практики, пока не используется.
К паратарифным платежам (взимаемым с товара, пересекающего таможенную границу, и увеличивающих стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины) в России относятся:
● сборы за таможенное оформление, за хранение и за таможенное сопровождение товаров;
● внутренние налоги, взимаемые с импортных товаров, – налог на добавленную стоимость и акцизы;
● декретированная таможенная
стоимость (применяется в России
в отношении подакцизных
● паратарифный сбор в отношении транзитных товаров.
В России не применяются:
– меры контроля над ценами, нет специальных таможенных доплат для поддержания цен на определенном уровне;
– финансовые меры, ограничивающие
использование иностранной
Не получили развития в
России и меры автоматического
– обеспечить соблюдение внешнеторговых квот;
– обеспечить контроль за ввозом и вывозом ряда специфических товаров;
– обеспечить соблюдение интересов национальной и международной безопасности при торговле товарами ого и двойного значения;
Процедура таможенного оформления в России еще не полностью соответствует международным стандартам.
51. Лицензирование и квотирование экспорта и зона их действия
Лицензирование – административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт отдельных видов товаров. Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий» утверждено Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами.
Лицензирование осуществляется в следующих случаях:
– введение временных количественных ограничений на экспорт отдельных видов товаров;
– реализация разрешительного порядка экспорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
– предоставление исключительного права на экспорт отдельных видов товаров;
– выполнение Российской Федерацией международных обязательств.
Минэкономразвития Российской Федерации через свои территориальные органы выдает участникам внешнеторговой деятельности следующие виды лицензий:
– разовая лицензия – документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт отдельного вида товара. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи;
Информация о работе Шпаргалка по "Внешнеэкономической деятельности"