Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:42, шпаргалка
· 1. Понятие внешнеэкономических связей и их отличие от внешнеэкономической деятельности.
· 2. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, сущность, значение
· 3. Состав внешнеэкономических функций экспортноориентированных предприятий
· 4. Технологический процесс создания и реализации экспортной продукции
· 5. Виды внешнеэкономической деятельности как способ реализации экспортной стратегии предприятия и форма его работы на внешнем рынке. Их отражение в Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (гл. 4, ст.12).
Основными принципами валютного
регулирования и валютного
– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
– единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
– единство системы валютного
регулирования и валютного
– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций;
– полная конвертируемость рубля по текущим операциям;
– предотвращение утечки капитала, мобилизация валютных ресурсов;
– контроль за операциями нерезидентов в рублях;
– контроль за обращением наличной иностранной валюты и валютных ценностей.
Резидентами в Российской Федерации считаются физические лица, постоянно проживающие в России, юридические – созданные в соответствии с российским законодательством и имеющие на ее территории постоянное местонахождение, а также различные официальные представительства и филиалы этих лиц за рубежом.
К нерезидентам в Российской Федерации относятся юридические и физические лица, имеющие место нахождения или жительства за пределами России и созданные по принципам законодательства иностранных государств. Находящиеся в России иностранные представители и представительства также считаются нерезидентами.
Цели валютного регулирования:
– усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления валютного курса;
– стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам;
– стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности.
Объективными возможностями для достижения этих целей являются ценовая стабилизация и реальный курс рубля. Реальный курс рубля обеспечивается товарной массой, соответствующей массе денежного обращения, на уровне сбалансированного спроса и предложения и в пределах паритета его покупательной силы.
Для ценовой стабилизации необходимо введение института фиксированных цен, прежде всего на энергоносители, и переключение расходов госбюджета на рост производства.
Практика валютного
45. Порядок осуществления
государственного контроля при
ввозе и вывозе из РФ
Порядок осуществления государственного
контроля при вывозе из Российской
Федерации и ввозе в Российскую
Федерацию драгоценных металлов
утвержден приказом Минфина РФ от
17октября 2001г. № 249. Указанный порядок
устанавливает правила
Государственный контроль при вывозе и ввозе в Российскую Федерацию драгоценных металлов осуществляют государственные контролеры Министерства финансов РФ (Российской государственной пробирной палаты) (далее – государственные контролеры).
Государственный контроль проводится с целью проверки:
● соблюдения требований в осуществлении права экспорта из Российской Федерации драгоценных металлов;
● соответствия партии вывозимых и ввозимых товаров, данным сопроводительной документации;
● источников происхождения
вывозимых драгоценных
● обоснованности определения общей стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в вывозимых товарах;
● соблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации при совершении сделок с драгоценными металлами.
Для осуществления государственного
контроля государственные контролеры
рассматривают следующие
– письмо-заявку;
– решение Правительства РФ об экспорте из Российской Федерации уникальных самородков драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
– решение Правительства РФ об установлении квот на экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
– лицензию Минэкономразвития и торговли РФ на экспорт драгоценных металлов;
– копию контракта на русском языке;
– спецификацию на вывозимые
из Российской Федерации и ввозимые
в Российскую Федерацию товары, содержащие
драгоценные металлы и
– обоснование уровня контрактной
стоимости на экспортируемые драгоценные
металлы и их соответствие мировым
ценам, расчет стоимости экспортируемых
драгоценных металлов и драгоценных
камней, содержащихся в товарах, исчисленной
в соответствии с порядком определения
общей стоимости вывозимых
– документ, подтверждающий источник происхождения драгоценных металлов;
– документ, подтверждающий отказ специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти от закупки драгоценных металлов для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и уполномоченного органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации от приоритетного права на приобретение драгоценных металлов;
– заключение экспертной комиссии по уникальным самородкам драгоценных металлов Министерства финансов РФ при экспорте уникальных самородков драгоценных металлов;
– нормативно-техническую документацию на вывозимые товары.
Результаты государственного
контроля при вывозе товаров, содержащих
драгоценные металлы и
При отсутствии нарушений
государственный контролер в
акте делает запись – «предъявленный
товар (изделия) рекомендуется для
дальнейшего таможенного
При проверке государственным
контролером рассматривается
46. Принцип регламентирования расчетов с госбюджетом со стороны экспортеров
Расчеты экспортеров с
госбюджетом предназначены для
пополнения валютного резерва Центрального
банка РФ (ЦБ). Средства резерва используются
для поддержания курса рубля,
для обслуживания внешнего долга, безусловных
валютных платежей и других государственных
нужд. В этих целях в настоящее
время часть валютной выручки
предприятий-экспортеров
Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30 процентов суммы валютной выручки. Центральный банк РФ вправе устанавить иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30 процентов ее суммы.
Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.
Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов, включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:
● сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством РФ, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, ЦБ РФ от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;
● сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
● валютной выручки резидентов
в пределах суммы, необходимой для
исполнения обязательств резидентов по
кредитным договорам и
● сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).
Перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определяется ЦБ Российской Федерации.
Для уменьшения подлежащей
обязательной продаже суммы валютной
выручки резидентов учитываются
следующие расходы и иные платежи,
связанные с исполнением
– оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
– уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;
– выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;
– иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется ЦБ РФ.
Предприятия, полностью принадлежащие
иностранным инвесторам, и совместным
предприятиям, в уставном фонде которых
более 30% принадлежит зарубежному
партнеру, освобождаются от принудительного
обмена СКВ через уполномоченные
банки и имеют право
Участники внешнеторговой деятельности, выступающие посредниками в обеспечении в обеспечении экспортной операции, также производят обязательные валютные платежи с суммы комиссионного вознаграждения.
47. Система валютного
контроля за экспортно-
В целях предотвращения утечки валюты и соблюдения норм финансовой деятельности всеми экспортерами введена система валютного контроля, базирующуюся на жесткой увязке стекающихся в банки потоков таможенной и банковской информации о расчетно-платежных операциях, о пересечении товаром таможенной границы и о поступлении соответствующей валютной выручки.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, являющаяся органом валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, а также ее взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Основу системы валютного контроля за экспортно-импортными операциями составляют постоянное наблюдение и контроль – мониторинг, призванные обеспечить предупреждение нарушений в сфере внешнеэкономической деятельности. Участники внешнеэкономической деятельности по каждому экспортному контракту оформляют паспорт сделки, где содержатся основные сведения, необходимые для осуществления контроля: реквизиты экспортера, покупателя, банка, в том числе иностранного, где открыт счет экспортера с описанием его режима, копия лицензии Банка России на открытие счета за рубежом, контракт и его условия.
Достоверность данных, указанных в паспорте сделки, проверяется с позиции соответствия их контракту и нормам законодательства. Подписав паспорт сделки, банк открывает досье на экспортера и принимает данный контракт на расчетное обслуживание, выражая эти самым согласие на выполнение контрольных функций за поступлением валютной выручки. Копия паспорта сделки предъявляется декларантом при таможенном оформлении.
Основанием для отказа в подписании банком паспорта сделки могут быть: несоответствие паспорта действительным условиям контракта и предполагаемым валютным операциям, действующим правовым нормам, нарушение условий по зачислению валютной выручки – уклонение от перевода средств на счета уполномоченного банка или зачисление их на счета других предприятий, не являющихся экспортерами.
По мере получения от таможенных органов информации об экспортных поставках уполномоченный банк отслеживает поступление валютных платежей и информирует об этом Федеральную таможенную службу. Уполномоченные банки, нарушившие инструкцию оформления паспорта сделки и позволившие экспортеру скрыть выручку за отгруженные на экспорт товары, подлежат штрафованию в размере всей сокрытой экспортером суммы.
Информация о работе Шпаргалка по "Внешнеэкономической деятельности"