Шпаргалка по "Внешнеэкономической деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:42, шпаргалка

Описание

· 1. Понятие внешнеэкономических связей и их отличие от внешнеэкономической деятельности.
· 2. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, сущность, значение
· 3. Состав внешнеэкономических функций экспортноориентированных предприятий
· 4. Технологический процесс создания и реализации экспортной продукции
· 5. Виды внешнеэкономической деятельности как способ реализации экспортной стратегии предприятия и форма его работы на внешнем рынке. Их отражение в Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (гл. 4, ст.12).

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности.docx

— 261.16 Кб (Скачать документ)

– генеральная лицензия – выдаваемый заявителю на основании  решения Правительства РФ документ, разрешающий экспорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня  ее выдачи;

– исключительная лицензия – документ, предоставляющий заявителю  исключительное право на экспорт  и отдельного вида товара.

Для получения лицензии заявитель  представляет в лицензирующий орган  следующие документы:

– заявление о предоставлении лицензии по одному экземпляру на бумажном и магнитном носителе;

– копия договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку (в случае оформления разовой лицензии), заверенная подписью и печатью заявителя;

– копия свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе, заверенная подписью и печатью  заявителя;

– другие документы, если они  определены законодательством Российской Федерации.

Квоты – количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу товара с помощью индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других процентных ограничений.

Квотирование – это установление и распределение объема продукции, подлежащей вывозу, выраженного в процентной доле (квота), между экспортерами.

Квотирование и лицензирование остаются основными мерами нетарифного  ограничения российского экспорта.

В настоящее время квотируются  и лицензируются несколько экспортных позиций:

1) товары, экспорт которых  осуществляется в размере установленных  квот в соответствии с международными  обязательствами России;

2) товары, в отношении  которых сохраняется особый порядок  экспорта, в целях препятствования  вывозу ценных видов ресурсов  животного и растительного происхождения,  отдельных видов сельскохозяйственного  сырья, драгоценных металлов и  камней и изделий из них,  а также отдельных видов военной  техники, вооружений, видов информации  и т.п.

3) товары, поставляемые для  комплектных объектов в рамках  инвестиционного сотрудничества  за рубежом.

В России установлен единый порядок лицензирования и квотирования экспорта для всех субъектов ВЭД, за исключением совместных предприятий, которые имеют более 30% иностранных  инвестиций в уставном фонде или  полностью принадлежат иностранным  инвесторам. Они вправе без лицензии экспортировать продукцию собственного производства, подтвердив ее сертификатом, выданным Союзом экспертизы Торгово-промышленной палаты России.

52. Квотирование  экспорта в России. Административные  и коммерческие принципы распределения  экспортных квот 

Квотирование – установление и распределение объема продукции, подлежащей вывозу, выраженного в процентной доле (квота), между экспортерами.

В настоящее время квоты  вводятся исключительно в целях  выполнения международных обязательств России по экспортно-импортным поставкам. Порядок квотирования разработан с  учетом практики нетарифных ограничений  внешней торговли в странах –  членах ЕС.

Ее основу положен принцип  взаимных договоренностей между  государствами. Квоты на экспорт  в страны ЕС определяются ежегодно исходя из результатов переговоров  Минэкономразвития с Комиссией  ЕС (КЕС) и оформляются в виде решений  КЕС (экспорт текстильных товаров).

Квоты на вывоз продукции  в другие страны устанавливаются  на основании международного меморандума (экспорт алюминия) или в результате урегулирования антидемпинговых процедур (поставка нитрата алюминия в Великобританию, черных металлов и продукции из стали  в США) с согласованием срока  и объемов поставки, а также  предельных цен, как в случае с  США.

Квоты, предназначенные для  обеспечения экспортных поставок в  счет международных обязательств России, размещаются через уполномоченных Минэкономразвития России в регионах их деятельности в виде госзаказа  на предприятиях-производителях. Они  не подлежат передаче их другим производителям и продаже на аукционах.

Помимо распределения  квот в административном порядке  предусмотрена их реализация на коммерческих условиях на аукционах.

В качестве аукционных квот выступают: квоты, выделенные Минэкономразвития  России с участием заинтересованных министерств и ведомств и предназначенные  специально для аукционной продажи. Предусматривается также продажа  квот в качестве доступа к магистральным  нефте– и газопроводам при экспортных поставках нефти и газа.

Проведение аукционной продажи  квот предусматривает гласность, а  также равные условия участия  в аукционах всех хозяйствующих  субъектов, независимо от форм собственности. Покупка аукционной квоты реализуется  через сертификат, который производитель-экспортер  может заранее получить в случае не состоявшейся у него сделки по данному  квотируемому товару.

Купив сертификат и получив  тем самым право на квоту, предприниматель  обязан получить также лицензию в  обычном порядке. В случае получения  лицензии на часть квоты ее владелец лишается права экспорта.

Оформление экспортных квот производится с обязательным указанием  кодов государственных классификаторов  регионов, министерств и ведомств, предприятий-производителей в соответствии с номенклатурой внешнеэкономической  деятельности.

Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742 «О порядке ввоза  в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных  металлов и драгоценных камней» (с изм. и доп. от 30 сентября 2003 г.)введены  квоты на экспорт из РФ природных  алмазов (необработанны камни), драгоценных  металлов необработанных, платины и  металлов платиновой группы, необработанных драгоценных металлов (самородков) и сырья цветных металлов с  содержанием драгоценных металлов.

В последнее время введены  импортные квоты на ввоз из ЕС ковров и текстильных напольных покрытий и ввоз спирта этилового и водочной продукции. Первая группа квот предусмотрена  в качестве поддержки отечественных  производителей, но в большей мере как встречные дискриминационные  меры в отношении поставщиков  из стран ЕС, не желающих увеличить  объем ввозных квот для российского  текстиля.

Второй вид квот принят с целью защиты внутреннего рынка, российских производителей и экономической  безопасности, имея в виду значительные объемы контрабандного ввоза этого  вида продукции и их фальсификацию.

53. Особый порядок  экспорта для отдельных групп  товаров и процесс его организации 

Составной частью нетарифного  ограничения выступает система  контроля за экспортом и импортом. Основной целью системы экспортного  контроля (называемой «особый порядок  экспорта») является защита государственных  интересов России в условиях включения  в сферу внешнеэкономической  деятельности конверсии оборонной  промышленности и соблюдения международных  обязательств по нераспространению  особо опасных видов оружия массового  уничтожения, а также защита национальных ценностей.

Перечень товаров, на которые  распространяется особый порядок экспорта, можно разделить на три группы:

В первую группу входят военная  техника, вооружение, а также изделия  для их производства; работы, выполняемые  в сфере военно-технического сотрудничества, ядерные материалы, технология и  оборудование; военная технология и  научно-техническая информация; наркотические  и психотропные средства.

Вторую группу товаров, имеющих  «двойное значение», составляют материалы  и оборудование, применяемые в  создании ракетного, ядерного, химического  и бактериологического оружия (например, металлические сплавы, различные  возбудители заболеваний).

В состав третьей группы товаров включены драгоценные природные  камни, изделия из них и отходы их обработки; лекарственное сырье  животного и растительного происхождения; коллекционные материалы по минералогии  и информация о недрах и месторождениях важнейших видов природного сырья.

Обеспечением единого  государственного экспортного контроля занимаются Комиссия по экспортному  контролю (далее – КЭК) при Правительстве РФ и Минэкономразвития России. Обращения субъектов ВЭД о выдаче заключения о возможности экспорта конкретного вида продукции, подпадающей под экспортный контроль, и вся необходимая информация направляются в Минэкономразвития России.

Контроль за экспортом  товаров и услуг предусматривает  подготовку и выдачу заключений о  возможности такого экспорта, лицензирование и таможенное оформление. Для получения  заключения участники ВЭД направляют в федеральный орган следующие  документы: заявление, копию контракта  и договора между изготовителем  и экспортером (в случае участия  посредника), обязательство импортера, заверенное государственным органом  страны его местонахождения, о неприменении покупаемого товара в военных  целях. Все эти документы рассматриваются  в КЭК. Экспорт подконтрольных товаров  осуществляется только при наличии  разовых лицензий, которые выдаются Минэкономразвития России на основании  заключения КЭК. Таможенное оформление таких экспортных операций производится в обычном порядке.

Государственный контроль усиливается  и по другим специфическим группам  товаров. По стратегически важным (но невоенным) товарам в качестве мер  по усилению контроля за экспортом  создана Единая автоматизированная система. Она объединила в общий  комплекс существовавшие прежде схемы  регулирования ВЭД: информацию о  спецэкспортерах и действующих  льготах, квотах и лицензиях, о тендерах по межправительственным поставкам  и исполненным контрактам, статистику по ВЭД. Использование указанной  системы позволяет обеспечивать контроль:

– за распределением региональных и отраслевых экспортных квот;

– за выдачей лицензий под  установленные квоты;

– за регистрацией экспортных контрактов и недопущением экспорта по демпинговым ценам;

– за прохождением товаров  через таможенную границу;

– за возвращением на спецсчета  уполномоченных банков валютной выручки  за экспорт стратегического сырья.

Российские культурные ценности могут быть вывезены только на основании  свидетельства правительственного органа или его уполномоченных организаций  с оплатой экспортной пошлины  в размере 100% оценочной стоимости, указанной в свидетельстве.

54. Сертификация  товаров в системе контроля  за импортом 

С целью обеспечения безопасности товаров для потребителя необходимо представить соответствующие сертификаты  при ввозе в РФ отдельных видов  пищевых продуктов, алкогольных  и безалкогольных напитков, табака, продуктов нефтепереработки и химической промышленности, лекарственных средств  для ветеринарии, посуды, бытовой  техники и текстиля, инструментов, оборудования, станков, автомобилей, тракторов, яхт, охотничьих принадлежностей, детских  игрушек, медицинских приборов и  устройств и пр.

При ввозе отдельных товаров  обязательное подтверждение их соответствия установленным требованиям по безопасности и качеству может быть установлено  принятием декларации о соответствии.

При пропуске через границу  Российской Федерации импортируемых  товаров, являющихся объектом сертификации, таможня на границе:

1) определяет действительность  сертификата по наличию:

– подписи и печати органа сертификации, выдавшего его;

– номера и даты регистрации  его в гостреестре системы  сертификации ГОСТ Р;

2) проверяет:

– срок действия сертификата;

– наименование, тип, вид  и марку товара;

– наименование и адрес  предприятия-изготовителя;

– количество изделий во ввозимой партии, ее номер.

Если нарушений не установлено, то товар пропускается через границу. Если при досмотре ввозимого товара установлены нарушения. То товар  пропуску не подлежит. В таких случаях  товар задерживается и хранится в соответствии с таможенным законодательством. По истечении срока хранения невостребованные товары передаются в собственность  РФ.

Если на товар имеется  иностранный сертификат, не признаваемый в РФ, или сертификат отсутствует, то для импорта товаров в РФ следует получить российский сертификат системы ГОСТ Р.

Для получения такого сертификата  заявитель (отечественный или иностранный):

– направляет заявку на проведение сертификации продукции в орган  по сертификации;

– выбирает лабораторию;

– представляет техническую  документацию.

Орган по сертификации:

– рассматривает заявку и не позднее одного месяца сообщает свое решение об условиях и порядке  проведения сертификации;

– на основании анализа  всех материалов принимает решение  о выдаче сертификата или об отказе в выдаче;

– оформляет сертификат и выдает заявителю.

Гигиенический сертификат является:

● разрешением Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на ввоз продукции, потенциально опасной  для здоровья человека;

● подтверждением безопасности продукции для здоровья человека при соблюдении определенных условий;

● основанием для выдачи сертификата соответствия.

Виды продукции, на которые  должен быть получен гигиенический  сертификат:

● товары для детей:

– игры и игрушки, одежда (в т.ч. постельное белье), обувь, книги  и учебные пособия, мебель, коляски, ранцы;

– искусственные, полимерные и синтетические материалы, вещества для изготовления товаров детского ассортимента;

● пищевое сырье, продукты питания, пищевые добавки, консерванты;

● химическая и нефтехимическая  продукция производственного назначения, товары бытовой химии, средства химизации  сельского хозяйства, в том числе  минеральные удобрения;

Информация о работе Шпаргалка по "Внешнеэкономической деятельности"