Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:25, диссертация

Описание

Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и научно-практических основ формирования и использование трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений, а также совершенствование системы управления трудовыми ресурсами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить на основе изучения теоретико-практического и методологического материала роль трудовых ресурсов в экономическом развитии;
выявить особенности формирования трудовых ресурсов в РК;
изучить зарубежный опыт развития трудовых ресурсов;

Работа состоит из  1 файл

ДП рынок труда.doc

— 670.00 Кб (Скачать документ)

          Если индивидуальный трудовой договор с работником был расторгнут работодателем был расторгнут работодателем без соблюдения предусмотренных законом оснований, то органом по рассмотрению индивидуального трудового спора (согласительной комиссией или судом) такой работник подлежит восстановлению на прежней работе с выплатой  ему средней заработной платы за время вынужденного прогула, но не более чем за три месяца. Аналогичным образом подлежит рассмотрению трудовой спор, если работник был работодателем незаконно переведен на другую работу.

    По  сравнению с раннее действовавшим  законодательством и судебной практикой, позволявшими производить взыскание  средней заработной платы за все  время вынужденного прогула, но не более  чем за один год, новый закон ограничил  период оплаты вынужденного прогула только тремя месяцами  [10, с95].

          Это положение закона необходимо учитывать работнику  при его обращении в орган  по рассмотрению индивидуального трудового  спора работодателю, а также органу по рассмотрению индивидуального трудового спора.

          Закон, в отличие  от ранее действовавшего КЗОТа, где  предусматривалось, что при обращении  в комиссию по трудовым спором этот срок равнялся одному месяцу со дня  вручения работнику копии приказа  об увольнении или трудовой книжки с записью об увольнении, не устанавливает срок обращения работника в орган по разрешению индивидуального трудового спора.

          Отсутствие в законе сроков обращения работника в  согласительную комиссию, для разрешения, возникшего индивидуального трудового  спора, а также ссылка на то, что трудовые споры в судах рассматриваются в порядке, определяемом законами Республики Казахстан, позволяет утверждать, что законодатель в вопросах защиты трудовых прав сторон индивидуального трудового договора исходит из общих сроков исковой давности. Однако с учетом специфики трудовых споров такой подход вряд ли будет оправдан – трудовые споры в интересах работника и работодателя подлежат разрешению в максимально сжатые сроки, как говорят, по горячим следам.

          Отмеченные, а также  другие закрепленные в законе положения позволяют регулировать трудовые отношения более конкретно, укрепят дисциплину, ответственность, законность трудовых отношений, поднимут эффективность экономики.

          Новый Гражданский  кодекс Республики Казахстан (Общая  часть) можно рассматривать, как средство правового закрепления результатов экономических преобразований и стимулятора дальнейшего движения к рынку. Трудовое законодательство в качестве наметившейся тенденции определяет усиление внимания законодателя к более широкому использованию договорных методов регулирования трудовых отношений, становлению системы социального партнерства, постепенному снижению роли государственного регулирования. Но трудовое право по своей природе базируется не только на принципах и методах гражданского, но и административного права, т.к. коллективное производство, объективно, требует дисциплины, подчинения работника власти администрации, ограничения его свободы в процессе труда, поэтому цивилистический подход был дополнен административно-правовым (организационным, управленческим).

          Исходя из сказанного, необходимо сделать вывод, что принятие нового закона о труде чрезвычайно  актуально. Как отметил Президент  Республики Казахстан, ''Законодательство не может стоять на месте, оно должно соответствовать динамике развития общества, следовать за быстро меняющейся социально-экономической ситуацией. Эту задачу необходимо решать как принятием новых законодательных актов, так и внесением изменений и дополнений в действующие законы''.

          В РК до 01.01.2000 г. действовал КЗОТ Каз ССР, принятый еще в эпоху тоталитической системы и рассчитанный  к применению именно в тех социально-экономических условиях. Однако в виду разнообразия форм собственности и хозяйствования в рыночных условиях возникла необходимость разработки нового закона о труде, который вступил в силу именно 01.01.2000 г. В действующий закон о труде внесены радикальные изменения и дополнения, имеются нормы, которые в той или иной мере регулируют отношения в сфере труда, таким образом, восполняя пробелы предшествующего КЗОТа.

          Согласно статье 24 Конституции РК «каждый имеет  право на свободу труда, свободный  выбор рода деятельности и профессии». И хотя в действующей Конституции  нет традиционного для прежних  Конституций провозглашения «право на труд», оно как высшая ценность общества проявляется в определении меры свободы самостоятельных субъектов. Новый ГК РК (общая часть) можно рассматривать как средство правового закрепления результатов экономических преобразований и стимулятора дальнейшего движения к рынку.

          Трудовое законодательство в качестве наметившейся тенденции определяет усиление внимания законодателя к более широкому использованию договорных методов регулирования трудовых отношений, становлению системы социального партнерства, постепенному снижению роли государственного регулирования. Но трудовое право по своей природе базируется не только на принципах и методах гражданского, но и административного права, т.к. коллективное производство объективно требует дисциплины, подчинения работника власти администрации, ограничения его свободы в процессе труда, поэтому цивилистический подход был дополнен административно-правовым (организационным,  управленческим).

          В связи с принятием 10.03.97г. закона ''О внесений изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты РК по вопросам труда'' в структуре Министерства труда и социальной защиты населения РК была создана правовая инспекция труда, на которую возлагается обязанность по обеспечению в организациях страны трудовых прав и гарантий трудящихся, прежде всего по таким вопросам как:

    -своевременная  выплата заработной платы, компенсации  и других гарантий;

    -соблюдение  законодательства о трудовом  договоре, т.е. о приеме на работу, переводе на другую работу, увольнении  и другим вопросам, вытекающим  из трудового договора;

    -соблюдение законодательства о режиме рабочего времени и времени отдыха;

    -другим  вопросам по предупреждению и  устранению нарушений законов  и иных нормативных правовых  актов в сфере труда, что,  безусловно, будет способствовать  укреплению законности в трудовых  отношениях.

          Таким образом, переход  к рыночной экономике объективно требует дальнейшего совершенствования  правового регулирования трудовых отношений. Несмотря на активный законотворческий процесс в РК в сфере труда  представляется приоритетным принятие пакета законов, необходимость которых диктуется факторами экономического, социального и политического характера. Как отметил Президент РК Н.А. Назарбаев, «законодательство не может стоять на месте, оно должно соответствовать динамике развития общества, следовать за быстроменяющейся социально-экономической ситуацией. Эту задачу необходимо решать, как принятием новых законодательных актов, так и внесением изменений и дополнений в действующие законы».

 

    1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда

 

    Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя  в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

    На  рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой  сделке купли - продажи. Продавцы - это  работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

    На  рынке труда действует закон  спроса и предложения на рабочую  силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

    На  рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный  труд, способствует созданию  жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

    Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство, как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду [11,с57].

    Международный опыт свидетельствует, что рынок  труда не может существовать вне  конкурентной, основанной на частной  собственности экономики и демократических  общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.

    Национальный  рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль  получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

    На  рынке труда реализуется возможность:

    - свободного выбора профессии,  отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов);

    - найма и увольнения при соблюдении  норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

    - независимой и вместе с тем  экономически поощряемой миграции  трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров  культурных и духовных ценностей;

    - свободного движения заработной  платы и других доходов при  сохранении приоритета квалификации  и образования, соблюдении установленного  законом гарантированного минимума  зарплаты, обеспечивающего прожиточный  минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

    В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его  движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально -  технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры,  творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание [12,с21].

    Рабочая сила представляет собой товар особого  рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

    Рабочая сила - товар особого рода еще  и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

    Преобладающая общность интересов “товара” рабочей  силы и ее потребителей - экономики  и государства - является важнейшей  социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

Информация о работе Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда