Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:25, диссертация
Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и научно-практических основ формирования и использование трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений, а также совершенствование системы управления трудовыми ресурсами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить на основе изучения теоретико-практического и методологического материала роль трудовых ресурсов в экономическом развитии;
выявить особенности формирования трудовых ресурсов в РК;
изучить зарубежный опыт развития трудовых ресурсов;
Единственная возрастная
Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, осуществляется в большинстве западных стран, часто по месту учебы, где существует примерно половина учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.
Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.
Итак, зарубежный опыт свидетельствует, что высшим и наиболее эффективным организационным принципом рынка труда оказывается сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами и государством. Подобное сотрудничество является результатом сложившегося общественного сознания компромиссного типа, принимающего как наиболее целесообразную формулу поиска путей проведения переговоров, нахождения взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без исключения общественно-политических и экономических сил страны.
2.1 Состояние рынка труда в Казахстане
В
ходе социально-экономических
В то же время в республике около 1 млн. человек трудоспособного возраста не принимают участие в экономически активной деятельности, кроме того, 830 тыс. являются реально безработными, из которых 226 тыс. официально зарегистрированы в службе занятости.
Как показывает опыт стран, осуществляющих переход от централизованно планируемой к рыночной экономике, временный рост уровня безработицы становится неизбежным явлением переходного периода.
Ситуация с занятостью особенно остро стоит в городах и рабочих поселках с моноэкономической структурой, где предприятия цветной металлургии, химической, угольной промышленности, оборонного комплекса являются градообразующими.
Неоднозначно развиваются процессы занятости и безработицы в регионах. Низкий уровень занятости (до 65%) характерен для Южно-Казахстанской и Кзыл-ординской областей. В группу сравнительно с высоким уровнем занятости (78-83%) входят Кокшетауская, Восточно-Казахстанская, Акмолинские области. Остальные области характеризуются средним уровнем занятости (65-77%).
Низкая конкурентоспособность на рынке труда, обусловленная недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, привела к росту безработицы среди молодежи. Сегодня среди безработных 43% составляют молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет. Устойчивую тенденцию к росту имеет безработица среди женщин. Эта категория населения составляет в общем числе безработных 56%.
По
степени напряженности на рынке
труда в настоящее время
В структуре зарегистрированных безработных за последние годы возросло число мужчин, увеличился удельный вес лиц, имеющих рабочие профессии (более 60%). Общеобразовательный уровень безработных относительно невысок: лишь 7% имеют высшее образование и 26% среднее специальное. Средняя продолжительность безработицы возросла до 5 месяцев, свыше года не могут найти работу 8% безработных. Из общего числа безработных около 66% получают пособие по безработице, средний размер которого за апрель т.г. составил 1491 тенге, остальные охвачены другим формами социальной защиты.
Переход
к рынку сопровождается появлением
такого специфического явления, как
скрытая безработица, обусловленная
сохранением трудового
Уровень официально зарегистрированной безработицы в целом по республике составляет 3,5%, а скрытой - 5,5% от экономически активного населения.
Развитие ситуации в области занятости в перспективе будет зависеть от многих факторов, в том числе в решающей степени от общей направленности и хода экономических преобразований в стране, уровня структурной количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
На сегодня одной из главных проблем на рынке труда явилось падение спроса на рабочую силу, в том числе заявляемой в службы занятости, дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессиональном и территориальном аспектах. В текущем году в службы занятости ежемесячно подавались заявки на 16-18 тыс. свободных рабочих мест и вакансий. Если в целом по республике на одно свободное место претендовало 3 обратившихся, то в Кзыл-ординской области _ 21, Западно-Казахстанской - 19, Талды-корганской и Южно-Казахстанской - 12, в Семипалатинской . 10 человек.
Основными причинами создавшейся ситуации послужили: имеющие место трудности в развитии экономики во многих регионах республики, неудовлетворительные темпы структурной перестройки и технического переоснащения производства, проведение новой государственной политики по отношению к низко рентабельным и убыточным предприятиям, незначительные масштабы государственных и частных инвестиций и др.
Основной целью политики, занятости в Казахстане является достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, сокращение безработицы и ее поддержание на социально приемлемом уровне, создание правовых, экономических и организационных условий функционирования и регулирования рынка труда.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Реализация этих задач позволит, с одной стороны, смягчить социальную напряженность в сфере занятости, а с другой - создать предпосылки для ее рационализации в русле общих среднесрочных и долгосрочных перспектив по оздоровлению и развитию экономики. Активная политика занятости должна иметь соответствующую законодательную, нормативно-правовую и материально-финансовую базу, что требует времени для ее создания. Однако острота проблем, связанных с безработицей и нарастающей дестабилизацией на рынке труда, ставит переориентацию государственного регулирования в довольно жесткие сроки.
На первом этапе политика занятости будет ориентирована на комплексную социальную поддержку безработных (выплата пособий и стипендий безработным, оказание им материальной помощи, обучение и переобучение необходимым профессиям, трудоустройство на общественных работах и т.д.). В целях сдерживания роста безработицы в пределах имеющихся ограниченных ресурсов будет обеспечиваться селективная поддержка наиболее важных для развития экономики производств: топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, конверсии оборонной промышленности. На данном этапе будут внесены изменения в действующее законодательство, в том числе в Закон "О занятости населения", разработаны законопроекты о добровольном переселении, об общественных работах, о малом и среднем бизнесе и другие, способствующие росту дополнительных рабочих мест, переквалификации и переподготовке кадров, смягчению негативных социальных последствий экономической реформы.
Второй
этап, наряду с реализацией структурно-
Третий этап рассчитан на реализацию тех направлений, которые позволят, по мере адаптации системы занятости к рынку, восстановить и развить ведущие ее звенья, которые были разрушены кризисом, и обеспечить динамичную профессиональную структуру кадров, соответствующую конъюнктуре рынка труда.
Поэтапное решение основных задач политики занятости включает в себя и реализацию системных мер, направленных на создание унифицированных стандартов, достоверно отражающих движение рабочей силы, его качество и специфику включения в ту или иную сферу занятости.
Должно быть обеспечено также максимальное приближение статистики рынка труда к мировым стандартам. Однако перевод на международные стандарты не может быть осуществлен одномоментно, поскольку требуется определенное время для организации в стране соответствующего статистического наблюдения, налаживания системы ежемесячного и ежеквартального обследования с оперативной обработкой их результатов.
Информация о работе Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда