Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:25, диссертация

Описание

Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и научно-практических основ формирования и использование трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений, а также совершенствование системы управления трудовыми ресурсами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить на основе изучения теоретико-практического и методологического материала роль трудовых ресурсов в экономическом развитии;
выявить особенности формирования трудовых ресурсов в РК;
изучить зарубежный опыт развития трудовых ресурсов;

Работа состоит из  1 файл

ДП рынок труда.doc

— 670.00 Кб (Скачать документ)

      Единственная возрастная группа, по которой занятость в США  выше, чем в Швеции, население  16-19 лет. Объясняется это тем,  что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.

    Трудовое  воспитание оплачиваемым трудом, осуществляется в большинстве западных стран, часто  по месту учебы, где существует  примерно половина учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.

    Высокий уровень эффективности рынка  труда в Швеции во многом определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.

    Итак, зарубежный опыт свидетельствует, что высшим и наиболее эффективным организационным принципом рынка труда оказывается сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами и государством. Подобное сотрудничество является результатом сложившегося общественного сознания компромиссного типа, принимающего как наиболее целесообразную формулу поиска путей проведения переговоров, нахождения взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без исключения общественно-политических и экономических сил страны.

  1. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
 

2.1 Состояние  рынка труда в Казахстане 

 

    В ходе социально-экономических преобразований в Республике Казахстан во весь рост встала проблема занятости трудоспособного населения. Формирующийся в Казахстане рынок труда характеризуется сокращением доли занятых в государственном секторе экономики и, соответственно, увеличением ее вне государственном - в акционерных обществах, на совместных предприятиях, в малом и среднем бизнесе, крестьянских (фермерских) хозяйствах, частном предпринимательстве. В республике при росте численности экономически активного населения  число занятых в государственном секторе сократилось на 339 тыс. человек. При этом появилась такая категория занятых, как самостоятельно занятое население (их число превышает 1 млн. 200 тыс. чел.). Происходят серьезные изменения и в отраслевой структуре: во-первых, занятость снижается, особенно в таких отраслях, как промышленность, строительство, сельское хозяйство, во-вторых, если  в сфере частного бизнеса и предпринимательства трудились лишь около 3% общего числа занятых, то в настоящее время их число приближается к миллиону, что составляет 15% от занятых в отраслях экономики.

     В то же время в республике около 1 млн. человек трудоспособного возраста не принимают участие в экономически активной деятельности, кроме того, 830 тыс. являются реально безработными, из которых 226 тыс. официально зарегистрированы в службе занятости.

     Как показывает опыт стран, осуществляющих переход от централизованно планируемой к рыночной экономике, временный рост уровня безработицы становится неизбежным явлением переходного периода.

     Ситуация  с занятостью особенно остро стоит  в городах и рабочих поселках с моноэкономической структурой, где предприятия цветной металлургии, химической, угольной промышленности, оборонного комплекса являются градообразующими.

     Неоднозначно  развиваются процессы занятости  и безработицы в регионах. Низкий уровень занятости (до 65%) характерен для Южно-Казахстанской и Кзыл-ординской областей. В группу сравнительно с высоким уровнем занятости (78-83%) входят Кокшетауская, Восточно-Казахстанская, Акмолинские области. Остальные области характеризуются средним уровнем занятости (65-77%).

     Низкая  конкурентоспособность на рынке труда, обусловленная недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, привела к росту безработицы среди молодежи. Сегодня среди безработных 43% составляют молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет. Устойчивую тенденцию к росту имеет безработица среди женщин. Эта категория населения составляет в общем числе безработных 56%.

     По  степени напряженности на рынке  труда в настоящее время выделяются Семипалатинская, Южно-Казахстанская  области, где уровень официально зарегистрированной безработицы выше средне республиканского более  чем в 2 раза, в Атырауской, Северо-Казахстанской, 3ападно-Казахстанской, Кзыл-ординской областях - в 1,5 раза. Сравнительно низкий уровень безработицы пока сохраняется в Карагандинской, Кокшетауской областях, г. Алматы (0,4 - 1,4%).

     В структуре зарегистрированных безработных  за последние годы возросло число  мужчин, увеличился удельный вес лиц, имеющих рабочие профессии (более 60%). Общеобразовательный уровень  безработных относительно невысок: лишь 7% имеют высшее образование и 26% среднее специальное. Средняя продолжительность безработицы возросла до 5 месяцев, свыше года не могут найти работу 8% безработных. Из общего числа безработных около 66% получают пособие по безработице, средний размер которого за апрель т.г. составил 1491 тенге, остальные охвачены другим формами социальной защиты.

     Переход к рынку сопровождается появлением такого специфического явления, как  скрытая безработица, обусловленная  сохранением трудового потенциала предприятий на фоне падения объемов производства, а также расширением неформальной занятости ("челноки", торговля без патента и др.) и теневого рынка, не поддающихся учету и регулированию. В состоянии скрытой безработицы к концу I квартала т.г. находилось около 400 тыс. человек, из которых 230 тыс. были отправлены в вынужденные отпуска. Наибольшие масштабы скрытой безработицы имеют место в Акмолинской, Жамбылской, Семипалатинской и Южно-Казахстанской областях. Основными причинами остановки производства остаются отсутствие на предприятиях и в организациях материальных ресурсов вследствие не поставок и недопоставок по заключенным контрактам (договорам), недостаток собственных оборотных средств, неплатежеспособность потребителей, отсутствие рынков сбыта готовой' продукции.

     Уровень официально зарегистрированной безработицы  в целом по республике составляет 3,5%, а скрытой - 5,5% от экономически активного  населения.

     Развитие  ситуации в области занятости  в перспективе будет зависеть от многих факторов, в том числе в решающей степени от общей направленности и хода экономических преобразований в стране, уровня структурной количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

     На  сегодня одной из главных проблем  на рынке труда явилось падение спроса на рабочую силу, в том числе заявляемой в службы занятости, дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессиональном и территориальном аспектах. В текущем году в службы занятости ежемесячно подавались заявки на 16-18 тыс. свободных рабочих мест и вакансий. Если в целом по республике на одно свободное место претендовало 3 обратившихся, то в Кзыл-ординской области _ 21, Западно-Казахстанской - 19, Талды-корганской и Южно-Казахстанской - 12, в Семипалатинской . 10 человек.

     Основными причинами  создавшейся ситуации послужили: имеющие место трудности в развитии экономики во многих регионах республики, неудовлетворительные темпы структурной перестройки и технического переоснащения производства, проведение новой государственной политики по отношению к низко рентабельным и убыточным предприятиям, незначительные масштабы государственных и частных инвестиций и др.

     Основной  целью политики, занятости в Казахстане является достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, сокращение безработицы и ее поддержание на социально приемлемом уровне, создание правовых, экономических и организационных условий функционирования и регулирования рынка труда.

     Достижение  указанной цели обеспечивается решением следующих основных задач:

  • обновления системы правового регулирования занятости и трудовых отношений путем изменения и дополнения трудового и социального законодательства;
  • совершенствования отраслевой структуры экономики на основе создания новых, реформирования неперспективных производств;
  • проведения финансовой и налоговой политики, согласованной с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест;
  • поддержки и активного стимулирования развития малого и среднего частного предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места, в т.ч. и за счет привлечения иностранного капитала;
  • опережения профессионального образования по отношению к складывающейся ситуации на рынке труда с учетом структурных изменений в экономике;
  • формирования системы социального партнерства главных участников рынка труда (государства, работодателей и работников) в обеспечении гарантии занятости, решении вопросов оплаты, условий и режимов труда;
  • защиты внутреннего рынка труда путем ограничения использования иностранной рабочей силы повышения роли местных исполнительных органов власти в решении региональных проблем занятости;
  • осуществления селективных мер, направленных на устранение наиболее острых диспропорций спроса и предложения на рынке труда, путем разработки и реализации программных мероприятий по содействию занятости населения, региональных программ занятости совершенствования механизма социальной защиты безработных; дальнейшей интеграции деятельности государственной службы занятости с работодателями и профсоюзами в вопросах регулирования занятости и рынка труда и др.

     Реализация  этих задач позволит, с одной стороны, смягчить социальную напряженность  в сфере занятости, а с другой - создать предпосылки для ее рационализации в русле общих среднесрочных  и долгосрочных перспектив по оздоровлению и развитию экономики. Активная политика занятости должна иметь соответствующую законодательную, нормативно-правовую и материально-финансовую базу, что требует времени для ее создания. Однако острота проблем, связанных с безработицей и нарастающей дестабилизацией на рынке труда, ставит переориентацию государственного регулирования в довольно жесткие сроки.

     На  первом этапе политика занятости  будет ориентирована на комплексную  социальную поддержку безработных (выплата пособий и стипендий  безработным, оказание им материальной помощи, обучение и переобучение необходимым профессиям, трудоустройство на общественных работах и т.д.). В целях сдерживания роста безработицы в пределах имеющихся ограниченных ресурсов будет обеспечиваться селективная поддержка наиболее важных для развития экономики производств: топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, конверсии оборонной промышленности. На данном этапе будут внесены изменения в действующее законодательство, в том числе в Закон "О занятости населения", разработаны законопроекты о добровольном переселении, об общественных работах, о малом и среднем бизнесе и другие, способствующие росту дополнительных рабочих мест, переквалификации и переподготовке кадров, смягчению негативных социальных последствий экономической реформы.

     Второй  этап, наряду с реализацией структурно-инвестиционной политики, начатой на первом этапе, предполагает проведение реформы в  финансовом обеспечении функционирования системы занятости на основе создания трехуровневого финансового блока, сочетающего усилия государства, предприятия и работника по созданию рабочих мест, страхованию по безработице. Целенаправленное финансовое регулирование процессов занятости и профилактика безработицы позволят обеспечить динамизм сферы занятости и сформировать цивилизованный рынок труда.

     Третий  этап рассчитан на реализацию тех  направлений, которые позволят, по мере адаптации системы занятости  к рынку, восстановить и развить  ведущие ее звенья, которые были разрушены кризисом, и обеспечить динамичную профессиональную структуру кадров, соответствующую конъюнктуре рынка труда.

     Поэтапное решение основных задач политики занятости включает в себя и реализацию системных мер, направленных на создание унифицированных стандартов, достоверно отражающих движение рабочей силы, его качество и специфику включения в ту или иную сферу занятости.

     Должно  быть обеспечено также максимальное приближение статистики рынка труда  к мировым стандартам. Однако перевод  на международные стандарты не может  быть осуществлен одномоментно, поскольку требуется определенное время для организации в стране соответствующего статистического наблюдения, налаживания системы ежемесячного и ежеквартального  обследования с оперативной обработкой их результатов.

Информация о работе Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда