Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:25, диссертация

Описание

Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и научно-практических основ формирования и использование трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений, а также совершенствование системы управления трудовыми ресурсами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить на основе изучения теоретико-практического и методологического материала роль трудовых ресурсов в экономическом развитии;
выявить особенности формирования трудовых ресурсов в РК;
изучить зарубежный опыт развития трудовых ресурсов;

Работа состоит из  1 файл

ДП рынок труда.doc

— 670.00 Кб (Скачать документ)

    Приняты меры по предоставлению общественных работ безработным из целевых  групп на селе от 3 до 6 месяцев, в  городах - от 6 до 12 месяцев, недопущению задолженности по оплате труда участников. С начала года обеспечена временная занятость на общественных работах 8300 безработных, в том числе на селе – 3778 человек.

    С повышением  на рынке труда потребности  в квалифицированной рабочей  силе, местными исполнительными органами увеличены средства на организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, что позволило на 41,2% увеличить число направляемых на обучение, на селе  - в 1,9 раза. В истекший период возможность пройти профессиональное обучение получили 1103 безработных, из числа сельских жителей  519 человек.

    По  сравнению с предыдущими годами увеличились средства, выделяемые из местных бюджетов на мероприятия  по содействию занятости населения (таблица 2).

 

Таблица 2 - Средства на мероприятия по содействию занятости населения

 

                                               млн. тенге

Наименование 2009

год

2010

год

2011

год

Общественные  работы 113,5 138,5 195,3
Профессиональное  обучение 6,6 12,4 25,0
Социальные  рабочие места - 21,4 40,5

 

     Вместе  с тем, на рынке труда области  обостряется проблема дисбаланса спроса и предложения рабочей силы. Потребность  в кадрах испытывают такие отрасли  как промышленность, сельское хозяйство, охота и лесоводство, строительство, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство в основном по рабочим профессиям (слесарь, бетонщик, каменщик, электромонтер, электрогазосварщик, водитель, механизатор), тогда как существующий  рынок труда в основном представлен неконкурентоспособной рабочей силой. В  составе зарегистрированных безработных  остается высокой доля женщин, длительное время (более 1 года не работавших),  имеющих основное и среднее общее образование,  неквалифицированных рабочих, растет число безработных старшего возраста (таблица 3).

      В соответствии с утвержденной квотой в 2009 году в область будет привлечено не более 72 иностранных рабочих и специалистов.

     При  Департаменте социальной защиты и занятости  населения области  действует  комиссия по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. По итогам первого полугодия  численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории области, составляет 52 человека, в том числе 26 руководителей. В соответствии с условиями выданных разрешений 20 предприятиями, привлекающими иностранных специалистов, создано 102 рабочих места для казахстанских граждан.

 Таблица 3 - Численность зарегистрированных  безработных

 
  В составе  безработных Доля  в общей численности 

зарегистрированных  безработных, %

2007 2008 2009 2010 2011
1. Женщин 62,1 58,8 55,6 72,0 65,6
2. Длительное  время (более 1 года) не работавших 23,5 31,7 59,5        57,5 65,7
3. Имеющих основное и среднее общее образование 51,4 51,2 64,7 59,2 58,5
4. Неквалифицированных рабочих - - 33,9 33,4 37,8
5. Лиц старше 50 лет 18,8 28,7 12,2 20,1 19,5

 

    Основные  задачи, стоящие перед исполнительными  органами  следующие:

    - координация действий отраслевых департаментов области, акимов городов и районов по созданию не менее 5300 новых постоянных рабочих мест, в том числе 2968  – в сельских районах;

    - осуществление опережающей подготовки  кадров из числа безработного  населения в соответствии с планами развития предприятий и создания новых рабочих мест;

    - обеспечение организации временных  оплачиваемых общественных работ  для не менее 8,4 тысячи человек  безработных, преимущественно из  целевых групп населения (претендентов  на получение государственной адресной социальной помощи);

    - организация 1450 социальных рабочих  мест для целевых групп населения,  обеспечение постоянного трудоустройства  безработных, направленных на  социальные рабочие места по  окончании финансирования оплаты  труда из средств местных бюджетов;

    - продолжение работы по мониторингу  трудоустройства безработных из  малообеспеченных семей, не имеющих  ни одного работающего;

    - рассмотреть вопрос об увеличении  оплаты труда участникам трудоемких  видов общественных работ;

    - разработка программы занятости  населения области на 2009-2011 годы, предусматривающей содействие эффективной занятости, повышение качества профессионального образования, приведение системы подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики.

    В течение анализируемого периода мероприятия по содействию занятости населения, направленные на решение проблемы безработицы и снижения бедности, осуществлялись в основном в рамках Программы по снижению бедности в области на 2009-2011 годы. Все основные задачи, поставленные перед исполнительными органами на 2011 год, выполнены.

    Выше  было сказано, что в  целом рынок труда характеризовался ростом численности занятого населения. Это подтверждает проведенный анализ состояния рынка труда, который свидетельствует о наличии тенденции устойчивого снижения уровня безработицы, как на открытом, так и на фиксированном рынке труда (рисунок 3).

     

 

Рисунок 3 -  Динамика уровня безработицы

 

    Вследствие  значительного различия экономического потенциала регионов области ситуация на рынке труда в сельской местности и городах неоднозначна. Проблема занятости сельского населения области остается актуальной. Более половины безработных приходится на долю сельских жителей, хотя из диаграммы (рисунок 4) видно, что наметилась тенденция к уменьшению доли сельских безработных в общей численности.

 

 

  Рисунок 4 - Динамика уровня городских и сельских жителей

    В то же время происходит постепенное  сокращение межрегиональной дифференциации по уровню безработицы. К началу 2009 года уровень безработицы в большинстве сельских регионах близок к среднеобластному показателю, который на 1.01.2009 г. составил 2,0 % (по селу 2, 9%) (рисунок 5).

Рисунок 5 - Уровень безработицы в разрезе  регионов

    За  содействием по трудоустройству  в уполномоченные органы по вопросам занятости области  в течение 2009 года обратилось  20153 человек, в том числе 6544 человек – жители села (99,1 % к уровню 2009 года).

    В результате проводимых мероприятий  в последние годы увеличился процент  трудоустроенных от общего количества безработных, обратившихся в службу занятости  за содействием в трудоустройстве. В 2009 году оказана помощь в трудоустройстве 9418 гражданам, что составило 46,7 % от обратившихся, тогда как в 2009 году были трудоустроены  32,7 %, в 2010 – 44,4%.

    Общее количество безработных, зарегистрированных в органах занятости, на 1.01.2009 года составило 8578 человек (89,2% к уровню 2009 года).

    Половозрастной  состав безработных не претерпел  значительных изменений.  На начало 2009 года наиболее невостребованными остаются женщины и молодежь.

    Высокой остается доля, не работающих длительное время (более 1 года),  имеющих основное и среднее общее образование, неквалифицированных рабочих, растет число безработных возрастом  старше 50 лет.

    Для реабилитации и восстановления трудовых навыков длительно неработающего и не имеющего квалификации населения наиболее эффективными являются общественные работы. С начала года обеспечена временная занятость на общественных работах 9799 безработным (116,6 % от плана), в том числе на селе – 4643. В основном работы организованы по видам, являющимися социально и экономически значимыми для регионов области. Это - благоустройство, уборка и озеленение территорий населенных пунктов, ремонт дорог. В целях сокращения затрат на выплату адресной социальной помощи и повышения трудовой активности увеличены сроки участия в общественных работах безработным из целевых групп населения на селе от 3 до 6 месяцев, в городах - от 6 до 12 месяцев.

    Приняты меры по недопущению задолженности  по оплате труда участников, увеличению среднемесячного размера выплат. На сегодняшний день задолженности по оплате труда участникам работ не имеется. В г. Павлодаре по отдельным трудоемким видам работ решением местных исполнительных органов из средств городского бюджета оплата труда участников увеличена до 1,5 МЗП (9900 тенге) в месяц.

    Учитывая  потребности рынка труда в  рабочей силе, осуществлялись мероприятия  по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработного населения. При плане профессионального обучения 1250 человек на краткосрочные курсы в течение года направлено 1386 безработных (110,9 % от плана). В гг. Павлодаре и Экибастузе реализуется новая программа  «Молодежная практика», имеющая цель: содействие выпускникам учебных заведений в приобретении практического опыта и навыков по полученной специальности и повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

    За 12 месяцев 2009 года по области создано 6880 новых постоянных рабочих мест (130 % к плану), на селе - 3686.  Кроме того, дополнительно введено в действие 5905 временных и сезонных рабочих мест.

    Ежегодно  увеличивается количество проведенных  ярмарок вакансий. Эти мероприятия  подтвердили возросший интерес  работодателей к сотрудничеству с органами занятости.

    В течение года в сотрудничестве с работодателями проведено 39 ярмарок вакансий (за аналогичный период прошлого года – 20),  в которых  приняли участие 3256 безработных,  407 предприятий представили 4310 вакансий. В результате трудоустроено 1440 человек,  484 человека включены в кадровые резервы предприятий с выдачей листов ожидания,  направлено на профессиональную подготовку и переподготовку 117 человек.

    Приоритетным  направлением деятельности исполнительных органов оставалось осуществление  мероприятий по социальной поддержке  безработных из целевых групп населения.  Безработные из этой категории в приоритетном порядке направляются на постоянную работу, общественные работы, профессиональное обучение. Всего из целевых групп населения трудоустроено 5765 безработных из этих категорий (в т.ч. по селу - 1957 чел.), на общественные работы  направлено 7311 человек (в т.ч. по селу – 3077 чел.),  предоставлена возможность пройти профессиональное обучение 834 безработным, (в т.ч. по селу – 429 чел.). В результате принятых мер численность безработных из целевых групп сократилась относительно начала года на 6,6 % и составила  6432 человек  (в т.ч. по селу – 2928), на 1.01.2009 г. – 6888.

          Продолжается работа по организации социальных рабочих  мест в сотрудничестве с работодателями, представляемых только указанным категориям безработных, как неконкурентоспособным на рынке труда. К этой работе привлечено 349 предприятий, предоставивших социальные рабочие места для 1457 безработных (100,5 % от плана).

    Продолжена  также, начатая в 2003 году работа по  внедрению системы «Лист ожидания», по которой в кадровые резервы  предприятий  включены 1894 безработных (по селу – 964 чел.), из которых по истечении времени приняты на работу 1640 человек или 86,6 % (по селу  833 чел. – 86,4 %).

Информация о работе Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда