Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:25, диссертация
Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и научно-практических основ формирования и использование трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений, а также совершенствование системы управления трудовыми ресурсами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить на основе изучения теоретико-практического и методологического материала роль трудовых ресурсов в экономическом развитии;
выявить особенности формирования трудовых ресурсов в РК;
изучить зарубежный опыт развития трудовых ресурсов;
Приняты меры по предоставлению общественных работ безработным из целевых групп на селе от 3 до 6 месяцев, в городах - от 6 до 12 месяцев, недопущению задолженности по оплате труда участников. С начала года обеспечена временная занятость на общественных работах 8300 безработных, в том числе на селе – 3778 человек.
С повышением на рынке труда потребности в квалифицированной рабочей силе, местными исполнительными органами увеличены средства на организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, что позволило на 41,2% увеличить число направляемых на обучение, на селе - в 1,9 раза. В истекший период возможность пройти профессиональное обучение получили 1103 безработных, из числа сельских жителей 519 человек.
По сравнению с предыдущими годами увеличились средства, выделяемые из местных бюджетов на мероприятия по содействию занятости населения (таблица 2).
Таблица 2 - Средства на мероприятия по содействию занятости населения
Наименование | 2009
год |
2010
год |
2011
год |
Общественные работы | 113,5 | 138,5 | 195,3 |
Профессиональное обучение | 6,6 | 12,4 | 25,0 |
Социальные рабочие места | - | 21,4 | 40,5 |
Вместе с тем, на рынке труда области обостряется проблема дисбаланса спроса и предложения рабочей силы. Потребность в кадрах испытывают такие отрасли как промышленность, сельское хозяйство, охота и лесоводство, строительство, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство в основном по рабочим профессиям (слесарь, бетонщик, каменщик, электромонтер, электрогазосварщик, водитель, механизатор), тогда как существующий рынок труда в основном представлен неконкурентоспособной рабочей силой. В составе зарегистрированных безработных остается высокой доля женщин, длительное время (более 1 года не работавших), имеющих основное и среднее общее образование, неквалифицированных рабочих, растет число безработных старшего возраста (таблица 3).
В соответствии с утвержденной квотой в 2009 году в область будет привлечено не более 72 иностранных рабочих и специалистов.
При Департаменте социальной защиты и занятости населения области действует комиссия по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. По итогам первого полугодия численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории области, составляет 52 человека, в том числе 26 руководителей. В соответствии с условиями выданных разрешений 20 предприятиями, привлекающими иностранных специалистов, создано 102 рабочих места для казахстанских граждан.
Таблица 3
- Численность
В составе безработных | Доля
в общей численности
зарегистрированных безработных, % | |||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||
1. | Женщин | 62,1 | 58,8 | 55,6 | 72,0 | 65,6 |
2. | Длительное время (более 1 года) не работавших | 23,5 | 31,7 | 59,5 | 57,5 | 65,7 |
3. | Имеющих основное и среднее общее образование | 51,4 | 51,2 | 64,7 | 59,2 | 58,5 |
4. | Неквалифицированных рабочих | - | - | 33,9 | 33,4 | 37,8 |
5. | Лиц старше 50 лет | 18,8 | 28,7 | 12,2 | 20,1 | 19,5 |
Основные задачи, стоящие перед исполнительными органами следующие:
- координация действий отраслевых департаментов области, акимов городов и районов по созданию не менее 5300 новых постоянных рабочих мест, в том числе 2968 – в сельских районах;
-
осуществление опережающей
-
обеспечение организации
-
организация 1450 социальных рабочих
мест для целевых групп
-
продолжение работы по
-
рассмотреть вопрос об
-
разработка программы
В течение анализируемого периода мероприятия по содействию занятости населения, направленные на решение проблемы безработицы и снижения бедности, осуществлялись в основном в рамках Программы по снижению бедности в области на 2009-2011 годы. Все основные задачи, поставленные перед исполнительными органами на 2011 год, выполнены.
Выше было сказано, что в целом рынок труда характеризовался ростом численности занятого населения. Это подтверждает проведенный анализ состояния рынка труда, который свидетельствует о наличии тенденции устойчивого снижения уровня безработицы, как на открытом, так и на фиксированном рынке труда (рисунок 3).
Рисунок 3 - Динамика уровня безработицы
Вследствие значительного различия экономического потенциала регионов области ситуация на рынке труда в сельской местности и городах неоднозначна. Проблема занятости сельского населения области остается актуальной. Более половины безработных приходится на долю сельских жителей, хотя из диаграммы (рисунок 4) видно, что наметилась тенденция к уменьшению доли сельских безработных в общей численности.
Рисунок 4 - Динамика уровня городских и сельских жителей
В то же время происходит постепенное сокращение межрегиональной дифференциации по уровню безработицы. К началу 2009 года уровень безработицы в большинстве сельских регионах близок к среднеобластному показателю, который на 1.01.2009 г. составил 2,0 % (по селу 2, 9%) (рисунок 5).
Рисунок 5 - Уровень безработицы в разрезе регионов
За содействием по трудоустройству в уполномоченные органы по вопросам занятости области в течение 2009 года обратилось 20153 человек, в том числе 6544 человек – жители села (99,1 % к уровню 2009 года).
В результате проводимых мероприятий в последние годы увеличился процент трудоустроенных от общего количества безработных, обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве. В 2009 году оказана помощь в трудоустройстве 9418 гражданам, что составило 46,7 % от обратившихся, тогда как в 2009 году были трудоустроены 32,7 %, в 2010 – 44,4%.
Общее количество безработных, зарегистрированных в органах занятости, на 1.01.2009 года составило 8578 человек (89,2% к уровню 2009 года).
Половозрастной состав безработных не претерпел значительных изменений. На начало 2009 года наиболее невостребованными остаются женщины и молодежь.
Высокой остается доля, не работающих длительное время (более 1 года), имеющих основное и среднее общее образование, неквалифицированных рабочих, растет число безработных возрастом старше 50 лет.
Для реабилитации и восстановления трудовых навыков длительно неработающего и не имеющего квалификации населения наиболее эффективными являются общественные работы. С начала года обеспечена временная занятость на общественных работах 9799 безработным (116,6 % от плана), в том числе на селе – 4643. В основном работы организованы по видам, являющимися социально и экономически значимыми для регионов области. Это - благоустройство, уборка и озеленение территорий населенных пунктов, ремонт дорог. В целях сокращения затрат на выплату адресной социальной помощи и повышения трудовой активности увеличены сроки участия в общественных работах безработным из целевых групп населения на селе от 3 до 6 месяцев, в городах - от 6 до 12 месяцев.
Приняты меры по недопущению задолженности по оплате труда участников, увеличению среднемесячного размера выплат. На сегодняшний день задолженности по оплате труда участникам работ не имеется. В г. Павлодаре по отдельным трудоемким видам работ решением местных исполнительных органов из средств городского бюджета оплата труда участников увеличена до 1,5 МЗП (9900 тенге) в месяц.
Учитывая потребности рынка труда в рабочей силе, осуществлялись мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработного населения. При плане профессионального обучения 1250 человек на краткосрочные курсы в течение года направлено 1386 безработных (110,9 % от плана). В гг. Павлодаре и Экибастузе реализуется новая программа «Молодежная практика», имеющая цель: содействие выпускникам учебных заведений в приобретении практического опыта и навыков по полученной специальности и повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
За 12 месяцев 2009 года по области создано 6880 новых постоянных рабочих мест (130 % к плану), на селе - 3686. Кроме того, дополнительно введено в действие 5905 временных и сезонных рабочих мест.
Ежегодно увеличивается количество проведенных ярмарок вакансий. Эти мероприятия подтвердили возросший интерес работодателей к сотрудничеству с органами занятости.
В течение года в сотрудничестве с работодателями проведено 39 ярмарок вакансий (за аналогичный период прошлого года – 20), в которых приняли участие 3256 безработных, 407 предприятий представили 4310 вакансий. В результате трудоустроено 1440 человек, 484 человека включены в кадровые резервы предприятий с выдачей листов ожидания, направлено на профессиональную подготовку и переподготовку 117 человек.
Приоритетным направлением деятельности исполнительных органов оставалось осуществление мероприятий по социальной поддержке безработных из целевых групп населения. Безработные из этой категории в приоритетном порядке направляются на постоянную работу, общественные работы, профессиональное обучение. Всего из целевых групп населения трудоустроено 5765 безработных из этих категорий (в т.ч. по селу - 1957 чел.), на общественные работы направлено 7311 человек (в т.ч. по селу – 3077 чел.), предоставлена возможность пройти профессиональное обучение 834 безработным, (в т.ч. по селу – 429 чел.). В результате принятых мер численность безработных из целевых групп сократилась относительно начала года на 6,6 % и составила 6432 человек (в т.ч. по селу – 2928), на 1.01.2009 г. – 6888.
Продолжается работа по организации социальных рабочих мест в сотрудничестве с работодателями, представляемых только указанным категориям безработных, как неконкурентоспособным на рынке труда. К этой работе привлечено 349 предприятий, предоставивших социальные рабочие места для 1457 безработных (100,5 % от плана).
Продолжена
также, начатая в 2003 году работа по
внедрению системы «Лист
Информация о работе Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда