Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:25, диссертация

Описание

Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и научно-практических основ формирования и использование трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений, а также совершенствование системы управления трудовыми ресурсами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить на основе изучения теоретико-практического и методологического материала роль трудовых ресурсов в экономическом развитии;
выявить особенности формирования трудовых ресурсов в РК;
изучить зарубежный опыт развития трудовых ресурсов;

Работа состоит из  1 файл

ДП рынок труда.doc

— 670.00 Кб (Скачать документ)

    На  постоянном контроле находится работа по мониторингу трудоустройства  безработных из малообеспеченных семей, не имеющих ни одного работающего. Так, по данным акимов городов и районов, с начала года из указанных семей трудоустроено 3526  человек, в том числе на   новые постоянные рабочие места  -  1009 человек   (в т.ч. получателей АСП - 263 чел.), на   вакантные рабочие места - 1759 человек (в т.ч. получателей АСП – 620 чел.), на социальные рабочие места - 722 человека (в т.ч. получателей АСП - 253 чел.).  Кроме того, на временные и сезонные рабочие места трудоустроено 1749 человек (в т.ч. получателей АСП – 382 чел.), привлечено к общественным работам   4273 безработных (в т.ч. получателей АСП – 2252чел.), направлено на профессиональное обучение 527 человек (в т.ч. получателей АСП – 195 чел.). По состоянию на 1 января 2009 года. число семей, не имеющих ни одного работающего, составило 4245, что на 22,2  % ниже показателя  на начало текущего года.

    Ежемесячно  осуществляется мониторинг трудоустройства  зарегистрированных безработных на заявляемые вакансии. По сравнению с 2009 годом число представляемых в органы занятости сведений об имеющихся свободных рабочих местах увеличилось на 12 %. С начала года в органы занятости заявлено 17484 вакансии, в том числе по селу –  3967. На них трудоустроено 7352 зарегистрированных безработных, в том числе по селу 2267 человек. Уровень трудоустройства на имеющиеся вакантные места в среднем по области составляет 39,2 %. Самый низкий уровень трудоустройства среди регионов области в Щербактинском – 22,9% и Баянаульском – 32,4% районах. Самый высокий в Лебяжинском  - 97,4 % и  Железинском – 71,9 % районах. Основной причиной низкого трудоустройства является несоответствие половозрастного и квалификационного уровня безработных требованиям работодателей. Большая часть заявляемых вакансий (до 77 %) предназначена для мужчин, тогда как в числе состоящих на учете в органах занятости безработных 64,1 % составляют женщины. По состоянию на 1 января 2009 г. число свободных рабочих мест по области составляет 1196, в том числе по селу – 54.

    Вообще, проблема дисбаланса спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда области  обостряется.

    Для достижения сбалансированности рынка труда, обеспечения эффективной занятости населения разработана программа занятости населения области на 2009-2011 годы.  Программа будет способствовать приведению системы подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики,   повышению роли работодателей в содействии занятости населения, обеспечению эффективности общественных работ, снижению безработицы.

      В рамках Программы рассматриваются  основные   проблемы рынка труда  области, и принятие комплекса  мер, направленных на создание гибкой системы подготовки кадров в организациях образования, максимально удовлетворяющей производственно-хозяйственный комплекс области в квалифицированных рабочих и специалистах,  формирование системы профессиональной ориентации, трудоустройства выпускников учебных заведений и безработной молодежи, развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения уровня безработицы, социальной поддержки безработных.

    При разработке Программы был проведен  анализ спроса на кадры на предприятиях промышленности в 2009-2011 годах, по сельским населенным пунктам с высоким и средним потенциалом развития до 2011 года. Изучена потребность в квалифицированных  рабочих и специалистах по уровню образования. В 2009-2011 годах по области потребность в них составит 28,5 тыс. человек. Создан банк данных потребности в рабочей силе в разрезе отраслей экономики, профессий и специальностей, городов и районов. Полученные результаты спроса и предложения станут основой для формирования государственного заказа на подготовку кадров в учебных заведениях профессионального образования области.

    Создана информационная база данных вакансий. Все города и районы области подключены к республиканской базе  рынка труда. Сведения  еженедельно передаются в аналитический центр  Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и в уполномоченные органы по вопросам занятости городов и районов области. Кроме того, в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в службы занятости Омской, Новосибирской областей и Алтайского края направляются сведения из республиканской базы данных вакансий и информация о ситуации на рынке труда области. Таким образом, безработные граждане, обращающиеся за трудовым посредничеством в уполномоченные органы по вопросам занятости, имеют возможность поиска подходящей работы, как в пределах регионов области и республики, так и в регионах Российской Федерации.

    Более 130  безработных из социально уязвимых групп были привлечены для прохождения обучающего курса подготовки начинающих предпринимателей «Как планировать бизнес и получить кредит» в г. Павлодаре и г. Аксу в рамках акции «Начни свое дело», направленной на привлечение широких слоев населения в малый бизнес, из них 39 человек успешно защитили  бизнес-планы на организацию собственного дела. В 6 сельских районах области для 120 женщин проведены семинары-тренинги «Обучение сельских женщин предпринимательским и лидерским навыкам».

    В рамках областной бюджетной программы  «Кредитование для развития малого предпринимательства на местном уровне» с начала года прокредитовано 16 проектов на общую сумму 100,0 млн. тенге (в т.ч. 50 млн. тенге бюджетных средств) с созданием 211 новых рабочих мест. Предусмотренные на 2009 год средства освоены в полном объеме.

    С начала года обеспечена временная занятость на общественных работах 9799 безработным, в том числе на селе – 4643. В основном работы организованы по видам, являющимися социально и экономически значимыми для регионов области. Это - благоустройство, уборка и озеленение территорий населенных пунктов, ремонт дорог. В целях сокращения затрат на выплату адресной социальной помощи и повышения трудовой активности увеличены сроки участия в общественных работах безработным из целевых групп населения.

          Учитывая потребности  рынка труда в рабочей силе, осуществлялись мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработного населения. При плане профессионального обучения 1250 человек на краткосрочные курсы в течение года направлено 1386 безработных (110,9 % от плана), в том числе по селу –  675 человек. В гг. Павлодаре и Экибастузе реализуется новая программа  «Молодежная практика», имеющая цель: содействие выпускникам учебных заведений в приобретении практического опыта и навыков по полученной специальности и повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

    Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации в малом г. Аксу и 10 сельских районах области осуществляется  на базе местных учебных заведений. В случае отсутствия учебной базы по подготовке, переподготовке отдельным специальностям, обучение организуется на базе учебных заведений областного центра.

    Обучение  проводится по  профессиям, требующимся на рынке труда, и по профессиям рыночной экономики в целях поддержки дальнейшей самостоятельной занятости безработных.

      За 2009 год на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в г. Аксу направлено 199 безработных, в сельских районах - 679 безработных. Приняты меры по созданию условий обучения непосредственно по месту жительства безработных. Так, в  с. Алексеевке и пос. Чалдай (Щербактинский р-н) обучено 50 каменщиков, штукатуров-маляров и плотников, в пос. Калкаман (г. Аксу)   обучены  24 человека по профессии  водитель категории ВС. Данная практика работы будет продолжена в дальнейшем.

    В целях развития перерабатывающих производств  принимаются меры по расширению действующих  и открытию новых производств  на  промышленных предприятиях области.

    На  АО «Роса» введена линия по изготовлению ПЭТ-бутылок и розливу минеральной воды (пр-во Германия) производительностью: по производству ПЭТ-тары - 16,0 тыс. бутылок в час,  по розливу минеральной воды - 30000,0 тыс. литров в год. Введен компьютерный контроль технологического процесса.

    ТОО «Крупозавод «Жарма»» проведена модернизация линии шелушения и шлифования круп путем установки 3-х единиц оборудования российского производства. Дополнительно созданы 2 рабочих места.

    В сельских районах области введены  в эксплуатацию 8 объектов переработки  сельхозпродукции и создано 62 рабочих места.

    Кроме того, за счет расширения производства на предприятиях ТОО «Мука Казахстана»,  ТОО «Рубиком», ТОО «Болжау» было создано 15 новых рабочих  мест.

    На  основании всего сказанного можно  сделать вывод, что, несмотря на позитивную динамику основных показателей, ключевыми проблемами  на рынке труда остаются:

    сохранение  тенденции превышения предложения  рабочей силы над спросом, избыточная подготовка профессиональными учебными заведениями кадров по отдельным  специальностям;

    потеря  трудового потенциала квалифицированных кадров;

    сложность трудоустройства отдельных групп  населения (женщины, молодежь, лица предпенсионного  возраста, инвалиды);

    большая дифференциация региональных рынков труда;

    высокий уровень безработицы в населенных пунктах, имеющих низкий потенциал развития по совокупному показанию социально-экономического развития.

    несоответствие  квалификационно-профессиональной структуры  спроса и предложения рабочей силы;

    технологий, организации дистанционного обучения;

    Исходя  из этого, определены основные задачи и направления деятельности департамента и местных испольных органов в 2009 году в сфере содействия занятости населения:

    реализация  программы занятости населения  области на 2009-2011 годы;

    исследование  особенностей развития рынка труда  в средне- и долгосрочной перспективе;

    дальнейшее  углубление взаимосвязей с работодателями по вопросам содействия занятости и  профессиональной подготовки и переподготовки безработных, особенно из целевых групп  населения;

    расширение  мер  по содействию занятости безработной молодежи путем большего охвата профессиональным обучением и  дальнейшего распространения  проекта «Молодежная практика»;

    обеспечение эффективности общественных работ  путем предоставления их безработным  длительными сроками, своевременного финансирования оплаты труда участников;

    совершенствование информационной базы данных рынка труда;

    проведение  мониторинга результатов реализации активных мер содействия занятости, степени сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

 

    2.3 Оценка государственного регулирования рынка труда

 

          Трудовые ресурсы, как по своему составу, так и по количественному измерению близки к человеческому потенциалу страны. Учитывая, что трудовые ресурсы - стратегический ресурс для экономики страны, они  представляют наиболее активную часть населения, а именно занятых и безработных, то есть экономически активное население (рабочую силу). Если рассматривать другую часть трудоспособного населения – экономически неактивное (пассивное) население, в том числе учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений, временно незанятых, пенсионеров в трудоспособном возрасте, то с позиции потенциальных возможностей их участия в экономической деятельности, численность человеческих ресурсов выходят за пределы экономически активного населения. Также следует иметь в виду оценку человеческого потенциала и человеческих ресурсов с учетом воспроизводственных процессов в динамике численности населения. Тогда с позиции оценки потенциальных возможностей развития человеческих ресурсов, по-видимому, следует учитывать часть населения в дотрудоспособном возрасте, учащихся школ, составляющих субъекты потенциального человеческого капитала.

    В достижении поставленных организацией целей человеческие возможности  оцениваются как определяющие, и  при таком подходе люди рассматриваются как достояние компании, ценный ресурс. Выжить в конкурентной борьбе и нормально развиваться смогут те компании и фирмы. Кадровая политика, которых будет построена на систематическом анализе внутренних и внешних условий их деятельности, будет точно отражать общую концепцию развития предприятий.

          Все это подтверждает, что человеческие ресурсы на уровне макроэкономики и предприятий (фирмы) составляют важнейший ресурс в осуществлении  стратегии социально-экономического и человеческого развития страны и предприятия. В этом проявляются общие цели и средства достижений, составляющие сущность эффективного использования человеческих ресурсов на всех уровнях.

Информация о работе Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда