Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:25, диссертация
Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и научно-практических основ формирования и использование трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений, а также совершенствование системы управления трудовыми ресурсами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить на основе изучения теоретико-практического и методологического материала роль трудовых ресурсов в экономическом развитии;
выявить особенности формирования трудовых ресурсов в РК;
изучить зарубежный опыт развития трудовых ресурсов;
Существует необходимость поэтапного перехода на международные стандарты.
На
первом этапе целесообразно
На втором этапе, по мере создания новой статистической инфраструктуры, способной адекватно отражать постоянно меняющуюся ситуацию на рынке труда, можно будет уточнить методику и практику сбора, обработки и исчисления данных, приведя их в соответствие со стандартами МОТ. Политика занятости предполагает активную позицию предприятий всех форм собственности по сохранению и увеличению занятости путем координации их действий с государством в направлении блокирования безработицы за счет повышения конкурентоспособности предприятий, использования гибких режимов труда.
Исходя из реализации задач Программы действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ в среднесрочный перспективе основными рычагами реализации политики занятости должны стать:
67
август 8
ТWС.ЧeJI.
Рынок труда в переходный период в Казахстане
3а
пределами среднесрочной
Политика занятости должна реализовываться с учетом региональных, местных особенностей.
В группе областей с низкой занятостью приоритетной будет политика поддержки создания дополнительных рабочих мест, размещения трудоемких производств и глубокой пере работки сырья, включая сельскохозяйственное. Использование трудовых ресурсов по месту их жительства в этих регионах должно сочетаться с их перегруппировкой в районы повышенного спроса рабочей силы, для чего целесообразно возродить организованные территориальные формы перераспределения рабочей силы.
В группе областей со средней и высокой занятостью целесообразна политика, направленная на сохранение достигнутого уровня занятости, повышение ее эффективности, изыскание резервов рабочей силы, привлечение ее со стороны, снижение трудоемкости.
В сельской местности актуальна политика высвобождения людских ресурсов из трудоизбыточного в целом аграрного сектора в не сельскохозяйственные новые сектора экономики, которые предстоит создать в рамках агропромышленного комплекса.
В городской местности политика занятости должна быть направлена на поддержание достигнутого относительно высокого уровня занятости в больших городах, преодоление тенденций снижения занятости в малых, средних городах и перспективных рабочих поселках. В городах с монопроизводством предупреждение роста безработицы будет связываться с оптимизацией структуры занятости на основе стимулирования инвестиционной активности, обновления, модернизации и перепрофилирования производства градообразующих предприятий, расширения сфер деятельности с учетом интересов многоотраслевого комплексного развития этих регионов, их социальной инфраструктуры путем развития малого, среднего бизнеса, создания условий для самозанятости населения, а также с перераспределением свободных трудовых ресурсов в направлении развивающихся городов, новых регионов. Функционирование рыночной экономики неразрывно связано с риском потери работы для всех участников общественного производства - безработицей. Социальная поддержка незанятого населения и безработных осуществляется государством путем проведения активных и пассивных мер, имеющих как профилактический, так и регулирующий характер. К ним относятся: содействие в трудоустройстве, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, привлечение к общественным работам, выдача пособий по безработице и обеспечение другими социальными гарантиями.
Вышеперечисленные цели, задачи, основные этапы и направления политики занятости изложены в проекте Концепции государственной политики занятости, разработанном Министерством труда и внесенном на рассмотрение Правительства.
Прогнозы показывают, что в дальнейшем рынок труда будет формироваться под воздействием:
Дополнительный спрос на рабочую силу со стороны предприятий снизится. Уменьшение численности работающих ожидается во всех отраслях материального производства. Среди несостоятельных предприятий может оказаться большинство строительных и сельскохозяйственных организаций. Все это приведет к обострению ситуации на рынке труда.
Особую актуальность на рынке труда приобретет занятость населения в аграрном секторе экономики.
В
прогнозируемом периоде предложение
рабочей силы и его увеличение
в сельской местности будет происходить
за счет легализации скрытой
Однако за счет выделения из республиканского бюджета ассигнований на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве в сумме 3,5 млрд тенге предполагается, что ситуация с занятостью может быть несколько смягчена.
Наибольший уровень безработицы сохранится в Кзылординской, Семипалатинской, Северо-Казахстанской, Атырауской областях, высокий уровень безработицы возможен в Западно-Казахстанской, Талдыкорганской, Торгайской областях, наименьший - ожидается в Карагандинской области и г. Алматы.
Обострится проблема занятости женщин, молодежи, лиц предпенсионного возраста, инвалидов и других слабозащищенных категорий на рынке труда. При этом сложности могут возникнуть с трудоустройством выпускников учебных заведений.
Предложение рабочей силы на открытом рынке труда будет возрастать. одним из факторов этого явятся продолжающиеся процессы
Значительное увеличение
В целях реализации политики занятости в республике:
1) Создана и совершенствуется нормативно-правовая база по проблемам занятости населения. Подготовлена и внесена Правительством новая редакция Закона "О занятости населения", в котором более четко определен статус безработного, усовершенствованы процедуры обслуживания населения, упрощены условия и порядок назначения пособия по безработице и др.2) Укрепляется финансовая база Фонда содействия занятости. Фонд выведен из состава республиканского бюджета, начиная с прошлого года к числу юридических лиц, производящих обязательные отчисления в Фонд занятости, отнесены сельскохозяйственные предприятия, со следующего года," согласно рекомендациям Всемирного банка, предполагается отнести и бюджетные организации. Постепенно Фонд будет освобожден от несвойственных ему функций финансирования переселенческих мероприятий и жилищной сферы. 3) В республике создана и развивается разветвленная сеть службы занятости. 4) Продолжается работа по реализации проекта Всемирного банка по социальной защите - компонент службы занятости, международный опыт по проблемам занятости используется применительно к условиям нашей республики.
Численность населения по Павлодарской области за последние 5 лет снизилась на 45,5 тыс. человек, или на 5,8 % и на начало 2004 года составила 745,3 тыс. человек.
В
целом рынок труда
Смягчились негативные
Половозрастной состав безработных не претерпел значительных изменений. На начало 2009 года наиболее невостребованными остаются женщины (57 %) и молодежь (26 %). Уровень женской безработицы по области составляет 9,3%. Высокий уровень безработицы среди женщин отмечается в Майском районе (16,9%), г. г. Аксу (15,2 %) и в Павлодаре (11,9 %), низкий - в Павлодарском (0,6 %) и Железинском (1,1 %) районах.
В 2003 году за помощью в органы по вопросам занятости обращался каждый четвертый безработный. Оказана помощь в трудоустройстве 9038 гражданам, что составило 44,4 % от количества обратившихся. Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения на конец года составила 2,2 %, по селу – 3,0 %. В поисках работы через органы по вопросам занятости находилось 9609 безработных, в том числе 5178 человек, проживающих в сельской местности.
Мероприятия по содействию занятости населения местными исполнительными органами осуществлялись во взаимодействии с работодателями на основе договоров о сотрудничестве, заключенных с 2863 предприятиями и организациями, в том числе с 1400, действующими на селе. Продолжена начатая в 2009 году работа по внедрению системы «Лист ожидания», по которой в кадровые резервы предприятий включены 1390 безработных (по селу – 798 чел.), из которых по истечении времени приняты на работу 1184 человек или 85,2 % (по селу 669 чел. – 83,8 %).
За 9 месяцев 2009 года по области создано 5115 новых постоянных рабочих мест (на селе - 2768). Кроме того, дополнительно введено в действие 4825 временных и сезонных рабочих мест (на селе - 3972). Наибольшее количество новых рабочих мест открыто в ТОО «Кастинг», АО «Казэнергокабель», ППФ ТОО «Риэлти Инвест», ПСФ «Павлодарпромстрой», Казстройсервис филиал, ТОО «Мотив-Болашак» (г. Павлодар), филиал АЗФ АО ТНК «Казхром» (г. Аксу), ТОО SMS Инженерик, ТОО «Агренсор», ТОО «Мак-Экибастуз» (г. Экибастуз), ТОО «Галицкое» (Успенский район).
Вследствие стабилизации экономики, развития производства по сравнению с прошлыми годами вдвое увеличилось число заявляемых в органы по вопросам занятости вакантных рабочих мест.
В
целях поддержки социально-
Информация о работе Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда