Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:25, диссертация

Описание

Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и научно-практических основ формирования и использование трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений, а также совершенствование системы управления трудовыми ресурсами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить на основе изучения теоретико-практического и методологического материала роль трудовых ресурсов в экономическом развитии;
выявить особенности формирования трудовых ресурсов в РК;
изучить зарубежный опыт развития трудовых ресурсов;

Работа состоит из  1 файл

ДП рынок труда.doc

— 670.00 Кб (Скачать документ)

      Существует  необходимость поэтапного перехода на международные стандарты.

      На  первом этапе целесообразно незамедлительно  перейти на категории и понятия, принятые МОТ, определение и Исчисление которых возможно на основе действующей  статистики, с внесением соответствующих  изменений в законодательство и  методологию.

      На  втором этапе, по мере создания новой  статистической инфраструктуры, способной  адекватно отражать постоянно меняющуюся ситуацию на рынке труда, можно будет  уточнить методику и практику сбора, обработки и исчисления данных, приведя  их в соответствие со стандартами МОТ. Политика занятости предполагает активную позицию предприятий всех форм собственности по сохранению и увеличению занятости путем координации их действий с государством в направлении блокирования безработицы за счет повышения конкурентоспособности предприятий, использования гибких режимов труда.

     Исходя  из реализации задач Программы действий Правительства Республики Казахстан  по углублению реформ в среднесрочный  перспективе основными рычагами реализации политики занятости должны стать:

  • нейтрализация факторов, способствующих росту безработицы в результате реформирования предприятий, в том числе всемерное развитие профориентационных услуг, профобучения и переподготовки высвобождаемых работников;
  • проведение государственной социальной политики в рамках макроэкономической стратегии;
  • содействие развитию предпринимательства и самозанятости, малого и среднего бизнеса как перспективной сферы приложения труда путем создания бизнес-центров, инкубаторов малого бизнеса, поддержки центров малого бизнеса, расширения ресурсов обучения предпринимательским навыкам;
  • разработка и реализация специальных программ содействия занятости населения, особенно в сельской местности;
  • защита внутреннего рынка труда и ограничение использования труда иностранных рабочих и специалистов, экспертиза программ экономического развития и контрактов с участием иностранных фирм на предмет обеспечения занятости  местного  населения и ее   финансирования;
  • дальнейшее совершенствование параметров единой тарифной сетки путем увеличения диапазонов в пользу категорий работников высшей квалификации и селективная поддержка актуальных научно-исследовательских работ с целью сдерживания процесса "утечки умов;

     67

     август 8

           ТWС.ЧeJI.

          

     Рынок труда в переходный период в Казахстане

  • содействие развитию контрактной системы экспорта рабочей силы в ближнее и дальнее зарубежье с учетом потребностей в высококвалифицированных кадрах на республиканском рынке труда;
  • квотирование численности иммигрантов исходя из экономических возможностей и условий регионов расселения;
  • законодательное обеспечение действенного социального партнерства в рамках коллективных договоров и соглашений.

     3а  пределами среднесрочной перспективы  приоритетными станут меры, содействующие  качественному изменению структуры  занятости на основе перетока рабочей силы из одних сфер экономики в другие, обусловленного целесообразными структурными сдвигами

     Политика  занятости должна реализовываться  с учетом региональных, местных особенностей.

     В группе областей с низкой занятостью приоритетной будет политика поддержки создания дополнительных рабочих мест, размещения трудоемких производств и глубокой пере работки сырья, включая сельскохозяйственное. Использование трудовых ресурсов по месту их жительства в этих регионах должно сочетаться с их перегруппировкой в районы повышенного спроса рабочей силы, для чего целесообразно возродить организованные территориальные формы перераспределения рабочей силы.

     В группе областей со средней и высокой  занятостью целесообразна политика, направленная на сохранение достигнутого уровня занятости, повышение ее эффективности, изыскание резервов рабочей силы, привлечение ее со стороны, снижение трудоемкости.

     В сельской местности актуальна политика высвобождения людских ресурсов из трудоизбыточного в целом аграрного  сектора в не сельскохозяйственные новые сектора экономики, которые предстоит создать в рамках агропромышленного комплекса.

     В городской местности политика занятости  должна быть направлена на поддержание  достигнутого относительно высокого уровня занятости в больших городах, преодоление тенденций снижения занятости в малых, средних городах и перспективных рабочих поселках. В городах с монопроизводством предупреждение роста безработицы будет связываться с оптимизацией структуры занятости на основе стимулирования инвестиционной активности, обновления, модернизации и перепрофилирования производства градообразующих предприятий, расширения сфер деятельности с учетом интересов многоотраслевого комплексного развития этих регионов, их социальной инфраструктуры путем развития малого, среднего бизнеса, создания условий для самозанятости населения, а также с перераспределением свободных трудовых ресурсов в направлении развивающихся городов, новых регионов. Функционирование рыночной экономики неразрывно связано с риском потери работы для всех участников общественного производства - безработицей. Социальная поддержка незанятого населения и безработных осуществляется государством путем проведения активных и пассивных мер, имеющих как профилактический, так и регулирующий характер. К ним относятся: содействие в трудоустройстве, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, привлечение к общественным работам, выдача пособий по безработице и обеспечение другими социальными гарантиями.

     Вышеперечисленные цели, задачи, основные этапы и направления политики занятости изложены в проекте Концепции государственной политики занятости, разработанном Министерством труда и внесенном на рассмотрение Правительства.

     Прогнозы  показывают, что в дальнейшем рынок  труда будет формироваться под воздействием:

  • структурной перестройки производства: приватизации, банкротства, перепрофилирования;
  • инвестиционных возможностей, от которых зависит сохранение
  • экономически эффективных и создание новых рабочих мест;
  • масштабов высвобождения работников с предприятий и организаций;
  • масштабов внутриреспубликанской и внешней миграции. Актуальность ускорения структурной перестройки, технического переоснащения производства, формирование конкурентной среды в целях оздоровления казахстанской экономики объективно потребуют освобождения предприятий от излишней рабочей силы, ликвидации нерентабельных производств, что, соответственно, приведет к повышению уровня безработицы.

     Дополнительный  спрос на рабочую силу со стороны  предприятий снизится. Уменьшение численности работающих ожидается во всех отраслях материального производства. Среди несостоятельных предприятий может оказаться большинство строительных и сельскохозяйственных организаций. Все это приведет к обострению ситуации на рынке труда.

     Особую  актуальность на рынке труда приобретет занятость населения в аграрном секторе экономики.

     В прогнозируемом периоде предложение  рабочей силы и его увеличение в сельской местности будет происходить  за счет легализации скрытой безработицы  на предприятиях агропромышленного комплекса, дальнейшей приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий и образования новых агроформирований, сопровождающихся значительным высвобождением работников, активизации части длительно не занятого населения вследствие падения уровня жизни Реформирование АПК и создание новых агроформирований будут сопровождаться существенным сокращением рабочих мест.

     Однако  за счет выделения из республиканского бюджета ассигнований на поддержку  и развитие малого и среднего бизнеса  в сельском хозяйстве в сумме 3,5 млрд тенге предполагается, что ситуация с занятостью может быть несколько смягчена.

     Наибольший  уровень безработицы сохранится в Кзылординской, Семипалатинской, Северо-Казахстанской, Атырауской областях, высокий уровень безработицы  возможен в Западно-Казахстанской, Талдыкорганской, Торгайской областях, наименьший - ожидается в Карагандинской области и г. Алматы.

     Обострится  проблема занятости женщин, молодежи, лиц предпенсионного возраста, инвалидов  и других слабозащищенных категорий  на рынке труда. При этом сложности могут возникнуть с трудоустройством выпускников учебных заведений.

     Предложение рабочей силы на открытом рынке труда  будет возрастать. одним из факторов этого явятся продолжающиеся процессы

         Значительное увеличение незанятого  населения пополнит рынок труда в связи с увеличением размера пособия по безработице. При этом из-за низкой мобильности населения и дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном и территориальном аспектах будет интенсивно формироваться слой длительно безработных  предполагается, что на увеличение численности официально зарегистрированных безработных может повлиять тот факт, что психологический барьер при обращении в службу занятости для получения статуса безработного практически преодолен.

     В целях реализации политики занятости  в республике:

     1) Создана и совершенствуется нормативно-правовая база по проблемам занятости населения. Подготовлена и внесена Правительством новая редакция Закона "О занятости населения", в котором более четко определен статус безработного, усовершенствованы процедуры обслуживания населения, упрощены условия и порядок назначения пособия по безработице и др.2) Укрепляется финансовая база Фонда содействия занятости. Фонд выведен из состава республиканского бюджета, начиная с прошлого года к числу юридических лиц, производящих обязательные отчисления в Фонд занятости, отнесены сельскохозяйственные предприятия, со следующего года," согласно рекомендациям Всемирного банка, предполагается отнести и бюджетные организации. Постепенно Фонд будет освобожден от несвойственных ему функций финансирования переселенческих мероприятий и жилищной сферы. 3) В республике создана и развивается разветвленная сеть службы занятости. 4) Продолжается работа по реализации проекта Всемирного банка по социальной защите - компонент службы занятости, международный опыт по проблемам занятости используется применительно к условиям нашей республики.

 
    1. Тенденция развития трудовых ресурсов в Павлодарской области 
 

    Численность населения по Павлодарской области за последние 5 лет снизилась на 45,5 тыс. человек, или на 5,8 % и на начало 2004 года составила 745,3 тыс. человек.

    В целом рынок труда характеризовался ростом численности занятого населения (на 5,9 %), в основном в отраслях промышленности и сельского хозяйства. Увеличилось число наемных работников (на 22,1 %), что является следствием увеличения на рынке труда рабочих мест, ввода новых объектов, восстановления и расширения производственных мощностей. Соответственно произошло уменьшение численности безработных с 55 тыс. человек до 33,9 тыс. человек, уровень безработицы - с 13,4% до 8,2 %. В отдельных регионах области  уровень безработицы выше среднеобластного: г. Павлодар -10,2 %,  г. Экибастуз - 8,5 %, г. Аксу - 8,9 %, Майский район - -17,4 %,  Актогайский район -10,5 %,  Качирский район - 9,5 %.

      Смягчились негативные процессы  миграции населения. Отрицательное  сальдо миграции населения уменьшилось  в 3,5 раза и на начало 2004 года  составило  4,5 тыс. человек.

    Половозрастной  состав безработных не претерпел значительных изменений.  На начало  2009 года наиболее невостребованными остаются женщины (57 %) и молодежь (26 %). Уровень женской безработицы по области составляет 9,3%. Высокий уровень безработицы среди женщин отмечается в Майском районе (16,9%), г. г. Аксу (15,2 %) и в Павлодаре (11,9 %), низкий - в Павлодарском (0,6 %) и Железинском (1,1 %) районах.

    В 2003 году за помощью в органы по вопросам занятости обращался каждый четвертый  безработный. Оказана помощь в трудоустройстве 9038 гражданам, что составило 44,4 % от количества обратившихся. Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения на конец года составила 2,2 %, по селу – 3,0 %. В поисках работы через органы по вопросам занятости находилось 9609 безработных, в том числе 5178 человек, проживающих в сельской местности.

    Мероприятия  по содействию занятости населения  местными исполнительными органами осуществлялись во взаимодействии с  работодателями на основе договоров  о сотрудничестве, заключенных с 2863 предприятиями и организациями, в том числе с 1400, действующими  на селе. Продолжена начатая в 2009 году работа по  внедрению системы «Лист ожидания», по которой в кадровые резервы предприятий включены 1390 безработных (по селу – 798 чел.), из которых по истечении времени приняты на работу 1184 человек или 85,2 % (по селу  669 чел. – 83,8 %).

    За 9 месяцев 2009 года по области создано 5115 новых постоянных рабочих мест (на селе - 2768).  Кроме того, дополнительно введено в действие 4825 временных и сезонных рабочих мест (на селе - 3972). Наибольшее количество новых рабочих мест открыто в ТОО «Кастинг», АО «Казэнергокабель», ППФ ТОО «Риэлти Инвест», ПСФ «Павлодарпромстрой», Казстройсервис филиал, ТОО «Мотив-Болашак» (г. Павлодар), филиал АЗФ АО ТНК «Казхром» (г. Аксу), ТОО SMS Инженерик, ТОО «Агренсор», ТОО «Мак-Экибастуз» (г. Экибастуз), ТОО «Галицкое» (Успенский район). 

    Вследствие  стабилизации экономики, развития производства по сравнению с прошлыми годами вдвое  увеличилось число заявляемых в  органы по вопросам занятости вакантных рабочих мест.

    В целях поддержки социально-незащищенных категорий населения из целевых  групп осуществляется сотрудничество с работодателями, а также  продолжена работа по организации социальных рабочих  мест.  В результате  за 9 месяцев трудоустроено 1298 безработных (122,6 % к уровню 2003 года), в том числе по селу 817 человек (117,9 %). В гг. Павлодаре и Экибастузе реализуется новая программа  «Молодежная практика», имеющая цель: содействие выпускникам учебных заведений в приобретении практического опыта и навыков по полученной специальности и повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

Информация о работе Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда