Совершенствование системы социальной защиты работников организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:38, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты работников организации, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты работников организаций, а также разработка комплекса мероприятий, направленных на совершенствование системы социальной защиты работников организаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические основы системы социальной защиты
работников организации……………………………………………………….7
1.1. Социальная защита населения и социальная защита работников организации: общие подходы и различия…………………………………………. 7
1.2. Социальная защита как способ мотивации работников в современных условиях ………………………………………………………………………………… 13
1.3. Факторы, влияющие на социальную защищенность работников в организации……………………………………………………………………………………..18

Глава 2. Современные проблемы совершенствования системы социальной защиты работников организации (на примере работников Министерства экономики Республики Дагестан)………………………………………………… 22
2.1. Общая характеристика Министерства экономики РД………………… 22
2.2. Анализ и проблемы совершенствования системы социальной защиты работников Министерства экономики РД………………………………………………27

Глава 3. Приоритетные направления совершенствования системы социальной защиты работников организации в современных условиях…………..48
3.1. Нормативно-правовые основы механизма обеспечения системы социальной защиты работников организации…………………………………………………48
3.2. Зарубежный опыт системы обеспечения социальной защиты работников организации и возможность его адаптации в современных условиях……………..56
3.3. Основные направления совершенствования системы социальной защиты работников организации …………………………………………………………….,.60
Заключение………………………………………………………………….......74
Литература………………………………………………………………………77

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование системы социальной защиты работников организации (На примере Министерства экономики).doc

— 416.00 Кб (Скачать документ)

Итак, социальная защита – это система мер законодательного, социально-экономического и морально-психологического характера, связанных с минимизацией влияния факторов снижающих качество жизни.

Социальная защита работников организаций включает в себя следующие направления:

- создание условий  для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;

-   обеспечение безопасных  условий труда для работников  и доступа граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;

-  обеспечение работников  и членов их семей прожиточным  минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, смерть кормильца.

Обеспечение предприятием данных условий является мощным стимулом для эффективной работы персонала, поскольку удовлетворяет не только первичные потребности работников, но и вторичные (экзистенциальные и социальные).

1.3. Факторы, влияющие на социальную защищенность работников организации

Социальная защита во многом зависит от того, как эффективно взаимодействуют политические, экономические и социальные факторы, формирующие пространство жизнедеятельности людей. Политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную структуру государства и общества. Экономические (материально-вещественные) факторы определяют уровень материального благосостояния страны и ее населения. Социальные факторы (социально-психологические, морально-этические, религиозные компоненты жизнедеятельности) - степень гармонизации отношений между государством, обществом и индивидом.

В рыночной экономике  эгоистические побуждения предпринимателей к получению максимально возможной прибыли определяют существующую тенденцию к минимизации издержек производства, включая заработную плату и социальные выплаты. Данная тенденция вне рамок внешних ограничителей и регуляторов приводит к ухудшению материального положения наемного персонала, а крайние ее формы ведут к деградации условий жизнедеятельности работников и членов их семей. Противостояние эгоистическим интересам предпринимателей, удержание на приемлемом уровне социального положения зависимых (а, следовательно, уязвимых) наемных работников является одной из основных политических функций государства. Целеполагающий смысл этой функции состоит в обеспечении устойчивого и динамичного развития общества, что предполагает сбалансированный учет интересов всех слоев и классов общества как целостного социального образования. В этой связи перераспределение ВВП - важное средство улучшения положения наименее защищенных групп населения.

Критериями эффективности  функционирования государства являются показатели материального положения населения, продолжительность жизни граждан, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявлений социального иждивенчества.

Необходимость гармонизации различных интересов наглядно видна при анализе трудовых отношений, в которых переплетены интересы, общие для работодателей и работников (по поводу необходимости обеспечения непрерывного процесса производства как основы их материального благополучия) и противоречащие друг другу:

- работодатель заинтересован в повышении прибыли (за счет экономии материальных и трудовых ресурсов);

- наемный работник - в  безопасных условиях труда, достойной  зарплате, приемлемой трудовой нагрузке и т.п.

В Конституции Российской Федерации сформулированы основные положения в области социальной защиты граждан. В частности, в ст.7 сказано: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированная минимальная  оплата труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Таким образом, конституционное, трудовое и социальное право представляют собой, по существу, национальную доктрину социальной защиты. Подобной точки зрения придерживается и аналитики, которые считают, что развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю.

В соответствии с имеющимися базовыми положениями международных документов, отечественной законодательной базой в рассматриваемой области можно выделить важнейшие принципы социальной защиты работников:

- социальная ответственность  общества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности;

  -   социальная  справедливость в области трудовых отношений - равное вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве,

-   всеобщий и  обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества,

-   минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации, обеспечение безопасности и достижение социального согласия в обществе по поводу установления уровней профессиональных и социальных рисков, социальных гарантий по их минимизации и компенсации;

- многосубъектность социальной  защиты, субъектами которой должны  выступать государство (в лице министерств и ведомств), работодатели, профессиональные ассоциации и объединения (товарищества по страхованию), региональные органы управления;

-  государственные  гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

- заинтересованность  всех основных субъектов защиты (государства, предпринимателей, товариществ социального страхования и широкого круга профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании соответствующих систем;

-   солидарность  всех субъектов социальной защиты  на основе «социальных договоров», касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

-  экономическая и  социальная свобода работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями профессиональных и социальных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциации, т.е. право объединяться в профессиональные союзы, товарищества и другие подобные организации в целях защиты своих прав;

- личная ответственность  работников за сохранение своего здоровья и работоспособности, правильный выбор профессии, места работы с определенными уровнями профессионального и социального рисков;

-  многоуровневость  и разноадресность способов социальной  защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп, что позволяет реализовать дифференцированный подход к разным категориям защищаемых;

- многоаспектность и  разнонаправленность мер социальной  защиты. Объектами социальной защиты должны стать персонифицированные работник, а опосредованно - условия и оплата их труда, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты трудоспособности и реабилитационные услуги [3].

Таким образом, резюмируя  вышесказанное, можно сделать вывод о том, что социальная защита является системой мер, осуществляемых как государством, так и предпринимателями. Для первого наличие социальной защищенности является критерием эффективного функционирования, поскольку, от того, на сколько защищено общество, зависит благосостояние государства, степень конфликтности и степень уязвимости со стороны внешней среды. Для предпринимателя социальная защита необходима как один из способов мотивирования труда, поскольку позволяет удовлетворить не только физиологические, но и экзистенциальные, социальные потребности.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современные проблемы совершенствования системы социальной защиты работников организации (на примере работников Министерства экономики Республики Дагестан)

2.1. Общая характеристика Министерства экономики РД

Министерство экономики  Республики Дагестан (далее - Минэкономики РД) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой политики в области социально-экономического развития Республики Дагестан.

Государственный комитет по экономике был переименован  в Министерство экономики РД  28 июля 1986 года, постановлением совета министров ДАССР.

Местонахождение: р. Дагестан, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 67.

Организационную структуру  Минэкономики РД можно представить в виде достаточно разветвленной функциональной структуры.

Минэкономики РД осуществляет свои полномочия во взаимодействии с  республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Минэкономики РД в  своей деятельности руководствуется Конституциями Российской Федерации и Республики Дагестан, федеральными законами и законами Республики Дагестан, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, указами и постановлениями Государственного Совета Республики Дагестан, распоряжениями Председателя Государственного Совета Республики Дагестан, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Дагестан, а также настоящим Положением.

Основными задачами Минэкономики РД являются:

- разработка стратегии социально-экономического развития республики, системы мер государственного воздействия на развитие экономики, в том числе по эффективному использованию производственного и научного потенциала, природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов республики;

- проведение анализа  социально-экономического положения  и разработка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития Республики Дагестан и определение на этой основе принципов и методов регулирования в социально-экономической сфере;

- определение приоритетных  направлений развития экономики  республики;

- определение инвестиционной  политики в социальной и производственной сфере экономики, регулирование этой деятельности;

- разработка комплексных  мер по привлечению инвестиций, в том числе иностранных в экономику Республики Дагестан;

- подготовка предложений  по увеличению доходов республиканского  бюджета РД за счет внешних и внутренних источников;

- реализация Президентской  программы по подготовке управленческих кадров для народно-хозяйственного комплекса Республики Дагестан.

В соответствии с возложенными на него задачами Минэкономики РД выполняет следующие функции:

- разрабатывает с участием  заинтересованных республиканских  органов исполнительной власти, органов местного самоуправления прогнозы социально-экономического развития Республики Дагестан, районов и городов, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;

- разрабатывает проекты  программ и планов деятельности Правительства РД по социально-экономическому развитию республики, а также прогнозные и аналитические материалы по вопросам институциональных преобразований;

-разрабатывает и вносит  в Правительство РД проекты  законодательных и иных нормативных  правовых актов, а также разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения о совершенствовании законодательства Республики Дагестан по вопросам, отнесенным к ведению Министерства;

- разрабатывает сводный  финансовый баланс по Республике  Дагестан, предложения об основных показателях республиканского и консолидированного бюджетов Республики Дагестан;

-проводит анализ, оценку  и отбор инвестиционных проектов  для участия в конкурсах по размещению средств Бюджета развития Республики Дагестан;

- анализирует ценовую ситуацию в республике, обеспечивает контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования предприятиями и организациями независимо от форм собственности, согласовывает цены и тарифы в пределах своей компетенции;

- разрабатывает прогноз объемов и структуры государственных закупок и поставок продукции, закупаемой для государственных нужд за счет средств республиканского бюджета РД и внебюджетных источников финансирования;

- участвует в разработке  государственной политики по  вопросам несостоятельности и финансового оздоровления;

- участвует в формировании  государственной политики приватизации  и управления республиканским  имуществом;

Информация о работе Совершенствование системы социальной защиты работников организации