Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:38, дипломная работа
Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты работников организации, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты работников организаций, а также разработка комплекса мероприятий, направленных на совершенствование системы социальной защиты работников организаций.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы системы социальной защиты
работников организации……………………………………………………….7
1.1. Социальная защита населения и социальная защита работников организации: общие подходы и различия…………………………………………. 7
1.2. Социальная защита как способ мотивации работников в современных условиях ………………………………………………………………………………… 13
1.3. Факторы, влияющие на социальную защищенность работников в организации……………………………………………………………………………………..18
Глава 2. Современные проблемы совершенствования системы социальной защиты работников организации (на примере работников Министерства экономики Республики Дагестан)………………………………………………… 22
2.1. Общая характеристика Министерства экономики РД………………… 22
2.2. Анализ и проблемы совершенствования системы социальной защиты работников Министерства экономики РД………………………………………………27
Глава 3. Приоритетные направления совершенствования системы социальной защиты работников организации в современных условиях…………..48
3.1. Нормативно-правовые основы механизма обеспечения системы социальной защиты работников организации…………………………………………………48
3.2. Зарубежный опыт системы обеспечения социальной защиты работников организации и возможность его адаптации в современных условиях……………..56
3.3. Основные направления совершенствования системы социальной защиты работников организации …………………………………………………………….,.60
Заключение………………………………………………………………….......74
Литература………………………………………………………………………77
- подготавливает с
участием заинтересованных
- вносит в установленном
порядке предложения по
- участвует в разработке
мероприятий по развитию
-участвует в разработке
и реализации социальной
- участвует в разработке
предложений по
Минэкономики РД на основе комплексного анализа функционирования экономики подготавливает ежегодные доклады о социально-экономической ситуации в республике и степени достижения долгосрочных и текущих целей экономической политики, расширении налогооблагаемой базы и увеличении бюджетных поступлений, обзоры тенденций и динамики развития экономики республики и ее отраслей, состояния социальной обстановки в республике с предложениями по решению возникающих социально-экономических проблем, применению законодательства в части, входящей в его компетенцию, разрабатывает предложения, доклады; проекты нормативных правовых актов и другие документы по вопросам, относящимся к его функциональным обязанностям, и вносит их в Правительство РД.
Минэкономики РД для выполнения своих функций имеет право:
- запрашивать в установленном
порядке у республиканских
-издавать в установленном
порядке в пределах своей
- привлекать в установленном порядке экспертов, заключать договоры с организациями и гражданами для выполнения работ;
- рассматривать дела о нарушениях установленного порядка ценообразования и принимать по ним решения;
- осуществлять методическое руководство и координировать работу министерств и ведомств РД, администраций районов и городов Республики Дагестан по прогнозной оценке развития отраслей народного хозяйства, разработке и выполнению государственных программ, осуществлению экономической реформы, расширению финансовой и налоговой базы, форм и методов управления;
- проводить в установленном порядке документальные и иные проверки органов, находящихся в его ведении;
- учреждать печатные
издания и осуществлять в
Минэкономики РД осуществляет меры по социальной защите, улучшению условий труда, жилищных, культурно-бытовых условий и по медицинскому обслуживанию работников Министерства.
Организация деятельности
Минэкономики РД возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Государственным Советом РД по предложению Председателя Правительства РД.
Управление осуществляется по типу «сверху - вниз».
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РД. Количество заместителей Министра устанавливается Правительством РД.
Министр:
- руководит деятельностью министерства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций;
- издает приказы и распоряжения, подлежащие обязательному исполнению работниками министерства, а также органами, находящимися в его ведении;
- распределяет обязанности между заместителями Министра;
- устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителей структурных подразделений Министерства;
- утверждает штатное расписание аппарата Министерства в пределах установленных Правительством РД предельной численности и фонда оплаты труда работников;
- назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников аппарата Министерства;
- утверждает положения о структурных подразделениях аппарата Министерства;
- представляет к награждению
государственными наградами
Министр в праве делегировать отдельные предоставленные ему полномочия подчиненным должностным лицам, кроме относящихся к исключительной компетенции министра.
В Минэкономики РД образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра (по должности), руководителей структурных подразделений министерства. В состав коллегии могут включаться ответственные работники других республиканских органов исполнительной власти, ученые, другие специалисты народного хозяйства республики.
Для рассмотрения важнейших
проблем социально-
Расходы на содержание аппарата Минэкономики РД осуществляются из республиканского бюджета РД за счет средств, направляемых на содержание органов исполнительной власти Республики Дагестан.
Минэкономики РД является юридическим лицом, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Республики Дагестан и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
2.2. Анализ и проблемы совершенствования системы социальной защиты работников Министерства экономики
Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в целом стремительно меняют социальный облик общества, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. И только адекватная кадровая политика министерств и ведомств Республики Дагестан, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.
В современных рыночных условиях задачи, стоящие перед Министерством экономики РД не отодвинули работу с людьми, с коллективом на задний план. В этой связи одной из приоритетных задач кадровой политики Министерства экономики можно считать создание системы социальной защиты работников и приоритетные направления ее совершенствования.
Конечно, трудно говорить о социальной защите работников Министерства, где свыше сорока процентов населения живет за чертой бедности и нуждаются в социальной поддержке государства. Но, с нашей позиции, актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности работников организаций в целом и государственных служащих, в частности, создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеном государства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законные интересы человека в этой стране.
В Республике Дагестан переход к рыночным отношениям чрезвычайно обострил, прежде всего, социальные проблемы и привел к снижению уровня жизни населения, тогда как именно в этой категории фокусируются все усилия и результаты деятельности органов власти республики в области социальной защиты. Дагестан столкнулся с проблемами, в том числе и в трудовых отношениях. Работодатели выдвигают более жесткие требования к исполнительской дисциплине к качеству труда, а также ратуют за облегчение процедуры увольнения работников и уменьшение социальных обязательств перед ними. Интерес же работников состоит в увеличении (либо сохранении) объема гарантий и льгот, в ограничении свободы работодателя при найме и увольнениях, в расширении государственного надзора за соблюдением прав в сфере труда. Среди ряда основных проблем, препятствующих совершенствованию социальной защиты работников организаций в целом в Республике Дагестан можно отметить следующие. По нашему мнению, одной из главных проблем является теневая занятость. Наиболее распространены следующие формы нарушения трудового законодательства: прием на работу по устной договоренности, сокрытие от налогообложения части или даже всего заработка, неоплата (неодобрение) отпуска или больничных листов, а также ситуация, когда трудовая книжка находится не в том месте, где человек работает. Факты свидетельствует о том, что чуть меньше половины работников в целом не имеют гарантий в социальной защите, основания для судебных разбирательств в случаях нарушения своих прав.[1].
Даже на государственных предприятиях не обеспечивается соблюдение всех прав работающих, в том числе недостаточны меры по совершенствованию социальной защищенности. Причины данной ситуации вероятно в наличии теневой занятости, следствием чего является неуплаченные налоги, как со стороны работника, так и со стороны предприятия. Результатом чего является низкая оплата труда работников бюджетной сферы. Доходы работников максимально приближены к минимуму.[10].
Низкий уровень оплаты труда и связанная с этим неудовлетворительная структура расходов населения тормозит проведение реформ в социальной сфере, так как основная часть заработка (до 80 %) расходуется на питание и покупку потребительских товаров, а оставшаяся часть недостаточна для оплаты жилья, медицинских и других услуг. Одной из важных социальных гарантий в области оплаты труда является минимальная заработная плата. Основой определения минимальной заработной платы в развитых странах является прожиточный минимум, ниже него она не устанавливается. Прожиточный минимум, можно сказать, является красной чертой для измерения бедности, оказавшись за которой человек не может обеспечить на свой доход даже самые насущные потребности, минимально необходимые для сохранения здоровья и своей жизнедеятельности, особенно в продуктах питания. Минимальная зарплата, по сути, не является в России социальной гарантией, что находится в прямом противоречии с Конституцией.[5].
Заработная плата - это доход, формирующий основной совокупный платежеспособный спрос населения, определяющий структуру и динамику производства. Поэтому падение уровня зарплаты вызывает сжатие внутреннего рынка и дальнейшее сокращение производства. Уменьшается и налоговая база, а значит, сокращаются бюджетные поступления, что ограничивает возможности государства в решении как социальных, так и инвестиционных задач. Необходимо, следовательно, и в макроэкономическом плане использовать воспроизводственную и стимулирующую функции заработной платы, для чего необходимо снять налоговые ограничения на ее рост, исключить использование теневой занятости.
Изменения в экономической и политической системах принесли как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, внесли значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека, то есть снизили уровень социальной защищенности. Таким образом, возникла вторая по значимости социальная проблема - проблема подготовки и переподготовки кадров. Многие работники находятся под угрозой увольнения или потери достигнутого социального статуса в результате структурной перестройки экономики. Большинство из них нуждается в активной социальной защите, основными составляющими которой является создание новых рабочих мест и опережающая переподготовка кадров.
В индустриально развитых странах социальная защита работающих в форме профессионального обучения осуществляется в рамках целевых государственных и региональных программ обеспечения качества рабочей силы. Такие программы крайне необходимы российской экономике, но в настоящее время, к сожалению, полностью отсутствует механизм их формирования, нет финансового, правового и информационного обеспечения. Несомненно, убыточные организации не в состоянии использовать профессиональную переподготовку кадров как средство социальной защиты высвобождаемых работников. Однако данные социологических исследований РАН свидетельствуют, что при избыточном количестве персонала более 10% на каждом пятом рентабельном промышленном предприятии руководство не стремится вкладывать средства в переподготовку кадров. По данным Минтруда РФ, количество рабочих, переподготовленных, обученных второй профессии или повысивших квалификацию до 2006 года включительно остается существенно ниже уровня 1990 года.
Не менее важной проблемой является то, что механизмы экономического управления поведением работодателей в области охраны труда не действенны на уровне малых предприятий, которые не включены в отраслевую систему управления охраной труда. По данным Госкомстата России, в 2006 году в условиях, не отвечающих системе санитарно-гигиенических критериев, трудились: в отраслях промышленности – 21,3% занятых, в строительстве – 9,9%, на транспорте – 11,2%. Около половины работающих во вредных и опасных условиях – женщины, при этом намечается тенденция к замещению мужского труда женским в тех профессиях, где условия труда, как правило, не удовлетворяют указанным критериям. Численность занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в основных отраслях экономики РФ за последние годы растет. Если в 2000г. в таких условиях трудились 17,1% общего числа занятых, то в 2006 г. – 18,1%. Доля пострадавших от несчастных случаев со смертельным исходом на малых предприятиях имеет не только явно выраженную тенденцию к росту, но и значительно (в среднем в 2 раза) превышает соответствующие значения для крупных и средних предприятий (таблица 1)..[6].
Информация о работе Совершенствование системы социальной защиты работников организации